Организационные подходы к открытию к аптеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:04, реферат

Краткое описание

Фармацевтический рынок России является одним из быстрорастущих в мире. Объем фарм. Рынка в 2009 году составил 14,3 млрд. долл. (с НДС) в ценах конечного потребления, и рост к предыдущему году был на уровне 16%. Такие высокие показатели позволили России занять 11-ое место среди ведущих фармацевтических рынков планеты.

Содержание

Введение 3
1 Организационные аспекты аптечной организации 4
1.1 Статус аптечной организации. Аптечная организация как учреждение здравоохранения и как торговая организация 4
1.2 Виды аптечных учреждений. Задачи и функции аптечных организаций 6
1.3 Государственное регулирование обращения лекарственных средств 12
2 Лицензирование деятельности в сфере обращения лекарственных средств 14
2.1 Виды деятельности, подлежащие лицензированию и имеющие отношение к сфере обращения лекарственных средств и других видов продукции, реализуемые через фармацевтические организации 14
2.2 Лицензирование отдельных видов деятельности на территории РФ 18
2.3 Лицензирование фармацевтической деятельности 22
3 Организация работы аптеки готовых лекарственных форм 33
3.1 Требования, предъявляемые к составу помещений, оснащению и оборудованию аптек 33
3.2 Организация хранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения 36
3.3 Организация работы сотрудников 40
3.4 Организация обеспечения качества лекарственных средств в аптеке 44
Заключение 46
Список литературы 47

Вложенные файлы: 1 файл

4843. Курсовая Организационные подходы к открытию аптеки Итог.doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

При разработке должностных инструкций для аптечного предприятия необходимо руководствоваться Отраслевым стандартом17. В разделе VIII документа изложены требования к персоналу аптечных организаций, которые необходимо учитывать при разработке инструкций.

При разработке должностных инструкций для работников аптеки рекомендуется также изучить такие документы, как приказ Минздрава СССР от 30.12.76 г. № 1255 "Об утверждении номенклатуры должностей фармацевтических работников и положений об отдельных учреждениях и должностях работников аптечных учреждений" и Методические рекомендации по составлению функционально-должностных инструкций для аптечных работников18, в которых учтена специфика работы аптечного предприятия.

При оформлении должностных инструкций необходимо также помнить о том, что составленный документ должен иметь унифицированную форму и структуру текста.

Должностные инструкции должны обеспечивать рациональное распределение профессиональных обязанностей между всеми работниками предприятия, четко и однозначно определять права и ответственность, которыми наделяется каждый исполнитель на определенном участке работы с учетом его знаний, сложившихся условий труда и потребностей аптечного учреждения.

Структура и содержание должностной  инструкции

Должностная инструкция может включать следующие разделы:

1. Общие положения.

2. Функции работника.

3. Должностные обязанности.

4. Права.

5. Взаимоотношения (связи по  должности).

6. Ответственность работника за  полученный участок работы.

Текст должностной инструкции, являющейся локальным актом организации, принято обязательно «разбивать» на пункты для удобства восприятия. Должностные инструкции в обязательном порядке утверждаются. Как правило, это делает руководитель организации. Вопросы согласования текстов должностных инструкций с определенными должностными лицами решаются индивидуально в каждом аптечном предприятии в зависимости от его структуры, штатного состава и сложившихся традиций. Во многих организациях должностные инструкции согласовываются с юристами.

Должностные инструкции доводятся  до работников аптечного предприятия под расписку оформлением визы ознакомления, включающей: личную подпись работника, ее расшифровку и дату ознакомления. В случае отказа работника от визирования должностной инструкции составляется акт об отказе от визирования в присутствии не менее двух незаинтересованных свидетелей.

Текст должностной инструкции рекомендуется  выдать сотруднику, что также фиксируется надписью «Копия инструкции получена на руки», затем ставится дата и подпись.

Для внесения изменений и дополнений в должностные инструкции издается соответствующий приказ руководителя организации, который доводится до работников под расписку. Необходимость в издании такого приказа возникает в ситуации перераспределения функций и должностных обязанностей, при реорганизациях, сокращении штатов и т.д. Кроме того, должностные инструкции должны быть заменены и заново утверждены в следующих случаях:

- при изменении наименования  аптечного предприятия или его  структурного подразделения;

- при изменении наименования  должностей;

- при увольнении прежнего работника и замене его другим.

Каждое аптечное предприятие при  разработке должностных инструкций для своих сотрудников должно исходить их конкретных особенностей работы предприятия и его структурных  подразделений. Такой подход позволит обеспечить оптимальную организацию труда, рациональную расстановку и использование кадров, повысить ответственность каждого аптечного работника за качество и результаты труда. 19

В целях получения дополнительных знаний, умений и практических навыков у сотрудников, необходимых для осуществления самостоятельной профессиональной деятельности с ними осуществляется профессиональная переподготовка и повышение квалификации. Правила организации совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования по специальностям группы "Здравоохранение", занимающихся или претендующих на занятие медицинской или фармацевтической деятельностью определяются Порядком совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 9 декабря 2008 г. № 705н. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов проводится образовательными учреждениями высшего и дополнительного профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию, по образовательным программам, учитывающим имеющийся по всем разделам специальности уровень знаний, умений, практических навыков и результаты вступительных испытаний. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения при наступлении очередного пятилетнего срока дополнительного профессионального образования.

Обучение проводится:

- для специалистов, имеющих стаж работы по специальности 10 лет и более, по образовательным программам повышения квалификации. Нормативный срок обучения составляет от 100 до 500 часов аудиторных занятий.

- для специалистов, имеющих стаж работы по специальности от 5 до 10 лет, по образовательным программам профессиональной переподготовки. Нормативный срок обучения составляет свыше 500 часов аудиторных занятий.

- для специалистов, имеющих стаж работы менее 5 лет, в соответствии с требованиями, определенными приказом Минздравсоцразвития России от 11 марта 2008 г.  
№ 112н "О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации".

3.4. Организация обеспечения качества лекарственных средств  в аптеке

Входной контроль

Для проведения входного контроля предпринимателю  следует назначить лицо, которое будет отвечать за качество лекарственных средств, которые поступают к аптеке (уполномоченное лицо). О профессиональных требованиях относительно такого лица уже было отмечено выше. Фамилию, контактный телефон и форму связи (телефон, факс, электронная почта) такого лица следует сообщить территориальной инспекции по контролю качества лекарственных средств. К компетенции уполномоченного лица отнесено подготовку и оформление выводов относительно результатов входного контроля качества серий лекарственных средств с пометкой о передаче их для реализации.

Главными обязанностями  уполномоченного лица являются:

- проверка лекарственных средств, которые поступают к аптеке, и сопроводительных документов – накладных (с обязательным указанием наименования, дозирования, врачебной формы, номера серии, количества, названия производителя), сертификатов качества производителя, данных о регистрационном статусе лекарственного средства, данных реквизитов лицензии поставщика;

- оформление выводов входного контроля качества лекарственных средств;

- ведение реестра лекарственных средств, которые поступили к аптеке;

- проверка наличия в аптеке некачественных и фальсифицированных серий лекарственных средств по информации территориальной инспекции по контролю качества лекарственных средств;

- сообщение территориальной инспекции по контролю качества лекарственных средств о выявленных некачественных и фальсифицированных лекарственных средств или относительно которых есть подозрение относительно их качества. Прекращение торговли такими лекарственными средствами;

- согласование внутреннего порядка обращения лекарственных средств.

Теперь поговорим более подробно о собственно порядке проведение входного контроля качества лекарственных средств, которые поступают в аптеки.

Закупать и получать лекарственные  средства следует только у субъектов, которые имеют действующие лицензии на право оптовой торговли. Копии таких лицензий добавляются к договорам о поставке и хранятся (не меньше 3 лет) у заведующего аптеки или уполномоченного лица со всем комплектом документов.

Полученные аптекой лекарственные  средства должны пройти визуальный контроль уполномоченным лицом. До получения письменного вывода уполномоченного лица торговля полученными лекарственными средствами запрещается.

Уполномоченное лицо проверяет  соответствие полученных лекарственных  средств с сопроводительными документами относительно количества, дозирования, номеров серий, сроков пригодности, регистрационного статуса, наименования, врачебной формы, производителя. Каждая серия лекарственных средств должна сопровождаться сертификатом качества, который предоставляется производителем, засвидетельствованный печатью последнего поставщика.

В случае позитивного  результата входного контроля уполномоченное лицо передает полученные серии лекарственных средств на реализацию.

При негативном результате уполномоченное лицо составляет акт о выявленных дефектах, что является основанием для возвращения партии поставщику. Копия акта подается в территориальную инспекцию по контролю качества лекарственных средств.

Если относительно качества лекарственных  средств, при проведении визуального контроля возникли сомнения, уполномоченное лицо должно отобрать образцы лекарственных средств, которые вызывают сомнения, и направить их в территориальную инспекцию для прохождения лабораторных исследований. На время проведения таких исследований, к окончательному решению вопроса относительно их качества, серия лекарственных средств, которые вызывают сомнение, находится на карантине, изолировано от других лекарственных средств, с обозначением «Торговля запрещена к отдельному распоряжению».

3.5. Организация делопроизводства в аптеке

В аптечных учреждениях обязаны  находиться на доступном для посетителей  месте региональные нормативные  документы, утверждающие торговые надбавки на лекарственные средства и перечень ЖНВЛС, чтобы посетители могли сравнить установленные законом цены с теми, что указаны на прилавках. Кроме того в аптеке должны быть:

 

  • ФЗ «Об обращении лекарственных средств» ФЗ-61 от 12.04.2010;
  • ФЗ «О защите прав потребителей» ФЗ-2300-1 от 07.02.1992;
  • Инструкция о порядке хранения и обращения в фармацевтических (аптечных) организациях с лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, обладающими огнеопасными и взрывоопасными свойствами: введена в действие приказом Минздрава РФ от 05.11.1997 г. №318;
  • Инструкция по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения: введена в действие приказом Минздрава РФ от 13.11.1997 г. №377;
  • Отраслевой стандарт «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения»: введен в действие приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 г. № 80;
  • Журнал учета лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету;
  • Журнал регистрации наркотических средств и психотропных веществ;
  • Отчеты о расходе и остатках наркотических средств и психотропных веществ  (квартальный или за полугодие);
  • Журнал учета лабораторных и лабораторно-фасовочных работ;
  • Справки о дооценке и уценке по лабораторно-фасовочным работам;
  • Журнал учета расхода медицинских  товаров на хозяйственные нужды;
  • Требования на наркотические средства и психотропные вещества;
  • Товарно-транспортные накладные, внутренние накладные на перемещение товара;
  • Журнал учета рецептуры;
  • Журнал учета оптового отпуска и расчетов с покупателями;
  • Товарные отчеты материально-ответственных лиц;
  • Отчеты аптеки;
  • Журнал кассира-операциониста и кассовый отчет;
  • Акты снятия денег в кассе;
  • Инвентаризационные ведомости;
  • Расчеты нормы естественной убыли (по сумме товара и весовых веществ, подлежащих предметно-количественному учету);
  • Акты результатов инвентаризации;
  • Акты о порче, бое, браке товарно-материальных ценностей;
  • Акты об уничтожении пришедших в негодность  товарно-материальных ценностей.

 

 

 

Заключение

Фармацевтическая отрасль является одной из отраслей системы здравоохранения (наряду с лечебно-профилактической, охраной здоровья материнства и детства, санитарно-протовоэпидемической, медицинского образования и науки, санаторно-курортного дела, патологоанатомической, судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, обязательного медицинского страхования). Организации, представляющие фармацевтическую отрасль, относятся к важным субъектам фармацевтического рынка и могут быть государственными, муниципальными и частными. В настоящее время значительную долю оптовых и розничных аптечных организаций составляют частные фармацевтические фирмы.

Управление фармацевтической службой, как и всей системой здравоохранения, осуществляется на общегосударственном  уровне и на уровне территорий и  отдельных организаций. Поэтому можно выделить следующие уровни управления здравоохранением и фармацевтической службой: стратегический (федеральный и субъектов Федерации); тактический (местных органов власти); оперативный (отдельных организаций, предприятий и учреждений).

В данной работе были проанализированы главные аспекты работы аптечных учреждений, нормативной базы.

 

Список литературы

1. Об обращении лекарственных средств: Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ / Консультант Плюс: Версия Медицина Фармацевтика, 1992-2010 (электронный документ).

2. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. №33 (ч.1). Ст. 3430

3. Инструкция о порядке хранения  и обращения в фармацевтических (аптечных) организациях с лекарственными  средствами и изделиями медицинского назначения, обладающими огнеопасными и взрывоопасными свойствами: введена в действие приказом Минздрава РФ от 05.11.1997 г. №318 / Консультант Плюс: Версия Медицина Фармацевтика, 1992-2002 (электронный документ).

4. Инструкция по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения: введена в действие приказом Минздрава РФ от 13.11.1997 г. №377 / Консультант Плюс: Версия Медицина Фармацевтика, 1992-2002 (электронный документ).

5. Веснин В.Р. Практический менеджмент  персонала. М., 2003

6. Дорофеева В.В. Влияние потребительского  поведения на эффективность деятельности аптечной организации // Аптечная сеть России: Тезисы докладов. М., 2005. С. 46-47

7. Дорофеева В.В. Организация торгового зала аптеки // Аптечная сеть России: Сб. докладов. М., 2000. С. 100-106

Информация о работе Организационные подходы к открытию к аптеки