Организационные подходы к открытию к аптеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:04, реферат

Краткое описание

Фармацевтический рынок России является одним из быстрорастущих в мире. Объем фарм. Рынка в 2009 году составил 14,3 млрд. долл. (с НДС) в ценах конечного потребления, и рост к предыдущему году был на уровне 16%. Такие высокие показатели позволили России занять 11-ое место среди ведущих фармацевтических рынков планеты.

Содержание

Введение 3
1 Организационные аспекты аптечной организации 4
1.1 Статус аптечной организации. Аптечная организация как учреждение здравоохранения и как торговая организация 4
1.2 Виды аптечных учреждений. Задачи и функции аптечных организаций 6
1.3 Государственное регулирование обращения лекарственных средств 12
2 Лицензирование деятельности в сфере обращения лекарственных средств 14
2.1 Виды деятельности, подлежащие лицензированию и имеющие отношение к сфере обращения лекарственных средств и других видов продукции, реализуемые через фармацевтические организации 14
2.2 Лицензирование отдельных видов деятельности на территории РФ 18
2.3 Лицензирование фармацевтической деятельности 22
3 Организация работы аптеки готовых лекарственных форм 33
3.1 Требования, предъявляемые к составу помещений, оснащению и оборудованию аптек 33
3.2 Организация хранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения 36
3.3 Организация работы сотрудников 40
3.4 Организация обеспечения качества лекарственных средств в аптеке 44
Заключение 46
Список литературы 47

Вложенные файлы: 1 файл

4843. Курсовая Организационные подходы к открытию аптеки Итог.doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

Помещение для хранения лекарственных  средств и изделий медицинского назначения должно быть оснащено специальным оборудованием, позволяющим обеспечить их хранение и надлежащую сохранность с учетом физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств, а также требований стандартов качества лекарственных средств и Государственной фармакопеи РФ, а именно:

  • шкафами, стеллажами, поддонами для хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также запирающимися металлическими шкафами и сейфами для хранения отдельных групп лекарственных препаратов;
  • холодильниками для хранения термолабильных лекарственных средств;
  • приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами или психрометрами), которые размещают на внутренней стене помещения вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5–1,7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от дверей;
  • моющими и дезинфицирующими средствами для обеспечения санитарного режима.

Оборудование должно быть устойчивым к воздействию влажной уборки с использованием дезинфицирующих средств и отвечать санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям техники безопасности и охраны труда.

Общие требования к хранению лекарственных средств и изделий  медицинского назначения

Лекарственные средства и изделия  медицинского назначения в отделениях должны храниться в запирающихся шкафах, с обязательным делением на группы: «Наружные», «Внутренние», «Инъекционные», «Глазные капли» и др. Кроме того, в каждом отделении шкафа (например «Внутренние») должно быть разделение лекарственных средств на таблетки, микстуры и т. д.; порошки и таблетки хранятся, как правило, на верхней полке, а растворы – на нижней.

Хранение готовых лекарственных  средств должно осуществляться с  соблюдением внешних условий (режимов  температуры, влажности, освещенности), указанных предприятием-производителем в инструкции к препарату, и общих требований. Все готовые лекарственные средства должны укладываться и устанавливаться в оригинальной промышленной или аптечной упаковке этикеткой (маркировкой) наружу.

Лекарственные средства, относящиеся  к спискам «А» и «Б» (независимо от лекарственной формы), хранятся изолированно, в запирающихся металлических шкафах под замком (список «А») и в деревянных шкафах под замком (список «Б»). На внутренней стороне дверок шкафов должны быть соответствующие надписи («А» или «Б») и соответствующие перечни препаратов с указанием высших разовых и суточных доз.

Таблетки и драже хранят отдельно от других лекарственных средств  в сухом и, если это необходимо, защищенном от света месте.

Лекарственные формы для инъекций следует хранить в прохладном, защищенном от света месте в отдельном шкафу (или отделении шкафа).

Жидкие лекарственные формы (сиропы, настойки) должны храниться в защищенном от света месте.

Плазмозамещающие растворы хранят изолированно в прохладном, защищенном от света месте. Мази, линименты хранят в прохладном, защищенном от света месте, в плотно укупоренной таре. Препараты, содержащие летучие и термолабильные вещества, хранят при температуре не выше +10°С.

Суппозитории хранятся в сухом, прохладном, защищенном от света месте.

Хранение большинства лекарственных средств в аэрозольных упаковках должно осуществляться при температуре от +3 до +20°С в сухом, защищенном от света месте, вдали от отопительных приборов. Аэрозольные упаковки следует оберегать от ударов и механических повреждений.

Настои, отвары, эмульсии, сыворотки, вакцины, органопрепараты, растворы, содержащие бензилпенициллин, глюкозу и т. п., хранятся только в холодильниках (+2 – +10°С).

Иммунобиологические препараты следует  хранить раздельно по наименованиям  при температуре, указанной для  каждого наименования на этикетке или в инструкции по применению. Иммунобиологические препараты одного и того же наименования хранят по сериям с учетом срока годности.

Лекарственное растительное сырье  должно храниться в сухом, хорошо вентилируемом помещении.

Для пахучих и красящих веществ должен быть выделен отдельный шкаф.

Хранение лекарственных средств  в операционной, перевязочной, процедурной  организуется в инструментальных остекленных шкафах или на хирургических столиках. Каждый флакон, банка, упаковка, содержащие лекарственное средство, должны иметь соответствующую этикетку.

Наркотические средства и психотропные вещества, сильнодействующие и ядовитые вещества должны храниться в сейфах. В технически укрепленных помещениях допускается хранить наркотические средства и психотропные вещества в металлических шкафах. Сейфы (металлические шкафы) должны находиться в закрытом состоянии. После окончания рабочего дня они должны опечатываться или пломбироваться. Ключи от сейфов, печать и пломбир должны хранить при себе материально ответственные лица, уполномоченные на то приказом главного врача учреждения здравоохранения.

Наркотические средства и психотропные вещества, сильнодействующие и ядовитые вещества, полученные сменным медицинским персоналом, должны храниться в прикрепленном к полу или стене закрытом и опечатанном сейфе в специально отведенном помещении.

На внутренней стороне дверцы сейфа  размещается перечень наркотических  средств и психотропных веществ  с указанием высших разовых и  суточных доз. Наркотические средства и психотропные вещества для парентерального, внутреннего и наружного применения должны храниться раздельно.

Ответственными за организацию  хранения и выдачу больным наркотических  средств и психотропных веществ  являются руководитель ЛПУ или его  заместители, а также лица, уполномоченные на то приказом по ЛПУ.

Подразделения ЛПУ должны иметь  в местах хранения и на постах дежурных врачей и сестер таблицы высших разовых и суточных доз наркотических средств и психотропных веществ, а также таблицы противоядий при отравлениях ими.

Изделия медицинского назначения следует  хранить раздельно от лекарственных  средств и по группам: резиновые  изделия, изделия из пластмасс, перевязочные средства и вспомогательные материалы, изделия медицинской техники.

Сроки годности и особенности хранения лекарственныхсредств и изделий медицинского назначения Лекарственные средства должны поступать в обращение только с инструкцией по применению лекарственного препарата для потребителей (листок-вкладыш), изданной в соответствии с Государственным реестром лекарственных средств, Государственной фармакопеей РФ и содержащей информацию, в т. ч., о сроках годности и условиях хранения лекарственного препарата. На внутренней и внешней упаковке готового лекарственного препарата промышленного производства должно быть нанесено цифровое обозначение серии производства и даты окончания срока годности. Маркировка и оформление лекарственного средства, изготовленного в аптечном учреждении, также должны иметь обозначения даты и серии изготовления, срока годности и предупредительные этикетки.

В отделениях и на постах запрещается  расфасовывать, развешивать, переливать, перекладывать лекарства из одной  упаковки в другую, заменять этикетки.

Аптека учреждения здравоохранения  несет ответственность за качество изготовленных и отпущенных в подразделение лекарственных средств и точное соответствие их накладной (требованию) при условии сохранения целостности упаковки (в невскрытом состоянии) и содержания лекарства в условиях, определенных инструкцией по применению. После вскрытия упаковки и первого использования лекарственного средства дальнейшую ответственность за его качество несут медицинские работники подразделения ЛПУ во главе с заведующим.

Для хранения термолабильных лекарственных  средств следует использовать медицинские холодильники с автоматической терморегуляцией. Если используются бытовые холодильники, следует помещать в них термометр и вести журнал температурного режима.

3.3 Организация работы сотрудников

Требования к персоналу аптечных организаций 9

- Фармацевтические должности в аптечных организациях занимают специалисты - провизоры или фармацевты в соответствии с установленным порядком.

- Руководство аптечной организацией осуществляет провизор, имеющий сертификат специалиста и стаж работы по специальности не менее 3 лет. В аптечных организациях, расположенных вне города, руководство аптечной организацией может осуществлять фармацевт, имеющий сертификат специалиста.

- В отделах аптечных организаций с открытой формой выкладки товаров и реализующих товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций, допускается привлечение лиц со средним или средним медицинским образованием или высшим медицинским образованием в качестве консультантов.

- Специалисты аптечных организаций должны повышать свою квалификацию в соответствии с действующими требованиями.

- Персонал аптечных организаций должен соблюдать правила личной гигиены, включая использование специальной одежды.

- С целью обеспечения санитарных требований сотрудники аптечных организаций должны проходить медицинское освидетельствование в установленном порядке.

- Не допускаются к работе лица с признаками заболевания, открытыми ранами, пока состояние их здоровья может быть причиной риска контаминации товаров, реализуемых в аптечной организации.

- Не разрешается в производственных помещениях, а также на рабочих местах в торговом зале курение, прием пищи, хранение личных лекарственных препаратов, продуктов питания, напитков, табачных изделий.

- В своей производственной деятельности сотрудники аптечных организаций руководствуются действующими документами в области фармацевтической деятельности, правилами внутреннего трудового распорядка, требованиями техники безопасности и ОСТом.

Прием сотрудников на работу в аптечную организацию производится при условии  соответствия соискателя требованиям по уровню образования, квалификации и прохождении медицинского освидетельствования установленным порядком.

Перечень документов, необходимый для принятия на работу включает в себя 10: паспорт, трудовую книжку, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, военный билет (или приписное свидетельство) и документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний. Кроме того, для выполнения требований Приказа Минздрава РФ от 04.03.2003 № 80, соискателю предлагается предоставить медицинскую книжку.

Перед оформлением трудового договора для изучения и подписи сотрудника следует ознакомить со всеми локальными актами предприятия, которые касаются организации труда. К таким актам относятся положения о премировании, оплате труда, предоставлении отпусков, охране труда; правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор и т.п.11. Подтвердить факт ознакомления с каждым из них сотрудник должен личной подписью в соответствующем листе ознакомления, проставив дату и время ознакомления.

После того, как принимаемый поставил свою подпись в листах ознакомления со всеми локальными актами, переходим к подписанию трудового договора. Здесь надо обратить внимание на условие об испытательном сроке. Если в договоре есть такое условие, необходимо проверить, не входит ли принимаемый сотрудник в перечень лиц, для которых испытательный срок устанавливать нельзя. Срок не устанавливается для несовершеннолетних, беременных и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет12. Кроме того, нельзя установить испытательный срок выпускникам образовательных учреждений закончившим образовательное учреждение, имеющее госаккредитацию. При условии, что с момента выдачи диплома прошло не более года и сотрудник должен поступать на работу по специальности, указанной в дипломе, а в его трудовой книжке не должно быть записи о том, что он уже работал по этой специальности. Если хотя бы одно из этих четырех условий не выполняется, принимаемому на работу выпускнику можно установить испытательный срок. Условие об испытании фиксируется в трудовом договоре именно при его заключении. Внести такое условие потом уже нельзя.

Отметим еще один важный момент, связанный  с испытательным сроком. Категорически запрещается устанавливать сотруднику на время испытания зарплату ниже, чем предусмотрено штатным расписанием13. Также недопустимо вводить в организации акты, согласно которым сотрудникам на испытательном сроке не начисляются премии или другие поощрительные выплаты. Все это является дискриминацией работников и влечет административную ответственность вплоть до дисквалификации руководителя14.

На основании подписанного трудового  договора надо оформить приказ о приеме сотрудника на работу. Этот приказ составляется по унифицированной форме № Т-115. Главное условие здесь - полное соответствие приказа договору16. Факт ознакомления с приказом сотрудник должен подтвердить личной подписью. При этом ознакомление с приказом проводится в течение трех дней с момента фактического начала работы. А в течение 5 дней со дня начала работы работодатель должен внести запись о приеме на работу в трудовую книжку сотрудника. Заключительный этап оформления приема сотрудника - заполнение личной карточки на нового работника по унифицированной форме № Т-2.

Информация о работе Организационные подходы к открытию к аптеки