Опись дел как справочник по содержанию и учёту документов фонда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что ни одна организация не сможет существовать без описи дел и учёта документов – это невозможно, так как эти два компонента являются ядром полноценной работы любой организации.
Цель исследования: рассмотреть опись дел как справочник по содержанию и учёту документов фонда организации в целом. Далее нужно решить следующие задачи, которые будут отражать ход процесса теоретического осмысления и практической разработки, на основе которых будут сделаны выводы и выработаны рекомендации.

Содержание

Введение
Глава1.
Опись дел. Основные функции и задачи архива…………………………
Глава 2.
Нормативно – методические документы в Архивном фонде РФ (основы изложения нормативно-методической базы)……………………………..
Глава 3.
Классификация архивной документации………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Основные правила  работы государственных архивов  РФ предусматривают то, что основными формами использования документов в архиве являются:

- информационное  обеспечение пользователей (органов  государственной власти, местного  самоуправления, государственных, негосударственных  и общественных организаций, объединений  и граждан) в соответствии с их запросами, а также в инициативном порядке;

- представление  документов пользователям для  исследований в читальном зале;

- экспонирование  документов на выставках;

- использование  документов в средствах массовой  информации;

- проведение  информационных мероприятий (встреч с общественностью, экскурсий в архивы, презентаций, "дней открытых дверей", лекций, докладов, устных журналов, читательских конференций, уроков для студентов и школьников и др.) с использованием документов;

- выдача документов  во временное пользование;

- публикация  документов в различных формах.

Основные правила  работы архивов организаций определяют то, что «использование архивных документов - применение информации архивных документов в культурных, научных, политических, экономических целях и для обеспечения законных прав и интересов граждан.  Документы архивов организаций являются открытыми для использования архивом и пользователями. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законодательными актами к категории ограниченного доступа».

«Архивоведение» - пособие, в котором в комплексе  рассматриваются проблемы направлений  использования документов, вопросы  анализа целей использования  архивных документов и связанных  с ними форм использования.

Статьи «Отечественных архивов» рассматривают различные формы использования документов на примерах архивов и архивных органов.

Например, Н.И. Капустина  считает, что «одним из напряженных  участков остается исполнение социально-правовых запросов граждан…возрос поток личных обращений граждан по вопросам местонахождения документов ликвидированных предприятий и организаций».8

Использование документов архива - это комплекс работ  по обеспечению информационных потребностей общества в ретроспективной документной  информации.

В современном  архивоведении основными направлениями использования архивных документов являются;

1. Укрепление  российской государственности;

2. Удовлетворение  информационных потребностей общества;

3. Обеспечение  законных прав и интересов  граждан.

В процессе использования  документов архива участвуют две стороны - архив, хранящий информацию, и пользователь, которому нужна информация. Пользователями информации государственного архива могут быть органы государственной власти, управления, суда, прокуратуры, министерства, ведомства, предприятия и организации, воинские части, научные, культурные, учебные учреждения, средства массовой информации, негосударственные объединения, предприятия и фирмы, в том числе общественные организации, а также граждане. Круг пользователей ведомственного и негосударственного архива организации, фирмы, субъекты Федерации.

Использование документов в России - сложная и  ответственная работа, которая требует  высокого профессионализма, знания в  совершенстве научно-справочного аппарата данного архива, источниковедения и архивной эвристики. Поэтому в государственных архивах использование документов считают разновидностью научной работы. Сотрудники всех архивов и сами архивы несут ответственность за точность, достоверность и своевременность предоставления информации, использование информации во вред интересам общества и личности, отказ в предоставлении информации.

Использование документов основывается на принципах  открытости и доступности. Это значит, что любой отказ в предоставлении информации должен быть основан на законе. Для архивиста одинаково важно обеспечение информационных потребностей государства и отдельной личности. С этим связана проблема доступа к документной информации, засекречивания и рассекречивания архивных документов.9

Цели использования  документов могут быть управленческими, политическими, экономическими, научными, культурно-просветительскими, социально-правовыми.

Использование документов в управленческих целях  предполагает информационное обеспечение  работы данного ведомства или  организации, решение с помощью архивных документов вопросов, возникающих в его деятельности, повышение эффективности управления.

Использование архивных документов в политических целях осуществляется при разработке законопроектов, программ реформ, в  политической борьбе различных партий и группировок, для пропаганды официальной идеологии и политики правительства, для укрепления государственности, для укрепления государственной безопасности, при проведении национально-территориального размежевания и изменения административно-территориального деления, для заключения международных договоров.

Использование документов в экономических целях  применяется при прогнозировании  и планировании экономического развития, при осуществлении проектных  и опытно-конструкторских работ, при осуществлении научных и прикладных исследований, для оптимизации производственных и технологических процессов.

Использование документов в  научных целях предполагает проведение научных исследований по исторических источникам, хранящимися в архивах.

Использование архивных документов в культурно-просветительских целях предполагает подготовку юбилейных  выставок, музейных экспозиций, докладов, очерков, брошюр, проведение экскурсий, использование документов с СМИ, публикацию документов и обзоров.

Использование документов в социально-правовых целях предполагает исполнение запросов, обеспечивающих права и законные интересы граждан, для решения задач социальной защиты, обеспечения установленных льгот и подтверждения имущественных прав физических и юридических лиц и пр.

 

Использование документов - одна из важнейших функций  архивов всех уровней.

Все формы использования  документов в совокупности позволяют  обеспечить права граждан на владение, распоряжение архивными документами  государственной и негосударственной части Архивного фонда Российской Федерации; реализовать комплекс мер, исключающих несанкционированный доступ и использование носителей сведений, содержащих государственную тайну, тайну личной жизни, коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Необходимо дальнейшее расширение доступа к архивным фондам, развитие системы научно-справочного аппарата архивов; организация публикаций документальных источников по актуальным проблемам отечественной истории, использование архивных документов в культурно-просветительских целях; создание системы непрерывного повышения квалификации работников архивных учреждений, расширение практики стажировок и обмена опытом между отечественными и зарубежными архивами, учреждениями науки и культуры. Федеральная Целевая Программа «Культура России (2001-2005 гг) подпрограмма «Архивы России». ВНИИДАД в настоящее время завершает разработку нормативного акта "Порядок доступа пользователей к документам, хранящимся в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации, и организация пользования ими".10

В подготовленном проекте сделана попытка урегулировать  следующие вопросы:

1. обязанности государственных и муниципальных архивов при организации доступа пользователей к архивным документам и пользования ими;

2. ответственность государственных архивов при организации доступа к архивным документам;

3. права государственных архивов при организации доступа пользователей к архивным документам;

4. порядок доступа к документам, хранящимся в государственных архивах, и организация пользования ими по категориям доступа - открытые документы, документы, содержащие государственную тайну или конфиденциальную информацию, а также документы, хранящиеся в архивах на особых условиях - имеются ввиду документы, собственники которых, передавая их на хранение в государственные архивы, оговорили условия доступа к ним в договорах с архивами; подлинники или копии документов, поступившие в госархивы из-за рубежа на особых условиях их использования; документы, подпадающие под действие законодательства об авторских и смежных правах);

5. Права и  ответственность пользователя при  работе архивными документами;

6. Организацию  копирования архивных документов  и поисковых архивных средств.

В целях оптимизации  использования архивных документов ВНИИДАД с участием Рекомендаций Министров стран - членов Совета Европы по европейской политике в области доступа к архивам (одобрены Комитетом Министров 13.07.2000 г.) разработал проект нормативного документа, а также вариант методических рекомендаций по их внедрению. После принятия этих документов должен появиться инструментарий, который поможет как архивисту, так и пользователю найти правовые пути решения возникающих вопросов, прежде всего в части доступа к документам, содержащим персонифицированную информацию

Классификация архивной документации

 

Проблема классификации  архивной документной информации –  это стержневая проблема современной  организации архивного информационного  пространства. Поэтому в настоящее  время ведется работа по созданию отраслевого классификатора архивной документной информации.

Работа по созданию научно-справочного аппарата к архивным документам представляет вид научного труда, направленный на обеспечение  организаций и лиц необходимой  документной информацией. Документная  информация – это сведения, различные  данные, содержащиеся в документе.

В практике информационной работы архивные документы, являющиеся первоисточниками сведений о предметах  объективной действительности и  мыслительной деятельности человека, получили название носителей первичной  документной информации.

Различные сообщения о документах, состоящие из описаний, специальных шифров и кодов, называются информацией об информации, или вторичной документной информацией.

Архивные справочники, содержащие вторичную документную  информацию, и сами документы, несущие  первичную документную информацию, в совокупности составляют архивную информационную среду.

Все архивные справочники, описывающие документную информацию, делятся на обязательные и дополнительные.11

Обязательные  справочники существуют во всех государственных  архивах. К ним относятся архивные описи и архивные каталоги, обзоры документов и другие архивные справочники.

Дополнительные  справочники создаются с учетом специфики документов архива, а также складываются исторически (поступившие на постоянное хранение делопроизводственные картотеки, картотеки и перечни документов, выявленных для публикации). К дополнительным справочникам относятся указатели, обзоры, тематические перечни, аннотированные каталоги.

Основными принципами построения системы научно-справочного аппарата (далее – НСА) являются:

  1. взаимосвязь и взаимодополняемость информации различных справочников, описывающих первичную ретроспективную документную информацию на разных уровнях;
  2. неповторяемость и недублированность информации различных видов справочников;
  3. преемственность НСА ведомственных, государственных и муниципальных архивов.

Первые два принципа необходимо соблюдать для того, чтобы сделать поиск более эффективным и избегать затрат труда архивиста на дублирование информации. Если описание фонда проведены в соответствии с принципом взаимосвязи и взаимодополняемости информации, исследователь, ознакомившись с описью фонда и выписав из нее номера единиц хранения по интересующей его теме, обращается к соответствующему разделу каталога для более углубленного поиска. В каталоге он находит не только названия единиц хранения, но и заголовки документов и более подробную информацию с указанием на листы единицы хранения, на которых эту информацию можно найти.

Третий принцип  очень важен для организации  поисковой работы. Он означает, что  к созданию всех типов справочников в ведомственных, государственных  и муниципальных архивах применяются  единые требования и единые методы. Так, описи дел составляются еще в делопроизводстве учреждений под контролем ведомственного архива. Сводные описи (годовые разделы) описей дел постоянного хранения ведомственного архива обязательно утверждаются ЭПК государственного архива и хранятся в государственном архиве как контрольные экземпляры до передачи дел на постоянное хранение. Такой же контроль должен осуществляться за составом ведомственных картотек и других справочников. Все элементы описания, все вспомогательные элементы справочного аппарата к описи должны находиться в строгом соответствии с основными правилами работы ведомственных и государственных архивов.

Система НСА  структурного подразделения на вертикальный и горизонтальный уровни. Горизонтальный уровень системы основан на функциональном различии справочников. По функциям справочники системы НСА подразделяются:

  1. на справочники по учету;
  2. справочники по раскрытию содержания документов (информационно-поисковые системы).

Вертикальный  уровень системы основан на иерархии классов справочников к следующим комплексам архивных документов:

  1. АФ РФ в целом;
  2. сети архивов;
  3. архиву;
  4. фонду;
  5. делу или отдельному документу.

Информация о работе Опись дел как справочник по содержанию и учёту документов фонда организации