Шпаргалка по "Бухгалтерскому учёту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 17 вопросов по дисциплине "Бухгалтерский учет".

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 55.97 Кб (Скачать файл)

1.Сущность, задачи и фции БУ

БУ - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения инфо в денежном выражении об имуществе, обязательствах орг-ции и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хоз-ных операций.

Задачи  БУ:

- формирование полной и достоверной инфо о деят-ти орг-ции и ее имущественном положении;

- обеспечение инфо пользователей для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении хоз-ных операций и их целесообразности, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных  результатов хоз-ной деят-ти и выявление внутрихоз-ных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

БУ является одной из важнейших  функций управления. Он содержит в  себе 2 составляющие:

1) Финансовый учет - учет, направленный на формирование отчетной инфо для сторонних пользователей, правила ведение финансового учета строго регламентированы законодательными и нормативными актами, формы отчетности и порядок ее представления также установлены нормативными актами.

2) Управленческий  учет - учет, который орг-ция устанавливает для своих внутренних целей, для формирования учетной инфо, требуемой при принятии управленческих решений.

2.Законодат-ное  и нормативное регулирование  БУ в РФ

В наст время сформировалась 4ехуровневая система регулирования  БУ.

1законодательный)  уровень  -Федеральные законы, постановления правительства, указы Президента. Такие законы как “О БУ”, “Об акционерных обществах” и др., возлагают общее методическое руководство на Правительство РФ, кроме того, право регулировать БУ предоставлено Центральному Банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Департаменту по надзору за страховой деят-тью Минфина РФ.

2 (нормативный)  уровень составляют положения (стандарты) по БУ, в которых излагаются принципы и основные правила БУ. Это утвержденные Минфином РФ Положения по БУ, например, “Учетная политика орг-ции” (ПБУ 1/98), «Учет договоров на капитальное строительство», и т.д.

3 (методологический)  - инструкции, рекомендации и методические указания по ведению БУ, которые принимаются Минфином РФ, фед-ными органами исполнительной власти. К документам этого уровня относятся План счетов БУ и инструкция по его применению, инструкции по заполнению форм бух-ской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические указания по учету затрат, включаемых в издержки обращения и произв-ва, финансовых рез-тов на предприятиях.

4 уровень  - организационно-распорядительные док-ты, формирующие учетную политику предприятия, которые разрабатываются самим предприятием. Это приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов и операций.

3. Предмет и объекты БУ

Предметом БУ является упорядоченная и регламентированная инфо-ная система, которая отражает совокупность имущества по составу и размещению обязательства (собственные и заемные), хоз-ные операции и результаты деят-ти орг-ции в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов.

Объекты БУ:

- Имущество орг-ции – НМА, ОС, финансовые вложения, производственные запасы, денежные ср-ва;

- Права требования к  сторонним орг-циям и физ лицам (дебиторская задолженность);

- Обязанности по отношению  к сторонним орг-циям и физ лицам (кредиторская задолженность);

- Хоз-ные операции, вызывающие изменения в имуществе и обязательствах орг-ции. Хоз-ные операции могут совершаться 1) м/у объектами учета внутри орг-ции, 2) м/у орг-цией и сторонними орг-циями и физ лицами;

- Собственные источники формирования ср-в орг-ции – уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, фонды, прибыль.

4. Классификация  активов орг-ции

Активы предприятия - это совокупность имущества, денежных ср-в и НМА, принадлежащих предприятию, в широком смысле слова - любые ценности, обладающие денежной стоимостью. Это здания, сооружения, машины и оборудование, мат-ные запасы, банковские вклады, ценные бумаги, а также интеллектуальный продукт, патенты, авторские права, в которые вложены ср-ва владельцев, долговые обязат-ва др предприятий, особые права на использование ресурсов.

Классификация активов предприятия:

1. По форме функционирования: мат-ные, немат-ные, финансовые

2. По хар-ру участия в производственном процессе: оборотные (текущие), внеоборотные

3. В зависимости от источников  формирования: валовые, чистые

4. В зависимости от права собст-ти: собственные, арендуемые (лизинг)

5. По степени ликвидности: абсолютно ликвидные (денежные активы фирмы), высоколиквидные (краткосрочные финансовые вложения, краткосрочная дебиторская задолженность), среднеликвидные (запасы готовой продукции, дебиторская задолженность), слаболиквидные (внеоборотные активы, долгосрочные финансовые вложения), неликвидные (безнадежная дебиторская задолженность, убытки).

Капитал фирмы существует в 2 основных формах: основного капитала и оборотного капитала. Основной капитал характеризует  ту часть используемого фирмой капитала, который инвестирован во все виды его внеоборотных активов. В состав внеоборотных активов входят: НМА, ОС, незавершенное строит-во, доходные вложения в мат-ные ценности, долгосрочные финансовые вложения, прочие НМА.


 

 

 

 

 

5. Классификация источников  активов орг-ции

Источники формирования ресурсов (активов) разных видов хоз-ных субъектов обуславливаются формой их собст-ти, лежащей в основе их деят-ти (хозяйствующие товарищества, производственный кооператив, государственное предприятие, НКО и др.). Порядком образования собственного капитала, целевым назначением банковского и др видов кредита, взаимоотношениями с финансово-бюджетными органами, расчетными отношениями с внешними и внутренними инвесторами, а также обязательствами перед рабочими и служащими. 
Фин ресурсы (активы) хоз-ных субъектов формируются из многих и различных по своему хар-ру источников. Но их можно объединить в 2 главные группы: 
1) обязат-ва - обязанность действовать определенным образом, как следствие контракта или требований устава; 
2) собственный капитал - это активы субъекта после вычета всех его обязательств, которые возникают из основного балансового уравнения: 
Активы = Обязат-ва + Собственный капитал

Собственный капитал – это собственные  финансовые ресурсы, а обязат-ва – это привлеченные (заемные) ресурсы которые у субъекта являются временными (возвратными), т.е. по истечении нек-рого, заранее обусловленного срока их придется отдать.

6. Эл-ты метода БУ и их взаимосвязь

Методом БУ явл-ся сов-ть приёмов и способов, применяемых в опред-ной последовательности и взаимосвязи для отображения объекта учёта.

Метод БУ включает след эл-ты:

1. документация и инвентаризация 

2. оценка и калькуляция 

3. счета и двойная запись 

4. баланс и отчётность.

Документация, каждая хоз операция должна быть оформлена первичным учётным д-том. 

Оценка закл-ся в денежном измерении имущества, обязательств и хоз операций.

На бух счетах отражается состояние имущества и его источиков, а также изменение в объектах БУ прошедшие под влиянием хоз операций.

Инвентаризация – это способ проверки соответствия фактического наличия имущ-ва в натуре данным БУ.

Калькуляция- это способ группировки затрат на пр-во и реализацию продукции. В ходе калькулирования рассчитывается себ-ть продукции.

Бух баланс и  отчётность представляют собой с-му показателей хар-их хоз-ную и фин-ую деят-ть орг-ции за отчётный период.

7. Баланс и его  структура

Бух баланс представляет собой способ эк-кой группировки и обобщения имущества орг-ции и его источников в денежном выражении и на определённую дату.

По своему строению бух  баланс представляет собой двухстороннюю  таблицу, левая часть которой  отражает состав и размещение имущества  орг-ции наз-ся активом баланса, правая часть наз-ся пассивом баланса и показывает величину источников им-ва орг-ции.

Валюта  баланса - итоги актива и пассива баланса.

Активные статьи сгруппированы в активе баланса  в 2 раздела:

1.внеоборотные активы,  2. оборотные активы.

Пассивные статьи объединены в 3 раздела:

1. капитал и резервы,  2. долгосрочные обязат-ва  3. краткосрочные обязат-ва.

Основная  задача бух-ского баланса - показать собственнику, чем он владеет или какой капитал нах под его контролем

Активы - ресурсы, контролируемые компанией в рез-тате событий прошлых лет, от которых компания ожидает эк-кие выгоды в будущем.

Обязательства - текущая задол-сть компании, возникающ из событий прошлых периодов, урегулирование к-рой приведет к оттоку из компании ресурсов, содержащих эк-кую выгоду.

Капитал - доля в активах компании, остающаяся после вычета всех ее обязательств.

8. Виды бухгалтерских  балансов

Бухгалтерский баланс является основной формой отчетности любой фирмы.

Виды балансов:

Вступительный (начальный) баланс составляется вновь организованными предприятиями. В таком балансе отсутствуют данные на начало периода, и отражается инфо о размере уставного капитала фирмы;

Разделительный баланс - составляют фирмы, которые в соответствии с учредительными док-тами делятся на новые предприятия;

Санационный баланс - составляется предприятиями, которые нах на гране банкротства. Такой баланс составляется по решению руководителей фирмы, учредителей фирмы, кредиторов. На основании такого баланса фирма принимает решение о ликвидации или о продолжении деят-ти.

Ликвидационный баланс (если фирма приняла решение о ликвидации).

Провизорный баланс - составляется предприятиями для принятия управленческих решений и планирования дальнейшей деят-ти на основании фактических показателей (например, за 9 месяцев) и плановых показательней (за оставшиеся 3 месяца);

Консолидированный баланс - составляется предприятиями, которые имеют филиалы.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Счета БУ и  их строение

Счета бухгалтерского учета – это способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу и размещению, по источникам его образования, а также хоз-ных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях.  
Каждый счет предназначен для отражения конкретных объектов бух-ского учета.

Каждый счет представ собой  двухстороннюю таблицу: левая сторона  – дебет, правая –кредит. 
Каждый счет имеет остаток на нач периода (сальдо начальное) и на конец периода (сальдо конечное).  
Активные счета – это те счета, которые предназначены для учета имущества по наличию, составу и размещению, счета расположены в активной части баланса. Они имеют следующее строение: остаток по счету может быть только дебетовым, оборот по дебету означает поступление активов, а оборот по кредиту – их использование(выбытие). 
Все счета источников образования активов – пассивные.

Пассивные счета расположены в пассивной части баланса. Они имеют след строение: начальный остаток всегда показывается по кредиту (кредитовое сальдо), на этой же стороне счета отражается и увеличение источника, уменьшение источников – по дебету. 
Активно-пассивные счета, которые могут иметь дебетовое или кредитовое сальдо одновременно. Если активно-пассивному счету выведено одно сальдо, то оно является результативным и показывает конечный итог от противоположных операций.

10. Двойная запись, её сущность и значение

Двойная запись – это одновременное и взаимосвязанное отражение хоз-ной операции по дебету одного счета и кредиту др счета в одинаковых суммах.

Все операции должны быть подтверждены док-тами.

Бухгалтерская запись – проводка – запись операции, т. е. указание дебетуемого и кредитуемого счетов, в которые записывается сумма операции.

Корреспонденция счетов – связь, возникшая м/у счетами в результате двойной записи на них. Корреспондирующими счетами наз-ют счета, применяемые для отражения операции способом двойной записи.

Двойная запись имеет познавательное значение, так как показывает, откуда поступили ср-ва и куда направляются.

Определение и запись на док-тах корреспондирующих счетов – контировка. Контировка сопровождается подписью бухгалтера, сделавшего ее.

Применение двойной записи обеспечивает постоянный самоконтроль за правильностью разнесенной по счетам суммы и за правомерностью произведенной операции.

Отражение хоз-ной операции на счете наз-ся проводкой. Cоставить бух-скую проводку – значит указать, на какую сторону каких счетов нужно записать сумму операции.

Различают проводки: простые – в которых корреспондируются только два счета; сложные – в которых один счет корреспондируется с неск-кими счетами.

11. Счета аналитического  и синтетического учёта

Все счета бух. учета подразделяются на синтетические и аналитические.

Синтетические счета  предназначены для обобщенной группировки имущества предприятия. Учет на синтетических счетах ведется только в стоимостных измерителях. Например, синтетические счета: ОС, Материалы, НМА, Касса, Расчетный счет.

Аналитические счета предназначены для детализированной группировки имущества предприятия. Они открываются в развитии синтетических счетов.

Учет на аналитических  счетах ведется в натуральном  и стоимостном выражении, по отдельным  счетам в количественно-суммовом выражении.

Между аналитич. и синтетич . счетами сущ. связь:

1) Нач-ный остаток синтетич. счета равен сумме нач. остатков аналитич. счетов.

2) Обороты по дебету  синтетич. счета = сумме оборотов по дебету аналитич. счетов.

3) Обороты по кредету синтетич. счета = сумме оборотов по кредиту аналитич. счетов.

4) Конечный остаток  синт. счета = сумме конечных остатков аналит. счетов.

5) Запись операций  по синтеитч. счету и аналитич. счетам ведется в одну и ту же сторону.

6) Аналитич. открывают в развитие синтетических

План счетов состоит  из разделов:

1. Внеоборотные активы  2. Производственные запасы  3. Затраты на призводство

4. ГП и товары  5. Ден. Ср-ва  6. Расчеты 7. Капитал 8. Фин. Рез-ты.  9. Забалансовые счета.

12. Обобщение данных  текущего учёта

С целью контроля для правильности отражения операций на счетах необходимо обобщение данных текущего учета. Для  этого составляется ведомость:

- Оборотная ведомость  по синтет. и аналитич. счетам

- Сальдовая ведомость  по аналитическим счетам

- Шахматная ведомость.

Данные синтетических и аналитических счетов обобщаются в конце отчетного периода с целью получения сводной инфо. Одним из способов обобщения данных текущего БУ являются оборотные ведомости.

Оборотная ведомость по счетам синтетического учета представляет собой сводку оборотов и остатков по счетам за определенный период времени. Оборотная ведомость заполняется по данным об оборотах и остатках синтетических счетов.

Шахматная ведомость - это свод оборотов по счетам, служащий для раскрытия их содержания и проверки правильности корреспонденции счетов.

Оборотные ведомости по аналитическим счетам существенно отличаются от оборотных ведомостей по синтетическим счетам. Составляются они отдельно для каждой группы аналитических счетов, объединяемых соответствующим синтетическим счетом. 
Данные синтетических и аналитических счетов обобщаются в конце отчетного периода. Это необходимо для составления отчетности, контроля и анализа хоз-ной деят-ти, поэтому полученная на счетах инфо должна быть правильной и достоверной


 

 

 

 

 

13. Классификация  счетов БУ

Классификация счетов бух-ского учета - это система счетов, объединенных в группы по наиболее существенному признаку (эк-кому смыслу, назначению, структуры).

Классификация счетов по эк-кому смыслу объединяет счета, имеющие эк-кую однородность объектов учета.

По эк-кому содержанию счета делятся на 3 группы:

- счета хоз-х ср-в; - счета хоз-ных процессов; - счета источников хоз-ных ср-в и фин рез-тов.

Счета хоз-ных ср-в аккумулируют инфо о составе и размещении имущества орг-ции движении денежных ср-в, фин вложений и ср-в в расчетах.

Первая группа счетов подразделяется на счета:

- Денежных ср-в и фин активов (50, 51, 52, 55, 57, 58);

- Ср-в в расчетах (60, 62, 71, 73, 76);

- Оборотных ср-в (10, 14,41,43);

- НМА (04, 05);

- ОС (01, 02, 03, 07, 08).

Схема хоз-ных процессов отражает инфо о процессах реализации готовой продукции (работ и услуг), заготовление мат-ных ценностей.

2ая группа включает  следующие счета процессов:

- Процесса реализации (90);

- Процесса производства (20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 40, 44, 46);

- Процесса заготовления (11, 15, 16).

Счета источников хоз-ных ср-в и фин рез-тов это счета, которые отражают состав и движение собственных и заемных ср-в, результаты финансово-хоз-ной деят-ти орг-ции.

Счета источников хоз-ных ср-в подразделяются на:

- Счета заемных источников  формирования имущества;

- Счета собственных источников  формирования имущества;

В свою очередь, счета заемных  источников формирования делятся на:

- Обязат-ва по распределению (68, 69, 70);

- Обязат-ва орг-ции (60, 62, 66, 67, 76).

Счета собственных источников формирования имущества формируются  из:

- Счета прибылей и убытков  (80);

- Счетов бюджетного финансирования (86, 98);

- Счетов капитала, фондов  и резервов (63, 80, 82, 83, 9);

- Счета финансовых результатов  включают в себя счета (84, 91, 99).

Построение классификации  счетов по эк-кому содержанию связано с производством готовой продукции и каждой его стадий.

Существует еще одна классификация  счетов по эк-кому признаку - деление  счетов на активные, пассивные и активно-пассивные.

14. План счетов  БУ и его строение

Раздел I «Внеоборотные активы»

Счета этого раздела предназначены  для обобщения инфо о наличии и движении активов орг-ции, которые в соответствии с правилами бух-ского учета относятся к ОС, НМА и другим внеоборотным активам, а также операций, связанных с их строит-вом, приобретением и выбытием.

Раздел II «Производственные запасы»

Счета этого раздела предназначены  для обобщения инфо о наличии и движении предметов труда, предназначенных для обработки, переработки или использования в производстве, либо для хоз-ных нужд, ср-в труда, которые в соответствии с установленным порядком включаются в состав ср-в в обороте, а также операций, связанных с их заготовлением (приобретением).

стоимость по приобретенным ценностям» - активный.

Раздел III «Затраты на производство»

Счета этого раздела  предназначены для обобщения  инфо о расходах по обычным видам деят-ти орг-ции (кроме расходов на продажу). Одни счета используются для группировки расходов по статьям, местам возникновения и др признакам, а также исчисления себестоимости продукции (работ, услуг); другие счета применяются для группировки расходов по эл-там расходов. Взаимосвязь учета расходов по статьям и эл-там осуществляется при помощи специально открываемых отражающих счетов.

Раздел IV «Готовая продукция и товары»

Счета этого раздела предназначены  для обобщения инфо о наличии и движении готовой продукции (продуктов производства) и товаров.

Раздел V «Денежные средства»

Счета этого раздела предназначены  для обобщения инфо о наличии и движении денежных ср-в в российской и иностранных валютах, находящихся в кассе, на расчетных, валютных и др счетах, открытых в кредитных орг-циях на территории страны и за ее пределами, а также ценных бумаг, платежных и денежных док-тов. Денежные ср-ва в иностранных валютах и операции с ними учитываются на счетах этого раздела в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты в установленном порядке.

Раздел VI «Расчеты»

Счета этого раздела предназначены  для обобщения инфо о всех видах расчетов орг-ции с различными юрид и физ лицами, а также внутрихоз-ных расчетов. Расчеты иностранными валютами учитываются на счетах этого раздела обособленно, т.е. на отдельных субсчетах.

Раздел VII «Капитал»

Счета этого раздела предназначены  для обобщен инфо о сост и движении капитала орг-ции. .

Раздел VIII «Финансовые результаты»

Счета этого раздела предназначены  для обобщения инфо о доходах и расходах орг-ции, а также выявления конечного фин результата деят-ти орг-ции за отчетный период.

Раздел  IX «Забалансовые счета»

Забалансовые счета в силу своей специфики в плане счетов выделены обособлено. Они применяются для учета имущества, которое не принадлежит орг-ции на праве собственности, но оказалось в его распоряжении, а также для отражения условных прав и обязательств и контроля за отдельными хоз-ными операциями.

   

 

 

 

15. Бухгалтерские  док-ты и их назначение

По назначению: распорядительные, оправдательные, бух-ского оформления и комбинированные.

Распорядительные  – док-ты, которые содержат распоряжение о выполнении той или иной хоз-ной операции. Их основное назначение - передача указаний руководящих работников непосредственным исполнителям. Относятся: приказы, распоряжения, записи о приеме и увольнении с работы, об отпуске

Оправдательные – док-ты, оформляющие уже произведенные операции. Они составляются в момент совершения операций и подтверждают факт выполнения приказа или распоряжения. Например, расчетные ведомости по заработной плате, накладные, акты, счета-фактуры, квитанции, свидетельствующие о приеме ценностей, и многие др.

Документы бух-ского оформления – док-ты, которые создаются аппаратом бухгалтерии для подготовки учетных записей, а также для облегчения, сокращения и упрощения последних.

Например, расчет суммы претензии  по иску, расчет износа ОС и НМА, расчеты  товарных потерь и т.д.

Комбинированные – док-ты, которые сочетают признаки нес-ких видов док-тов: распорядительных и оправдательных, оправдательных и док-тов бух-ского оформления и т.д. Например, приходные и расходные кассовые ордера, авансовые отчеты подотчетных лиц, требования на отпуск мат-лов, лимитно-заборные карты, расчетно-платежные ведомости.

По способу / порядку  составления различают первичные и сводные док-ты.

Первичные – док-ты, которые отражают все хоз-ные операции непосредственно в момент их совершения. К первичным док-там относятся кассовые приходные и расходные ордера, накладные, приемо-сдаточные акты, наряды, квитанции и т.п.

Сводные – док-ты, составляемые на основе первичных док-тов. Составление вторичных док-тов напрямую не связано с хоз-ными операциями, в них лишь регистрируются эти операции по данным первичных док-тов. К сводным док-там относятся разработочные таблицы, группировочные ведомости, ведомости распределения расходов, отчеты (ведомости) о движении продуктов и материалов, авансовый отчет и др.

По способу отражения  хоз-ных операций док-ты делятся на разовые и накопительные.

Разовые док-ты отражают одну или одновременно неск-ко хоз-ных операций. Например, приходных ордер по материалам, ведомости распределения расходов, калькуляции, накладные, приемо-сдаточные акты, кассовые ордера, денежные чеки и т.п.

Накопительные док-ты служат для оформления однородных операций, совершаемых на предприятии в разное время. Например, дневной заборный лист на отпуск сырья, лицевые счета по заработной плате, табель учета рабочего времени, ведомость выполненных работ и т.п.

По месту составления док-ты делят на внутренние и внешние. 

Внутренние док-ты составляют внутри предприятия. Ими оформляются хоз-ные операции, совершаемые только внутри предприятия. Эти док-ты не выходят за пределы предприятия, например, расчетно-платежные ведомости, приходные и расходные кассовые ордера и др.

Внешние док-ты составляют вне данного предприятия и ими оформляются операции, осуществляемые м/у предприятиями. Например, счета, накладные, счета-фактуры контрагентов.

По кач-ным признакам док-ты делят на полноценные и неполноценные. 

Полноценный – док-т, который составлен по установленной форме, имеет все обязательные реквизиты и правильно отражает действительно совершенную и законную хоз-ную операцию. Док-т, не удовлетворяющий этим требованиям, является неполноценным.

16. Классификация  док-тов 

- группировка по определенным  признакам бух-ских док-тов с целью их изучения и правильного использования. Такими признаками являются: назначение, порядок составления, способ отражения хоз-ных операций, место составления, кач-ные признаки.

По назначению док-ты бывают распорядительные, оправдательные; комбинированные и док-ты учетного оформления.

По порядку составления  они подразделяются на первичные и сводные док-ты.

В зависимости от порядка  отражения хоз-ных операций они могут быть разовыми и накопительными.

По месту составления  различают внутренние и внешние  док-ты.

По качественным признакам  док-ты могут быть полноценными и неполноценными.

При применении сложной вычислительной техники бух-ские док-ты подразделяются по степени механизации учета на док-ты, составленные полностью или частично механизированным способом, а также заполняемые вручную.

   

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учёту"