Обращение граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 03:02, реферат

Краткое описание

Построение правового государства неразрывно связано с укреплением и развитием субъективных прав и свобод граждан. В реализации и охране таких прав и свобод одно из важнейших мест занимают предложения, заявления и жалобы граждан. Одновременно они выполняют роль, гарантирующую соблюдение законности в государственном управлении. Уровень соблюдения режима законности в государстве прямо зависит от заинтересованного участия законопослушных граждан в деятельности по его поддержанию.

Вложенные файлы: 1 файл

обращение граждан.docx

— 23.02 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Построение правового государства  неразрывно связано с укреплением  и развитием субъективных прав и  свобод граждан. В реализации и охране таких прав и свобод одно из важнейших  мест занимают предложения, заявления  и жалобы граждан. Одновременно они  выполняют роль, гарантирующую соблюдение законности в государственном управлении. Уровень соблюдения режима законности в государстве прямо зависит от заинтересованного участия законопослушных граждан в деятельности по его поддержанию. С другой стороны, нельзя не согласиться с тем, что наличие большого числа жалоб на действия работников исполнительного аппарата является тревожным симптомом, заставляющим подвергнуть пристальному анализу состояние дел в этом аппарате и предпринять меры по качественному улучшению его работы. Одно из важнейших направлений такого укрепления правопорядка состоит в совершенствовании действующего законодательства, и, прежде всего административно-процессуальных норм, регламентирующих возможность осуществления и защиты субъективных прав и свобод граждан.

При этом исследования юридической  науки, направленные на совершенствование  механизма рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, могут  в значительной мере способствовать укреплению законности, правового статуса  гражданина, усилению охраны его прав и законных интересов, восстановлению их в случае нарушения.

К числу важнейших источников информации, необходимых для решения вопросов государственного, хозяйственного и  социально-культурного строительства, следует отнести обращения граждан, представляющие собой важное средство осуществления и охраны прав граждан.

Обращения могут касаться самых  разных сторон жизни общества, начиная  с общегосударственных интересов  и оканчивая интересами конкретного человека. Несмотря на то, что в обращениях содержится различная информация – одобрительная, критическая, содержащая просьбы, вопросы, предложения, с требованиями о восстановлении нарушенного права и защиты законных интересов, а также заключающая в себе суждения всех типов, – все они характеризуются рядом общих признаков, а именно:

1) обращения отражают состояние  дел в соответствующих сферах  жизни общества и соответственно  состояние исполнительной деятельности;

2) обязательным получателем информации, содержащейся в обращениях, является  представитель государственного  органа;

3) такого рода информация порождает  правовые последствия: рассмотрение  дела, наказание виновных и т.д.;

4) сведения, отраженные в обращениях  граждан, исходят от них по  их личному волеизъявлению.

Общей целью внесения обращений  является желание побудить соответствующие  органы и других лиц рассмотреть  их и разрешить по существу. Кроме  того, обращениям граждан свойственен  и такой общий признак, как  наличие стадий производства по ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, . Виды обращений

 

Как составная часть юридического процесса, административное производство представляет собой определенный комплекс взаимообусловленных действий, обеспечивающих регулирование процессуальных правоотношений, находящихся в логической связи с материальными правоотношениями, имеющих целью установление фактических данных по конкретным делам и официальное закрепление результатов рассмотрения таких дел в правовых актах – документах (постановлениях, решениях).

Обращения граждан – это урегулированный порядок совершения процессуальных действий уполномоченными субъектами по рассмотрению и разрешению предложений, заявлений и жалоб.

В соответствии со ст.1 Закона «Об обращениях граждан», обращение  – индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (должностному лицу), изложенные в устной или письменной форме [6].

Можно выделить следующие  виды обращения граждан:

- предложение – рекомендации  по улучшению деятельности государственных  органов, иных организаций (должностных  лиц), совершенствованию правового  регулирования отношений в государственной  и общественной жизни, решению  вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности  государства и общества;

- заявление – ходатайство  о реализации прав, свобод и  (или) законных интересов гражданина (граждан), не связанных с их  нарушением;

- жалоба – требование  о восстановлении прав, свобод  и (или) законных интересов  гражданина (граждан), нарушенных действиями (бездействием) должностных лиц государственных  органов, иных организаций или  граждан;

- индивидуальное обращение  – обращение одного гражданина  в государственный орган, иную  организацию (к должностному лицу);

- коллективное обращение  – обращение двух и более  граждан в государственный орган,  иную организацию (к должностному  лицу);

- письменное обращение  – обращение гражданина (граждан)  в государственный орган, иную  организацию (к должностному лицу), изложенное в письменной форме;

- устное обращение –  обращение гражданина (граждан), высказанное  им (ими) на личном приеме должностному  лицу государственного органа, иной  организации;

- повторное обращение  – обращение гражданина (граждан)  по одному и тому же вопросу  в один и тот же государственный  орган, иную организацию (к  должностному лицу);

- анонимное обращение  – обращение гражданина (граждан)  в государственный орган, иную  организацию (к должностному лицу), в котором не указаны его  (их) фамилия, имя, отчество либо  данные о месте жительства  и (или) работы (учебы) либо отсутствует  личная подпись гражданина (граждан) [6].

Основными целями производства по обращениям граждан  являются:

- воспитание  активной гражданской позиции,  формирование уважительного отношения  к закону и вытеснение из  сознания граждан правового нигилизма; 

- наказание  правонарушителей;

- создание  упорядоченного состояния общественных  отношений, их урегулированности;

- превенция  правонарушений, обеспечение правомерного  поведения граждан, снижение уровня  правонарушаемости;

- восстановление  общественных отношений.

Действие Закона распространяется на предложения, заявления и жалобы граждан, за исключением обращений:

- рассматриваемых в порядке  конституционного, уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, а также производства по делам  об административных правонарушениях;

Право на обращение реализуется  гражданами добровольно.

Осуществление гражданами их права на обращение не должно нарушать права, свободы и (или) законные интересы других лиц.

Ограничение прав граждан  либо получение каких-либо преимуществ  в зависимости от пола, расы, национальности, языка, религии, убеждений, социального  происхождения, имущественного или  иного положения при обращении  в государственные органы, иные организации (к должностным лицам) запрещается.

Должностные лица и иные работники государственных органов, иных организаций не имеют права  разглашать сведения о личной жизни  граждан без их согласия, а также  сведения, составляющие государственные  секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну, ставшие им известными в связи с рассмотрением обращений.

Не являются разглашением сведений, указанных в части четвертой  настоящей статьи, направление письменных обращений, поступивших в государственные  органы, иные организации (к должностным  лицам), к компетенции которых  не относится решение вопросов, изложенных в этих обращениях, соответствующим  государственным органам, иным организациям (должностным лицам) в соответствии с частью второй статьи 9 Закона, а  также запрос и предоставление информации, необходимой для решения вопросов, изложенных в обращениях.

Не допускается ущемление  прав, свобод и законных интересов  граждан и членов их семей в  связи с их обращениями в государственные  органы, иные организации (к должностным  лицам).

Ответственность за организацию  работы с обращениями несут руководители государственных органов, иных организаций.

Письменное обращение  должно содержать:

- наименование и (или)  адрес государственного органа, иной организации (должность,  фамилию, имя, отчество должностного  лица), в которые направляется  обращение;

- фамилию, имя, отчество  гражданина, данные о его месте  жительства и (или) работы (учебы);

- изложение сути обращения  (предложения, заявления, жалобы);

- личную подпись гражданина.

К письменным обращениям прилагаются  документы, подтверждающие полномочия лиц, которые обращаются от имени  других граждан в случаях, предусмотренных  частью второй статьи 4 Закона (копии  доверенности, решения суда, свидетельства  о рождении, акта государственного органа, других документов).

К письменным обращениям могут  прилагаться копии решений (ответов), принятых (данных) ранее по обращениям должностными лицами государственных  органов, иных организаций, а также  иные документы, необходимые для  рассмотрения обращений.

Письменные обращения, не соответствующие требованиям Закона могут быть оставлены без рассмотрения с уведомлением граждан в пятидневный  срок о причинах оставления обращений  без рассмотрения. После устранения нарушений граждане вправе вновь  обратиться в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу) в порядке, установленном Законом.

Анонимные обращения рассмотрению не подлежат, за исключением обращений, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном  преступлении.

Направление гражданами предложений  и заявлений в государственные  органы, иные организации (должностным  лицам) сроком не ограничено.

Жалобы могут быть направлены гражданами в государственные органы, иные организации (должностным лицам) не позднее трех лет со дня нарушения прав, свобод и (или) законных интересов граждан или со дня, когда им стало известно об их нарушении.

Должностные лица государственных  органов, иных организаций вправе отказать в рассмотрении жалобы в случае пропуска срока, установленного Законом. Отказ  в рассмотрении жалобы должен быть письменно мотивирован и направлен  гражданину в пятидневный срок.

В случае, если срок пропущен по уважительным причинам (тяжелая болезнь, инвалидность, длительная командировка и другие причины), наличие которых подтверждается соответствующими документами, представленными гражданином, данный срок подлежит восстановлению по решению руководителя государственного органа, иной организации или уполномоченного им должностного лица, и жалобы рассматриваются в порядке, установленном Законом.

Письменные обращения, поступившие  в государственные органы, иные организации (должностным лицам), к компетенции  которых не относится решение  вопросов, изложенных в обращениях, в пятидневный срок направляются в соответствующие государственные  органы, иные организации (должностным  лицам) с уведомлением об этом граждан  либо по данным обращениям гражданам  в пятнадцатидневный срок дается ответ с разъяснением, в какой  государственный орган, иную организацию (к какому должностному лицу) им необходимо обратиться.

Запрещается передавать жалобы граждан в государственные органы, иные организации (должностным лицам), действия (бездействие) которых обжалуются, за исключением случаев, когда рассмотрение данной категории обращений относится  к исключительной компетенции этих государственных органов, иных организаций (должностных лиц).

Письменные обращения  считаются разрешенными, если поставленные в них вопросы рассмотрены, приняты  необходимые меры и гражданам  письменно даны ответы в сроки, указанные  в частях первой и второй статьи 10 Закона.

В случае отказа гражданина от своего письменного обращения  в соответствии с абзацем третьим  статьи 14 Закона должностное лицо государственного органа, иной организации, рассматривающее  такое обращение, принимает решение  о прекращении по нему производства, за исключением случаев, когда в  обращении содержатся сведения о  нарушении прав, свобод и (или) законных интересов граждан.

Срок рассмотрения обращений  при необходимости направления  запросов в иностранные государства  и международные организации  может быть продлен до шести месяцев  руководителями государственных органов, иных организаций, в которые поступили  обращения, с одновременным уведомлением об этом граждан.

В государственных органах, иных организациях организуется личный прием граждан. Руководители государственных  органов, иных организаций и уполномоченные ими должностные лица обязаны  проводить личный прием граждан  не реже одного раза в месяц в  установленные дни и часы.

При устном обращении гражданин  должен предъявить документ, удостоверяющий его личность.

В случае, если вопрос, изложенный в устном обращении, не может быть решен во время личного приема, обращение может излагаться гражданином в письменной форме и подлежит рассмотрению в порядке, установленном статьей 9 Закона.

Должностные лица государственных  органов, иных организаций не вправе отказать гражданам в личном приеме при их обращении по вопросам, относящимся  к компетенции данных должностных  лиц государственных органов, иных организаций, в порядке, установленном  Законом.

Информация о работе Обращение граждан