Нормативно правовая база делопроизводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 12:49, контрольная работа

Краткое описание

Цель реферата – комплексный анализ российской и отчасти международной нормативно-правовой базы современного делопроизводства, а также в изучении его научно-методического обеспечения и выработке предложений по дальнейшему совершенствованию документационного обеспечения управления.
В соответствии с поставленными целями в реферате решаются следующие задачи:
-рассмотрение базовых нормативно-правовых актов, регламентирующих делопроизводственную сферу;
-особенности современного нормативно-методического обеспечения делопроизводства;

Содержание

Введение
3
1.Характеристика нормативно-правовой и методической базы
современного делопроизводства
4
Роль и значение современной законодательной и нормативно- правовой базы для обеспечения процессов ДОУ
4
Общая характеристика нормативно-правовой базы управления документами
6
2.Федеральные Законы, регулирующие нормативно-правовую и методическую базу современного делопроизводства
11
Заключение
21
Список используемой литературы
22

Вложенные файлы: 1 файл

рефераат документирование.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Федеральный закон –  нормативно – правовой акт, принятый в рамках установленной процедуры Государственной Думы, одобренный Советом Федерации и подписанный Президентом РФ, по вопросам исключительного ведения Российской Федерации или по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов, обязательный для всех, имеющий верховенство и прямое действие на всей территории РФ.

Федеральный конституционный  закон - федеральный закон, принятый по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, квалифицированным большинством голосов членов Федерального Собрания.

Кодекс – "собрание законов", сводный законодательный акт, в котором объединяются и систематизируются нормы, регулирующие сходные, однородные общественные отношения.

Подзаконный акт –  правовой акт органа государственной  власти, имеющий более низкую юридическую  силу, чем закон, принимается на основании и во исполнение законов.

Указ – собственное  название наиболее важных актов, издаваемых главой государства. Он не должен противоречить  конституции и законам данного  государства.

Постановление – правовой акт ряда органов и должностных лиц. В форме постановлений принимают акты по вопросам своего ведения Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Правительство РФ.

Распоряжение – один из видов подзаконных актов (Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств), акт органа власти или управления, изданный в рамках его компетенции и имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым распоряжение адресовано.

Приказ – правовой документ, принимаемый правомочным  на то должностным лицом в порядке осуществления единоначалия.

Правила – форма нормативно – правового акта, которым устанавливаются  процедурные нормы, определяющие порядок  осуществления, какого – либо рода деятельности.

Инструкция – подзаконный  акт, издаваемый министерствами, другими центральными и местными органами государственного управления в пределах их компетенции на основании и в исполнении законов, указов, постановлений и распоряжений Правительства РФ актов вышестоящих органов государственного управления; собрание правил, регламентирующих производственно – техническую деятельность.

Положение – нормативный  акт, определяющий порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности  и организацию работы государственного органа.

Указание – правовой акт, издаваемый органом управления преимущественно по вопросам информационно – методического характера.

Регламент – правовой – акт. Определяющий порядок деятельности управленческого персонала, коллегиального или совещательного органа власти. Стандарт – нормативный документ, содержащий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации.

Нормы права, предписывающие, обязывающие, запрещающие и иные, регламентирующие сферу управления документами, являются частью информационного  права – системы охраняемых силой  государства социальных норм и отношений, возникающих при осуществлении процессов сбора, накопления, регистрации, передачи, поиска, хранения, выдачи и защиты документной информации.

 

2.Федеральные Законы, регулирующие нормативно-правовую и методическую базу современного делопроизводства

 

В настоящее время  регламентация документирования, организации  и технологии документационного  обеспечения управления ведется  в нескольких направлениях: законодательное  регулирование, стандартизация, разработка нормативных и нормативно-методических документов общегосударственного действия.

Базовым нормативно-правовым актом  является Федеральный закон РФ "Об информации, информационных технологиях о защите информации" от 27 декабря 2006 г. №149-ФЗ. Этот закон является дальнейшим развитием замененного им Федерального Закона "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995 г. №24-ФЗ. Новый закон по существу развил многие его положения. Он устанавливает требования к распространению, предоставлению информации, а также к ее защите. Закон закрепил обязательность документирования информации, урегулировал отношения, возникающие при создании и использовании информационных технологий, установил обязанность предоставления информации государственным органам.

В новом законе введены понятия (не используемые ранее в федеральном законе от 20.02.1995 г. №24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"): "информационные технологии", "информационно-телекоммуникационная сеть", "обладатель информации", "электронное сообщение", "оператор информационной системы". Установлено, что обладатель информации - это лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам. Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

Наибольшего внимания заслуживает  статья 11 Закона "Документирование информации", фактически вводящая единую систему делопроизводства в государственных органах и органах местного самоуправления. Пункт 2 статьи 11 гласит: "В федеральных органах исполнительной власти документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В статье 17 Закона определена ответственность  за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации.

Закон имеет непосредственное отношение  к деятельности служб документационного  обеспечения управления всех уровней.

Однако область регулируемых законом отношений указана достаточно неопределенно, а в ряде случаев противоречиво. Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации" он регулирует отношения, возникающие при:

-осуществление права  на поиск, получение, передачу, производство и распространение  информации;

-применение информационных  технологий и средств их обеспечения  (например, правоотношения по созданию  информационных сетей);

-обеспечение защиты  информации (например, связаны с правом на защиту личной жизни, защиты информации от несанкционированного доступа).

Из предмета регулирования отношений в информационной сфере настоящим законом в соответствии с другими его статьями исключены:

-отношения, связанные  с организацией и деятельностью средств массовой информации (в этом случае согласно п. 2 ст. 4 правовое регулирование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации);

-отношения, связанные  с хранением и использованием включенной в состав архивных фондов документированной информации (в этом случае согласно п. 3 ст. 4 правовое регулирование осуществляется в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Феде рации);

-отношения, связанные  с защитой информации, составляющей государственную тайну (в этом случае согласно п. 3 ст. 9 правовое регулирование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне).

Для делопроизводственных структур - Федеральный закон РФ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ. Этот нормативный акт был особенно необходим, так как имеет прямое отношение к социальной сфере, являющейся одной из важнейших составляющих общественной стабильности. В обращении граждане могут затронуть вопросы, касающиеся как интересов всего общества, так и прав, и законных интересов автора обращения или других граждан.

Закон устанавливает  порядок рассмотрения обращений  граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами и распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства.

Как и в большинстве  крупных законодательных актов, специальная статья закона посвящена  определению терминов. Раскрыты термины  по видам документов.

Все письменные обращения обязательно регистрируются, однако срок регистрации указан не в день поступления, а "в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу".

Все принятые обращения  подлежат обязательному рассмотрению. Ответ на обращения подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Сроки рассмотрения письменных обращений, как и в Типовом  регламенте, установлены в течение 30 дней со дня регистрации и могут быть продлены не более чем на 30 дней с уведомлением подавшего обращение.

В Законе "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" понятие "анонимные письма" отсутствует. Но именно им посвящается статья 11. В ней записано: "В случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией".

Федеральный закон не регламентирует случаи, когда текст обращения читабелен, однако лишен смысла (логики), т.е. не поддается истолкованию.

Федеральный закон РФ «О персональных данных» №152-ФЗ от 29.07.2006 рассматривает вопросы защиты персональных данных: Ф.И.О., год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное. Имущественное положение, образование, профессия, доходы и другая информация. Закон "О персональных данных" начинается с определения терминов "персональные данные" и "обработка персональных данных", однако их сопоставление с определениями из ст. 14 Трудового кодекса показывает, что они не совпадают. В Федеральном законе "О персональных данных" понятия раскрыты более детально и конкретизированы:

-персональные данные  – любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация;

-обработка персональных  данных - действия (операции) с персональными  данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение  (в том числе передача), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных.

Федеральный закон "О персональных данных" ориентирован главным образом на обработку персональных данных средствами автоматизации, однако статья 1 говорит о том, что законом регулируются отношения, "связанные с обработкой персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации".

В законе также оговариваются  случаи, когда персональные данные должны быть предоставлены в обязательном порядке. Следующий нормативно-правовой акт, имеющий колоссальное значение в сфере делопроизводственной службы – Федеральный Закон "О коммерческой тайне" от 29 июля 2004 г. №98- ФЗ.

Коммерческая тайна  – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Одной из основных целей действия Федерального закона является охрана конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, для решения двух основных задач общества:

-обеспечение баланса  интересов обладателей данной  информации и других участников;

-предупреждения недобросовестной  конкуренции на указанном рынке.

Охрана конфиденциальности информации определена законом в  трех видах в зависимости от характера отношений между обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и другими участниками:

-в рамках трудовых  отношений (ст.11);

-в рамках гражданско-правовых  отношений (ст.12);

-при предоставлении информации государству (в рамках данного закона) (ст.13).

В соответствии с законом  доступ к информации определен как  порядок ознакомления определенных лиц с информацией с согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, при условии  сохранения ее конфиденциальности.

    1. Определение порядка регулирования отношений использования информации, составляющей коммерческую тайну.

Даная мера предполагает регулирование отношений между:

-работодателем и работниками  на основании трудовых договоров  (ст.11);

-контрагентами на  основании гражданско-правовых договоров (ст.12);

-органами государственной  власти на основании данного Федерального закона (ст.13).

Информация о работе Нормативно правовая база делопроизводства