Несовершеннолетние преступники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 04:48, курсовая работа

Краткое описание

Каждое уважающее себя общество уделяет огромное внимание подрастающему поколению. Одной из главных задач перед нашим обществом ставится формирование гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы профилактики несовершеннолетних правонарушителей в ПДН
1.1 Профилактика несовершеннолетних правонарушителей как социально-педагогическая проблема
1.2 Социально-педагогический и психологический портрет несовершеннолетнего правонарушителя
1.3 Научно-практические подходы профилактики несовершеннолетних правонарушителей в ПДН
2 Социально-педагогическое исследование профилактики несовершеннолетних правонарушителей в ПДН
2.1 Задачи, методы, этапы исследования профилактики несовершеннолетних правонарушителей в ПДН
2.2 Особенности несовершеннолетних правонарушителей
2.3 Характеристика профилактики несовершеннолетних правонарушителей в ПДН
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Курс.2.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

Амурский государственный  университет

(ФГОБУ ВПО «АмГУ»)

Факультет Социальных наук

Кафедра Психологии и педагогики

Специальность 050711 –  Социальная педагогика

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: Профилактика несовершеннолетних правонарушителей в ПДН

 

по дисциплине Социальная педагогика

 

 

 

 

 

 

Исполнитель

студент группы 062С2                                                                      О.С. Рачко

 

Руководитель Т.В. Третьякова

ст. преподаватель                                                                                          

 

Нормоконтроль Т.В. Третьякова

                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

Благовещенск-2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                  3

1 Теоретические основы профилактики несовершеннолетних правонарушителей в ПДН                                                                               

1.1 Профилактика несовершеннолетних правонарушителей как социально-педагогическая проблема                                                                   

1.2 Социально-педагогический и психологический портрет несовершеннолетнего правонарушителя                                        

1.3 Научно-практические подходы профилактики несовершеннолетних правонарушителей в ПДН                                            

2 Социально-педагогическое исследование профилактики несовершеннолетних правонарушителей в ПДН

2.1 Задачи, методы, этапы исследования профилактики несовершеннолетних правонарушителей в ПДН

2.2 Особенности несовершеннолетних правонарушителей

2.3 Характеристика профилактики несовершеннолетних правонарушителей в ПДН

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

          Каждое уважающее себя общество уделяет огромное внимание подрастающему поколению. Одной из главных задач перед нашим обществом ставится формирование гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Но сейчас, когда утрачены многие ценности, разрушены социальные институты, которые занимались воспитанием подрастающего поколения, остро встал вопрос профилактики детской преступности.

          В обществе поставлена задача предупреждения правонарушений и устранения порождающих их причин. Опираясь на общественные организации, педагогические заведения, государственные органы обязаны делать все необходимое, сохранить все ценности, на которые опираются при воспитании детей, вести решительную борьбу с преступностью, пьянством и алкоголизмом, предупреждать любые правонарушения и устранять порождающие их причины.       

         Ликвидация преступности несовершеннолетних, ее причин – одна из программных задач Российского государства на современном этапе.

         Решающие значение в предупреждении и искоренении правонарушений несовершеннолетних имеют мероприятия по коренному улучшению всей воспитательной работы, по повышению ответственности родителей и школ за воспитание подростков, усиление роли общественных и детских организаций, а также специальные, профилактические меры государственных и общественных организаций. Вопросы предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних занимают одно из достойных мест в российской педагогической и психологической науке.

        Проблеме детской преступности посвящены многие работы в юридической, педагогической и психологической литературе (Серых Н.А., Беличева С.А., Долгова А.И., Булыгина В.В.).

        Однако проблема профилактики правонарушений среди несовершеннолетних относится к недостаточно разработанной в юридической и педагогической литературе. Значимость и не разработанность этой проблемы определили выбор темы для курсовой работы.

Объектом данной курсовой работы является процесс профилактики несовершеннолетних правонарушителей.

Предметом является процесс профилактики несовершеннолетних правонарушителей в ПДН.

Цель курсовой работы – выявить особенности профилактики несовершеннолетних правонарушителей в ПДН.

Задачи:

        1. Выявить особенности профилактики несовершеннолетних правонарушителей;
        2. Раскрыть особенности несовершеннолетних правонарушителей;
        3. Охарактеризовать профилактику несовершеннолетних правонарушителей в ПДН;

Методы:

         1. Анализ научной психолого-педагогической и правовой литературы, нормативных актов по защите детства, дел по правонарушениям несовершеннолетних;

          2. Изучение и обобщение существующего опыта ПДН по профилактике преступлений несовершеннолетних.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ В ПДН

         1.1 Профилактика несовершеннолетних правонарушителей как социально-педагогическая проблема

         Профилактика правонарушений в подростковой среде является «вечной» проблемой криминологии, педагогике, психологии и других общественных наук. Возрастающая социальная значимость проблемы защиты детства и преступности несовершеннолетних указывает на необходимость разработки социальной программы правовых, социально-экономических, образовательных и здравоохранительных мер по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и придания этой программе приоритетного статуса.

        Профилактика  правонарушений среди несовершеннолетних  представляет собой одно из ведущих направлений всей борьбы с преступностью. Их эффективное предупреждение является существенным условием охраны нравственного здоровья подрастающего поколения.

        Совокупность малозначительных правонарушений – явление, которое должно изучаться и учитываться статистикой, чтобы оно могло приниматься в расчет при планировании работы по профилактике преступности. Более того, такого рода негативное поведение должно стать специальным объектом ранней профилактики, а для этого оно должно быть изучено как самостоятельное явление, сопутствующее и способствующее преступности.

        Профилактика несовершеннолетних правонарушителей – процесс государственно-общественный, основная направленность которого – устранение из жизни причин и условий, способствующих отклонению в поведении человека и совершению им преступлений. В ней концентрируется деятельность целых институтов и отдельных людей. Она всегда, так или иначе, связана с окружающей жизнью, отражает ее требования.

        Профилактика  – это своего рода селекционная  работа, которая должна устранять  негативные процессы и явления,  «вырывая сорняки на поле вырастания  личности».

      Большинство криминологов, педагогов и психологов главную роль отводят профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Это объясняется тем, что в подростковом возрасте формируется личность человека, его интересы, характер, наклонности и ценностные ориентации.

       Несовершеннолетние – это демографическая, социально-психологическая, общественная группа населения, характеризующаяся интенсивным социальным, психологическим, физиологическим развитием, обусловленным возрастом и характером общественных отношений при определяющей роли социально-педагогических факторов. Поэтому профилактика правонарушений среди несовершеннолетних представляет собой, с одной стороны, важную составную часть общей системы по предупреждению преступности в целом, а с другой – предпосылку и неотъемлемую часть работы по воспитанию подрастающего поколения в современных условиях.

       Профилактика преступлений в подростковой среде представляет собой организованный процесс, в котором есть четко сформулированная цель – не допустить конфликта молодого человека с законом, определить задачи, найти свое выражение во всей совокупности общественных проблем, связанных с сознательным формированием личности и стимулированием поиска путей их решения, наметить конкретные пути и средства воздействия на человека.

        Итак, профилактика преступлений и иных правонарушений среди несовершеннолетних – это процесс устранения из жизни причин и условий, способствующих отклонению в поведении подрастающего человека и совершению преступлений, а также создание социально-педагогических условий формирования высоконравственной личности.

1.2 Социально-педагогический  и психологический портрет несовершеннолетнего  правонарушителя

       Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных фактов  внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирования идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, агрессивность, нечуткость.

       Личность подростка-правонарушителя характеризуется крайним индивидуализмом, стремлением исполнять свои желания вопреки требованиям окружающих, общества, а интересы его сосредоточены на зрелищах, видео, игровые клубы и компьютерные игры. Низкая культура досуга, интерес к бесцельному времяпрепровождению, частые переходы от одного занятия к другому при общей бездеятельности и отсутствии трудолюбие – являются типичными для подростка-правонарушителя.

       Особенности интересов, потребностей, отношений в сфере ведущей деятельности, характерные для несовершеннолетних преступников, включают стойкую утрату связей с учебным или трудовым коллективом, полное игнорирование их правовых и нравственных оценок.

       Стремление  к достижению успехов в учебной  и производственной деятельности, общественной работе у правонарушителей  замещено, как правило, досуговыми  потребностями и интересами.

        В отличие от личности с позитивными, одобряемыми обществом интересами и потребностями, развитие их у правонарушителей часто идет как бы в обратном направлении. Фактическое, в основном бесцельное, времяпрепровождение формирует соответствующий негативный интерес. Он закрепляется в привычках, которые, в свою очередь, ведут к формированию социально-негативных потребностей. Соответственно искаженному развитию потребностей на поведенческом уровне вырабатываются привычки к общественно опасным, противоправным способам их удовлетворения.

       Наличие  явно выраженных негативных по своей социальной сущности потребностей и интересов к употреблению алкоголя, бесцельному пребыванию на улице, в подъездах зафиксировано не менее чем у 2/3 лиц, совершивших преступления и иные правонарушения. В соответствующей микросреде высокой оценкой пользуются азартные игры, выпивки, демонстрация пренебрежения к нормам общественного поведения, культивируемая вражда к определенным группам подростков.

        В эмоционально-волевой сфере подростков, совершивших преступления, чаще всего фиксируется ослабления чувства стыда, равнодушное отношение к переживанием других, несдержанность, грубость, лживость, отсутствие самокритики.

       Эмоциональная  неуравновешенность, тщеславие, упрямство,  нечувствительность к страданием других, агрессивность также можно отнести к наиболее распространенным характерологическим чертам несовершеннолетних преступников. При этом речь идет не о возрастных особенностях, которые были бы присущи основной массе подростков вообще, а именно о криминогенных сдвигах, деформациях в морально-эмоциональной, нравственной сферах, характерных именно для лиц, совершающих преступления.

       У большинства подростков, совершивших преступления, имеются устойчивые отклонения в нравственной направленности, выражающиеся в отсутствии положительных установок. Наиболее характерны для подростков-правонарушителей следующие отрицательные черты: ярко выраженные формы эгоизма, озлобленность, чрезмерная грубость, дерзость, упрямство, распущенность, жадность, легкомысленное отношение к жизни. Нравственная деформация их личности отражается и в эмоциональных особенностях. Для них характерна эмоциональная возбудимость, агрессивность поведения, конфликтность, несдержанность.

       В абсолютном большинстве несовершеннолетний преступник – это лицо, обладающее привычками, склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления из них единицы. Для остальных характерно:

       1. постоянная  демонстрация пренебрежения к  нормам общепринятого поведения  (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества);

       2. бродяжничество, систематические побеги из дома, учебно-воспитательных и иных учреждений;

       3. следование отрицательным обычаем и традициям, пристрастие к спиртным напиткам, к наркотикам;

       4. ранние половые связи, половая распущенность;

       5.  виновное создание конфликтных  ситуаций, постоянные ссоры в  семье, терроризирование родителей  и других членов семьи;

Информация о работе Несовершеннолетние преступники