Личностные характеристики несовершеннолетних преступников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 12:12, доклад

Краткое описание

Цель доклада: рассмотрение личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей. Оценка особенностей механизма преступного поведения несовершеннолетних, а также изучение причин, порождающих преступное поведение и совершение преступлений в несовершеннолетнем возрасте.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад криминология.docx

— 24.37 Кб (Скачать файл)

ДОКЛАД

тема: «Личностные характеристики несовершеннолетних преступников»

 

Цель доклада: рассмотрение личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей. Оценка особенностей механизма преступного поведения несовершеннолетних, а также изучение причин, порождающих преступное поведение и совершение преступлений в несовершеннолетнем возрасте.

Личность несовершеннолетних преступников имеет характерные  особенности, изучение которых дает возможность выбрать наиболее целесообразные меры для исправления, индивидуальной воспитательной работы и эффективной  профилактики, а также для своевременной  коррекции личности подростков, характеризуемых  асоциальным поведением, но еще не вставших на путь преступления.

Изучение личности несовершеннолетнего  преступника представляет повышенный интерес, поскольку происходит выявление  и оценка особенностей механизма  его преступного поведения, выявления  специфических причин, порождающих  преступное поведение и совершение преступлений в этом возрасте преступлений. С другой стороны, изучение личности дает ключ для выработки воспитательно-предупредительных  мер, особенно индивидуального характера  и предоставляет возможность  прогнозирования будущего поведения  несовершеннолетнего преступника. Поэтому понятие «личность преступника» относится к числу самых крупных  и фундаментальных понятий криминологии.

Тип криминогенной личности выражает определенную целостность социально-приобретенных устойчивых личностных характеристик, определяющим в нем является несоответствие сознания и деятельности ценностно-нормативной системе, признаваемой обществом и государством, что повышает вероятность совершения такой личностью преступления в сравнении с личностью, ведущей себя в тех же условиях устойчиво правомерно.

Определение личности преступника: совокупность социально-политических, психологических и физических признаков лица, совершившего преступление, имеющих уголовно-правовое значение. Несовершеннолетние правонарушители являются резервом армии преступников.

Для несовершеннолетних характерно не только интенсивное физическое развитие, но и большие психологические  сдвиги, заключающиеся в наличии  ряда кризисных состояний, глубоких качественных изменений в деятельности личности, в восприятии ею жизненных  явлений.

Несовершеннолетний возраст  издавна именуют взрывоопасным, ранимым, трудным, жестокосердным, кризисным, переходным. В этом возрасте физическое и духовное развитие несовершеннолетнего  еще не завершено. Это отражается на характере его действий и поступков. В подростковом возрасте интенсивно происходит социальное развитие: формируются  мировоззрение, нравственные убеждения, принципы и идеалы, система оценочных  суждений.

Неблагополучное окружение  несовершеннолетнего способствует прививанию искаженных ценностей, формированию низкой самооценки личности, облегчает  процесс вовлечения несовершеннолетнего  в антиобщественные действия. Несовершеннолетний возраст отличается существенными, качественно своеобразными процессами развития, которые определяют последний, завершающий этап формирования личности. В этом возрасте особенно ярко встает проблема осознания себя и своего будущего.

К возрастным особенностям психологии несовершеннолетнего относятся: противоречивость, полярность чувств и побуждений, импульсивность, сочетание  сенситивности и черствости, жестокости и холодности, чрезмерно завышенной самооценки и неуверенности в  себе, отказа от общепринятых норм поведения  и подчинение себя случайным «кумирам», максимализма в оценках и неспособности  к борьбе мотивов, к принятию аргументированных  решений, упрямства и противодействия  советам с внушаемостью, склонностью  к индуцированию. Особенно явно отмеченные черты выступают при их сочетании  с устойчивым негативным отношением к общественной морали, установкам родителей, стилю семейных отношений. Стремление проявить самостоятельность, реализовать себя является часто одной из причин, толкающих этих лиц на совершение асоциальных поступков. Ввиду того, что активность лиц указанной категории достаточно высокая, несовершеннолетних легче в некоторых случаях склонить и к совершению преступления. Кроме того, их интеллектуальные и физические возможности представляют собой большой криминогенный резерв. Криминологические и социально-психологические исследования показывают, что для личности несовершеннолетних правонарушителей характерны следующие признаки:

− отсутствие интереса к  познавательной деятельности и связанная  семейной и педагогической запущенностью  когнитивная дефицитарность. Она  может при поверхностной оценке производить впечатление умственной отсталости, особенно если осознанно  или неосознанно утрируется. При  этом, как правило, отмечается хорошая  социальная ориентировка в сочетании  с умением манипулировать другими  людьми или использовать внешние  обстоятельства в свою пользу;

− отсутствие способности  к эмпатии (сочувствию), недостаточная  глубина эмоционального сопереживания, равнодушие к чувствам других людей  в сочетании с неспособностью устанавливать и поддерживать эмоционально насыщенные, стабильные отношения;

− стремление к получению  простых удовольствий без определенного  волевого усилия и труда; повышенная чувствительность к стимуляции извне. Эта особенность может сопровождаться стремлением к замещению чувства  пустоты и скуки состоянием измененного  настроения, вызываемого алкоголем  и другими психоактивными веществами;

− неустойчивое настроение со склонностью к раздражительности, гневливым реакциям, состоящим из безмотивного внутреннего напряжения в сочетании с неадекватным, аффективно усиленным реагированием по агрессивному типу на конфликтные ситуации; выраженная наклонность к индивидуальной и  особенно групповой жестокости;

− пренебрежительное отношение  к общечеловеческим ценностям, облегченное  усвоение навыков асоциального поведения  и общий социально-правовой нигилизм;

− выраженная эгоцентричность  с чувством правомерности своего асоциального поведения, с постоянным стремлением к его оправданию или обвинению окружающих в последствиях своих поступков;

− повышенная подверженность влиянию взрослых правонарушителей или групповому воздействию;

− раннее начало курения, ранняя алкоголизация и высокий риск употребления психоактивных веществ (наркотиков). У большинства подростков, совершивших преступления, имеются  устойчивые отклонения в нравственной направленности, выражающиеся в отсутствии положительных установок.

Наиболее характерны для  изученных подростков следующие  отрицательные черты: ярко выраженные формы эгоизма и индивидуализма, озлобленность, чрезмерная грубость, дерзость, упрямство, распущенность, жадность, легкомысленное отношение к жизни, неразвитость чувства стыда. Важнейшим показателем, характеризующим нравственный фон личности преступника, является его отношение к социальным аномалиям, прежде всего к алкоголизму. Криминогенное влияние алкоголя представляется очевидным. Употребление алкоголя отрицательно сказывается на нервной системе человека, дезорганизуя важнейшие психологические процессы возбуждения и торможения. Это приводит к потере самоконтроля, что часто способствует совершению правонарушений, в том числе преступлений. Систематическое употребление алкоголя молодыми людьми постепенно приводит к десоциализации их личности, окончательно нейтрализует остатки позитивной морали. Под воздействием алкогольного опьянения подростками совершается подавляющее большинство тяжких преступлений, с характерной жестокостью и отсутствием какой-либо мотивации. Наблюдается соотношение лиц мужского женского и пола среди несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности. Преобладание среди них лиц мужского пола (в среднем 92 %) связано с их психофизиологическими особенностями, спецификой поведения, различными социальными ролями и опытом. Эти различия могут быть связаны, главным образом, не с психическими и психологическими особенностями пола, а различием интересов, поведения, воспитания мальчиков и девочек, с большей активностью, предприимчивостью, решительностью, несдержанностью и другими общехарактерологическими свойствами лиц мужского пола, проявляющимися в определенных жизненных ситуациях, в том числе в антиобщественных поступках и преступлениях.

Незанятость трудоспособного  молодого человека трудом или учебой имеет криминогенное значение, так  как лишает его возможности добывать честным путем средства к существованию, дает много свободного времени, которое  может быть использовано им вопреки  интересам общества, выводит из сферы  необходимого уровня социального контроля и позитивных связей в коллективе .

Последние годы характеризуются  довольно быстрыми темпами криминализации представителей женского пола. Усиливается  агрессивность, дерзость, цинизм в преступном поведении несовершеннолетних девушек. Это проявляется, с одной стороны, в повышении интенсивности, многоэпизодности преступной деятельности данного контингента, с другой в способах совершения преступлений: вооруженность, особая жестокость, садистская мотивация, выражающаяся в применении пыток, истязаний, лишении жизни жертв разбойных нападений, изнасилований.

Рассмотренные выше личностные особенности несовершеннолетних, совершивших преступления, выражаются главным образом в мотивации  их преступного поведения, которая  сводится в основном к следующему:

- преобладание “детских”  мотивов совершения преступления  из озорства, любопытства, желания  утвердить себя в глазах сверстников,  стремления обладать модными  вещами и т. п.;

- ситуативность  мотивов;

- деформация какого-то  одного элемента сферы потребностей, интересов, взглядов. Например, гипертрофированное понимание товарищества, стремление поднять свой престиж, утвердиться.

Для того чтобы предупреждать  и вовремя противодействовать совершению преступлений несовершеннолетними  разработаны принципы политики в  борьбе с преступлениями, совершаемыми малолетними преступниками. И в  заключение своей работы имеет смысл  перечислить данные принципы:

1. Подход к проблеме  с учетом несовершеннолетних  как особой группы населения,  которая нуждается в повышенной  защите;

2. Подход к проблеме с учетом ее приоритетности;

3. Подход к процессу  модернизации законодательства  с учетом соблюдения принципа  повышенной юридической защиты  прав несовершеннолетних:

- Диверсификация  мер обращения с несовершеннолетними  в зависимости от характера и тяжести деяния;

- Приоритетность социально-психологической, педагогической реабилитации, использование альтернативных мер в целях обеспечения принципа, согласно которому ограничение и лишение свободы несовершеннолетних должны применяться в качестве крайней меры.

4. Подход к проблеме с учетом ее комплексности.

- Формирование многоуровневой  системы предупреждения преступности  несовершеннолетних;

- Создание системы  координации предупредительной  деятельности в соответствии  с принципами: конкретности, дополнительности  и многоуровневого подхода.

-     Создание единого пространства профилактики.

Для криминологии важность изучения преступности несовершеннолетних обуславливается тем, что она  является резервом всей преступности. Установлено, что чем в более  раннем возрасте человек совершил преступление, тем выше вероятность того, что  он совершит новое преступление. Более  двух третей рецидивистов совершили  первое преступление в несовершеннолетнем возрасте. Поэтому увеличение доли преступлений несовершеннолетних в общей структуре преступности рассматривается как ухудшение характера преступности.

 

Используемая литература

1. Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи». М.: Просвещение, 2008г.

2. Домова А.И. «Социально-психологические  аспекты преступности несовершеннолетних». М.: Юридическая литература, 2009г.

3. Криминологические проблемы профилактики правонарушений молодежи.   М.: Киев. 2009г.

4. Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью.    М.: Юристъ, 2010г.

5. “Криминология”, Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е., М.: Проспект, 2007г.,

6. Лейкина Н. С. Личность преступника и уголовная ответственность.                М.: Просвящение, 2010г.

 


Информация о работе Личностные характеристики несовершеннолетних преступников