Кадровое дело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:48, доклад

Краткое описание

Кадровая служба – это совокупность специализированных структур, подразделений вместе с занятыми на них должностными лицами, призванными управлять персоналом в рамках избранной кадровой политики.
Дискуссия о судьбах и перспективах развития службы управления персоналом возникла на страницах ведущих бизнес-изданий уже довольно давно, но тема не только не была исчерпана, но и обрела сегодня особо актуальное звучание. Для российского бизнеса это особенно важный вопрос, потому что функции службы кадров советских времен ничего общего с задачами сегодняшней экономики не имели, а стереотип отношения в значительной степени у людей остался.

Вложенные файлы: 1 файл

кадровички-педовички.docx

— 418.11 Кб (Скачать файл)
  • в разделе «Должностные обязанности» установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих;
  • в разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.
  • в разделе «Требования к квалификации» определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требования к стажу работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки приведены в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Как уже отмечалось, состав служб  управления персоналом определяется уровнем  сложности и комплексности решаемых задач. Например, численность сотрудников  по организации обучения персонала  обусловлена тем, проводится ли обучение организацией самостоятельно или с  привлечением услуг внешних тренинговых компаний и учебных заведений, а также количеством учебных программ, реализуемых одновременно, и длительностью обучения.

Исходя из анализа опыта зарубежных организаций, а также опыта некоторых  российской организаций, можно сказать, что на сегодняшний день в кадровых службах (департаментах, управлениях  и т.д.) существуют следующие должности, занимаемые специалистами в области  управления человеческими ресурсами.

Руководитель (hr) службы по управлению персоналом, который отвечает за решение всех кадровых вопросов организации. В настоящее время руководитель hr-службы (директор по персоналу) является одной из ключевых фигур в топ-менеджменте компании и наряду с другими руководитеями принимает решения в области ее стратегического развития, а также текущей работы.

Менеджер по персоналу (hr-менеджер): решает все вопросы управления персоналом от кадрового делопроизводства до социальных льгот. Однако, на практике выделяют следующие специализации hr-менеджеров:

Менеджер по компенсации. К обязанностям этого специалиста относится расчет ставок заработной платы в зависимости от трудового вклада для каждого сотрудника, а также анализ уровня заработной платы по отрасли в целом и участие в финансовом планировании организации.

Менеджер по социальным льготам. Повышать уровень заинтересованности и мотивированности персонала позволяет такой эффективный инструмент, как пакет социальных льгот (социальный пакет). Учитывая многообразие льгот, которые могут быть включены в социальный пакет (различные виды страхования, включая, медицинское и страхование жизни для сотрудников и членов их смей, оплата питания в течение рабочего дня, транспортные расходы, оплата досуга сотрудников и т.д.), расходы на него могут значительно превысить финансовые возможности организации. В обязанности менеджера по социальным льготам входит разработка оптимального пакета в соответствии с потребностями и возможностями организации, а также ее сотрудников, и эффективное управление им.

Рекрутер (специалист по найму). Одной из ключевых функций кадрового менеджмента является подбор подходящих специалистов на вакантные должности. Рекру- теры отвечают за обеспечение привлечения кандидатов на вакантные должности и отбор наиболее подходящей кандидатуры. Рекрутеры должны хорошо знать компанию, на которую они работают и должны уметь объяснить соискателям на должность политику компании, условия работы в должности, а также уметь ответить на вопросы соискателей относительно требований вакантной должности. Кроме того, рекрутеры должны владеть широким набором методов привлечения и оценки кандидатов на вакантную должность.

Специалист по обучению. В круг его обязанностей входит: адаптация новых сотрудников на рабочем месте (ознакомление с организацией и непосредственно с работой), а также разработка и проведение учебных мероприятий по обучению сотрудников. Целью таких мероприятий может являться: приобретение новых навыков, необходимых для работы (например, с новым оборудованием, программным обеспечением); подготовка персонала, занимающего более низкие должности к работе на руководящих должностях; развитие у менеджеров среднего и высшего звена навыков межличностного общения.

Специалист по трудоустройству  уволенного персонала. Такие специалисты работают с теми служащими, которых увольняют из организации. В зарубежной практике компании часто заботятся о трудоустройстве своих бывших сотрудников. Специалист по трудоустройству помогает определить направление поисков новой работы, найти вакансию и подготовить резюме.

Специалист по кадровому  делопроизводству. К обязанностям таких сотрудников полностью относится функция оформления трудовых отношений (ведение трудовых книжек сотрудников, подготовка кадровых приказов, ведение первичной отчетной документации, оформление больничных листов и т.д.) В связи с регулярным изменением современной российской законодательной базы специалист в области кадрового делопроизводства должен периодически повышать свою квалификацию в этой области.

Стоит отметить, что некоторые перечисленные  выше специалисты в области управления персоналом могут работать в организации  как штатные, а также как внештатные сотрудники. Это зависит от частоты  и регулярности проведения тех или  иных кадровых мероприятий (например, рекрутинговых кампаний, учебных мероприятий, увольнений и т.д.)

Помимо перечисленных выше профессиональных знаний в различных областях кадрового  менеджмента, а также в области  трудового законодательства, к hr-менеджерам различных специализаций также  предъявляется ряд требований к  качествам, которыми они должны обладать в современных условиях. К ним  относится:

  • знание сферы деятельности и специфики организации — hr-специалисты должны иметь четкое представление о потребностях клиентов организации, движущих силах отрасти, понимать специфику производства и видеть стратегические перспективы развития. Это позволяет обеспечить эффективность кадровых мероприятий.
  • лидерство и способность управлять изменениями — кадровая служба играет ключевую роль в управлении современной организацией, поэтому ее сотрудники должны обладать критическими для этого процесса навыками, такими как навыки планирования, анализа, принятия решений, эффективной коммуникации, создания рабочих групп, мотивирования и разрешения конфликтов. Все это необходимо для успешного управлениями изменениями, которые организации претерпевают в условиях нестабильной внешней среды.
  • способность к обучению и развитию — способность к постоянному обновлению профессиональных знаний и навыков позволяет управлять процессом обновления знаний и навыков сотрудников всей организации.
  • навыки финансового планирования — мероприятия по управлению персоналом являются затратными и требуют жесткого финансового планирования. На практике бюджет кадровой службы является наиболее обсуждаемым на уровне руководителя организации, т.к. окупаемость этих расходов не всегда так очевидна, как, например, инвестиции в заведомо рентабельные мероприятия, такие как вложения в строительство и инвестиционные портфели и т.д. Кроме того, наличие на сегодняшний день огромного спектра наработанных эффективных методов управления персоналом (зачастую являющихся дорогостоящими и приходящихся «по карману» крупным организациям), заставляет руководителя кадровой службы делать выбор в пользу тех. которые наиболее адекватны поставленным целям и имеющимся финансовым возможностям.
  • эффективное сотрудничество с другими подразделениями — способность сотрудников кадровой службы осуществлять горизонтальные взаимодействия с целью решения текущих рабочих задач, а также получения обратной связи на кадровые мероприятия. Например, такие взаимодействия необходимы с финансовой и юридической службами организации, с отделом информационных технологий, а также с производственными подразделениями.

 

 

 

Необходимо заметить, что идеальной  точки зрения на роль менеджера по персоналу быть не может — каждая организация по-своему уникальна  и то, какое место займет в ней hr-менеджер будет зависеть от специфики  ее деятельности, а также от его  личности.

Еще раз стоит подчеркнуть, что структура и состав служб  управления персоналом определяются спецификой деятельности организации и кругом кадровых вопросов, решаемых в этой организации.

Основное назначение кадровой документации – придать большую прозрачность трудовым отношениям. Вся система кадровой документации устанавливает определенные правила, при соблюдении которых сотрудникам гарантирована стабильность, а администрации проще управлять персоналом. Максимально точная регламентация круга прав и обязанностей с помощью кадровых документов отвечает интересам обеих сторон трудовых отношений. 
В состав локальных нормативных актов, обязательных для каждого работодателя, согласно толкованию норм ТК РФ входят: 
 · Штатное расписание (статья 57 ТК РФ); 
 · Правила внутреннего трудового распорядка (статьи 56, 189, 190 ТК РФ); 
 · Документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников, их права и обязанности в этой области (статьи 86, 87, 88 ТК РФ); 
 · При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности (статья 103 ТК РФ); 
 · График отпусков (статья 123 ТК РФ); 
 · Правила и инструкции по охране труда. Работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда, правила и инструкции по охране труда должны быть составлены и доведены под роспись до сведения работников (статья 212 ТК РФ). 
Эти кадровые документы входят в число тех, которые, прежде всего, проверяют инспекторы федеральной инспекции труда. 
График сменности Ст. 103 ТК РФ Обязательно при наличии сменной работы

Документация по личному составу

Создается в процессе выполнения кадровой службой своих обязанностей по документированию работы с персоналом. Документация по личному составу  всегда «привязана» к конкретному  работнику и отражает специфику  его должности (профессии), условий  приема на работу, результатов труда  и т. п. 
К этому виду документации относятся: 
• распорядительные документы, документы, подтверждающие трудовую деятельность работника; 
• информационно - расчетные документы; 
• официальная внутренняя переписка; 
• журналы (книги) учета и регистрации документов. 
Документы, входящие в каждую из этих групп, имеют свои особенности. Они предназначены для различных целей, по-разному разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие.


Распорядительные  документы 
 

Документы подтверждающие трудовую деятельность

Инфрмационно-расчетные документы 
 

Внутренняя  служебная переписка 
 

Журнал (книги) учета и регистрации 
 

Приказы по личному составу :

 
 
- о приеме на работу  
- об увольнении 
- о переводе 
- о направлении в 
  командировку  
-о предоставлении отпуска  
-о поощрении  
-о наложении дисциплинарного взыскания  

Приказы по основной деятельности

- трудовые книжки  
- трудовые договора и изменения к ним  
- копии приказов по личному составу

- личные карточки работников 
- личные дела работников 
- табель учета рабочего времени

- заявление работника 
- служебные записки 
- объяснительные 
- представления

- регистрация трудовых договоров 
- регистрация приказов о приеме, переводе и увольнения работников 
- регистрация приказов о предоставлении отпуска 
- регистрация приказов о командировках работников 
- регистрация командировочных удостоверений 
- регистрация служебных заданий 
- регистрация локальных нормативных актов 
- книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним 
- регистрация приказов о поощрениях и наложении дисциплинарных взысканий 
- выдача справок по личному составу 
- учета больничных листов

 

Распорядительные  документы

К этому виду внутренних документов относятся приказы и  распоряжения руководителя. С их помощью  руководитель организации осуществляет полномочия по управлению организацией, предусмотренные уставом этой организации. 
Распоряжения первого должностного лица компании делятся на две самостоятельные группы. 
Первая группа — приказы по основной деятельности организации (по производственным вопросам, об утверждении в организации штатного расписания, инструкции по кадровому делопроизводству, порядка проведения аттестации). 
Вторая — приказы по личному составу (о приеме на работу, об увольнении, о переводе на другую работу, о предоставлении отпусков, о поощрениях и дисциплинарных взысканиях). 
Документы, входящие в первую группу, охватывают деятельность организации в целом, к работе кадровой службы они относятся только косвенно. 
Во вторую группу входят документы, непосредственно связанные с трудовой деятельностью сотрудников. 
Многие из этих документов ведутся по типовой форме, утвержденной Госкомстатом России. 

Документы, подтверждающие трудовую деятельность работника

К таким документам относятся: 
- трудовая книжка, 
- трудовой договор, 
- справка о трудовой деятельности, 
- копии приказов о приеме на работу и увольнении. 
Назначение этих документов заключается в том, чтобы максимально точно отразить имеющийся у работника трудовой стаж. Дело в том, что стаж (общий трудовой или страховой) имеет значение как для будущего пенсионного обеспечения сотрудника, так и для назначения ему пособия по временной нетрудоспособности в период работы. 
На основании копий приказов других работодателей в трудовую книжку работника вносятся записи о совместительстве, а также оформляется дубликат трудовой книжки. 

Информация о работе Кадровое дело