Архивное дело в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Характеристика архивного дела сегодняшней России и является целью данного исследования.
Для достижения указанной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать состояние современного архивного законодательства РФ и нормативной базы деятельности архивов;
2) определить влияние общественно-политических изменений последних десятилетий на архивное дело современной России;
3) дать характеристику современной системе архивов в РФ;
4) выявить особенности назначения и деятельности государственных архивов федерального уровня.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Современное архивное законодательство РФ и нормативная база деятельности архивов……………………………………………………………..5
2. Архивное дело в Российской Федерации…………………………………....10
2.1. Современная система архивов……………………………………………..10
2.2. Государственные архивы федерального уровня………………………….11
2.2.1. Государственный архив Российской Федерации……………………….11
2.2.2. Российский государственный архив древних актов……………………14
2.2.3. Российский государственный исторический архив…………………….16
2.2.4. Российский государственный архив военно-морского флота…………17
3. Понятие, сфера деятельности и статус ведомственного архива…………...19
3.1. Понятие «Ведомственный архив» и его виды…………………………….19
3.2. Основные задачи и функции ведомственного архива……………………19
3.3. Права и ответственность ведомственного архива………………………...21
3.4. Нормативно-правовая основа работы ведомственных архивов…………21
3.5. Современное состояние и перспективы развития ведомственных
архивов………………………………………………………………………….22
4. Организация работы ведомственных архивов……………………………...24
4.1. Архивы Вооруженных Сил Российской Федерации и их задачи……….24
4.2. Экспертиза ценности документов в ЦАМО………………………………25
4.3. Использование документов в архивах…………………………………….26
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников и литературы…………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

 В зависимости от состава  документов, которыми комплектуется  ведомственный архив, и государственных  обязанностей организаций по  осуществлению ведомственного хранения  могут создаваться ведомственные архивы следующих видов:

архив организации, хранящий документы  только данной организации;

 центральный архив министерства, ведомства, центрального органа  общественной организации, хранящий  документы центрального аппарата  министерства, ведомства, центрального органа общественной организации, а также документы организаций непосредственного подчинения, и, при необходимости, других организаций в соответствии со списком организаций источников комплектования архива, утвержденным руководителем министерства, ведомства, центрального органа общественной организации;

 центральный отраслевой архив  министерства, ведомства, центрального  органа общественной организации  (при министерстве, ведомстве, центральном  органе общественной организации), хранящий документы организаций отрасли (системы) всех уровней подчиненности (независимо от их территориальной расположенности) в соответствии со списком организаций - источников комплектования архива, утвержденным руководителем министерства, ведомства, центрального органа общественной организации;

объединенный ведомственный архив, хранящий документы нескольких организаций  министерства (ведомства), связанных  определенной системой соподчиненности  или однотипных по профилю деятельности;

объединенный междуведомственный архив, хранящий документы организаций нескольких отраслей (систем).

Ведомственные архивы исполняют роль связующего звена между организацией и государственным архивом. Даже если в штатном расписании организации  не предусмотрена должность архивного  работника, руководитель обязан назначить приказом ответственного за архив из числа штатных сотрудников.

 

  • Основные задачи и функции ведомственного архива.
  • Основными задачами ведомственного архива являются3:

     комплектование архива документами,  состав которых предусмотрен  положением об архиве;

    обеспечение сохранности, учета, качества обработки, отбора и использования  документов, хранящихся в архиве, а  также подготовка и передача документов на государственное хранение;

     осуществление методического  руководства и проверок состояния  организации документов в делопроизводстве организации, а также архивного дела и организации документов в делопроизводстве в подведомственных организациях.

    Ведомственный архив в целях  выполнения своих главных задач  осуществляет следующие основные функции:

     

    Учитывает и обеспечивает сохранность принятых в архив дел и документов;

    Осуществляет фондирование принятых в архив дел и документов;

    Составляет научно - справочный аппарат  к хранящимся в архиве документам с учетом его преемственности  с научно - справочным аппаратом к документам, переданным в государственный архив;

    Проводит экспертизу ценности документов, хранящихся в архиве, ежегодно представляет на рассмотрение организации годовые  разделы сводных описей дел, подлежащих хранению, и акты на дела, выделенные к уничтожению в связи с истечением сроков их хранения;

    Осуществляет или организует ежегодное  составление и представление  годовых разделов сводных описей дел постоянного хранения;

    Осуществляет по согласованию с  соответствующим государственным  архивом выявление и учет особо ценных документов, организует создание и хранение страхового фонда копий этих документов, ведет учет данных копий;

    Оказывает методическую и практическую помощь службе делопроизводства организации (канцелярия, секретариат) в розыске  дел, заведенных в соответствии с номенклатурой дел, но своевременно не поступивших в ведомственный архив;

    Представляет ежегодно по утвержденным ЦСУ СССР формам в соответствующий  государственный архив сведения о составе и объеме фондов, хранящихся в архиве;

    Осуществляет использование документов, хранящихся в архиве: информирует руководство и работников организации о составе и содержании документов архива; выдает в установленном порядке документы или копии документов; исполняет запросы организаций и заявления граждан по вопросам социально - правового характера, ведет учет использования документов, хранящихся в архиве.

    Осуществляет проверку сохранности, правильности формирования и оформления дел в организациях - источниках комплектования и в соответствующих  подведомственных организациях);

    Участвует в разработке нормативно - методических документов (инструкций, рекомендаций, положений и т.п.) по архивному делу и организации  документов в делопроизводстве;

    Участвует в проведении мероприятий  по повышению квалификации работников архива и службы делопроизводства организации (центральный (центральный отраслевой), объединенный ведомственный или междуведомственный архивы проводят аналогичные мероприятия для работников организаций - источников комплектования и соответствующих подведомственных организаций).

     

     Ведомственному архиву для  выполнения его задач и функций  предоставляется право:

    - Давать в установленном порядке  указания структурным подразделениям  организации и архивам соответствующих  подведомственных организаций по  вопросам, входящим в компетенцию архива;

    - Запрашивать от структурных  подразделений организации и  от архивов соответствующих подведомственных  организаций сведения, необходимые  для работы архива.

     Архивы организаций осуществляют  прием электронных документов (ЭД), обеспечивают их сохранность, учет, отбор и использование, а также подготовку и передачу на государственное хранение. На хранение передаются ЭД в составе фондов организаций-источников комплектования архивов.

     

     

     

     

     

  • Права и ответственность ведомственного архива.
  • Для выполнения основных задач и функций архив организации имеет право4:

    требовать от структурных подразделений  своевременной передачи в архив  документов в упорядоченном состоянии;

    контролировать правила работы с документами в структурных  подразделениях и организациях - источниках комплектования архива;

    запрашивать от структурных подразделений  и организаций - источников комплектования - необходимые для работы архива сведения;

    участвовать в мероприятиях, проводимых Федеральной архивной службой России, органами управления архивным делом субъектов Российской Федерации, федеральными архивами Российской Федерации, по вопросам архивного дела и документационного обеспечения управления.

    Архив совместно с руководителем  организации несет ответственность  за:

    несоблюдение условий обеспечения сохранности документов;

    утрату и несанкционированное  уничтожение документов;

    необоснованный отказ в приеме на хранение документов постоянного  хранения и по личному составу  подведомственных организаций, при  ликвидации организации или изменении формы собственности;

    нарушение правил использования документов и доступа пользователей к  документам, установленных законодательством.

     

  • Нормативно-правовая основа работы ведомственных архивов.
  • Сегодня правовой основой создания архивов организации является Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», где говорится, что государственные органы, органы местного самоуправления муниципального района и городского округа, организации и граждане обязаны (вправе) создавать архивы в целях хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов5.

     В своей работе архив организации,  расположенной на территории  Республики Татарстан, руководствуется  Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации», Законом Республики Татарстан от 13.06.1996 «Об архивном фонде Республики Татарстан и архивах» (с изменениями № 63-ЗРТ от 28.07.2006), распорядительными документами руководителя организации, нормативно-методическими документами Федерального архивного агентства, Главного архивного управления при Кабинете Министров РТ, научно-методическими разработками Национального архива РТ и др.

    «Основные правила работы архивов  организаций» являются нормативно-методическим документом, определяющим их деятельность. Правила основываются на действующей правовой базе в области информации, документационного обеспечения управления и архивного дела, синтезируют опыт отечественного архивного дела, учитывают современные достижения в применении технических средств и информационных технологий в работе с документами.

    Для организации работы архива необходимо принять положение об архиве. В  положение об архиве включаются следующие  разделы6:

     

    1) основные положения;

     

    2) состав документов архива;

     

    3) задачи и функции архива;

     

    4) права архива;

     

    5) организация работы архива.

     

     При необходимости положение  об архиве может дополняться  другими разделами.

     В своей работе ЭК руководствуется  Положением об Архивном фонде  Российской Федерации, Основами  законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, распорядительными документами отраслевого федерального органа управления, приказами руководителя учреждения, нормативно – методическими документами Росархива и архивного органа субъекта Российской Федерации, курирующего госархива, типовыми и ведомственными перечнями документов со сроками хранения, положением об ЭК учреждения7.

     

    3.5. Современное  состояние и перспектива развития  ведомственных архивов.

    За время существования России как самостоятельного государства произошло несколько полных реорганизаций структуры федеральных органов, что естественно сказалось на сохранности документов и деятельности архивов организаций.

     История создания ведомственных  архивов показывает, что появление  их связано с объективными потребностями общества в сохранении использовании архивных документов до поступления на вечное хранение.

    Ведомственные архивы оформились в  три вида: текущие архивы собственно ведомств, текущие архивы учреждений, организаций, предприятий, входящих в состав ведомственных систем, и специализированные отраслевые ведомственные фонды с централизованной организацией хранения исторических и оперативных документальных комплексов.

     Все три названных типа  архивов в той или иной степени  в настоящее время испытывают воздействие нескольких факторов. Первый фактор – это законодательное регулирование их деятельности. Применительно к решению задач управления, главным последствием воздействия этого фактора стало обособление архивных служб отдельных государственных структур (Президента Российской Федерации, силовых ведомств, МИД, Госфильмофонда и др.) в системе организации ведомственных архивов.

     Второй фактор – это организационная  перестройка экономической, политической, социальной и интеллектуальной  сфер жизнедеятельности российского общества. Он способствовал бурному росту различных видов негосударственных архивов, ограничению полномочий государственной и ведомственных архивных служб в отношении контроля за негосударственными архивами, породил известные трудности в решении вопросов, связанных с судьбами архивных документов негосударственного происхождения.

    Третий фактор – изменение ценностных ориентиров жизнедеятельности общества, подчас противоречивое, что особенно характерно для переходных периодов, - привел отчасти к снижению общественного статуса ведомственных архивов и одновременно способствовал повышению престижа отдельных подвидов негосударственных архивов.

     Четвертый фактор – концептуальная  неготовность архивистов к пересмотру  сложившихся, имевших давние традиции профессиональных представлений в новых политических и социально-экономических условиях.

    Нынешняя ситуация предельно обострила  накапливаемые годами проблемы ведомственного хранения и создала новые: нехватка площадей, перегруженность архивохранилищ, сокращение количества штатных работников.

     За последние годы во многих  министерствах и ведомствах утрачена  подведомственная сеть. В прежнем  виде «отраслевой» подход к  работе с документами невозможен. Но, тем не менее, многие федеральные  органы осуществляют общеотраслевую координацию деятельности подведомственных учреждений: разрабатывают перечни документов со сроками хранения, примерные номенклатуры дел, осуществляют проверки обеспечения сохранности документов.

     

     В последнее годы активизировалась  деятельность организаций по созданию архивов, упорядочению документов, передаче их на постоянное хранение. Возникают новые формы хранения архивных документов: депозитарное хранение – хранение документов органами власти и организациями в течение сроков установленных на основании договора с архивными учреждениями.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4. Организация  работы ведомственных архивов.

     

    4.1. Архивы Вооруженных  Сил Российской Федерации и  их задачи.

    Архивы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - архивы) осуществляют прием, учет, хранение законченных делопроизводством дел и обеспечение использования архивных документов.

    Информация о работе Архивное дело в Российской Федерации