Формы прокурорского реагирования на нарушения закона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы подробно рассмотреть вопрос касающийся предмета прокурорского надзора и полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Задачи работы:

- рассмотреть сущность, задачи и предмет прокурорского надзора за исполнением законов

органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- изучить полномочия прокурора при надзоре за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3

I. Сущность, задачи и предмет прокурорского надзора за исполнением законов

органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание

и предварительное следствие…………………………………………………………………5

1.1. Сущность, задачи и предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность………………………..5

1.2. Сущность, задачи и предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие……………………..7

II. Полномочия прокурора при надзоре за исполнением законов органами,

осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание

и предварительное следствие………………………………………………………………….10

2.1. Характеристика полномочий прокурора по надзору за исполнением

законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную

деятельность, дознание и предварительное следствие………………………….10

2. Формы прокурорского реагирования на нарушения закона……………………13
Заключение………………………………………………………………………………………....16

Список используемой литературы………………………………………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

Прокурорский надзор.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)
align="justify">     Сущность  надзора заключается в организации непрерывного надзора за законностью производства дознания и предварительного следствия.

Задачи  надзора заключаются  в том, чтобы:

  1. преступление не осталось нераскрытым;
  2. никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности;
  3. соблюдалась установленная законом процессуальная форма (порядок ВУД, расследования уголовных дел, сроки расследования, права участников уголовного судопроизводства);
  4. выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им условия, принимались меры к их устранению и др.

Предмет надзора

     Предметом является законность деятельности органов  расследования на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющим признаки преступления и регистрации его до принятия прокурором окончательного решения. 

     Предмет надзора (ст.29 закона «О прокуратуре»):

  1. соблюдение прав и свобод человека и гражданина ;
  2. соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
  3. выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования;
  4. законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    II. Полномочия прокурора  при надзоре за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие  

      2.1. Общая характеристика полномочий прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную    деятельность,  дознание и  предварительное следствие  

      В целях устранения, а главное, предупреждения нарушения закона и норм уголовного процесса, охраны прав и законных интересов  граждан прокурору в сфере  уголовного судопроизводства предоставлены весьма существенные полномочия. Они значительно расширены в связи с принятием Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ». В такой отрасли прокурорского надзора, как надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, полномочие прокуроров носят властно-распорядительный характер. Прокурор может быстро, без проволочек устранить любое нарушение закона.

       Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. (ст. 30 ФЗ «О прокуратуре РФ») Эти полномочия неоднородны по своему содержанию и назначению, но подчинены единой цели - обеспечению законности в стадии дознания и предварительного следствия.

      Прежде  всего прокурор выступает как  орган надзора за исполнением  законов. Обладая властно-распорядительными  полномочиями, он вправе отменить или изменить любое решение или акт органов расследования, отстранить лицо, производящее расследование, от дальнейшего производства по делу, передать уголовное дело другому следователю или принять его к своему производству, избрать, изменить или отменить избранную следователем меру пресечения в отношении обвиняемого и т.д.

      С другой стороны, являясь участником уголовно-процессуальной деятельности, прокурор вправе возбудить уголовное  дело, санкционировать арест, обыск, выемку почтово-телеграфной корреспонденции, отстранение обвиняемого от занимаемой должности и т. д. Прокурор вправе также участвовать в выполнении следователем любого процессуального действия или самостоятельно расследовать преступление.

      Наконец, прокурор наделен функциями административного характера относительно следственного аппарата органов прокуратуры. Как должностное лицо, возглавляющее орган прокуратуры, прокурор вправе применить к подчиненному ему следователю меры поощрения и взыскания, отстранить его от производства расследования конкретного уголовного дела или освободить от занимаемой должности и т. д.

      Все  эти разноплановые функции, соединенные в одном должностном  лице, делают процессуальное положение прокурора в уголовном судопроизводстве весьма сложным, а, главное, ответственным при осуществлении предоставленных ему полномочий.

     Полномочия  прокурора осуществляющего  надзор за исполнением  законов, организацией осуществляющей оперативно-розыскную  деятельность:

    1. вправе проводить проверки исполнения законов органами осуществляющими ОРД;
    2. вправе знакомится с документами, содержащими сведения об основаниях, порядке и решениях оперативно-розыскных мероприятий;
    3. требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих ОРД, если они допустили нарушение закона;
    4. давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам комплекса оперативно-розыскных мероприятий, либо требовать их прекращения;
    5. опротестовывать противоречащие закону приказы и указания руководителей органов, осуществляющих ОРД;
    6. вправе вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД;
    7. про проведении проверок прокурор знакомится с материалами секретного делопроизводства; прокуроры вправе требовать предоставления подлинных оперативно-служебных документов, однако руководитель оперативно-розыскного органа вправе не предоставлять прокурору оперативно-служебные документы, относящиеся к той части деятельности, которая не входит в предмет прокурорского надзора;
    8. одним из полномочий являются также указания прокурора о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п.11 ч.2 ст.37 УПК), которые являются обязательными для органов дознания и даются в письменной форме.
 

     Полномочия  прокурора осуществляющего  надзор за исполнением  законов, организацией осуществляющей  дознание и предварительное следствие:

(закон  «О прокуратуре» и УПК: ст.ст.37,144,146,148 и др.)

-прокурор  вправе возбуждать уголовное  дело и поручать его расследование  дознавателю, следователю, нижестоящему  прокурору или принимать его  к своему производству;

- давать  согласие дознавателю, следователю  на ВУД;

- давать  согласие дознавателю, следователю  на возбуждение перед судом  ходатайства об избрании, отмене  или изменении меры пресечения, либо о производстве иного  процессуального действия, которые допускаются на основании судебного решения;

- вправе  изымать любое уголовное дело  у органа дознания передавать  его следователю;

- продлевать  срок предварительного срок предварительного  расследования;

- поручать  органу дознания производство  следственных действий, а также давать ему указания о производстве оперативно-розыскных мероприятий;

- рассматривать  жалобы на действия (без действия) и решения должностного лица  органа дознания (ст. 124 УПК);

- выносить  постановления и давать письменные  указания и др. Письменные указания прокурора органу дознания дознавателю, следователю, в связи с ВУД и их расследованием, данные в порядке установленном законом является обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнение, за исключением случаев, когда следователь предоставляет уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений, в случае несогласия со следственными  решениями или указаниями прокурора:

  1. о привлечении лица в качестве обвиняемого;
  2. о квалификации преступления;
  3. об объеме обвинения;
  4. об избрании меры пресечения, либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователями в отношении подозреваемого или обвиняемого;
  5. об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или производстве иных процессуальных действий, осуществляемых по судебному решению;
  6. о направлении уголовного дела в суд или его прекращении;
  7. об отводе следователя ил отстранении его от дальнейшего ведения следствия;
  8. о передаче уголовного дела другому следователю.
    1. Формы прокурорского реагирования на нарушения закона
 

      Осуществляя указанные полномочия, прокуроры  используют предусмотренные законом  и выработанные практикой формы  прокурорского реагирования на установленные  нарушения закона.  
 

     Такими  средствами являются:

  1. протест;
  2. постановление;                                                                                        ст.ст.23-25,25(1)                                                                       
  3. представление;                                                                                  ФЗ «О прокуратуре»            
  4. предостережение о недопустимости нарушения закона.
 
  1. Протест (ст. 23 ФЗ «О прокуратуре»)

     Применяются в тех случаях, когда в процессе осуществления надзора выявляются приказы, распоряжения, постановления и иные акты, полностью или частично не соответствуют Конституции и иным законам.

     Содержание  протеста заключается в требовании прокурора полностью или частично отменить противоречащие закону акты, приведение акта в соответствие с действующим законодательством, обращенное к должностному лицу или органу, его принявшему, либо к вышестоящему органу или должностному лицу, компетентному отменить акт.

     Правом  принесения протеста наделены прокурор и его заместитель (их 2: по надзору за милицией и за расследованием внутри прокуратуры) (помощники прокурора, прокуроры отделов могут осуществлять подготовку проектов протеста, но вносить их от своего имени они не в праве). В необходимых случаях прокурор, реализуя данное полномочие, может обратиться в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд, с требованием о признании несоответствующих закону актов недействительными

     Протест приносится в письменном виде, подлежит рассмотрению не позднее чем в 10- дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение законодательного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения протеста прокурору сообщается в письменной форме незамедлительно.

     При рассмотрении протеста коллегиальным  органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

      Протест до  его рассмотрения может быть  отозван принесшим его лицом. 

      В том случае если протест не рассмотрен в установленный законом срок, либо, по мнению прокурора, необоснованно отклонен, он вправе обратиться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с заявлением о признании правового акта недействительным. 

  1. Постановление (ст. 25 ФЗ «О прокуратуре»)

     Разновидностью  постановления прокурора является постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

     Решение о  возбуждении уголовного дела оформляется мотивированным постановлением, материалами уголовного дела, возбужденного прокурором, направляются для производства расследования в органы дознания или предварительного следствия с соблюдением признака подследственности, либо принимается к производству прокурором.

     Решение о возбуждении дела об административном правонарушении приносится прокурором при наличии данных, указывающих на признаки административного проступка и оформляется мотивированным постановлением, которое направляется для исполнения органу, компетентному принимать меры административной ответственности. 

  1. Представление (ст. 24 ФЗ «О прокуратуре»)
 

  Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

         В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

        При рассмотрении  представления коллегиальным органом  прокурору сообщается о дне заседания.

        В случае несоответствия  постановлений Правительства Российской  Федерации Конституции Российской  Федерации и законам Российской  Федерации Генеральный прокурор  Российской Федерации информирует  об этом Президента Российской Федерации.

Информация о работе Формы прокурорского реагирования на нарушения закона