Формы прокурорского реагирования на нарушения закона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы подробно рассмотреть вопрос касающийся предмета прокурорского надзора и полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Задачи работы:

- рассмотреть сущность, задачи и предмет прокурорского надзора за исполнением законов

органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- изучить полномочия прокурора при надзоре за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3

I. Сущность, задачи и предмет прокурорского надзора за исполнением законов

органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание

и предварительное следствие…………………………………………………………………5

1.1. Сущность, задачи и предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность………………………..5

1.2. Сущность, задачи и предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие……………………..7

II. Полномочия прокурора при надзоре за исполнением законов органами,

осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание

и предварительное следствие………………………………………………………………….10

2.1. Характеристика полномочий прокурора по надзору за исполнением

законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную

деятельность, дознание и предварительное следствие………………………….10

2. Формы прокурорского реагирования на нарушения закона……………………13
Заключение………………………………………………………………………………………....16

Список используемой литературы………………………………………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

Прокурорский надзор.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

                                                                    СОДЕРЖАНИЕ: 
 

Введение……………………………………………………………………………………………..3

      I. Сущность, задачи и предмет прокурорского надзора за исполнением законов

         органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание

           и предварительное следствие…………………………………………………………………5

        1.1. Сущность, задачи и предмет надзора за исполнением законов органами,    осуществляющими оперативно-розыскную деятельность………………………..5

        1.2. Сущность, задачи и предмет надзора за исполнением законов органами,    осуществляющими  дознание и предварительное следствие……………………..7

    II. Полномочия  прокурора при надзоре за исполнением  законов органами,

         осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание

          и предварительное следствие………………………………………………………………….10 

                    2.1. Характеристика полномочий прокурора по надзору за исполнением

                          законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную

                           деятельность,  дознание и  предварительное следствие………………………….10

    1.  Формы прокурорского реагирования на нарушения закона……………………13

Заключение………………………………………………………………………………………....16

Список используемой литературы………………………………………………………………..17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

      В современных условиях функционирования прокуратуры все более актуальной становится проблема изучения  вопросов прокурорского надзора в России. Вопрос о прокурорском надзоре приобрел актуальность в связи с тем  прокуратура в системе правоохранительных органов занимает одно из важнейших мест.

      Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей.

По своей  сущности прокурорский надзор как специфический  вид государственной деятельности един. В соответствии с этим в  едином прокурорском надзоре согласно п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре выделяют основные направления прокурорского надзора, нашедшие дальнейшее правовое закрепление в гл. 1,2,3,4 разд. III, а также в разд. IV (ст. 28, 36, 37) Закона о прокуратуре. Одним из таких направлений является прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание   и предварительное следствие.

         В настоящее время, когда речь идет о формировании правового государства Российской Федерации, необходимо иметь в виду, что одним из важных звеньев в этом процессе является дальнейшее совершенствование организации следственного аппарата, усиление прокурорского надзора за законностью его деятельности. Следует подчеркнуть, что ни в какой иной сфере деятельности органов государственной власти и управления не затрагиваются так остро права и законные интересы граждан, как в сфере уголовного судопроизводства. Никакие иные нарушения законов не причиняют людям таких нравственных и физических страданий как нарушения, связанные с незаконными задержаниями и арестами, необоснованными привлечениями к ответственности и осуждение невиновных.

    Цель  данной работы подробно рассмотреть вопрос касающийся предмета прокурорского надзора и полномочий прокурора при осуществлении надзора  за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

    Задачи  работы:

    - рассмотреть  сущность, задачи и предмет прокурорского надзора за исполнением законов

         органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание   и предварительное следствие;

    - изучить полномочия прокурора при надзоре за исполнением законов органами,    осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. 

       В первой части данной работы последовательно рассмотрены вопросы   касающиеся  сущности, задач и предмета прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

        Вторая часть посвящена описанию  полномочий прокурора при надзоре за исполнением законов органами,    осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание   и предварительное следствие, а также описанию  форм прокурорского реагирования на нарушения закона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  I. Сущность, задачи и предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие   

       

                1.1. Сущность, задачи и предмет надзора за исполнением законов органами,    осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 

     Прокурорский  надзор за оперативно-розыскной деятельностью  это вид деятельности, осуществляемый уполномоченными работниками прокуратуры в пределах компетенции, посредством использования ими определенных законом методов проверки и средств расследования в целях обеспечения выполнения на территории РФ законов всеми оперативно-розыскными органами.

          Задачи, стоящие перед прокурорами, осуществляющими надзор за исполнением законов органами осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, сформулированы в Федеральном Законе «О прокуратуре РФ»,   Законе «Об оперативно-розыскной деятельности», в УПК и приказах Генерального прокурора РФ.

Задачи

  1. охрана  прав и защита прав и свобод личности;
  2. обеспечение верховенства закона при выполнении оперативно-розыскных мероприятий;
  3. обеспечение мер по раскрытию преступлению и привлечение виновных к ответственности;
  4. предупреждение и пресечение нарушений со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

      Стоящие перед органами прокуратуры задачи будут успешно выполнены лишь при том условии, если сами прокуроры  и следователи будут строго придерживаться требований закона и норм уголовного процесса. Принцип законности в уголовном судопроизводстве является одним из основополагающих принципов в организации и деятельности органов дознания и предварительного, следствия. Некоторые следователи, да и прокуроры считают, что при раскрытии преступлений и их расследовании любые средства пригодны, лишь бы раскрыть преступление и установить виновное лицо. Излишне говорить о порочности такой позиции: не любые, а только те из них, которые основаны на законе, исходят из закона, опираются на закон. Уголовно-процессуальный закон (ст. 4 УПК) провозглашает важное правило в связи с этим: никто не может быть привлечен в качестве обвиняемого иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

      Установленный законом порядок возбуждения  уголовного дела, предъявления обвинения, избрания меры пресечения, производства отдельных процессуальных действий вовсе не лишает их исполнителей инициативы, проявления творческого отношения к делу, иначе говоря, не «формализует» производство по делу. Правильное применение закона обеспечивает успешное производство по делу и вместе с тем гарантирует исполнителей от ошибок, которые затем оборачиваются грубыми нарушениями законности и приводят к существенному лишению или ограничению прав и законных интересов участников процесса.

      Практике  известны не единичные случаи, когда из-за пренебрежительного отношения следователей органов внутренних дел и прокуратуры к закону по уголовным делам об убийствах, изнасилованиях и других опасных преступлениях привлекались невиновные лица, а виновные в это время безнаказанно совершали новые тяжкие преступления. Это происходило прежде всего из-за стремления любыми средствами раскрыть преступление, когда заявляемые подозреваемыми и обвиняемыми ходатайства о выполнении процессуальных действий, которые бы подтверждали их непричастность к совершенному преступлению, полностью игнорировались, нарушались требования закона о полноте, всесторонности и объективности расследования совершенного преступления.

Предмет

    (ст.29 закона «О прокуратуре»)

  1. соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  2. соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
  3. выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования;
  4. законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

        Указанные правила детализируются в нормах оперативно-розыскного законодательства.

     В связи с этим, в предмет прокурорского надзора также входит принятие решений:

    1. о заведении и прекращении конкретных дел оперативного учета (ст.10 закона «Об оперативно-розыскной деятельности»)
    2. о проведении и прекращении конкретных оперативно-розыскных мероприятий (ст.8,ст.15 закона «Об оперативно-розыскной деятельности»)
    3. предоставление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд (ст.11)
    4. о рассекречивании сведений, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ст.11)
    5. правовая защита лиц оперативно-розыскных органов  

     Перечень  объектов данного надзора закреплен в ч.3 ст.13 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только законом.

Пределы надзора

     Определяется содержанием Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», приказами и указаниями генпрокурора РФ.

     В предмет прокурорского надзора  не входят:

  1. сведения об организации, тактике, методах и средств осуществления ОРД;
  2. проверка законности решения судьи по результатам рассмотрения материалов, об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий – (к числу таких мероприятий относятся: прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи, негласное обследование жилища)
  3. сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе представляются соответствующим прокурором только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечение к уголовной ответственности.
 

        1.2. Сущность, задачи и предмет надзора за исполнением законов органами,    осуществляющими дознание и предварительное следствие. 

     Соблюдение  законности и норм уголовного процесса органами дознания и предварительного следствия в существенной мере определяется уровнем прокурорского надзора, его эффективностью и результативностью, правильной его организацией. Необходимо отметить, что качество предварительного следствия и дознания, а также состояние прокурорского надзора за исполнением законов в этой стадии уголовного судопроизводства, как было сказано выше, за последнее время заметно ухудшилось. По значительной части уголовных дел не обеспечивается надлежащего расследования, по многим делам нарушается закон и допускается волокита, многократно, нередко без достаточных оснований, продлеваются сроки расследования. Отмечаются профессиональные просчеты в работе следователей, неудовлетворительная раскрываемость преступлений, низкий уровень оперативно-розыскной работы, ослабление прокурорского надзора за следствием и дознанием. 

Информация о работе Формы прокурорского реагирования на нарушения закона