Типология государств:прошлое,настоящее,будущее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о типах государства и их классификации является актуальным и одним из основных в теории государства и права. Актуальность заключается в следующем: развитие и становление государственности у каждого общества и государства свои из-за следующих условий: географических, политических, религиозных, таким образом, главный вопрос типологии государства в их правильной классификации

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
Глава 1.Понятие типологии государств………………………………………….5
Глава 2.Характеристика формационного подхода……………………………....7
2.1Рабовладельческое государство……………………………………………….8
2.2Феодальное государство………………………………………………………10
2.3Буржуазное государство………………………………………………………12
2.4Социалистическое государство……………………………………………….14
Глава 3.Характеристика цивилизационного подхода…………………………..17
3.1Цивилизационная концепция А.Дж.Тойнби……………………………...….20
Заключение………………………………………………………………………...22
Список использованных источников………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 57.29 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  «МОГИЛЕВСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.А.А.КУЛЕШОВА»

 

 

 

 

 

 

 

 

Типология государств:прошлое,настоящее,будуще

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Курсовая работа

                                                                                 по общей теории права

                                                                                 студентки 1курса

                                                                                     специальности правоведение

                                                                                 заочного отделения

                                                                                 группы П- 113

                                                                                 Дроздовой Ксении

                                                                                 Андреевны

 

                                                                                 Научный руководитель

                                                                                 Старший преподаватель

                                                                                 Демидова Ирина Андреевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

 

Могилев,2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………....3

Глава 1.Понятие типологии  государств………………………………………….5

Глава 2.Характеристика формационного  подхода……………………………....7

2.1Рабовладельческое государство……………………………………………….8

2.2Феодальное государство………………………………………………………10

2.3Буржуазное государство………………………………………………………12

2.4Социалистическое государство……………………………………………….14

Глава 3.Характеристика цивилизационного подхода…………………………..17

3.1Цивилизационная концепция А.Дж.Тойнби……………………………...….20

Заключение………………………………………………………………………...22

Список использованных источников…………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДНИЕ

 

Вопрос о типах государства  и их классификации является актуальным и одним из основных в теории государства  и права. Актуальность заключается  в следующем: развитие и становление  государственности  у каждого  общества и  государства свои из-за следующих условий: географических, политических, религиозных, таким образом,  главный вопрос типологии государства в их правильной  классификации.

В истории каждого государства  можно выделить определенные периоды (этапы), возникающие и прекращающиеся в каждом из них в разное время  и имеющие специфические особенности. Тем не менее, существует возможность  выявить какие-то общие особенности, характерные для всех государств данного периода. Нельзя сказать, что  каждое государство было когда-то, например, рабовладельческим, поскольку возникновение  и смена этапов происходит в связи  с целым комплексом причин, которые  для каждого государства своеобразны  и связаны с историческими  событиями, традициями, расположением  на планете и т.д.

Первые попытки такого обобщения были предприняты Аристотелем и Полибием.

Аристотель считал, что  основными критериями разграничения  государств являются:

1.Количество властвующих в государстве

2.Осуществляемая государством  цель.

По первому признаку он различал правление одного, правление  немногих, правление большинства. По второму признаку все государства  делились на правильные (в них достигается  общее благо) и неправильные (в  них преследуются частные цели). Отвлекаясь от конкретных условий того времени, Аристотель считал главное  различие государств в том,в какой мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.

Полибий говорил, что развитие государства, смена его типов (разновидностей) – естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается  по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения, становления, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят  одна в другую, и цикл повторяется  вновь. История подтверждает, что  цикличность в развитии государственно-организованного  общества – закономерный процесс. Тем  не менее, главное в воззрениях Полибия  состоит в том, что за основу смены  циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении  государственной власти и человека.

 Разнообразие научных  подходов в оценке этого чрезвычайно  сложного и неоднозначного общественного  явления стало объективной основой  концептуального плюрализма типологии  государств. Традициями, расположением на планете и т.д.

Типология представляет собой  один из важнейших методов познания исторического развития государства  и права. В теории государства  и права существует несколько  подходов к типологии государства, среди которых основное место  занимают цивилизационный и марксистко-ленинский. Данная работа посвящена рассмотрению основных теорий типологии государства.

Целью курсовой работы является углубление знаний по типологии государства.

Задачи для достижения этой цели ставятся следующие:

- определить понятие типологии  государства;

- дать характеристику  основным типам государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ

 

История развития государственности  насчитывает огромное количество государств, различных по своему происхождению, развитию и функционированию. Государство и право возникли не сразу. Их появлению предшествовал длительный период эволюционных и революционных преобразований общества. Ныне существующие государства прошли в своем развитии многочисленные этапы, изменяясь в политическом, территориальном, экономическом, демографическом, гуманитарном отношении. Типология представляет собой метод научного познания, в основе которого лежит расчленение объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа; а также результат типологического описания и сопоставления. Типология государств - это их специфическая классификация.

Типология государств предназначена для «разделения» всех государств, которые существовали в истории человечества или существуют сейчас, на такие группы, виды, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущность. Предпосылками для определения типологии государства является целый ряд факторов. Человек как биосоциальное существо возникает одновременно с обществом и развивается вместе с ним. Государство возникает на определенном этапе развития человеческих сообществ, определяемом совокупностью объективных факторов экономического, политического, социального, гуманитарного характера. Каждое государство и его система права имеют свою историю. Их развитие представляет собой постоянный, необратимый, естественно-исторический процесс. В истории цивилизации существовало, существует и будет существовать множество различных государств. Одни из них исчезали, другие появлялись. Этот процесс продолжается непрерывно. Каждое государство непрерывно изменяется, реформируется, совершенствуется. Данное развитие сопровождается коренными изменениями социальной природы, назначения, основных принципов организации и функционирования государственной власти. Все государства обладают собственной спецификой, неповторимыми особенностями. Но в то же время у отдельных государств имеются существенное сходство, общие признаки. В развитии каждого государства наблюдаются объективные закономерности, познаваемые в результате научного поиска. В частности, существуют определенная зависимость и соответствие между способом производства, экономикой, социальной структурой общества, уровнем духовной культуры, природно-климатическими, демографическими, территориальными и т.п. факторами, с одной стороны, и определенным типом государства и права - с другой. Переход от одного исторического типа государства к другому носит объективный характер и включает эволюционные и революционные периоды. Неравномерность исторического развития различных человеческих сообществ обуславливает возникновение государства и права у различных народов неравномерно, по мере созревания объективных предпосылок. Некоторые архаичные сообщества до сих пор так и не обрели государственности. Так же разновременно у различных сообществ происходит смена исторических типов государства и права. В процессе исторического развития общества наблюдается интеграция государственных и правовых систем, их сближение, унификация, сглаживание различий, постепенное становление единых для всего человечества управленческих и правовых систем. В целом, развитие цивилизации идет по восходящей линии определяется термином «прогресс».

В науке теории государства  и права четко определилось две  разновидности типологии государства: формационная и цивилизационная. Остальные типологии государств, в принципе, представляют собой симбиоз формационной и цивилизационной типологии, каждая из которых выражена в большей или меньшей степени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА

Формационный подход основан  на понятии общественно-экономической  формации. Авторами формационного подхода  являются К.Маркс и Ф.Энгельс. Формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе  производства и соответствующих  производственных отношениях.

Переход от одной общественно-экономической  формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим  строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой  коренные преобразования в надстройке. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии  государства и права.

Исторический тип государства, согласно марксистско-ленинской теории, выражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей  экономической основой, обусловленной  господством данного типа собственности  на средства производства. Единство экономического строя различных стран проявляется  в господствующем типе собственности  на средства производства, а следовательно, в экономическом господстве определенного класса (классов). Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.

Формационный критерий, лежащий  в основе марксистской типологии  государства, выделяет четыре основные типа государств:

рабовладельческое, феодальное, буржуазное и последний – социалистическое, которое, теоретически, в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление.

 

 

 

 

 

 

2.1 Рабовладельческое государство

Государства рабовладельческого типа возникли в результате появления  частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие  государства были созданы в Греции (VIII — VI вв.' до н. э.) и в Древнем Риме (VI в. до н. э.). Экономическую основу рабовладельческого государства составляли производственные отношения, характеризуемые тем, что частной собственностью рабовладельца были не только орудия и средства производства, но и рабы, которых нещадно эксплуатировали, продавали, покупали, могли безнаказанно убивать и т.д. В Китае рабов называли «чу-минь», что в переводе означает «скот и раб». Рабовладельческое хозяйство строилось на отношениях господства и подчинения. Быстрое изнашивание рабочей силы рабов и их массовая гибель вследствие беспощадной эксплуатации не беспокоили рабовладельцев, так как в период расцвета рабовладельческого строя «говорящее орудие труда» легко и быстро могло быть заменено новым. Источниками пополнения рабов были войны, превращение должников в рабов (долговая кабала), провинции и колонии также поставляли «живой товар». Это обеспечивало относительную дешевизну рабочей силы. Количество рабов во многих городах Греции и Рима превосходило количество свободного населения. В Спарте на 32 тыс. свободных граждан было 220 тыс. рабов. Но самым главным противоречием рабовладельческого общества, неминуемо ведшим его к гибели, было противоречие между рабской формой труда и рабовладельческой формой собственности. 
           Из всего сказанного о рабовладельческом обществе можно сделать вывод: рабство – основа всего производства, рабы – главный производящий класс, противоречие между рабами и рабовладельцами – центральное противоречие общества. Рабство, как экономическое и юридическое состояние, имело место на определенных последующих этапах государства, но не было социально-экономической основой в процессе становления этого государства, не являлось результатом разложения первобытнообщинного строя. Произошло перерастание первобытного общества в раннеклассовые государства. Что же касается возникновения рабства на последующих этапах развития государственности в Афинах и Риме, приведшего к их становлению как рабовладельческих городов-государств, то это действительно уникальный процесс. На третьем этапе развития рабовладельческого общества наступает эпоха его кризиса. Рабовладельческие производственные отношения, прежде всего их характер, уже не полностью соответствуют уровню развития производительных сил, становятся тормозом для них. Рабский малопроизводительный труд постепенно заменяется трудом колонов, которым передаются в пользование определенные участки земли на условиях выполнения повинностей в пользу хозяина земли (нередко бывшего рабовладельца). Это свидетельствует о зарождении в недрах рабовладельческого общества новых, более прогрессивных феодальных производственных отношений, способствующих дальнейшему поступательному развитию производительных сил. В конечном счете они одерживают победу над старыми производственными отношениями, что отражается в надстройке: рабовладельческое государство заменяется на феодальное, которое становится орудием господства крупных землевладельцев (помещиков, феодалов) над зависимым крестьянством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Феодальное государство

На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и  Франции, Германии и России, Чехии  и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки. Экономической основой феодального  государства выступала собственность  феодалов на землю и неполная собственность  на крепостных крестьян. Феодальная собственность  на землю служила основой социального  неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.Классовая дифференциация феодального общества определенным образом сочеталась с делением на сословия, т. е. на такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны.Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий:

 а) децентрализованной  феодальной раздробленности; 

б) усиления централизации  и установления сословно-представительной монархии;

в) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности.

Большинство функций феодального  государства обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя же его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.

В государственный аппарат  феодального государства входили  войско, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору  налогов, суды.Доминирующей формой феодального государства была монархия различных видов. Республиканская форма правления существовала лишь в государствах-республиках (Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и др.).На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазно-демократических революций. В результате последних возник новый тип государства.

Информация о работе Типология государств:прошлое,настоящее,будущее