Судебная система в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 13:31, реферат

Краткое описание

Органы, отправляющие правосудие, – третья ветвь государственной власти, которая играет особую роль, как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он арбитр в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. В этом гарантии и независимости суда, и прав и свобод граждан и государственности в целом. Важно, что суд реализует принцип справедливости в правоприменительной практике.

Содержание

Введение
1. Понятие судебной системы.
2. Судебная система РФ.
2.1. Конституционный суд.
2.2. Суды общей юрисдикции.
2.3. Арбитражные суды РФ.
2.4. Мировые судьи.
2.5. Судейское сообщество.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ГиМУ реферат готовый.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2.3. Арбитражные суды РФ.

     Арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Под «экономическими» понимаются имущественные споры, возникающие из гражданских, земельных, административных, финансовых и иных правоотношений. К числу других относятся разнохарактерные дела, участниками которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели в связи с осуществляемой ими предпринимательской и иной экономической деятельностью.

Систему арбитражных  судов образуют четыре звена:

Высший арбитражный  суд РФ;

Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

Арбитражные апелляционные суды;

Арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области автономных округах.

 Высший арбитражный суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам, осуществляет надзорные функции, формирует судебную практику. Его возглавляет председатель. В структуру суда входят: пленум; президиум; судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и споров, возникающих из административных правоотношений, в которых образованы судебные составы, специализирующиеся на рассмотрении отдельных категорий дел.

Пленум решает важнейшие вопросы организации и деятельности системы арбитражных судов (дает разъяснения по вопросам судебной практики, выступает с законодательной инициативой, утверждает регламент арбитражных судов, решает вопросы создания в структуре судебных коллегий и др.).

Президиум - председатель, заместитель председателя и председатели судебных составов - созывается по мере необходимости. Его основной функцией является пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов. В судебных коллегиях Высшего арбитражного суда РФ рассматриваются и разрешаются по первой инстанций дела, отнесённые законом к его подсудности. В судебной коллегии по рассмотрению возникающих из гражданских и иных правоотношений, разрешаются экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, а также ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной думы Федерального собрания, Правительства РФ. Затрагивающих права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, осуществляется в судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства, анализируют судебную статистику и др. Федеральные арбитражные суды округов действуют в 10 судебных округах, созданных на территории РФ вне границ национального и административно территориального устройства государства, и осуществляют пересмотр, вступивших в законную силу судебных актов в кассационном порядке. В структуру арбитражного кассационного суда входят: президиум; судебные коллегии, а в коллегиях - судебные составы.

 Следующее  звено системы арбитражных судов  образуют арбитражные апелляционные суды по два в каждом судебном округе (к 2006 г. арбитражных апелляционных судов). Основной их задачей является проверка законности и обоснованности не вступивших в законную силу судебных решений и определений арбитражных судов субъектов PФ. .К компетенции президиума суда отнесены организационные вопросы, а рассмотрением дел в апелляционном порядке занимаются судебные коллегии.

 Низшее звено  системы арбитражных судов это  суды субъектов РФ, в компетенцию которых входит рассмотрение и разрешение по первой инстанции дел, отнесённых к подведомственности арбитражных судов (кроме дел, подсудных Высшему арбитражному суду РФ). Законом допускается создание на территории нескольких субъектов РФ одного арбитражного суда (например, Арбитражный суд г. С.-Петербург и Ленинградской области), а также нескольких арбитражных судов на территории одного субъекта РФ. Основной единицей структуры арбитражных судов субъектов РФ являются судебные составы, специализирующиеся на рассмотрении по первой инстанции (по существу) отдельной категорий дел. Создание судебных коллегий возможно по решению президиума арбитражного суда субъекта РФ, если в этом существует необходимость. Организационное руководство арбитражного суда субъекта РФ осуществляет его президиум. Хотя законом не предусмотрено образование арбитражных судов на районном и городском уровне, в целях приближения правосудия к месту нахождения (жительства) участвующих в деле лиц, находящихся в отдалённых местностях, могут создаваться постоянные судебные присутствия судов субъектов РФ, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов. Круг дел, подлежащих рассмотрению в арбитражных судах строго определён, в Арбитражном процессуальном кодексе РФ:

1)об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2)об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3)об административных правонарушениях;

4)о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций.

 В компетенцию  арбитражных судов входит также  рассмотрение дел: 

1) об установлении  фактов, имеющих юридическое значение, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) о признании  и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

 К подведомственности  арбитражных судов отнесены дела  с участием граждан, которые не имеют статуса индивидуального предпринимателя, но чьи права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, наряду с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными организациями, нуждаются в судебной защите:

1) о несостоятельности  (банкротстве).

2) по спорам  о создании, реорганизации и ликвидации  организаций.

3) по спорам  об отказе в государственной  регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

4) по спорам  между акционером и акционерным  обществом, участниками иных хозяйственных  товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров.

5) о защите  деловой репутации в сфере  экономической деятельности.

 В зарубежных  системах права органами арбитража  являются третейские суды, т.е. суды, назначаемые самими сторонами для разрешения возникающих между ними споров. Арбитражные суды как органы экономической (хозяйственной) юрисдикции действуют лишь в РФ и в некоторых государствах бывших СССР (например, в Украине). Отправлением правосудия в сфере экономической деятельности в большинстве государств, как правило, занимаются специализированные суды (например, в Норвегии, Франции, Великобритании, США, Швейцарии). Системы специализированных судов (например, в ФРГ, Испании, Финляндии). Причем в ряде государств специализированные суды (система судов) созданы для рассмотрения всех коммерческих споров (например, торговые суды Швейцарии), а в других - для рассмотрения и разрешения лишь отдельных категорий дел (например, в ФРГ, Норвегии, США).

 

 

 

 

2.4. Мировые судьи.

     Должность мирового судьи в ее современном понимании впервые возникла в Англии еще в XIV веке как единоличная судебная власть, призванная охранять и поддерживать социальный мир. Рассматривая, мелкие уголовные и гражданские дела, мировые судьи обязаны были, прежде всего, стремиться к примирению сторон. Отсюда возникло и название этих судов мировые.

 Введение  института мировых судей - один из важнейших этапов проводимой в Российской Федерации судебной реформы. В соответствии с Федеральным законом «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ установлена 6451 должность мировых судей. Главной целью создания мировой юстиции является облегчение для граждан доступа к правосудию, максимальное приближение суда к населению. Важным аспектом, определяющим реализацию принципа максимальной доступности правосудия для граждан, является статус мировых судей как судей общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. То обстоятельство, что в соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. №188-ФЗ полномочия по подбору и назначению мировых судей и работников их аппаратов. Определению границ судебных участков и места расположения мировых судов принадлежат органам государственной власти субъектов Российской Федерации, делает систему мировой юстиции значительно более гибкой и мобильной по сравнению с федеральными районными судами. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность на срок до 5-ти правом переизбрания (повторного назначения). Субъект Российской Федерации в лице органа законодательной власти по согласованию с судебным ведомством может сократить или упразднить должности мировых судей не только на территории отдельных районов, но и во всем регионе.

Специфика института  мировых судей состоит в том, что эти судьи осуществляют свои функции в пределах территорий закрепленных за каждым из них судебных участков, которые образуются решением органа законодательной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с председателем областного или равного ему суда.  Районные суды всегда располагаются в административном центре, а это в регионах часто порождает неудобства, а иногда и физическую невозможность для граждан обратиться в суд. Другими словами, могут иметь место случаи, когда физическая, моральная и материальная нагрузка на гражданина при обращении в суд оказывается дороже иска, который он собирается заявить. Система судоустройства мировой юстиции позволяет в необходимых случаях определять место расположения мирового судьи в наиболее удобном и доступном для гражданина месте судебного участка.

 Основным  полномочием мирового судьи является  разбирательство уголовных и гражданских дел, и об административных правонарушениях. Он рассматривает все дела единолично. Одновременно мировые судьи наделяются полномочиями, свойственными для всех иных представителей судебной власти. К этим полномочиям, в частности, относятся:

 -осуществление правосудия;

- контроль за законностью, и обоснованностью решений и действий;

 -органов местного самоуправления, должностных лиц;

- обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;

 - дача разъяснений по вопросам судебной практики;

- участие в формировании органов судейского сообщества.

 Большая часть вопросов организации мировых судов и полномочий регламентируется федеральными законами. Свои решения при осуществлении правосудия мировые судьи выносят именем Российской Федерации, и они имеют так же, как и акты федеральных судов, общеобязательное значение. Это означает, что принцип признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу, в полной мере распространен и на мировых судей.

 Важнейшим  фактором эффективного функционирования такого звена судебной власти, как мировые суды, является распространение на их деятельность принципа самостоятельности судов и независимости судей.  Смысл этого принципа правосудия состоит в обеспечении таких условий, которые создавали бы реальную возможность принимать судейские решения только на основе закона и исключали бы какое-либо постороннее вмешательство, давление и иное воздействие, оказываемое на судей.

Этот принцип  закреплен в Конституции РФ (ст. 120), Законе о судебной системе (ст. 5), Законе о статусе судей (ст. 1), а также в Законе о мировых судьях в Российской Федерации от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ.

Мировые судьи  могут по первой инстанции единолично рассматривать:

-уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы, дела о выдаче судебного приказа;

-дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; --дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; иные, возникающие из семейно-правовых отношении, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении ребенка;

-дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

-дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

-дела об определении порядка пользования земельными участками, и недвижимым имуществом, дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи в соответствии с КоАП.

 Кроме того, мировые судьи будут пересматривать собственные приговоры и решения по вновь открывшимся обстоятельствам. В случае, если рассмотрение дела не закончилось миром или осужденный не согласен с решением мирового судьи, действующим законодательством предусмотрен апелляционный порядок обжалования решений мирового судьи. Апелляционная жалоба приносится в районный суд.

 2.5. Судейское сообщество.

 Федеральные  судьи, судьи субъектов РФ, а  также судьи, прекратившие полномочия в связи с почетным уходом в отставку, образуют судейское сообщество РФ, призванное содействовать совершенствованию судебной системы и судопроизводства, защите прав и законных интересов судей, участию в организационном и ресурсном обеспечении судебной деятельности. Органами судейского сообщества являются:

-Всероссийский съезд судей;

-конференции судей субъектов РФ;

-Совет судей РФ; советы судей субъектов РФ;

-общие собрания судей судов;

-Высшая квалификационная коллегия судей РФ;

-квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

В Высшую квалификационную коллегию входят: представители Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, судов субъектов РФ, военных судов, 10 членов коллегии - представители общественности, избираемые Советом Федерации, один член - представитель Президента РФ. Квалификационные коллегии принимают решения:

-о назначении судей на должность,

Информация о работе Судебная система в России