Социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

В XX веке под сильным воздействием социалистических движений к гражданским и политическим правам прибавляются социально-экономические права (как правило, права трудящихся: право на объединение в профсоюзы, на труд, отдых, социальную помощь и т. д.).
В 1922 году по инициативе немецкой и французской лиг за права человека, два десятка организаций в разных странах создают Международную федерацию за права человека (FIDH), первую в мире международную организацию по защите прав человека.

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 57.92 Кб (Скачать файл)

-              содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;

-              взаимодействует с общественными объединениями  и религиозными организациями;

-              разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма. А также санитарно-курортной сферы.        

4. Полномочия Правительства Российской  Федерации в сфере культуры, науки,  образования. 

Правительства Российской Федерации:

-             разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки

-              обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;

-              обеспечивает проведение единое государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;

-              обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение, как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

5. Полномочия Правительства Российской  Федерации в сфере природопользования  и охраны окружающей среды.

Правительства Российской Федерации:

-              обеспечивает проведение единой государственной политики в области  охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

-              принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению  экологического благополучия;

-              организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

-              координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

К числу полномочий Правительства  Российской Федерации отнесено управление федеральной собственностью. Федеральная  государственная собственность  и управление ею  находится в исключительном ведении Российской Федерации. К федеральной государственной собственности отнесены государственные промышленные предприятия. Предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи и т.д. В связи с этим  для оперативного решения вопросов управления этими предприятиями в ведении Правительства находятся федеральные министерства и иные органы исполнительной власти (министерства: топлива и энергетики; транспорта; связи; путей сообщения; по атомной энергии; сельского хозяйства; государственные комитеты и комитеты: по промышленной политике; по оборонным отраслям промышленности; по металлургии; по машиностроению; по химической и нефтехимической промышленности; по геологии и использованию недр и т.д.).

Государственный комитет по управлению государственным имуществом (Госкомимущество  РФ) осуществляет общее управление государственной собственностью.

Рассмотрим следующую группу полномочий Правительства Российской Федерации. Прежде всего, это осуществление  мер по обеспечению обороны страны.

6. Полномочия Правительства Российской  Федерации по обеспечению обороны  и государственной безопасности  Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации:

-              осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности  Российской Федерации;

-              организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации;

-              обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

-              обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации;

-              принимает меры по охране Государственной границы  Российской Федерации;

-              руководит гражданской обороной.

При характеристике компетенции Правительства  Российской Федерации следует иметь  в виду полномочия Президента в военной  области. Президент РФ является Верховном Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину РФ. Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ. Принадлежащие Президенту названные и другие полномочия как бы предопределяют характер компетенции Правительства как федерального органа  исполнительной власти, осуществляющего многообразные функции и более конкретные полномочия в области обороны, определенные как в самой Конституции, так и в законодательстве по военно-оборонным вопросам.

Правительство Российской Федерации  осуществляет меры по обеспечению государственной  безопасности. В том числе в  области контрразведки и внешней  разведки, по нормальному функционированию государственной границы.

Согласно Конституции, Правительство  Российской Федерации осуществляет меры по реализации внешней политики РФ. Правительство заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров РФ. Однако основные направления внешней политики определяет Президент РФ. Он осуществляет внешней политикой РФ. Ведет переговоры и подписывает международные  договоры, осуществляет ряд других важных полномочий. Президенты подведомственно  Министерство иностранных дел РФ.

7. Полномочия Правительства Российской  Федерации в сфере внешней  политики и международных отношений.

Правительство Российской Федерации:

-              осуществляет руководство в сфере обеспечения отношений  Российской Федерации  с иностранными государствами, международными организациями;

-              обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

-              в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации. Обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам. А также наблюдаем за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;

-              отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территорий;

-              осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности,  в сфере международно-технического и культурного сотрудничества.

Необходимо выделить также  компетенцию правительства в области внешнеэкономической деятельности и таможенного дела. В пределах своей компетенции Правительство регулирует осуществление экспорта и импорта. Выдачу лицензий на экспорт сырьевых ресурсов. Устанавливает ставки таможенных пошлин. В ведении Правительства  находятся Министерство внешних экономических связей и Государственный таможенный комитет. Федеральная служба по валютному и экспертному контролю – федеральные органы исполнительной власти. Через которые Правительство реализует свои функции в сфере внешнеэкономической деятельности.

Одним из основных направлений деятельности Российской Федерации является осуществление  мер по обеспечению законности прав и свобод граждан, охране собственности  и общественного порядка, борьбе с преступностью. Признание и  защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности  предопределяют и полномочия Правительства  по охране всех закрепленных в Конституции  форм собственности.

Осуществлению конституционных прав и свобод человека, охране и укреплению законности служат не только соответствующие  законы (О Конституционном Суде; об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и  свободы граждан, и др.), но и правовые акты Правительства Российской Федерации  в этой сфере. Таковы постановления  Правительства Российской Федерации  о  защите прав граждан России на участие в приватизации т.д.

Кроме того, Правительство осуществляет многообразные нормативно-правовые и организационные мероприятия  по борьбе с преступностью, в том  числе с экономическими преступлениями, претворяя совместно с правоохранительными  органами (судебными, прокурорскими, МВД, ФСБ и др.) предписания. Содержащиеся в федеральных законах, в указах Президента РФ.

Таким образом, Правительство Российской Федерации:

-              участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

-              осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими  общественно опасными явлениями;

-              разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;

-              осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

Следует иметь в виду, что Конституция  не устанавливает и не должна определять исчерпывающий перечень полномочий Правительства. В большей степени  этот вопрос призван регулировать федеральный  конституционный закон “О Правительстве  Российской Федерации”. Поэтому предусмотрены  иные полномочия Правительства, возложенные  на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента РФ. Перечень таких  полномочий, которые установлены Конституцией, широк и многообразен. Это, например, особенности деятельности Правительства Российской Федерации при введении режима военного или чрезвычайного положения определяются федеральными конституционными законами.

Правительство Российской Федерации  осуществляет иные полномочия, возложенные  на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

 

2.4 Отрешение от должности  Правительства РФ                                       Весьма существенными элементами конституционно-правового статуса Правительства являются вопросы о сложении Правительством своих полномочий; об отставке Правительства; о выражении Государственной Думой недоверия Правительству.

Правительство Российской Федерации  слагает свои полномочия перед вновь  избранным Президентом Российской Федерации. Это обусловлено статусом Президента и, в частности его  полномочиями по назначению Председателя Правительства и формированию в  целом данного ведущего федерального органа исполнительной власти. В случае сложения своих полномочий Правительство  продолжает по поручению Президента РФ действовать до сформирования  нового Правительства. Решение о  сложении Правительством Российской Федерации  своих полномочий оформляется распоряжением  Правительства Российской Федерации  в день вступления в должность  Президента Российской Федерации.

Отставка Правительства возможна в  случаях:

1.          Правительство само на основе коллегиально принятого решения подает в отставку;

2.          решение об отставке единолично, по своему усмотрению без какого-либо согласования принимает Президент РФ;

3.          недоверие Правительству выражается Государственной думой. Окончательное решение о судьбе Правительства в этом случае принимает Президент: он может объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную думу;

4.          вопрос о доверии Правительству ставит перед Государственной думой его Председатель. В случае отказа в доверии Президент либо принимает решение об отставке Правительства либо распускает Государственную думу.  

Процедура принятия решения о выражении  недоверия Правительству Российской Федерации установлена в ч.3 ст.117 Конституции РФ. Постановление  о недоверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения недоверия Правительству Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае. Если Государственная Дума в течение трех месяцев три раза выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо  распускает Государственную Думу.

Отставка Правительства может  последовать и в случае, если Председатель Правительства поставит вопрос перед  Государственной Думой о доверии  Правительству Российской Федерации. Если в таком случае Государственная Дума в доверии Правительству отказывает. Президент в течение семи дней со дня принятия Государственной Думой решения о недоверии правительству принимает решение об  отставке Правительства либо роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. 

В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации  по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать  до сформирования нового Правительства  Российской Федерации. Тем самым обеспечивается преемственность и непрерывность деятельности исполнительной власти РФ.

 

Заключение

Путем решения поставленных задач, теоретического исследования и анализа  основная цель исследования была достигнута, т.е. раскрыта тема выпускной квалификационной работы, проведенный анализ различных  аспектов проблемы позволил раскрыть механизм Правительства РФ, в области  исполнительной власти.

В процессе проведения исследования были определены и ответы на основные вопросы и исходя из этого сделаны выводы.

Информация о работе Социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации