Социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

В XX веке под сильным воздействием социалистических движений к гражданским и политическим правам прибавляются социально-экономические права (как правило, права трудящихся: право на объединение в профсоюзы, на труд, отдых, социальную помощь и т. д.).
В 1922 году по инициативе немецкой и французской лиг за права человека, два десятка организаций в разных странах создают Международную федерацию за права человека (FIDH), первую в мире международную организацию по защите прав человека.

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 57.92 Кб (Скачать файл)

Экологические общественные объединения  граждан могут разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические  программы, защищать экологические  права и интересы населения, развивать  его экологическую культуру, привлекать граждан к природоохранительной деятельности; за счет своих средств  и добровольного участия населения  выполнять работы по охране и воспроизводству  природных ресурсов; оказывать содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного  законодательства; проводить общественную экологическую экспертизу; требовать назначения государственной экологической экспертизы; выступать с изложением своей платформы в средствах массовой информации.

Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд  и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей  вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения  ее финансирования соответствующими банковскими  учреждениями.

1.7 Право на участие в культурной жизни

Это право (ч.2 ст. 44 Конституции Российской Федерации) также распространяется на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Государство гарантирует доступность  всех достижений культуры для граждан, где бы они ни проживали. Это обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной  и мировой культуры, находящихся  в государственных и общественных фондах, развитием и равномерным  размещением культурно-просветительных  учреждений на территории страны, развитием  телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети библиотек; расширением культурного  обмена с зарубежными государствами.

Важным условием обеспечения свободы  научного, технического и художественного  творчества является снятие существовавших прежде идеологических ограничений, затрагивающих  не только науку, и прежде всего общественную, но и искусство, художественные направления. Однако развитию науки, культуры, искусства препятствует слабая поддержка их государством, по-прежнему остаточный принцип финансирования учреждений данного рода.

Основы законодательства о культуре 09 октября 1992 устанавливают, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национальности или социального происхождения, пола, политических, религиозных или  иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии  и других обстоятельств.[8] Каждый человек  имеет право на свободный выбор  нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей  культурной самобытности.

 

Заключение

Утверждение принципа уважения прав человека и основных свобод для всех - свидетельство универсального политико-правового  признания государствами всеобщего  значения прав человека как существенного  фактора мира, развития норм и дружественных  отношений и сотрудничества между  всеми государствами. Все больше и больше в нашу жизнь входит принцип, что "защита прав человека и основных свобод - неотъемлемый элемент международных  отношений, важное направление деятельности государств и международных организаций".

Конституция России, признавая идеологическое многообразие и частную собственность, в значительной степени опирается  на опыт стран с рыночной экономикой и воспринимает их лучшие достижения. Поэтому в процессе согласования принципов и норм, относящихся  к правам человека и происходящих в рамках ОБСЕ, достигаются такие  договоренности, которые ранее были невозможны. Это относится и к  проблемам частной собственности, существования многопартийной системы, проведения действительно равных и  всеобщих выборов, и ко многим другим атрибутам демократии.

В то же время, "мало провозгласить  права и свободы человека и  закрепить их в законах, нужно  добиться материального обеспечения  этих прав и свобод, гарантировать  неукоснительное выполнение законов  всеми членами общества, независимо от занимаемой должности, сверху донизу". Только при таком подходе к  основным правам и свободам человека и их эффективной защите можно  построить правовое государство, ибо  само понятие прав человека означает главенство, примат закона, одинаково  обязательного для всех граждан  того или иного государства, примат международного права над внутригосударственными установлениями, верховенство общечеловеческих ценностей над всеми другими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Правительство Российской Федерации

 

Введение.

Выпускная квалификационная работа посвящена сложной и, несомненно, значимой проблеме о значении Правительства  РФ в системе исполнительной власти. На сегодняшний день состав и структура  Правительства еще не полностью  сформирована и продолжает совершенствоваться и обновляться. Правительство РФ является главным звеном в системе  исполнительной власти.

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. Правительство - федеральный  орган власти общей компетенции, так как в процессе его деятельности воплощаются все функции государства. Правительство обеспечивает осуществление  конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов президента на практике.

Российское правительство - коллегиальный  орган. В его состав входят председатель правительства РФ, его заместители, министры РФ.

Председатель правительства РФ назначается президентом РФ с  согласия ГД. Заместители Председателя Правительства и федеральные  министры назначаются на должность  Президентом по предложению главы  правительства.

Правительство действует в пределах срока полномочий президента и слагает  свои полномочия перед вновь избранным  президентом.  

Однозначного понимания системы  исполнительной власти в практике и  в законодательстве Российской Федерации  пока не сложилось, однако важные изменения  во взглядах на эту ветвь власти произошли после принятия Конституции  РФ 1993 года.

Она внесла существенные изменения  в легитимную основу исполнительной власти России по сравнению с Конституцией РСФСР 1978 г. Конституция РФ определила исполнительную власть как самостоятельную  ветвь государственной власти, ввела  понятие единой системы исполнительной власти, существенно изменила порядок  формирования Правительства, изменила подход к определению полномочий Правительства, четко сформировала понятие и состав Правительства, и предусмотрела порядок формирования системы федеральных органов  исполнительной власти.

Актуальность исследования этой темы обусловлена тем, что Правительство  РФ играет важную роль в жизни государства, решает задачи страны в целом.

 

 

 

      1. Организация  деятельности Правительства РФ

Основной формой деятельности Правительства  как коллегиального органа являются его заседания, которые проводятся не реже одного раза в месяц. Они  могут носить открытый и закрытый характер. Подготовка и проведение заседания осуществляются в соответствии с регламентом Правительства  РФ. Все члены Правительства обязаны  лично участвовать в его заседаниях, поскольку лишь они имеют право  решающего голоса. Заседание считается  правомочным, если на нем присутствует более половины членов Правительства. В заседаниях Правительства могут  участвовать с правом совещательного голоса представители палат Федерального собрания, Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, Генеральной  прокуратуры, Счетной палаты, Председатель Центробанка и Президент Российской академии наук. В заседаниях Правительства  может принимать участие на правах председательствующего Президент  РФ. По каждому из рассматриваемых на заседаниях вопросу приглашаются лица, имеющие к нему непосредственное отношение. Состав этих лиц определяется Руководителем Аппарата Правительства по предложениям государственных органов и организаций, ответственных за подготовку рассматриваемых вопросов. На заседание Правительства могут приглашаться также работники Аппарата Правительства, непосредственно готовящие материалы по повестке заседания. Особые требования предъявляются к подготовке тех решений, принятие которых предусмотрено актами Президента, а также проектов решений, рассматриваемых на заседаниях Правительства под председательством Президента. Такие проекты в обязательном порядке направляются в Администрацию Президента для согласования. 
          Заседания ведет Председатель Правительства. Он открывает и закрывает заседания, предоставляет слово выступающим, при необходимости проводит голосование. В случае равенства голосов при голосовании решающим является голос Председателя. Вопросы, относящиеся к компетенции Правительства, могут рассматриваться на заседаниях как Правительства в целом, так и его Президиума. На заседаниях Правительства рассматриваются два рода вопросов:

1. решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства. Их перечень установлен ст. 28 Закона " О Правительстве";

2. вопросы, которые, с точки  зрения руководства Правительства,  имеют особое значение, например  вытекающие из поручений Президента.

Для обеспечения деятельности Правительства  создан Аппарат Правительства РФ, который работает под руководством Председателя Правительства. Возглавляет  его руководитель Аппарата, являющийся как минимум федеральным министром, или заместителем председателя Правительства. Аппарат Правительства РФ осуществляет подготовку и организационное обеспечение  заседаний Правительства, координирует усилия органов и организаций  по обеспечению реализации полномочий Правительства, организует контроль за выполнением его решений. 
           Конституция РФ не устанавливает сроки полномочий Правительства. Однако косвенным образом определяется срок в четыре года: Правительство формируется в связи с избранием Президента и слагает полномочия перед вновь избранным Президентом (ст. 116). Таким образом, действует формула: новый Президент - новое Правительство.

При общей характеристике Правительства  РФ как органа, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации, необходимо выделить главные, наиболее существенные черты и особенности, отличающие его среди других органов в  системе исполнительной власти.   

Правительство Российской Федерации  – федеральный орган исполнительной власти. Из ч.1 ст.110 Конституции РФ  можно сделать вывод, что Правительство РФ призвано возглавлять систему органов исполнительной власти (хотя в Конституции не используется такое понятие), а также обеспечить их согласованную деятельность.   

Правительство РФ – коллегиальный  федеральный орган исполнительной власти. В его состав входят Председатель Правительства, заместитель Председателя и федеральные министры. Конституция  РФ 1993г. внесла весьма серьезные изменения  в отношении состава Правительства: теперь в него включены, помимо Председателя и его заместителя, только федеральные  министры. Руководители иных федеральных  органов исполнительной власти (государственных  комитетов и других органов исполнительной власти) могут быть включены в состав Правительства только в том случае, если им присвоен ранг федерального министра. В состав Правительства входят федеральные  министры, возглавляющие министерства, а также иные должностные лица, имеющие ранг федерального министра. Федеральными являются министерства: топлива и энергетики; экономики; науки и технической политики; сельского хозяйства и продовольствия; обороны; здравоохранения и медицинской промышленности; финансов; образования; охраны окружающей среды и природных ресурсов; юстиции; транспорта; и так далее.  

Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства. Однако имеются исключения для ряда ведомств, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. и иными законодательными актами РФ. Президенту РФ подведомственны министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки и др.

 

    1. Механизм формирования Правительства РФ

 

  Вопрос о процедуре назначения главы Российского Правительства  имеет большое значение, поскольку  названная должность  - одна их ключевых и ведущих в государстве.    

Конституция устанавливает, что Председатель Правительства РФ назначается Президентом  с согласия Государственной Думы. Она также устанавливает и  точные сроки, в течение которых  Президент должен представить Государственной  Думе кандидатуру главы федерального Правительства. Эти сроки зависят  от обстоятельств, в связи с которыми происходит внесение кандидатуры Председателя Правительства:

●                       не позднее 2-недельного срока, после вступления в должность вновь избранного Президента РФ;

●                       не позднее 2-недельного срока, после отставки Правительства РФ;

●                       в течение недели со дня отклонения внесенной кандидатуры Председателя Правительства Государственной Думой.  

Кандидатуру на пост Председателя Правительства  представляет Государственной Думе Президент или его полномочный  представитель в федеральном  собрании. Согласно Конституции Государственная  Дума рассматривает кандидатуру, предложенную Президентом в течение недели. Кандидат на должность главы Правительства  докладывает Государственной Думе программу основных направлений  деятельности будущего Правительства  РФ, отвечает на вопросы депутатов. После чего происходит тайное голосование  за предложенную кандидатуру или  против нее. Решение принимается  большинством голосов.  

Если предложенная кандидатура  отклонена в ходе голосования, то Президент обязан выставить на должность  Председателя Правительства новую  или ту же самую кандидатуру, обсуждение которой происходит в том же порядке.  В случае отклонения три раза представленной кандидатуры Президентом РФ на должность Председателя Правительства РФ, Президент в праве назначить главу Правительства сам, а Государственную Думу распустить и объявить новые выборы Государственной Думы. Эту возможность Конституция дает Президенту в связи с тем, что при отсутствии Председателя Правительства исполнительная власть не может эффективно исполнять свои обязанности и это ведет к правительственному, а значит и государственному кризису. Однако есть случаи, когда даже после трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства Президент не имеет права разогнать Думу, например, в период действия на всей территории РФ чрезвычайного или военного положения, а также за шесть месяцев до срока окончания полномочий Президента.   

Информация о работе Социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации