Пути формирования института социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 21:17, контрольная работа

Краткое описание

Уникальность института социального страхования, выполняющего «государственно-публичные» функции социальной защиты, заключается, в том числе, и в его позитивном влиянии на формирование сбалансированного «социально-рыночного» менталитета населения. Обусловлено это тем, что оно сочетает в себе, казалось бы, полярные и несовместимые позиции: персональную ответственность личности за свое материальное благополучие и коллективную (солидарную) взаимопомощь, либеральные и социал-демократические установки. Социальное страхование защищает работников и членов их семей, при этом оно объединяет (а не разобщает) людей; его институты предоставляют человеку возможность реализовать свою ответственность и свободу на основе социальной справедливости .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Сущность социального страхования

2. Особенности социального страхования

3. Система государственных внебюджетных фондов в РФ

4. Пути формирования института социального страхования

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

управление безопасностью труда.docx

— 52.37 Кб (Скачать файл)

         Отношения по обязательному социальному  страхованию возникают:

-у страхователя-работодателя  — по всем ведам обязательного  социального страхования с момента  заключения с работником трудового  договора; у других страхователей  с момента их регистрации страховщиком;

-у страховщика — с  момента регистрации страхователя;

-у застрахованных лиц  — по всем видам обязательного  социального страхования с момента  заключения трудового договора  с работодателем;

-у лиц, самостоятельно  обеспечивающих себя работой,  и иных категорий граждан   с момента уплаты ими или  за них страховых взносов.

    Рассмотрим процесс  управления системой обязательного  социального страхования. 

       Обязательное  социальное страхование проводят  страховщики, создаваемые Правительством  РФ, в соответствии с федеральными  законами о конкретных видах  обязательного социального страхования.  Средства обязательного социального  страхования являются федеральной  государственной собственностью. Страховщики  осуществляют оперативное управление  средствами обязательного социального  страхования. Бюджеты фондов конкретных  видов обязательного социального  страхования на очередной финансовый  год утверждаются федеральными  законами. Они не входят в состав  федерального бюджета, бюджетов  субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

     Источники  поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования:

  • страховые взносы:
  • дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • штрафные санкции и пени;
  • денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
  • доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
  • другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Взносы во внебюджетные государственные  социальные фонды начисляют по страховым  тарифам, размеры которых установлены  федеральным законом. В настоящее  время они составляют:

в Фонд социального страхования  к оплате труда, начисленной по всем основаниям - 4%;

в Фонд обязательного медицинского страхования -3,6%

в Пенсионный фонд - 28%

Ставка  единого социального налога равна 35,6 %

      Расчетной  базой для начисления страховых  взносов являются выплаты заработной  платы. Страхователи начисляют  страховые взносы на оплату  труда, начисленную по всем  основаниям, и на другие источники  доходов, установленные федеральными  законами о конкретных видах  обязательного социального страхования.  Виды выплат, на которые не  начисляются страховые взносы, определяются  Правительством РФ. Основанием для  назначения и выплаты страхового  обеспечения застрахованному лицу  является наступление документально  подтвержденного страхового случая. Государственной гарантией устойчивости  обязательного социального страхования  является система дотаций из  федерального бюджета. В частности,  при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства РФ.

3. Система  государственных  внебюджетных фондов в РФ.

Формирование  современной системы социального  страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков. Они обеспечивают защиту конституционных  социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда социального  страхования РФ, Фонда обязательного  медицинского страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Правительства России от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в стране.

ПФР обеспечивает:

  • аккумуляцию страховых взносов и финансирование расходов, 
    предусмотренных Положением о нем;
  • контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР 
    страховых взносов, за правильным и рациональным расходованием его 
    средств;
  • международное сотрудничество по вопросам, относящимся к 
    компетенции ПФР;
  • проведение   научно-исследовательской    работы    в   области государственного пенсионного страхования.

ПФР может  принимать участие в  финансировании программ социальной защиты пожилых  и нетрудоспособных граждан.

Средства  ПФР направляются на:

• выплату государственных пенсий;

• выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

• оказание      материальной      помощи      престарелым      и 
      нетрудоспособным гражданам;

• обеспечение деятельности ПФР.

В России осуществляется постепенный переход  от распределительной пенсионной системы  к накопительной, суть которой состоит  в том, что каждый работник в течение  трудовой деятельности осуществляет взносы, в пенсионный фонд средства которого длительное время используются для  инвестирования в экономику, а после  прекращения трудовой деятельности идут на его личное пенсионное обеспечение. Аккумуляция финансовых ресурсов в  пенсионном фонде и их расходование на выплату пенсий осуществляется по установленным государством тарифам  и нормативам.  

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Закон   "О   медицинском   страховании  граждан в Российской Федерации". Он обеспечивает конституционное право  граждан  России  на  медицинскую  помощь  и  направлен  на повышение  ответственности граждан, государства  и работодателей в области  охраны здоровья. Законом введено  обязательное медицинское страхование (с 1993 г.), в России оно является всеобщим, составной частью государственного социального страхования и реализуется посредством программ обязательного медицинского страхования (базовой и региональных).

   Согласно закону, граждане России имеют право на:

  • выбор страховой медицинской организации, свободный выбор 
    медицинского учреждения и врача;
  • медицинскую помощь на всей территории России;
  • предъявление иска страхователю, страховщику и медицинскому 
    учреждению на возмещение ущерба пациенту.

 Для выполнения задач по обязательному медицинскому страхованию в РФ образован Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Средства  ФОМС направляются на:

  • финансирование ОМС проводимого страховыми медицинскими органами;
  • осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы ОМС;
  • выравнивание ресурсов городов, районов для проведения ОМС;
  • направление финансовых ресурсов для разработки тарификации стоимости медицинских услуг;
  • создание финансовых резервов устойчивого медицинского страхования;
  • текущее содержание.   

Фонд  социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования России.  Он является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве      РФ.     

Основные  задачи фонда:

  • обеспечение гражданам государственных пособий,  санаторно- 
    курортного лечения, оздоровления работников и членов их семей;
  • участие в разработке и реализации государственных программ 
    охраны здоровья работников;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость 
    фонда;
  • разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов;
  • подготовка и повышение квалификации специалистов системы 
    государственного социального страхования;
  • сотрудничество с аналогичными фондами других государств и 
    международными организациями по вопросам социального страхования.

Средства  ФСС направляются на:

  • выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
  • оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком - инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
  • оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения;
  • частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев;
  • частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря;
  • частичное содержание детско - юношеских спортивных школ;
  • оплату проезда к месту лечения и обратно;
  • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
  • обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
  • проведение научно - исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
  • участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

 

 В соответствии с   Федеральным законом «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской  Федерации»  назначаются следующие  виды пенсий по государственному  пенсионному обеспечению:

пенсия за выслугу лет;

пенсия по старости;

пенсия по инвалидности;

социальная пенсия. 

По старости. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. 
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Размер базовой части  трудовой пенсии по старости устанавливается  в сумме 450 рублей в месяц.

Сумма базовой части и страховой  части трудовой пенсии по старости не может быть менее 660 рублей в месяц.

По инвалидности. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.

Размер базовой  части трудовой пенсии по инвалидности в зависимости от степени ограничения  способности к трудовой деятельности устанавливается в следующих суммах: 
1)при III степени - 900 рублей в месяц; 
2) при II степени - 450 рублей в месяц; 
3) при I степени - 225 рублей в месяц.

Сумма базовой части и страховой  части трудовой пенсии по инвалидности не может быть менее 660 рублей в месяц.

По случаю потери кормильца. Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.

Размер базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца  устанавливается в следующих  суммах: 
детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери (круглым сиротам) - 450 рублей в месяц (на каждого ребенка); 
другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца - 225 рублей в месяц (на каждого члена семьи).

Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца не может быть менее 660 рублей в месяц.          

Пенсия за выслугу  лет. Пенсию за выслугу лет получают лица, работавшие по специальности, связанные с повышенными требованиями к трудоспособности (летчики, циркачи, педагогические работники). Размеры те же, что и у пенсий по старости. Военнослужащие получают пенсию за выслугу лет по специальному закону.    

Пособие по временной нетрудоспособности. В 2004 году работнику, который в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности проработал фактически  менее трех месяцев, пособие по временной нетрудоспособности  выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке  применяются районные коэффициенты к заработной плате, - минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

Информация о работе Пути формирования института социального страхования