Проблемы развития образовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: проанализировать систему образовательных учреждений в Тюменской области.
Задачи:
1) Проанализировать законодательную базы образовательных учреждений.
2)Рассмотреть порядок проведения лицензирования, аккредитации и аттестации образовательного учреждения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА I. НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ……………………………...……..4-25
1.1. Анализ законодательной базы образовательных учреждений……………4
1.2.Лицензирование, аккредитация и аттестация образовательного учреждения……………………………………………………………………….13
1.3. Долгосрочные целевые программы в сфере развития образования и науки Тюменской области…………………………………………………..…..20
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ. ……………………..…….26-43
2.1.Муниципальные образовательные учреждения Тюменской области……26
2.2. Государственные образовательные учреждения Тюменской области…..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………46

Вложенные файлы: 1 файл

В.Г. АНДРЕЙКИН.docx

— 83.47 Кб (Скачать файл)

     В целях решения проблем, характерных для профессионального образования, в Тюменской области с 2004 формируется государственный заказ на подготовку рабочих кадров и специалистов за счет средств областного бюджета. Кроме того, проводится работа по следующим направлениям:

- развитие форм государственно-общественного  управления;

- привлечение предприятий-заказчиков  кадров к подготовке квалифицированных  работников рабочих профессий,  формирование системы социального  партнерства с работодателями  в сфере повышения качества  подготовки рабочих кадров и  специалистов в соответствии  с потребностями регионального  рынка труда;

- укрепление материально-технического  и кадрового обеспечения образовательного процесса [8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Государственные образовательные учреждения Тюменской области.

 

 

Федеральное государственное образовательное  учреждение – образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности  и финансируемое за счет средств  федерального бюджета.

     Профессиональное образование (также профессионально-техническое образование) — система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также путём обучения на производстве. Начальное и среднее профессиональное образование является одним из ключевых векторов модернизации всей образовательной системы в современной России. Ускорение темпов развития экономики (в частности — промышленности, строительства, высокотехнологичных отраслей) уже сейчас вызывает определённый кадровый дефицит. Работодатели ощущают нехватку квалифицированных рабочих. Нивелирование кадрового дефицита — одна из задач современной модернизации системы начального и среднего профессионального образования в России. Среди основных направлений данной модернизации можно выделить:

  • усовершенствование материальной базы,
  • создание ресурсных центров,
  • привлечение бизнес-структур (потенциальных работодателей) в образовательный процесс,
  • формирование системы «социального заказа».

     Профессиональное образование включает в себя следующие уровни образования: среднее профессиональное образование и высшее образование – бакалавриат, подготовку специалиста, магистратуру, подготовку научно-педагогических кадров, ординатуру. Основные профессиональные образовательные программы реализуются по профессиям, направлениям подготовки и специальностям соответствующих уровней профессионального образования. Профессиональное образование может быть получено в форме самообразования, а также в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона «Об образовании»

      Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

     К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие основное общее или среднее общее образование, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Получение среднего профессионального  образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным  получением среднего общего образования  в пределах соответствующей образовательной  программы среднего профессионального  образования. В этом случае образовательная  программа среднего профессионального  образования, реализуемая на базе основного  общего образования, разрабатывается  на основе требований соответствующих  федеральных государственных образовательных  стандартов среднего общего и среднего профессионального образования, с  учетом получаемой профессии или  специальности среднего профессионального  образования.

     Прием в образовательные организации для получения среднего профессионального образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется на общедоступной основе, если иное не предусмотрено законодательством об образовании.

     При приеме для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, образовательной организацией могут проводиться вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с частью 7 статьи 57 настоящего Федерального закона .

     Получение среднего профессионального образования подтверждается присвоением лицам, успешно освоившим образовательную программу среднего профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, следующих квалификаций:

1) по результатам освоения программы  подготовки квалифицированного  рабочего, – квалификации по соответствующей  профессии рабочего;

2) по результатам освоения программы  подготовки специалиста среднего  звена, – квалификации соответствующего специалиста среднего звена [9]

      Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научной, педагогической квалификации.

     К освоению программ бакалавриата или программ подготовки специалиста допускаются лица, имеющие среднее общее, среднее профессиональное образование.

    К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование – бакалавриат.

     К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров, ординатуры, ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование – подготовка специалиста или магистратура.

     Обучение лиц, получивших высшее образование за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, рассматривается как получение повторно (второго или последующего) высшего образования по следующим образовательным программам высшего образования:

по программам бакалавриата или  программам подготовки специалиста  – лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;

по программам магистратуры – лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра, если иное не установлено федеральными законами.

     Получение повторно высшего образования соответствующего уровня осуществляется с оплатой обучения физическими и (или) юридическими лицами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

     Прием в образовательные организации для получения высшего образования любого уровня осуществляется на конкурсной основе, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Общие требования к организации  приема в образовательную организацию  для получения высшего образования  по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста установлены  статьей 73 настоящего Федерального закона.

      Лицам, успешно освоившим образовательную программу высшего образования и прошедшим итоговую аттестацию, присваиваются следующие квалификации (академические степени) высшего образования:

по результатам освоения программы  бакалавриата – «бакалавр»;

по результатам освоения программы  подготовки специалиста – «специалист»;

по результатам освоения программы  магистратуры – «магистр»;

по результатам освоения программы  подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) – «Преподаватель высшей школы» или «Исследователь», в случае защиты диссертации в  установленном порядке также  выдается диплом кандидата наук;

по результатам освоения программы  ординатуры, программы ассистентуры-стажировки – квалификация, определенная федеральными государственными образовательными стандартами  по соответствующим образовательным  программам.

     Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населенных пунктах. Каждое высшее учебное заведение имеет устав и является автономным субъектом правовых отношений. Вуз должен иметь лицензию, которая даёт право на образовательную деятельность. Для того чтобы иметь право выдавать выпускникам вуза диплом государственного образца, вуз должен быть аккредитован (аккредитация даётся вузу, как правило, после аттестации).Обучение в вузе, как правило, длится от 4 до 6 лет и бывает дневное (очное), вечернее (очно-заочное), заочное обучение. Наиболее распространены формы обучения — аудиторное обучение и дистанционное.

     В настоящее время в Российской Федерации существуют следующие виды высших учебных заведений:

     Федеральный университет — ведущее высшее образовательное учреждение на территории федерального округа, центр науки и образования. Университет — многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания.

Национальный исследовательский  университет — высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования.

     Академия — готовит широкий круг специалистов какого-либо направления человеческой деятельности (сельское хозяйство, здравоохранение, искусство, туризм,экономика, финансы и т. п.).

     Институт — занимается подготовкой специалистов для работы в определённой области профессиональной деятельности [17]

     Основными направлениями и задачами развития профессионального образования являются: содействие в трудоустройстве выпускников, совершенствование структуры подготовки с учетом потребности регионального рынка труда, переход к многоуровневой подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования (магистратура, бакалавриат), а также обеспечение доступности и повышение качества профессионального образования на основе обновления его содержания.

     Учебными заведениями области успешно внедряются инновационные образовательные программы и проекты, получившие федеральную поддержку в форме грантов.

     В 2011 году совместно с Советом ректоров высших учебных заведений области, ассоциацией работодателей региона разработана и утверждена «Комплексная программа развития профессионального образования Тюменской области до 2015 года».

     В настоящее время решается задача расширения содержательного взаимодействия с работодателями, в частности, осуществляется необходимая работа по созданию уже осенью этого года регионального Центра сертификации квалификаций выпускников (апробация на декабрь 2011 года – выпуск речников в ПУ 14).

     В целях обеспечения поддержки на федеральном уровне ключевых сфер социального развития 5 сентября 2005 года Президентом Российской Федерации было объявлено о начале реализации приоритетных национальных проектов. Среди основных направлений национального проекта «Образование» обозначены:

- поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы,

- поощрение талантливой молодежи,

- материальное стимулирование  воспитательной работы классных  руководителей (вознаграждение за классное руководство),

- поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования,

- информатизация образования,

- приобретение современного учебного  и учебно-наглядного оборудования, школьных автобусов.

- модернизация региональных систем образования.

     По всем указанным направлениям в Тюменской области к моменту начала реализации приоритетного национального проекта уже имелись серьезные наработки, был накоплен собственный опыт реализации данных форм поддержки.

     Более того, в целях комплексного решения проблем образовательной системы, в области был разработан перечень дополнительных мероприятий Правительства Тюменской области, направленных на реализацию целей приоритетного национального проекта и предусматривающих развитие других ступеней и уровней образования.

     Следует отметить, что комплекс мер по реализации нацпроекта, направленный на поиск внутренних источников развития и рационального использования накопленного потенциала, стал для Тюменской области логическим дополнением и продолжением основных направлений развития и модернизации региональной системы образования.

     Среди значимых результатов осуществления мероприятий в рамках ПНПО можно назвать достижение следующих позиций:

Информация о работе Проблемы развития образовательных учреждений