Проблемы развития образовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: проанализировать систему образовательных учреждений в Тюменской области.
Задачи:
1) Проанализировать законодательную базы образовательных учреждений.
2)Рассмотреть порядок проведения лицензирования, аккредитации и аттестации образовательного учреждения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА I. НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ……………………………...……..4-25
1.1. Анализ законодательной базы образовательных учреждений……………4
1.2.Лицензирование, аккредитация и аттестация образовательного учреждения……………………………………………………………………….13
1.3. Долгосрочные целевые программы в сфере развития образования и науки Тюменской области…………………………………………………..…..20
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ. ……………………..…….26-43
2.1.Муниципальные образовательные учреждения Тюменской области……26
2.2. Государственные образовательные учреждения Тюменской области…..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………46

Вложенные файлы: 1 файл

В.Г. АНДРЕЙКИН.docx

— 83.47 Кб (Скачать файл)

нам власти. До настоящего времени цельная законодательная база, регламентирующая эту сферу образовательной деятельности, в Российской Федерации отсутствует. Важным шагом новой государственной социальной политики в области развития образования могла бы явиться разработка концепции развития системы непрерывного образования в РФ. Для этого необходимо следующее.

1. Создать при экспертном  совете по законодательному обеспечению образования при Комитете Совета Федерации и Государственной думы Федерального собрания РФ рабочую группу по обобщению материалов и предложений всех заинтересованных органов государственной власти, общественных организаций и бизнес-сообщества, по формированию и функционированию системы непрерывного образования взрослых. На основе анализа подготовить законодательные предложения по совершенствованию правового регулирования системы непрерывного образования взрослых в законодательных актах РФ.

2. Принять необходимы  меры по созданию системы непрерывного  образования, основой которой  могла бы стать соответствующая государственная программа, например, «Национальная политика в области непрерывного образования».

3. Совместно с Российской академией образования разработать и утвердить Концепцию непрерывного образования взрослых в условиях инновационного развития РФ на период 2010–2015 годы.

4. Подготовить законодательную базу для создания национального фонда трудоустройства, в задачи которого входило бы создание образовательных центров для наемных работников, которые попали или могут попасть под увольнение.

5. Рассмотреть необходимость внесения изменений в Закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», дополнив категорию лиц, имеющих право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, гражданами, уволенными в связи с ликвидацией организации либо с сокращением численности или штата ее работников [2].

6. Подготовить предложения по внесению изменений в Закон РФ «Об образовании»:

– по стимулированию работодателей  к затратам на непрерывное образование  своих работников;

– по выравниванию условий  работы учебных заведений дополнительного профессионального образования с учебными заведения основного профессионального образования соответствующего уровня.

7. Предусмотреть создание региональной правовой базы, закрепляющей основы развития системы непрерывного образования[11].

     Вопрос о взаимодействии и разграничении полномочий между различными уровнями власти в сфере образования относится к числу наиболее сложных, требующих выработки общих подходов и скоординированной работы федеральных и региональных законодателей.

В РФ субъекты федерации  обладают правом принятия законов, если они не вступают в противоречие с  Конституцией или федеральным законодательством.

     В области образования определенное влияние на развитие регионального законодательства оказывает Закон РФ «Об образовании», в соответствии с которым разграничение компетенции между законодательной и исполнительной властью субъектов РФ, а также между их органами регулируется законодательством субъектов.

     Особую категорию законодательства субъектов РФ составляют те законы, которые не имеют аналогов на федеральном уровне по объективным причинам или в силу пробела правового регулирования. Например, нормы, регулирующие вопрос о сельских образовательных учреждениях, весьма разнородны, и в результате каждый субъект РФ по-своему подходит к решению этой проблемы.

     Рассматривая вопросы взаимодействия между органами власти различных уровней в сфере образования, нельзя не затронуть такую сложную и важную тему, как лицензирование образовательных учреждений, которое является собственным полномочием субъектов РФ в рамках их компетенции по организации предоставления образования и обеспечения гарантии граждан на получение образования, так как в Законе РФ «Об Образовании» не закрепляется делегированный характер данных полномочий и не предусматривается федеральное финансирование в виде субвенций на их осуществление (как этого требует п. 7 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов

государственной власти субъектов РФ») [3].

     В аналогичной ситуации находится еще целый ряд полномочий субъектов РФ в сфере образования. Например, определение региональных компонентов государственных стандартов, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений.

     Актуальной проблема совершенствования законодательной базы взаимодействия между органами власти различных уровней в сфере образования становится в связи с необходимостью реализации приоритетного национального проекта «Образование».

     В связи с этим необходимо в Законе РФ «Об образовании» выделить общие вопросы образования, являющиеся предметом совместного ведения РФ и ее субъектов. В статьях 28 и 29 Закона РФ «Об образовании» целесообразно определить четкое разграничение полномочий РФ и ее субъектов в сфере образования. Избежать неточностей можно путем детального закрепления в Законе РФ «Об образовании» предметов исключительного ведения РФ [1].

     Любое реформирование сложившийся системы образования на всех уровнях власти должно учитывать его специфику, и в качестве конечной цели может выступить разработка ≪Кодекса об образовании≫.

 

 

 

 

 

1.2. Лицензирование, аккредитация и аттестация образовательного учреждения

 

Порядок лицензирования образовательной  деятельности регламентирован Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 г. N 796 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности". В нем устанавливается порядок  лицензирования образовательной деятельности по программам дошкольного, общего образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального  образования, в том числе, военного профессионального образования, осуществляемого  образовательными учреждениями, научными организациями и ведущими профессиональную подготовку образовательными подразделениями  организаций.

В лицензии указываются:

- наименование лицензирующего органа, выдавшего лицензию;

- регистрационный номер лицензии и дата принятия решения о ее выдаче;

- наименование и место нахождения лицензиата;

- идентификационный номер налогоплательщика;

- срок действия лицензии.

Лицензия на осуществление  образовательной деятельности имеет  приложение, в котором указываются:

- перечень образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, по которым предоставляется право ведения образовательной деятельности, их уровень (ступени) и направленность, нормативные сроки освоения;

- квалификация, которая будет присваиваться по завершении образования выпускникам образовательным учреждением, имеющим свидетельство о государственной аккредитации;

- контрольные нормативы и предельная численность обучающихся, воспитанников, рассчитанные применительно к нормативам очной формы обучения.

Лицензия выдается не менее  чем на 3 года. По заявлению соискателя лицензии она может быть выдана на меньший срок. Лицензирование образовательной  деятельности осуществляется Министерством  образования Российской Федерации, государственными органами управления образованием субъектов РФ и соответствующими органами местного самоуправления. Не только сама образовательная деятельность, но и льготы, установленные законодательством  для образовательных учреждений, возникают с момента выдачи ему  лицензии. Абитуриент, поступающий  в учебное заведение, вправе ознакомится  с его лицензией.

Для образовательных учреждений, независимо от их типа, ведомственной  принадлежности и организационно-правовой формы, Минобразованием России установлен единый срок представления документов на лицензирование образовательной  деятельности с 1 сентября по 28 февраля  каждого учебного года.

Итак, лицензирование - это установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.

В области образования  ведению Российской Федерации в  лице ее федеральных органов государственной  власти и органов управления образованием подлежат:

установление порядка  лицензирования, аттестации и государственной  аккредитации образовательных учреждений;

лицензирование образовательных  учреждений по программам высшего профессионального  и послевузовского профессионального  образования и выдача лицензии на право ведения образовательной  деятельности по указанным программам [5].

Аккредитация, аккредитование (от лат. accredere - оказывать доверие) - 1) в международном праве процесс  наделения лица полномочиями представлять одно государство в другом, возглавляя дипломатическое представительство (или в международной организации), и принятия этих полномочий. Включает акт вручения соответствующему органу или официальному лицу принимающего государства (международной организации) документа, удостоверяющего наличие  таких полномочий; 2) в национальном праве процедура признания (подтверждения) государственными органами особых полномочий различного рода субъектов (образовательных  учреждений, научных организаций, медицинских  учреждений, коммерческих банков и  т.д.). Напр., А. образовательного, учреждения - это процедура установления (подтверждения) его государственного статуса (типа и вида). 

Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов (ГОС). Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет (ст. 33, п. 20 Закона "Об образовании").

Первая аттестация вновь  созданного образовательного учреждения может проводиться по его заявлению  после первого выпуска обучавшихся, но не ранее чем через три года после получения лицензии при  условии положительных результатов  итоговой аттестации не менее чем  половины его выпускников.

Первая аттестация вновь  создаваемых образовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по ступеням образования - начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее.

Образовательное учреждение может быть лишено государственной  аккредитации по результатам аттестации.

Аттестация проводится один раз в пять лет, если иное не предусмотрено  законом.

Задачами аттестации являются:

установление степени  соответствия фактического содержания и качества подготовки выпускников  требованиям ГОС;

получение объективной информации о состоянии образовательного процесса в учебном заведении;

выявление положительных  и отрицательных тенденций в  образовательном процессе образовательного учреждения;

установление причин возникновения  и путей решения выявленных в  ходе аттестации проблем.

По итогам аттестации образовательное  учреждение получает заключение по аттестации, на основании которого проводится государственная  аккредитация.

Этапы аттестации:

проведение самообследования содержания и качества подготовки выпускников  образовательным учреждением;

проведение внешней аттестационной экспертизы;

подготовка и утверждение  аттестационного заключения.

Для проведения аттестации создается экспертная комиссия, состав которой устанавливается соответствующим  органом управления образованием. В  зависимости от специфики вуза, качества проведенного самообследования, разнородности  групп специальностей и направлений, представленных вузом на аттестацию, в комиссию может входить от 7 до 20 экспертов.

Руководители учебных  заведений должны обеспечить представление  полного объема достоверных данных о деятельности учебного заведения  и принять необходимые организационные меры для работы комиссии, проводящей аттестационную экспертизу. Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением.

В Российской Федерации аттестация всех учреждений высшего профессионального образования, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. С 1 января 2000 г. аттестация высших учебных заведений проводится в рамках комплексной оценки деятельности вуза, основанной на объединении процедур повторного лицензирования, аттестации и государственной аккредитации.

Информация о работе Проблемы развития образовательных учреждений