Принципы организации и деятельности прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 11:24, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливаются следующие основные принципы организации и деятельности прокуратуры: единства прокурорской системы, ее централизации, независимости, законности и гласности.
Принцип единства системы заключается в том, что все органы прокуратуры: городские, районные, субъектов РФ, военные и иные специализированные прокуратуры - составляют единую систему. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Контрольная Прокурорский надзор.docx

— 35.23 Кб (Скачать файл)

Вариант 3. Л – Р

 

Теоретический вопрос

Принципы организации  и деятельности прокуратуры.

 

В соответствии со ст. 129 Конституции  РФ и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливаются следующие основные принципы организации и деятельности прокуратуры: единства прокурорской системы, ее централизации, независимости, законности и гласности.

Принцип единства системы  заключается в том, что все  органы прокуратуры: городские, районные, субъектов РФ, военные и иные специализированные прокуратуры - составляют единую систему. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается.

Принцип единства означает, что перед всеми органами прокуратуры стоит общая цель обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Организация и деятельность прокуратуры по выполнению поставленных задам регулируется единым, общим для всех прокуратур страны законодательным актом - Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Подчеркивается, что каждая прокуратура, выполняя свои профессиональные обязанности на соответствующей территории или в сфере правовых отношений, действует от имени Российской Федерации в целом как единая федеральная система, и принимаемые ею акты (протесты, представления, постановления) имеют одинаковую юридическую силу. 
Каждый прокурор наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и средствами их реализации. Так, любой прокурор от Генерального до районного полномочен возбудить уголовное дело при наличии к тому оснований, предать дело в суд или прекратить уголовное преследование в соответствие с требованиями закона. То же относится и к единым средствам реализации полномочий в сфере общего надзора, надзора за учреждениями, исполняющими уголовное наказание, и к другим направлениям деятельности прокуратуры.

Из принципа единства системы вытекает и право вышестоящего прокурора поручить нижестоящему выполнение каких-либо своих обязанностей, например, поддержать обвинение в уголовном процессе, принять участие в рассмотрении гражданского дела, в проведенни проверки исполнения закона и др. Этот же принцип дает полномочия вышестоящему прокурору принять на себя обязанности нижестоящего, возбудить или прекратить дело, если в силу каких-либо причин эти и другие вопросы не решаются или неправильно решаются подчиненным ему прокурором.

Принцип централизации состоит  в том, что все прокуратуры действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Важность такого подхода обусловлена тем, что обеспечение единой законности на всей территории страны возможно при условии проведения единой линии практической деятельности всех органов прокуратуры, едином руководстве Генерального прокурора РФ со строгим подчинением ему всех нижестоящих прокуроров.

В соответствии с принципом централизации Генеральный прокурор РФ, как это отмечалось, назначает всех подчиненных ему руководителей прокуратур, и только он может освободить их от должности.

Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих на основе федеральных законов и нормативных актов Генерального прокурора РФ. Приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции Генерального прокурора РФ, регламентирующие вопросы организации и деятельности системы прокуратуры РФ, обязательны к исполнению всеми работниками органов и учреждений прокуратуры. В случае их несоответствия закону они могут быть отменены только Федеральным Собранием РФ либо самим Генеральным прокурором РФ.

Следует отметить, что централизм в деятельности прокуратуры не отменяет самостоятельности прокуроров и следователей при принятии конкретных решений, особенно в сфере уголовного судопроизводства. Так, следователь вправе обжаловать прокурору указания по объему обвинения и юридической квалификации действий обвиняемого и в случае отклонения его доводов вправе ставить вопрос о передаче дела другому следователю.

Кассационное представление  прокурора, участвовавшего в рассмотрении уголовного дела, не может быть отозвано вышестоящим прокурором и подлежит рассмотрению по существу в соответствующей инстанции суда.

Единоначалие в деятельности прокуратуры находит сочетание  с коллегиальностью при принятии решений по актуальным вопросам прокурорской и следственной работы. Коллегия Генеральной  прокуратуры РФ, коллегии в прокуратурах субъектов РФ обсуждают и выносят  постановления, которые, несмотря на их рекомендательный характер, способствуют принятию руководителем прокуратуры  наиболее взвешенных и эффективных  решений.

Принцип независимости заключается  в том, что органы прокуратуры  осуществляют полномочия независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений на основе материалов проверок и расследований, осуществляемых в соответствии с требованиями полноты и ©бт>ектив-ности их проведения.

Воздействие в какой-либо форме органов власти, общественных организаций, средств массовой информации, должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствование в какой-либо форме их деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

На практике недопустимые воздействия осуществляются в различных  формах: от предложения привилегий и льгот до прямых угроз физического-воздействия. В последнем случае должны применяться меры, предусмотренные Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и иные меры, возложенные на службу собственной безопасности органов прокуратуры.

Независимость прокуратуры  предусматривает и исключение вмешательства  все деятельность отдельных должностных  лип, представителей средств массовой информации с требованиями о предоставлении информации, затрагивающей такие  вопросы, которые еще не нашли  окончательного разрешения или составляют государственную или служебных  тайну. Законом установлено, что прокуроры и следователи не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

Принцип независимости включает и обязательность исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий. Статистическая и иная информация, справки, документы, необходимые для  работы прокуроров и следователей, представляются безвозмездно. Неисполнение их законных требований, а также  уклонение от явки по вызову прокурора и следователя влекут за собой установленную законом ответственность.

Важным фактором обеспечения  независимости являются требования, ограждающие прокуроров и следователей от недопустимого воздействия, путем  запрещения занятий отдельными видами деятельности. Прокуроры и следователи не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Они не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Следует также подчеркнуть, что существенная сторона гарантий независимости прокуроров заключается  в порядке их назначения и освобождения от должности. Никто, кроме Генерального прокурора РФ, не вправе освободить руководителя прокуратуры любого уровня прокурорской системы от должности, какие бы такие попытки ни предпринимались.

Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующим законодательством. Конституционная норма об обязанности  всех органов власти, должностных  лиц, граждан и их объединений  соблюдать Конституцию РФ и законы считается основой демократического общества и государства, а для прокуроров не только организующим началом, но и методологической основой их деятельности. Принцип законности с позиций деятельности прокуратуры включает две стороны проблемы: обеспечение точного исполнения законов всеми участниками общественных отношений и обеспечение этого требования в деятельности самих органов прокуратуры.

Принцип обеспечения законности реализуется органами прокуратуры  при осуществлении всех ее функций: осуществлении надзора за исполнением  законов, соблюдением прав и свобод граждан, надзора за органами расследования  преступлений, участии в рассмотрении дел судами и т.д.

При проведении проверок и  расследований прокуроры и следователи  нередко сталкиваются с пробелами  в законодательстве, несовершенством  действующих законов и их отставанием  от потребностей жизни. Один из возможных  путей влияния прокуроров на укрепление законности - их участие в правотворческой  деятельности. Закон дает прокурору  право вносить в органы, обладающие правом законотворческой инициативы, предложения о совершенствовании  законодательства. К сожалению, права  прямого обращения с законопроектами  в Парламент страны прокуратура  до сих пор не имеет.

Принцип законности применительно  к деятельности самой прокуратуры  означает также, что каждый правовой акт, исходящий от прокуроров и следователей, каждое процессуальное или проверочное  действие должно быть основано на законе и выполняться в тех формах, которые закон предусматривает. Только такой подход, базирующийся на высоких профессиональных и моральных  качествах исполнителей, может гарантировать  успешную деятельность прокуратуры  на всех порученных ей участках.

Принцип гласности. Обязывает прокуратуру действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Важное значение принципа гласности в том, что общество получает возможность контроля за деятельностью органов прокуратуры, а прокурор и следователь в порядке обратной связи получают поддержку населения.

Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры обязаны информировать  население о состоянии законности. В этих же целях в составе Генеральной  прокуратуры РФ создано самостоятельное  структурное подразделение - Центр  информации и общественных связей с  обязанностями информировать через  печать, радио и телевидение граждан, широкую общественность о состоянии  законности в стране и в отдельных  регионах и принимаемых мерах  по борьбе с преступностью и нарушениями  законности.

Еще одно проявление гласности - ежегодное представление Генеральным  прокурором РФ палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклада  о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. Нижестоящие прокуроры  представляют такую информацию органам  власти субъектов РФ и органам  местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи

1. Завод пластмасс г. Кемерово систематически сбрасывал в реку, являющуюся источником снабжения города питьевой водой, сточные воды от производства. В результате загрязнения водоема наличие вредных для человека веществ в десятки раз превысило предельно допустимые нормы и представляло реальную угрозу здоровью жителей г. Кемерово, что подтверждено заключением санитарно-эпидемиологической службы города. Жители города направили прокурору района, по месту нахождения предприятия, коллективную жалобу и потребовали прекратить сброс неочищенной воды в реку и привлечь к ответственности руководителей завода. Прокурор района по результатам проверки жалобы внес директору завода пластмасс представление, в котором потребовал принять соответствующие меры для прекращения сброса неочищенных сточных вод, установки соответствующих очистных сооружений и решения вопроса об ответственности должностных лиц, виновных в нарушении природоохранного законодательства, повлекшем загрязнение реки.

К компетенции  территориальной или природоохранной прокуратуры относится разрешение данной жалобы? По каким критериям происходит разграничение компетенции территориальных и специализированных прокуратур. Определите, в данной конкретной ситуации, предмет и объект прокурорского надзора.

 

Согласно пункту 1 приказа №84 от 07.05.2008г. Генеральной Прокуратуры "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур", территориальные прокуроры осуществляют следующие полномочия:

- надзор за соблюдением  Конституции Российской Федерации,  исполнением законов, соблюдением  прав и свобод человека и  гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов  Российской Федерации, органами  местного самоуправления, территориальными  органами федеральных органов  исполнительной власти, в том  числе контролирующими органами, их должностными лицами, органами  управления и руководителями  коммерческих и некоммерческих  организаций, а также за соответствием  законам издаваемых ими правовых  актов;

- надзор за исполнением  законодательства о противодействии  коррупции в указанных органах  и учреждениях;

- участие в правотворческой  деятельности представительных (законодательных)  органов субъектов Российской  Федерации;

- надзор за исполнением  законов территориальными подразделениями  федеральных органов исполнительной  власти, уполномоченными осуществлять  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие,  а также соответствующими подразделениями  Следственного комитета при прокуратуре  Российской Федерации, в том  числе за исполнением требований  федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений  о преступлениях;

Информация о работе Принципы организации и деятельности прокуратуры