Принципы организации и деятельности прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 11:24, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливаются следующие основные принципы организации и деятельности прокуратуры: единства прокурорской системы, ее централизации, независимости, законности и гласности.
Принцип единства системы заключается в том, что все органы прокуратуры: городские, районные, субъектов РФ, военные и иные специализированные прокуратуры - составляют единую систему. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Контрольная Прокурорский надзор.docx

— 35.23 Кб (Скачать файл)

- надзор за исполнением  законов в местах содержания  под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, при исполнении уголовных наказаний и применении назначенных судом принудительных мер медицинского характера;

- рассмотрение обращений,  содержащих сведения о нарушении  законов территориальными органами  федеральных органов исполнительной  власти, законодательными (представительными)  и исполнительными органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации, органами местного  самоуправления, их должностными  лицами, органами управления и  руководителями коммерческих и  некоммерческих организаций соответствующего  уровня, а также жалоб на решения  и действия (бездействия) подчиненных  прокуроров;

- организация и осуществление  уголовного преследования в судебных  стадиях уголовного судопроизводства;

- участие в пределах  установленной компетенции в  гражданском и арбитражном процессе  в соответствии с нормами федерального  законодательства и организационно-распорядительными  документами Генерального прокурора  Российской Федерации;

- надзор за исполнением  законов территориальными органами  Федеральной службы судебных  приставов;

- координация деятельности  правоохранительных органов по  борьбе с преступностью на  территории субъекта Российской  Федерации;

- анализ и обобщение  данных о состоянии законности  и правопорядка на территории  субъектов Российской Федерации,  участие в формировании государственной  и ведомственной статистической  отчетности о состоянии законности, работе органов прокуратуры и  др.;

- руководство деятельностью  прокуратур городов, районов и  иных территориальных прокуратур;

- взаимодействие со средствами  массовой информации, общественными  организациями в порядке, установленном  организационно-распорядительными  документами Генерального прокурора  Российской Федерации.

Согласно пункту 2.3. приказа №84 от 07.05.2008г. Генеральной Прокуратуры "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур", природоохранные прокуроры (на правах районных) в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляют:

- надзор за исполнением  законов об охране окружающей  среды и природопользовании, соблюдением  экологических прав граждан природоохранными  территориальными органами исполнительной  власти и органами исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, органами местного  самоуправления, их должностными  лицами, органами управления и  руководителями коммерческих и  некоммерческих организаций, а  также за соответствием законам  издаваемых ими правовых актов  по указанным вопросам;

- надзор за исполнением  законов при приеме, регистрации  и разрешении сообщений об  экологических и иных преступлениях,  повлекших нарушение законов  о защите окружающей среды  и экологических прав граждан  (кроме преступлений, совершенных  на объектах Министерства обороны  Российской Федерации и военно-промышленного  комплекса), а также о преступлениях,  совершенных по службе должностными  лицами контролирующих природоохранных  органов; надзор за законностью  осуществления оперативно-розыскной  деятельности, дознания и предварительного  следствия уполномоченными органами  внутренних дел и подразделениями  Следственного комитета при прокуратуре  Российской Федерации по выявлению,  раскрытию и расследованию преступлений  указанной категории.

Также, согласно пункту 2.4. приказа № 84, необходимо иметь в виду, что в пределах установленной компетенции прокурорами специализированных прокуратур обеспечиваются координация деятельности правоохранительных органов по соответствующим направлениям борьбы с преступностью, участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел, разрешение обращений, формирование статистической отчетности, анализ состояния законности и правопорядка.

На основании пункта 2.5. приказа № 84 от 07.05.2008г., при отсутствии на территории субъекта Российской Федерации специализированной прокуратуры (на правах районной) прокурорам субъектов Российской Федерации, руководствуясь требованиями федерального законодательства и организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, возлагать соответствующие полномочия по осуществлению надзора на прокуроров городов и районов.

Следовательно, данное дело находится в компетенции природоохранной  прокуратуры, а территориальная осуществляет по отношению к ней управленческую функцию.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере реальной охраны окружающей среды, установленные в законах, иных нормативных правовых актах порядок и правила использования и охраны окружающей среды и отдельных природных объектов.

Предмет правонарушения – окружающая среда в целом и ее отдельные компоненты. Причем они должны соответствовать критериям, установленным применительно к объектам экологического права, т.е. иметь естественное происхождение, находиться в тесной взаимосвязи с остальной окружающей средой, выполнять экологические функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 2. Помощник прокурора района, участвуя в рассмотрении дела в районном суде в качестве государственного обвинителя, поддержал ходатайство адвоката о назначении экспертизы и дал соответствующее заключение. Суд отклонил ходатайство и продолжал рассмотрение дела. По окончании судебного следствия обвинитель, полагая, что без проведения экспертизы невозможно правильно разрешить возникшие вопросы, вновь, но уже со стороны обвинения, заявил ходатайство о производстве экспертизы, однако и в данном случае суд ходатайство отклонил и, завершив судебное следствие, перешел к прениям сторон. В своей речи прокурор подтвердил свою позицию, высказавшись в целом по тем вопросам, которые должны быть освещены в речи. Кроме того, он указал, что вынесение приговора без проведения экспертизы невозможно. Мнение прокурора поддержал и адвокат, заявивший, что на основании представленных доказательств подсудимый должен быть оправдан.

Суд постановил обвинительный  приговор.

Каково процессуальное положение прокурора в уголовном процессе в суде первой инстанции?

Правильна ли в  данном случае позиция государственного обвинителя в ходе судебного следствия и в прениях сторон.

Как следует поступить  прокурору после вынесения приговора?

Подготовьте проект соответствующего правового акта.

Процессуальное положение прокурора в уголовном процессе в суде первой инстанции

Заключается во всемерном способствовании установлению судом истины, необходимой для вынесения законного, обоснованного и справедливого решения. Принимая участие в рассмотрении дела, прокурор способствует всестороннему, полному исследованию доказательств, установлению обстоятельств дела, имевших место в действительности, правильному применению материального и процессуального закона, вынесению законного и обоснованного судебного решения.

В силу принципа состязательности (ст.15 УПК) государственный обвинитель в ходе судебного разбирательства  является равноправной с защитой  стороной, не имеющей властных полномочий по делу. Поэтому, по п. 3 ст. 119 УПК РФ, он, так же, как и иные участники судопроизводства, вправе ходатайствовать перед судом о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений. 

Прокурор является должностным  лицом - представителем государства, уполномоченным в пределах своей компетенции. Прокурор от имени государства осуществляет уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также  надзор за деятельностью органов  дознания и предварительного следствия  при производстве процессуальных действий по расследованию уголовных дел.

 

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая  его законность и обоснованность. Выступление прокурора в суде в качестве государственного обвинителя - важнейшая часть возложенной  на прокуратуру функции уголовного преследования как деятельности, направленной на изобличение лица, совершившего преступление, привлечение  его к ответственности, направление  дела в суд и обоснование обвинения  перед судом.

Участие в суде государственного обвинителя - непременное условие  реализации конституционного принципа состязательности судебного разбирательства. Как известно, именно построение судебного  процесса на основе состязательности и равноправия сторон обеспечивает наиболее полное и всестороннее исследование обстоятельств дела и правильное его разрешение, усиливает гарантии прав и законных интересов участников процесса. В таком процессе каждое обстоятельство исследуется, и каждое доказательство подтверждается под углом зрения и обвинения, и защиты, а суд имеет возможность услышать и взвесить все доводы, как в пользу обвинения, так и в пользу подсудимого.

Лицами, перечисленными в  ст. 119 УПК, в любой момент производства по уголовному делу может быть заявлено ходатайство о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений. Ограничение права заявлять ходатайства является грубым нарушением прав участвующих в деле лиц. Право  участников процесса заявлять ходатайства  связано с возможностью реализации права предоставлять доказательства, ходатайствовать о производстве или участии в производстве следственных или судебных действий, представлять иные доказательства по делу: предметы, документы, объяснения. Возможность заявлять ходатайства об исследовании обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния, не означает возложение обязанностей доказывания этих обстоятельств на подозреваемого, обвиняемого и его защиту и не нарушает конституционный принцип, согласно которому "обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность", а служит дополнительной гарантией соблюдения прав лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Ходатайства, касающиеся доказательств, должны содержать необходимые обоснования, но не все ходатайства требуют  мотивировки. Представленные доказательства фиксируются соответствующими протоколами  и приобщаются к делу по общим  правилам. Само ходатайство не является основанием для сбора доказательств  или дополнительных, повторных действий по их сбору, оно лишь процессуальная форма выявления доказательства. Уголовно-процессуальное законодательство наделило правом сбора доказательств  дознавателя, следователя, прокурора  и суд путем производства следственных и иных процессуальных действий. Подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, его законный представитель и представитель, частный обвинитель, эксперт, а также гражданский истец, гражданский ответчик, их представители тоже наделены правом собирать и представлять письменные документы и предметы в качестве доказательства. Защитник, кроме того, вправе собирать доказательства путем получения предметов, документов и иных сведений, опроса лиц с их согласия, истребования справок, характеристик и других документов и т.д. (ч. 3 ст. 86 УПК). При этом единственной формой закрепления доказательств со стороны указанных лиц служит заявление ходатайств перед следствием о необходимости закрепления тех или иных фактических данных и представление следователю или суду для приобщения к материалам уголовного дела тех или иных документов.

Право заявления ходатайств в любой момент производства по делу и в любом объеме и количестве - проявление принципа равноправия  сторон, поскольку основным способом защиты прав и законных интересов  подозреваемым, обвиняемым, его защитником, потерпевшим и его представителем, частным обвинителем, гражданским  истцом и гражданским ответчиком и их представителями является право  заявления ходатайств о производстве процессуальных действий и принятии процессуальных решений, т.к. сбор доказательств - исключительная прерогатива органа дознания, следователя, прокурора и суда.

Ходатайства, заявленные при  производстве по уголовному делу, подлежат рассмотрению и разрешению непосредственно  после их заявления, а в ходе предварительного следствия - не позднее трех суток (ст. 121 УПК РФ).

По заявленному ходатайству  дознавателем, следователем, прокурором и судом может быть вынесено одно из следующих решений: об удовлетворении ходатайства в полном объеме; о  частичном удовлетворении ходатайства; о полном отказе в удовлетворении ходатайства.

Заявленное и отклоненное  в ходе дознания, предварительного следствия, предварительного слушания, судебного разбирательства ходатайство  может быть заявлено вновь, независимо от причины его отклонения.

Повторное заявление ходатайств должно также быть мотивированным. Процессуальные сроки - это установленное  законом время для совершения тех или иных процессуальных действий. Ограничение во времени принятия решения по заявленному ходатайству  является гарантией защиты прав лица, заявившего ходатайство, поскольку  при несогласии с принятым по ходатайству  решением заинтересованное лицо вправе обжаловать его.

Рассмотрение и разрешение ходатайства в ходе предварительного расследования может быть отложено, но не более чем на трое суток. Если ходатайство заявлено на стадии судебного  разбирательства, то оно подлежит немедленному рассмотрению и разрешению.

Согласно п. 1  ст. 366 УПК  РФ, по завершении судебного следствия судья выясняет у сторон, имеются ли у них ходатайства о дополнении судебного следствия. Суд разрешает эти ходатайства, после чего переходит к прениям сторон.

Согласно п. 3 ст.  292 УПК РФ, последовательность выступлений участников прений сторон устанавливается судом. При этом первым во всех случаях выступает обвинитель, а последними - подсудимый и его защитник. Гражданский ответчик и его представитель выступают в прениях сторон после гражданского истца и его представителя.

На основании п. 4 ст. 292 УПК РФ, участник прений сторон не вправе ссылаться на доказательства, которые не рассматривались в судебном заседании или признаны судом недопустимыми.

Информация о работе Принципы организации и деятельности прокуратуры