Принципы организации и деятельности прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 13:45, контрольная работа

Краткое описание

Принципы организации и деятельности прокуратуры – это закрепленные в законодательстве РФ общие руководящие исходные положения, определяющие построение прокурорского надзора, характерные черты и признаки деятельности органов и учреждений прокуратуры и основные требования, предъявляемые к ней.
Принципы организации и деятельности прокуратуры можно разделить на общие и внутриорганизационные принципы.
Общие принципы закреплены в Конституции и Законе о прокуратуре. К ним относятся: законность; публичность; единство и централизация прокуратуры; независимость; гласность.

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. Прокурорский надзор.docx

— 22.24 Кб (Скачать файл)

Принципы организации и деятельности прокуратуры.

 

Принципы организации и деятельности прокуратуры – это закрепленные в законодательстве РФ общие руководящие исходные положения, определяющие построение прокурорского надзора, характерные черты и признаки деятельности органов и учреждений прокуратуры и основные требования, предъявляемые к ней.

Принципы организации и деятельности прокуратуры можно разделить на общие и внутриорганизационные принципы.

Общие принципы закреплены в Конституции и Законе о прокуратуре. К ним относятся: законность; публичность; единство и централизация прокуратуры; независимость; гласность.

Принцип законности: органы прокуратуры осуществляют возложенные на них полномочия на территории России в строгом соответствии с Конституцией и федеральным законодательством. Выполняя функции по надзору за соблюдением законов, прокуратура должна сама строго и неуклонно соблюдать требования законодательства. Законность – необходимое условие реализации всех остальных принципов организации и деятельности прокуратуры.

Принцип публичности: органы прокуратуры обязаны осуществлять свои полномочия по надзору за соблюдением законов от имени государства независимо от волеизъявления заинтересованных лиц.

Принцип централизации характеризует организацию системы прокуратуры. Централизация системы прокуратуры выражается в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех прокуроров – Генеральному прокурору РФ, возглавляющему систему прокуратуры.

Принцип единства означает общность целей и задач осуществления надзора в стране, выражается в единстве форм и методов организации и деятельности прокуратуры, правовых средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, а также принятия мер по предупреждению и пресечению правонарушений. Единство предполагает наделение прокуроров едиными полномочиями и правовыми средствами их осуществления в пределах установленной законом компетенции.

Принцип независимости: в своей организации и деятельности органы прокуратуры не зависимы от органов законодательной, исполнительной и судебной власти. При исполнении своих обязанностей прокурорские работники руководствуются только законом, своим правосознанием и совестью.

Принцип гласности: органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Наряду с общими принципами действуют и внутриорганизационные принципы, к которым можно отнести зональный (территориальный), предметный и предметно-зональный принципы.

Зональный (территориальный) принцип предусматривает организацию деятельности прокуратуры посредством распределения работы структурных подразделений между работниками по определенным территориям (территориальным зонам).

Предметный принцип связан с предметом прокурорского надзора и характеризуется распределением обязанностей между прокурорами по различным направлениям правового регулирования. В прокуратуре для организации работы используется предметно-зональный принцип, означающий закрепление за зональными прокурорами еще и определенных сфер правового регулирования (предметов ведения).

 

 

 

 

 

Задача 1. К прокурору района обратился водитель автотранспортного предприятия О. с жалобой на то, что по приказу начальника он был отозван из отпуска. Начальник АТП сообщил прокурору по телефону, что О. отозван из отпуска в связи с производственной необходимостью, а 13 неиспользованных дней отпуска будут заменены денежной компенсацией. О. заявил, что он нуждается в отдыхе и на работу не выйдет.

Какое решение надлежит принять прокурору?

 

В данном случае, нарушается конституционное право О. на отдых.

Согласно ст. 37 Конституции РФ: каждый имеет право на отдых.

А также, согласно ст. 125 ТК РФ:  отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина; по привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон; по возмещению причиненного ущерба и т.п.

Прокурор должен разъяснить О., что он имеет право не выходить на работу из отпуска, а начальнику АТП - что он нарушает право О. на отдых, а соответственно, не имеет права требовать возвращения О. из отпуска.

В данной задаче, факт нарушенного права еще не возник, следовательно, и прокурор не должен выносить какого-либо акта прокурорского реагирования.

Если право все-таки было нарушено, то прокурор может использовать предусмотренное законом средство прокурорского реагирования – протест. Протест прокурора применяется в тех случаях, когда в процессе осуществления прокурорского надзора за соответствием законам правовых актов, издаваемых объектами надзора, выявляются приказы, распоряжения, постановления и иные акты, полностью или частично не соответствующие Конституции РФ и иным законам РФ.

Согласно ФЗ "О Прокуратуре Российской Федерации": прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 2. К прокурору поступило сообщение о подготавливаемом преступлении.

Какие из возможных решений, предписываемых законом, он должен принять?

 

Согласно ФЗ "О Прокуратуре Российской Федерации": в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Предостережение объявляется во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо правам и свободам граждан.

Полномочия прокурора по выявлению нарушений закона закреплены в Законе о прокуратуре, где указано, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. Полномочия по устранению и предупреждению выявленных правонарушений: по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства выносит постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании; -требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности (дисциплинарной, материальной).

Используемая литература:

 

1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года);

2.Федеральный Закон "О Прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1;

3.Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) N 197-ФЗ от 30.12.2001

4.Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. В. И. Рохлина. СПб.: Изд-во «Санкт-Петербургский институт экспертов»; «Издательский дом «Сентябрь», 2010

5.Прокурорский надзор: конспект лекций. / Поляков М.П, Федулов А.Ф. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, 2009.

 

 

 

 


Информация о работе Принципы организации и деятельности прокуратуры