Правовое регулирование товарного знака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:15, реферат

Краткое описание

Товарный знак - обозначение, в словесной, изобразительной, звуковой, объёмной и иной форме, а также их комбинаций, в любом цвете или цветовом сочетании, служащее для индивидуализации товаров юридических или физических лиц.
Основной источник правового регулирования товарного знака - Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое регулирование товарного знака.docx

— 31.36 Кб (Скачать файл)

Правовое регулирование  товарного знака  
 Товарный знак - обозначение, в словесной, изобразительной, звуковой, объёмной и иной форме, а также их комбинаций, в любом цвете или цветовом сочетании, служащее для индивидуализации товаров юридических или физических лиц.  
 Основной источник правового регулирования товарного знака - Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».  
 Правовая охрана товарных знаков в РФ осуществляется после его государственной регистрации в порядке, установленном вышеназванным Законом, или в силу международных договоров РФ. В настоящее время регистрация товарных знаков осуществляется Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.  
 Обладателем исключительного права на товарный знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или физическое лицо - предприниматель.  
На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, т.е. документ, удостоверяющий приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.  
 Владелец товарного знака имеет единоличное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком и запрещать его использование другим лицам. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения его владельца.  
   Нарушением исключительного права правообладателя является использование без его разрешения на товарах, упаковках, при выполнении работ, оказании услуг, на документации, связанной с введением в гражданский оборот, в предложениях к продаже товаров, в сети Интернет товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении аналогичных или однородных товаров.  
 В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные, звуковые и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветном сочетании.  
Согласно ст. 6 Закона о товарных знаках, не допускается регистрация в качестве товарных знаков:  
1.обозначений, не обладающих различительной способностью;  
2. обозначений состоящих только из элементов:  
-  вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;  
-  являющихся общепринятыми символами и терминами;  
- указывающих на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, на место и время их производства или сбыта;  
- представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы;  
- официальных названий государств, эмблем, сокращенных или полных наименований международных межправительственных организаций;  
- официальных контрольных, гарантийных и пробирных клейм, печатей, наград и других знаков отличий или сходных с ними до степени смешения обозначений.  
 Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельца.  
3. обозначений:  
- являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. К ним относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности;  
- противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали (слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера и т.д.).  
4. обозначений, тождественных или сходных до степени смешения:  
- с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в РФ на имя другого лица в отношении однородных товаров;  
- с товарными знаками других лиц, охраняемыми без регистрации в силу международных договоров РФ;  
- с товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в РФ товарными знаками в отношении однородных товаров;  
- с наименованием мест происхождения товаров, охраняемых в соответствии с     Законом РФ, кроме случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право пользования таким наименованием.  
5. обозначений, тождественных:  
- охраняемому в РФ фирменному наименованию (или их части), в отношении однородных товаров, промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые принадлежат другим лицам, получившим право на эти наименования ранее даты поступления заявки на товарный знак;  
- названию известных в РФ на дату подачи заявки произведения науки, литературы и искусства, персонажу из них или цитате, произведению искусств или их фрагментам без согласования с обладателем авторского права или его правопреемниками;  
- фамилии, имени, псевдониму и производному от них обозначению, портрету и факсимиле известных лиц без согласия таких лиц, их наследников. 
 Заявка на регистрацию товарного знака подается в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам в соответствии с порядком, утвержденным приказом Роспатента РФ от 5 марта 2003 г. №32.  
 Регистрация товарного знака действительна в течение 10 лет, по истечении этого срок действия регистрации продлевается по заявлению правообладателя каждый раз на 10 лет.  
 Товарные знаки бывают двух видов:

− индивидуальные; 

− коллективные. 

  Правообладателем индивидуального товарного знака является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.  
 Коллективный товарный знак предназначен для обозначения товаров, производимых и (или) реализуемых объединениями лиц и обладающих едиными или иными общими характеристиками. Назначение коллективного знака заключается в том, чтобы облегчить выступление на рынке групп самостоятельных производителей товаров, связанных договорами либо взаимным участием. Он позволяет привлечь внимание потенциальных покупателей к товарам каждого из участника объединения, поскольку предполагает одинаковый уровень качества этих товаров.  
 Товарный знак может быть признан общеизвестным. В качестве такового может быть признан товарный знак, охраняемый на территории РФ на основании его регистрации или в силу международного договора РФ, а также обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории РФ, если такие товарные знаки или обозначения в результате их интенсивного использования стали на указанную в заявлении лица дату в РФ широко известны среди соответствующих потребителей в отношении товаров этого лица.  
 Согласно п. 6 Парижской конвенции по охране промышленной собственности товарный знак, признанный общеизвестным, может служить основанием для отказа иному лицу в регистрации товарного знака, признания недействительной регистрации товарного знака иного лица или запрещения иному лицу использовать товарный знак, тождественный или сходный до степени смешения с общеизвестным знаком, предназначенным для применения в отношении однородных товаров, при условии, что дата, начиная с которой товарный знак стал общеизвестным, является более ранней, чем дата приоритета товарного знака иного лица.  
 Правовая охрана общеизвестному товарному знаку предоставляется на основании решения Палаты по патентным спорам и действует бессрочно. Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации определены приказом Роспатента РФ от 17 мая 2000 г. № 38.  
Знаком обслуживания признается обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.  
 Закон о товарных знаках предъявляет к знакам обслуживания такие же требования, как к товарным знакам.  
Знак обслуживания практически не имеет отличий от товарного знака и по правовому режиму. Различаются лишь объекты маркировки: если товарные знаки индивидуализируют и рекламируют товары определенных производителей, то знаки обслуживания предназначены для различения однородных услуг, оказываемых разными лицами. Однако на практике указанное различие нередко стирается, поскольку один и тот же знак может быть зарегистрирован на имя конкретного владельца и по классу товаров, и по классу услуг.  
 Для регистрации в качестве знака обслуживания обозначение может быть заявлено для одного или нескольких классов услуг:  
класс 35 - «Реклама»,  
36 - «Страхование и финансирование»,  
37 - «Строительство и ремонт»,  
38 - «Связь»,  
39 - «Транспортирование и хранение»,  
40 - «Обработка материалов»,  
42 - «Разное».  
Знаки обслуживания, зарегистрированные для того или иного класса услуг, охраняются лишь в пределах видов услуг данного класса.  
 Наименование места происхождения товара - обозначение, представляющее собой или содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) человеческими факторами (п. 1 ст. 30 Закона о товарных знаках).  
 Природные условия места происхождения товара могут быть обусловлены особенностями почвы, климата, составом воды, определенной влажностью воздуха и т.д. В качестве примера можно назвать цейлонский чай, вологодское масло, минеральную воду, добытую в Боржоми, и т.д.  
 Особые свойства, относящиеся к людским факторам, включают культурные, профессиональные и производственные традиции, например, тульские самовары, уральские самоцветы, оренбургский платок, хохломская роспись, вологодские кружева и др.  
 Наименование места происхождения товара весьма сходно с товарным знаком и знаком обслуживания. Они совпадают по выполняемым функциям и нередко практически неразличимы по внешней форме, поскольку в качестве товарных знаков часто используются названия географических объектов. Их основное различие состоит в том, что товарный знак, в отличие от наименования места происхождения товара, призван связывать свойства и качества товара с конкретным его производителем, а не с особыми свойствами географической среды или места производства товара.  
 Если в качестве товарного знака заявляется географическое название или иное обозначение, которое способно создать у потребителей ложное впечатление о месте производства товара, в регистрации такого товарного знака должно быть отказано. Исключение составляют случаи, когда наименование места происхождения товара включается в качестве неохраняемого элемента в товарный знак, который регистрируется на имя лица, имеющего право на использование такого наименования.  
 Правовая охрана наименования места происхождения товара возникает на основе регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам или в силу международных договоров.  
Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано одним или несколькими юридическими и физическими лицами. Лицо, зарегистрировавшее наименование места происхождения товара, получает право пользования им, если производимый данным лицом товар отвечает предъявляемым к нему требованиям.  
 Право пользования этим же наименованием места происхождения товара может быть предоставлено любому юридическому или физическому лицу, которое в границах того же географического объекта выпускает товар, обладающий теми же основными свойствами.  
 Регистрация наименования места происхождения товара действует бессрочно. Свидетельство на право пользования наименованием места действует только в течение 10 лет. По истечении этого срока возможно продление срока действия свидетельства каждый раз на 10 лет при условии получения заключения компетентного органа, подтверждающего, что обладатель свидетельства производит в границах соответствующего географического объекта товар, сохраняющий свойства, на основании которых им было получено свидетельство на право пользования.  
 Использованием товарного знака считается применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) их упаковке правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора. Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в РФ, при наличии уважительных причин неприменения товарного знака на товарах и (или) их упаковке.  
 Юридические и физические лица, осуществляющие посредническую деятельность, могут на основе договора использовать свой товарный знак наряду с товарным знаком изготовителя товаров, а также вместо товарного знака последнего. Таким образом, фирма-посредник рекламирует свой товарный знак качеством товара фирмы-производителя, закрепляя в сознании потребителя солидность своей фирмы и качество продаваемого товара.  
 В соответствии с п. 3 ст. 22 Закона о товарных знаках правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех или части товаров в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его регистрации. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака может быть подано любым лицом в Палату по патентным спорам по истечении указанных трех лет при условии, что товарный знак не используется до подачи такого заявления.  
Правообладатель товарного знака может распорядиться исключительным правом на товарный знак:  
 1.  согласно ст. 25 Закона о товарных знаках, исключительное право на товарный знак в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован, может быть передано правообладателем другому юридическому лицу или осуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу по договору о передаче исключительного права на товарный знак (договору об уступке товарного знака). Уступка товарного знака не допускается, если может ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.  
 2. ст. 26 Закона о товарных знаках закрепляет возможность предоставления правообладателем (лицензиаром) права пользования товарным знаком другому юридическому лицу или осуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу (лицензиату) по лицензионному договору в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован.  
 Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и лицензиар будет контролировать выполнение этого условия. Договор о передаче исключительного права на товарный знак (договор об уступке товарного знака) и лицензионный договор регистрируются в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Без регистрации указанные договоры считаются недействительными.  
 Закон о товарных знаках закрепляет отдельное правило использования коллективного товарного знака. Согласно ст. 20 Закона, коллективный знак и право его использования не могут быть переданы другим лицам.  
 Использованием наименования места происхождения товара считается применение его на товаре, этикетках, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в гражданский оборот. Не допускаются использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими свидетельства, даже если указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими выражениями, как «род», «тип», «имитация» и т.п., а также использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара.  
 Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или обозначения, сходные с ними до степени смешения, являются контрафактными. Обладатель свидетельства не вправе предоставлять лицензии на пользование наименованием места происхождения товара другим лицам.  
 Ответственность за незаконное использование товарного знака и наименования места происхождения товара.  
   Согласно ст. 46 Закона о товарных знаках, использование товарного знака и наименования места происхождения товара в нарушение требований законодательства влечет за собой гражданскую, административную, уголовную ответственность.  
Защита гражданских прав от незаконного использования товарного знака, кроме требований о прекращении нарушения или взыскания причиненных убытков, осуществляется также путем:  
-       публикации судебного решения в целях восстановления деловой  
-       репутации потерпевшего;  
-       удаления с товара или его упаковки незаконно используемого товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, либо уничтожения изготовленных изображений товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения.  
 Лицо, незаконно использующее зарегистрированное наименование места происхождения товара или сходное с таким наименованием обозначение, обязано по требованию обладателя свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара, общественной организации или прокурора, выполнить следующие действия:  
-       прекратить его использование, возместить всем потерпевшим причиненные убытки, а также внести в доход местного бюджета полученную при незаконном использовании наименования места происхождения товара прибыль, превышающую возмещенные убытки;  
- опубликовать судебное решение в целях восстановления деловой репутации потерпевшего;  
- удалить с товара или его упаковки незаконно используемое наименование места происхождения товара или обозначение, сходное с ним до степени смешения, или уничтожить изготовленные изображения наименования места происхождения товара или обозначения, сходного с ним до степени смешения.  
 Согласно ст. 29 Закона о товарных знаках, правовая охрана товарного знака прекращается:  
-  в связи с истечением срока действия регистрации товарного знака;  
-  на основании вступившего в законную силу решения суда о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака в связи с использованием этого знака на товарах, не обладающих едиными качественными или иными едиными характеристиками;  
-  на основании принятого в установленном порядке решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием;  
-  на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае ликвидации юридического лица - правообладателя или прекращения предпринимательско деятельности физического лица - правообладателя;  
- в случае отказа от нее правообладателя;  
- на основании решения, принятого по поданному в Палату по патентным спорам заявлению любого лица о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае превращения зарегистрированного товарного знака в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.  
 


Информация о работе Правовое регулирование товарного знака