Парламентские процедуры в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:50, контрольная работа

Краткое описание

Парламентская процедура является способом реализации деятельности парламента. Без формально определенной, научно-обоснованной процедуры работы законодательного ( представительного) органа снижается эффективность его функционирования. Поскольку в рамках проблематики парламентского права поднимается вопрос об эффективности работы парламента, проблемы регулирования процедуры его работы выходят на первый план научного познания.

Вложенные файлы: 1 файл

кр Парламентские процедуры в РФ.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

      В Государственной Думе вторичные  парламентские процедуры несколько иные, хотя кардинальной противоположностью их не назовешь.

      Это, например, парламентские процедуры  создания и деятельности Совета Государственной  Думы, который создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. В состав Совета Государственной Думы входят ее Председатель, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. В работе Совета Государственной Думы участвуют с правом совещательного голоса заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Думы.

      Деятельность  Государственной Думы основана на принципах  политического многообразия и многопартийности. Для совместной деятельности и выражения единой позиции в вопросах, рассматриваемых Государственной Думой, депутаты образуют депутатские объединения  фракции и группы, которые обладают равными правами. Депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения именуется фракцией и подлежит регистрации независимо от числа ее членов.

      Депутаты  Государственной Думы, не вошедшие во фракции , вправе образовывать депутатские группы . Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов Государственной Думы.

      Депутаты  Государственной Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации либо выбывшие из депутатского объединения, в дальнейшем могут войти в любое из них при согласии депутатского объединения.

      Таким образом, парламентские процедуры формирования и деятельности депутатских объединений - это отличная от набора парламентских процедур в Совете Федерации группа.

      Регламентом Государственной Думы предусмотрены  парламентские процедуры "правительственного часа". Каждую среду на заседании Государственной Думы, как правило проводится  "правительственный час", на котором заслушиваются не более двух приглашенных.

      Государственная Дума вправе направить парламентский запрос, проект которого рассматривается палатой. Таким образом, группа парламентских процедур, регламентирующая парламентский запрос, нова, в отличие от процедур деятельности Совета Федерации.

      Процедуры деятельности Совета Государственной  Думы в основном аналогичны процедурам деятельности Совета палаты Совета Федерации. Очередные заседания Совета Государственной Думы проходят по вторникам, за исключением дней работы депутатов в избирательных округах.

      Регламентом Государственной Думы закреплена группа парламентских процедур, посвященных работе депутата с избирателями. Депутат отвечает на письма избирателей, изучает поступившие от них предложения и жалобы , ведет прием в своем избирательном округе или в регионе, определенном ему депутатским объединением; может принимать избирателей и в Приемной Государственной Думы. Каждая последняя неделя месяца во время сессии предназначается для работы депутатов с избирателями.

      В Регламенте Государственной Думы установлены  различные парламентские процедуры  для решения вопросов, отнесенных к ее ведению . Например, второй раздел Регламента Государственной Думы регулирует общий порядок работы Думы, в четвертом разделе установлен порядок рассмотрения вопросов , отнесенных к ее ведению. Отдельные процедуры установлены для дачи согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства, рассмотрение вопросов, связанных с доверием Правительству, назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в РФ, Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов.

      Таким образом, при сравнении парламентских процедур палат федерального парламента выявляются и сходные группы процедур, и характерные только для одной из палат.

      Аналогичные парламентские процедуры наблюдаются  и в законодательстве субъектов РФ. Как правило, в представительных органах субъектов РФ создаются коллегиальные органы для предварительной подготовки организационных решений о деятельности парламента: Президиум Совета Республики Адыгея, Совета Думы Смоленской областной Думы, Консультативный совет Законодательного Собрания Пермской области. В Ивановской и Московской областях аналогичного органа не создано.

      Президиум Совета Республики (далее - Президиум) является совещательным органом и создается для предварительной подготовки организационных решений о деятельности Совета Республики. В него входят Председатель Совета Республики, его заместитель, председатели комитетов Совета Республики. На заседаниях Президиума председательствуют Председатель Совета Республики или его заместитель.

      Совет Думы Смоленской областной Думы также  создается для предварительной  подготовки и рассмотрения организационных  вопросов деятельности Думы и является коллегиальным органом, однако, в отличие от Президиума Государственного Совета  - Хасэ Республики Адыгея, не является совещательным органом.

      Заседания Совета Думы Смоленской областной Думы созывает Председатель Думы  (его заместитель) не позднее семи дней до заседания. Подготовленные документы представляются комитетами Думы в Совет Думы не позднее двух дней до заседания Совета Думы.

      Совет Думы: формирует проекты программы законопроектной работы Думы; разрабатывает проект календаря рассмотрения Думой вопросов на очередной месяц с указанием тематических блоков; принимает решение о проведении депутатских слушаний; вправе принимать решения о награждении Почетной грамотой Смоленской областной Думы и Почетной грамотой администрации Смоленской области и Смоленской областной Думы в период между заседаниями Думы; решает иные вопросы организации работы Думы в соответствии с Регламентом и постановлениями Думы.

      Консультативный совет Законодательного Собрания Пермской области создан для координации работы комитетов и комиссий и оказания помощи председателю в организации деятельности Законодательного Собрания решением Законодательного Собрания на срок его полномочий.

      Следующая группа парламентских процедур - процедуры, связанные с деятельностью депутатских объединений. Депутатскими объединениями Смоленской области являются депутатские группы  (фракции), образуемые на добровольной основе депутатами Думы по принципу принадлежности к избирательному объединению (блоку), по территориальному или иным принципам. Депутатское объединение Смоленской области подлежит регистрации. Депутатская группа  (фракция) считается депутатским объединением, если ее численность составляет не менее 1/5 от установленного числа депутатов Думы. Если численность депутатского объединения менее установленной численности, то регистрация депутатского объединения отменяется решением Комиссии Думы по Регламенту.

      Депутаты  Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при регистрации депутатского объединения либо выбывшие из депутатского объединения, в дальнейшем могут войти в любое из них при согласии депутатского объединения. Председатель Думы и его заместители не вправе входить в депутатские объединения.

      Незарегистрированные  объединения депутатов Думы не пользуются правами депутатского объединения.

      Внутреннюю  деятельность депутатские объединения организуют самостоятельно; они информируют Председателя и Совет Думы о своих решениях, направляя выписки из протоколов своих заседаний.

      Депутатские объединения имеют право выступать с содокладами по вопросам повестки дня заседания Думы, участвовать в прениях, включать своих представителей во временные депутатские комиссии , в том числе согласительные.

      Депутатскими  объединениями Государственного Совета  - Хасэ Республики Адыгея являются фракции и депутатские группы; создаются для выработки единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственным Советом  - Хасэ Республики Адыгея; формируются по территориальному, профессиональному или иному неполитическому признаку . Фракции создаются по политическому признаку. Депутаты, не вошедшие во фракции , вправе образовать депутатские группы численностью не менее пяти депутатов Государственного Совета  - Хасэ Республики Адыгея.

      Фракции и депутатские группы обладают равными правами. Незарегистрированные объединения депутатов Государственного Совета  - Хасэ Республики Адыгея не пользуются правами фракции, депутатской группы. Депутат вправе состоять только в одном депутатском объединении, внутреннюю деятельность которого они организуют самостоятельно.

      Создание  фракции , депутатской группы Государственного Совета  - Хасэ Республики Адыгея оформляется  протоколом собрания объединения. В протоколе указываются задачи объединения, его численность, фамилии депутатов-координаторов, уполномоченных представлять интересы фракций и депутатских групп. К протоколу прилагается список депутатов, входящих во фракцию или депутатскую группу, с личной подписью каждого. Фракции и депутатские группы не могут иметь одинакового названия, они могут прекратить свое существование путем самороспуска, о чем письменно уведомляют Президиум Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. Президиум предоставляет Государственному Совету  - Хасэ Республики Адыгея, средствам массовой информации сведения о составе фракций и депутатских групп. Депутатские объединения информируют Председателя и Президиум Государственного Совета  - Хасэ Республики Адыгея о своих предложениях, касающихся повестки дня сессии.

      Депутатскими  объединениями Совета представителей Республики Адыгея являются фракции и депутатские группы; их численность должна быть не менее пяти депутатов.

      Депутатские объединения создаются для выработки  единой позиции по вопросам, рассматриваемым Советом представителей.

      Фракции создаются по политическому признаку, депутатские группы - по территориальному, профессиональному или иному неполитическому признаку. Создание фракции и депутатской группы оформляется протоколом собрания депутатского объединения.

      Следующая группа парламентских процедур связана с  "правительственным часом ". На сессии Совета представителей Республики Адыгея может проводиться "правительственный час" для ответов членов Кабинета Министров Республики Адыгея на вопросы депутатов Совета представителей. При этом заслушиваются не более трех членов Кабинета Министров Республики Адыгея. Письменные предложения депутатов Совета представителей о приглашении членов Кабинета Министров Республики Адыгея и вопросы к ним рассматривает Председатель Совета представителей. Решение, принимаемое Председателем Совета представителей, направляется в Кабинет Министров Республики Адыгея не позднее трех дней до проведения "правительственного часа ". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

      В заключении хотелось бы отметить: во-первых, Конституция РФ закрепляет права законодательного органа и субъектов, наделённых правом участвовать в парламентских процедурах. Эти права реализуются при помощи процессуальных норм парламентского права, т.к. они регламентируют порядок, формы и методы организации и деятельности парламента. Во-вторых, Регламент устанавливает правила поведения, на основе которых субъекты, наделённые конституцией правом участвовать в деятельности парламента, осуществляют своё право.

      Парламентская процедура является способом реализации деятельности парламента. Без формально определенной, научно обоснованной процедуры работы законодательного(представительного) органа снижается эффективность его функционирования.

      Для самого парламента, парламентские процедуры  имеют большое значение, они составляют порядок работы Федерального собрания Российской Федерации. Помогают депутатам и Председателю палаты действовать последовательно, поддерживать целостность в работе палат парламента, позволяют осуществлять палатам парламента основные их функции, а так же регулируют процессы происходящие в парламенте как внутренние, так и внешние. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Парламентские процедуры в Российской Федерации