Парламентские процедуры в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:50, контрольная работа

Краткое описание

Парламентская процедура является способом реализации деятельности парламента. Без формально определенной, научно-обоснованной процедуры работы законодательного ( представительного) органа снижается эффективность его функционирования. Поскольку в рамках проблематики парламентского права поднимается вопрос об эффективности работы парламента, проблемы регулирования процедуры его работы выходят на первый план научного познания.

Вложенные файлы: 1 файл

кр Парламентские процедуры в РФ.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

      Актами, регулирующими процедуру деятельности специальных органов парламента , являются специальные законы о  комитетах и комиссиях . Это, например, Закон Сахалинской области "О  комиссиях Сахалинской областной Думы"17, Закон Омской области  "О комитетах (комиссиях) Законодательного Собрания Омской области"18. В соответствии с Законом Омской области "О Законодательном Собрании Омской области" из числа депутатов Законодательного Собрания формируются комитеты  (комиссии) для ведения законопроектной работы, подготовки и рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции Законодательного Собрания, а также для осуществления последним контрольной деятельности.

      Комитеты (комиссии) являются постоянно действующими основными структурными подразделениями Законодательного Собрания и ему подотчетны. Свою работу ведут на основе законности, гласности, инициативности, профессионализма в рассмотрении вопросов, отнесенных к их ведению.

      Депутат Законодательного Собрания может быть избран не более чем в два комитета (комиссии).

      Законодательное Собрание Омской области вправе расформировывать созданные и образовывать новые  комитеты  (комиссии), изменять их состав и наименование. Персональный состав комитетов (комиссий) формируется на основе свободного волеизъявления депутатов, желающих в них работать, и избирается открытым голосованием. В состав комитетов (комиссий) не могут быть избраны Председатель Законодательного Собрания Омской области и его заместитель (заместители).

      Законодательное Собрание Омской области вправе в пределах своей компетенции создавать временные депутатские комиссии и наделять их необходимыми полномочиями. Функции, полномочия, структура временных комиссий, а также порядок их деятельности устанавливаются Законодательным Собранием. Завершив работу, временная комиссия представляет Законодательному Собранию доклад по существу вопроса, в связи с которым она была создана, по которому Законодательное Собрание принимает постановление. Временная комиссия прекращает свою деятельность после выполнения поставленных перед нею задач по решению Законодательного Собрания. Последнее вправе по своей инициативе прекратить работу временной комиссии в любое время.

      Комиссии  Государственного Совета  - Хасэ Республики Адыгея формируются из числа депутатов  Государственного Совета этой республики .

      Государственный Совет  - Хасэ Республики Адыгея образует: мандатную комиссию; комиссию для проверки данных о событиях и должностных лицах; счетную комиссию; другие комиссии. Задачи комиссии, срок ее деятельности, полномочия и состав определяются постановлением Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. Существует еще один вид комиссий  - совместные с другими органами, создаваемые для решения определенных вопросов. Процедура их деятельности, безусловно, также является предметом исследования.

      В соответствии с Уставом  (Основным Законом ) Орловской области и Законом Орловской области "Об Орловском областном Совете народных депутатов" принят специальный закон, регулирующий публичные депутатские слушания, - Закон Орловской области от  15 января 2002 г. "О публичных депутатских слушаниях в Орловском областном Совете народных депутатов " 19.

      В пределах своей компетенции Орловский  областной Совет народных депутатов  проводит публичные депутатские слушания, на которых могут обсуждаться любые вопросы, представляющие общественную, социальную, экономическую значимость, а также проекты нормативных правовых актов Орловской области.

      Публичные депутатские слушания организуются и проводятся по инициативе Президиума и комитетов Орловского областного Совета народных депутатов. Организация и проведение публичных депутатских слушаний возлагаются на комитет и на аппарат Орловского областного Совета народных депутатов.

      Сообщения о теме, времени и месте проведения публичных депутатских слушаний передаются средствам массовой информации не позднее чем за десять дней до начала их проведения . Состав лиц , приглашенных на публичные депутатские слушания , определяет комитет Орловского областного Совета народных депутатов , организующий слушания .

      Публичные депутатские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности. По решению комитета, организующего слушания, могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для представления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Орловским областным Советом народных депутатов законопроектам и иным вопросам.

      Публичные депутатские слушания начинаются кратким  вступительным словом председательствующего, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения слушаний, составе приглашенных лиц .

      Все приглашенные лица выступают на слушаниях  только с разрешения председательствующего, они не вправе вмешиваться в ход публичных депутатских слушаний, прерывать их репликами, аплодисментами. При необходимости председательствующий может удалить нарушителей из зала.

      В результате публичных депутатских  слушаний могут приниматься рекомендации по обсуждаемому вопросу путем одобрения  большинством участвующих в слушаниях депутатов Орловского областного Совета народных депутатов. Рекомендации, ставшие итогом слушаний, рассматриваются Орловским областным Советом народных депутатов и могут служить основанием для принятия нормативных правовых актов Орловской области .

      Публичные депутатские слушания протоколируются и стенографируются. Протокол публичных депутатских слушаний подписывает председательствующий. Рекомендации открытых депутатских слушаний могут публиковаться в печати.

      В некоторых субъектах РФ - Республике Башкортостан, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Карелии, Республике Саха (Якутии), Чеченской Республике, Республике Адыгея и Свердловской области - были сформированы двухпалатные законодательные (представительные ) органы государственной власти .

      Безусловно, именно в этих субъектах парламентские  процедуры отличаются от всех иных процедур субъектов Федерации. Речь идет о совместных заседаниях палат двухпалатного парламента субъекта Федерации.

      Регламент совместного заседания палат  Законодательного Собрания Свердловской области является правовым актом, определяющим:

      а) порядок подготовки, внесения и рассмотрения вопросов на совместном заседании палат Законодательного Собрания Свердловской области;

      б) порядок голосования;

      в) иные вопросы организации совместного заседания палат Законодательного Собрания.

      Если  порядок рассмотрения отдельных  вопросов на совместном заседании палат Законодательного Собрания Свердловской области не урегулирован регламентом совместного заседания палат Законодательного Собрания либо урегулирован не полностью, он определяется на совместном заседании палат Собрания, на котором рассматривается тот или иной вопрос, применительно к конкретному случаю.

      Проект  повестки дня совместного заседания  палат Законодательного Собрания формируется совместно Председателем областной Думы и Председателем палаты представителей на основании предложений, внесенных Губернатором, Правительством Свердловской области (далее - Правительство области ), депутатами палат Законодательного Собрания.

      В проект повестки дня совместного  заседания палат Законодательного Собрания вносятся вопросы:

      а) послания и доклады Губернатора и Правительства области;

      б) ежегодный отчет Уполномоченного  по правам человека Свердловской области;

      в) послания и доклады Уставного суда Свердловской области;

        г) иные вопросы в соответствии с Уставом Свердловской области, областными законами и федеральным законодательством.

        Предложения по повестке дня  могут вноситься органами местного самоуправления, областными органами общественных объединений. Все материалы передаются для изучения Председателем областной Думы и Председателем палаты представителей в соответствующие комитеты либо комиссии. Участие депутатов в совместном заседании палат обязательно. Председательствуют на совместных заседаниях палат Законодательного Собрания поочередно председатели обеих палат.

      На  время проведения совместного заседания  палат Законодательного Собрания избирается открытым голосованием большинством голосов  присутствующих на совместном заседании  депутатов каждой палаты Законодательного Собрания секретариат совместного заседания в порядке очередности в составе руководителя секретариата и его членов.

      Депутат может выступить по одному и тому же вопросу не более двух раз. Передачи прав на выступление другому лицу не допускается. Каждый депутат имеет право задать вопрос. Слово для вопроса докладчику предоставляет председательствующий по окончании доклада . Справки по обсуждаемому вопросу оглашаются немедленно. Прекращение прений производится по совместному решению палат Законодательного Собрания, принимаемому открытым голосованием большинством от установленного численного состава депутатов каждой из палат.

      Совместные  решения палат Законодательного Собрания принимаются открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным.

      Итак, следует отметить унифицированность в наличии групп и содержании основных парламентских процедур как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3.2. Реализация вторичных  парламентских процедур. 

      На  федеральном уровне, в Совете Федерации, в Государственной Думе Федерального Собрания РФ согласно регламентам палат структура палат Федерального Собрания имеет, в силу различий в порядке формирования и полномочий, различные органы, должностные лица и, следовательно, разные процедуры деятельности.

      Помимо  основной формы работы Совета Федерации  - заседания палаты, существуют иные заседания, предусмотренные регламентом палаты: заседания Совета палаты, комитетов и комиссий Совета Федерации. Предусмотрены процедуры проведения Дней Совета Федерации Федерального Собрания в субъектах РФ, работы членов Совета Федерации в субъектах Федерации.

      Регламентом Совета Федерации закреплены парламентские  процедуры "правительственного часа", предусмотрены парламентские процедуры такой формы работы палаты, как парламентский запрос.

      Регламентом Совета Федерации установлены и  парламентские процедуры парламентских  слушаний, по итогам которых могут  быть приняты рекомендации и иные документы. Последние утверждаются комитетом  (комиссией) палаты, ответственным за подготовку проведения парламентских слушаний, либо Советом палаты, либо палатой.

      По  решению Председателя Совета Федерации, Совета палаты, комитетов, комиссий Совета Федерации в Совете Федерации могут проводиться круглые столы и иные мероприятия, связанные с законодательной деятельностью Совета Федерации.

      В Совете Федерации могут проходить  пресс-конференции Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, председателей и заместителей председателей комитетов, комиссий Совета Федерации, членов Совета Федерации. Порядок проведения пресс конференций в Совете Федерации устанавливает Председатель Совета Федерации.

      С целью взаимодействия с региональными  (межрегиональными ) и парламентскими ассоциациями субъектов РФ, ассоциациями и союзами муниципальных образований Председатель Совета Федерации, Совет палаты могут создавать координирующие и совещательные советы с участием представителей указанных ассоциаций и союзов .

      По  решению Председателя Совета Федерации и Совета палаты в субъектах Федерации могут проводиться Дни Совета Федерации. Порядок их проведения устанавливается Председателем Совета Федерации по согласованию с Советом палаты и законодательным (представительным ) и исполнительным органами государственной власти субъекта Федерации.

Информация о работе Парламентские процедуры в Российской Федерации