Отчет по практике в прокуратуре Барановичского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 23:58, отчет по практике

Краткое описание

Цель практики – получение практических навыков и подготовка к будущей самостоятельной профессиональной деятельности.
Основные задачи практики:
1. изучение нормативно-правовых актов и других ведомственных документов, на основании которых прокуратура Барановичского района осуществляет свою деятельность,
2. изучение задач и функций органов прокуратуры Республики Беларусь

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ....................5
1.1 Правовые основы деятельности органов прокуратуры...................5
1.2 Полномочия прокурора ......................................................................9

ГЛАВА 2. ОТДЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПРОКУРАТУРЕ БАРАНОВИЧСКОГО РАЙОНА…….................................................................12
2.1 Организационно-правовые основы деятельности прокуратуры Барановичского района........................................................................................12
2.2 Общий надзор за соблюдением законодательства............................14
2.3 Проверка законности и обоснованности отказа в возбуждении уголовного дела и прекращении дела об административном правонарушении...................................................................................................19
2.4 Полномочия прокурора при производстве предварительного расследования…………………………………………………………...............23
2.5 Участие прокурора в рассмотрении дел судами. Предъявление исков в защиту прав и законных интересов граждан и организаций……………………………………………………………...............28
2.6 Надзор за соблюдением законодательства о несовершеннолетних…………………………………………………………… 32
2.7 Работа с обращениями граждан и юридических лиц……………… 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...................................39

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет по практике.docx в пракуратуре.docx

— 50.02 Кб (Скачать файл)

Отчет по практике (прокуратура)

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3 
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ....................5 
1.1 Правовые основы деятельности органов прокуратуры...................
1.2 Полномочия прокурора ......................................................................9 
 
ГЛАВА 2. ОТДЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПРОКУРАТУРЕ БАРАНОВИЧСКОГО РАЙОНА…….................................................................12 
2.1 Организационно-правовые основы деятельности прокуратуры Барановичского района........................................................................................12 
2.2 Общий надзор за соблюдением законодательства............................14 
2.3 Проверка законности и обоснованности отказа в возбуждении уголовного дела и прекращении дела об административном правонарушении...................................................................................................19 
2.4 Полномочия прокурора при производстве предварительного расследования…………………………………………………………...............23 
2.5 Участие прокурора в рассмотрении дел судами. Предъявление исков в защиту прав и законных интересов граждан и организаций……………………………………………………………...............28 
2.6 Надзор за соблюдением законодательства о несовершеннолетних…………………………………………………………… 32 
2.7 Работа с обращениями граждан и юридических лиц……………… 35 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................37 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...................................39 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 
Производственная практика является важнейшим элементом качественной подготовки будущих специалистов в высших учебных заведениях Республики Беларусь. Студенты учатся применять полученные в ходе учебного процесса теоретические знания в условиях практической деятельности в конкретных организациях, учреждениях и государственных органах. 
Правовую основу прохождения практики составляют: Положение о порядке организации, проведения, подведения итогов и материального обеспечения практики студентов высших учебных заведений Республики Беларусь, которое утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2010 г. № 860, Трудовой Кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г., Правила внутреннего трудового распорядка конкретных организаций, учреждений, предприятий, другие нормативные правовые акты. 
Базой моей практики была прокуратура Барановичского района. 
Непосредственным руководителем практики от прокуратуры Барановичского района являлся И.о. прокурора Барановичского района Новицкий Петр Михайлович, советник юстиции. 
Продолжительность практики составила 20 рабочих дней с шестого июля по второе августа.  
Цель практики – получение практических навыков и подготовка к будущей самостоятельной профессиональной деятельности. 

Основные задачи практики: 
1. изучение нормативно-правовых актов и других ведомственных документов, на основании которых прокуратура Барановичского района осуществляет свою деятельность, 
2. изучение задач и функций органов прокуратуры Республики Беларусь, 
3. изучение порядка и особенностей осуществления органами прокуратуры надзора за соблюдением законодательства всеми субъектами правоотношений, 
4. изучение и получение навыков в составлении актов прокурорского реагирования, 
5. анализ работы органов прокуратуры с обращениями граждан и юридических лиц. 
 
ГЛАВА 1 
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 
 
1.1 Правовые основы деятельности органов прокуратуры 
 
Согласно ст. 126 Конституции Республики Беларусь органы прокуратуры представляют собой единую и централизованную систему, которую возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый Президентом с согласия Совета Республики [6]. 
Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее – Закон «О прокуратуре Республики Беларусь») в ст. 1 определяет прокуратуру Республики Беларусь как «единую и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами» [14]. 
Правовую основу деятельности прокуратуры составляют Конституция Республики Беларусь, Закон «О прокуратуре Республики Беларусь», приказы Генерального прокурора Республики Беларусь и иные акты законодательства, определяющие компетенцию, организацию, порядок деятельности прокуратуры и полномочия прокурорских работников. 
Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.  
В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за: 
1) точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями; 
2) исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности; 
3) исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания; 
4) соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении; 
5) соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера. 
Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, а также проводит предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь 1999 г. (далее – УПК). 
Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, участвуют в административном процессе в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь 1999 г. (далее – ГПК), Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ХПК), УПК и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях 2006 г. (далее – ПИКоАП). 
В соответствии со ст. 5 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» деятельность прокуратуры основывается на принципах законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора [14]. 
Прокурор при осуществлении своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность. Деятельность прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числе Генеральному прокурору Республики Беларусь. Прокурорские работники не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели. 
Прокуроры и прокурорские работники участвуют в заседаниях государственных органов и иных организаций, а также координируют деятельность по борьбе с преступностью. 
В целях обеспечения координации правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, деятельности по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, прокурор: 
проводит заседания координационного совещания, организует временные комиссии (рабочие группы); 
дает письменные указания по вопросам организации борьбы с преступностью и коррупцией, обязательные для исполнения; 
заслушивает отчеты руководителей государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, по вопросам борьбы с преступностью и коррупцией; 
истребует статистическую и иную необходимую информацию; 
представляет в установленном порядке Президенту Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, Национальному собранию Республики Беларусь, местным представительным, исполнительным и распорядительным органам информацию о состоянии борьбы с преступностью и коррупцией и вносит предложения о мерах по борьбе с преступностью и коррупцией; 
информирует общественность о состоянии борьбы с преступностью и коррупцией, правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, деятельности по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, через средства массовой информации (ст. 13 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь») [14]. 
В соответствии со ст. 13-14 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» прокуроры принимают участие в нормотворческой деятельности и совершенствовании практики применения законодательства и рассматривают обращения граждан и организаций [14]. 
Единую и централизованную систему органов прокуратуры составляют: 
1) Генеральная прокуратура Республики Беларусь,  
2) прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, являющиеся юридическими лицами, 
3) прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры,  
4) иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь. 
Создание, реорганизация и ликвидация органов прокуратуры осуществляются Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь. Общая численность прокурорских работников и работников прокуратуры утверждается Президентом Республики Беларусь. 
В прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах создаются коллегии в порядке, установленном ст. 21 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь». В состав коллегии входят прокурор, возглавляющий соответствующую прокуратуру (председатель коллегии), его заместители и др. прокурорские работники. Коллегии органов прокуратуры являются совещательными органами [14]. 
Органы прокуратуры являются важным элементом государственного аппарата Республики Беларусь как правового государства. 
 
1.2 Полномочия прокурора  
 
Важнейшим элементом правового статуса прокурора как должностного лица являются его полномочия. В правовой теории полномочия определяются как совокупность установленных законом взаимосвязанных прав и обязанной соответствующего лица, с помощью которых оно осуществляет выполнение возложенных на него задач. 
Полномочия прокурора в Республике Беларусь установлены в главе 3 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» [14]. 
Генеральный прокурор Республики Беларусь возглавляет систему органов прокуратуры, организует и направляет работу органов прокуратуры, осуществляет контроль за их деятельностью и несет ответственность за выполнение органами прокуратуры возложенных на них задач, издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения всеми прокурорскими работниками и работниками прокуратуры, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами. 
Генеральный прокурор Республики Беларусь назначает на должности и освобождает от должностей: 
заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь; 
начальников структурных подразделений Генеральной прокуратуры Республики Беларусь и их заместителей, советников Генерального прокурора Республики Беларусь, старших помощников и помощников Генерального прокурора Республики Беларусь, помощников Генерального прокурора Республики Беларусь по особым поручениям, помощников заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь, старших прокуроров и прокуроров структурных подразделений Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, а также работников Генеральной прокуратуры Республики Беларусь; 
прокуроров областей, города Минска и приравненных к ним прокуроров по согласованию с Президентом Республики Беларусь; 
заместителей прокуроров областей, города Минска и приравненных к ним прокуроров, начальников структурных подразделений прокуратур областей, города Минска и приравненных к ним специализированных прокуратур по представлению соответствующего прокурора; 
руководителей государственных организаций, созданных в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь, по согласованию с Президентом Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами; 
заместителей руководителей государственных организаций, созданных в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь; 
прокуроров и заместителей прокуроров районов, районов в городах, городов, межрайонных и приравненных к ним транспортных и межгарнизонных военных прокуроров по представлению соответственно прокурора области, города Минска или приравненного к нему прокурора. 
Прокуроры областей, города Минска и приравненные к ним прокуроры 
руководят деятельностью соответствующих прокуратур и подчиненных им органов прокуратуры,  
издают приказы, распоряжения и дают указания, обязательные для исполнения всеми подчиненными им прокурорскими работниками и работниками прокуратуры, 
осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами, 
вносят предложения Генеральному прокурору Республики Беларусь об изменении структуры и штатного расписания соответствующей прокуратуры в пределах бюджетных ассигнований и установленной численности органов прокуратуры, 
назначают на должности и освобождают от должностей прокурорских работников и работников прокуратур областей, города Минска и приравненных к ним специализированных прокуратур, прокурорских работников прокуратур районов, районов в городах, городов, межрайонных и приравненных к ним специализированных транспортных и межгарнизонных военных прокуратур, за исключением работников, указанных в абз. 5 и 8 п. 2 ст. 23 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь». 
Полномочия прокурора г. Барановичи установлены в ст. 25 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь». 
Прокуроры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные и межгарнизонные военные прокуроры 
руководят деятельностью соответствующей прокуратуры,  
издают приказы, распоряжения и дают указания, обязательные для исполнения всеми подчиненными им прокурорскими работниками и работниками прокуратуры,  
осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами, 
назначают на должности и освобождают от должностей работников соответствующей прокуратуры [14]. 
Таким образом, прокуроры всех уровней обладают достаточно широкими полномочиями для осуществления качественного надзора за соблюдением законодательства всеми субъектами правоотношений и своевременно реагировать на нарушения закона с помощью широкого спектра специальных средств, предусмотренных для отдельных направлений надзора.  
 
ГЛАВА 2 
ОТДЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПРОКУРАТУРЕ БАРАНОВИЧСКОГО РАЙОНА 
 
2.1 Организационно-правовые основы деятельности прокуратуры Барановичского района 
 
Прокуратура Барановичского района входит в систему органов прокуратуры Республики Беларусь и относится к числу территориальных прокуратур. Ее юрисдикция распространяется на всю территорию Барановичского района в соответствии с административно-территориальным делением Республики Беларусь. 
Прокуратура Барановичского района действует на основании Конституции Республики Беларусь, Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», приказов Генерального прокурора Республики Беларусь, приказов прокурора Брестской области и иных актов законодательства. 
Прохождение службы в прокуратуре Барановичского района осуществляется на основании Положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, которое утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 г. № 181. Это Положение регулирует порядок прохождения службы в органах прокуратуры, порядок присвоения классных чинов, порядок проведения аттестации и меры поощрения и дисциплинарной ответственности [10]. 
Прокуратура Барановичского района руководствуется в своей деятельности общими принципами осуществления прокурорского надзора, выполняет задачи, возложенные законом на органы прокуратуры в пределах ее компетенции. 
В состав прокуратуры Барановичского района входят: прокурор Барановичского района, заместитель прокурора, старшие помощники и помощники прокурора, канцелярия, обслуживающий и технический персонал (водитель, курьер). 
Возглавляет прокуратуру Барановичского района Новицкий Петр Михайлович. 
Прокурор Барановичского района: 
1) осуществляет общее руководство работой прокуратуры и контроль за выполнением подчиненными работниками возложенных на них обязанностей, требований трудовой, исполнительской и служебной дисциплины, 
2) принимает меры к повышению профессиональной квалификации сотрудников прокуратуры, способствует развитию инициативы и творческого подхода к делу, обеспечивает создание работникам надлежащих условий труда, проводит работу по идеологической подготовке работников прокуратуры района, 
3) распределяет обязанности между работниками прокуратуры, готовит на них аттестации, представления о присвоении классных чинов, вносит предложения об их поощрении или привлечении к дисциплинарной ответственности, согласовывает вопросы замещения в прокуратуре вакантных должностей работников, 
4) организует и обеспечивает контроль за выполнением работниками прокуратуры приказов, указаний, распоряжений Генерального прокурора Республики Беларусь и прокурора Брестской области, решений коллегий Генеральной прокуратуры Республики Беларусь и прокуратуры Брестской области, 
5) рассматривает поступающие в прокуратуру обращения, заявления и жалобы граждан, сообщения о преступлениях, организует работу по их разрешению, самостоятельно проводит прием граждан в определенные графиком приема дни, обобщает состояние работы прокуратуры с обращениями граждан, принимает меры к совершенствованию организации работы по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан. 
6)осуществляет взаимодействие с представительными и исполнительными органами, судом, координирует деятельность правоохранительных и контролирующих органов района в борьбе с преступностью и укреплению правопорядка,  
7) осуществляет надзор за исполнением законодательства о борьбе с организованной преступностью и коррупцией должностными лицами органов государственного управления, предприятий и учреждений района, 
8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные актами законодательства. 
Старшие помощники и помощники прокурора Барановичского района имеют весь спектр полномочий для осуществления надзора по отдельным направлениям. 
Кроме основного распределения полномочий старшие помощники и помощники прокурора поддерживают государственное обвинение в суде по уголовным делам, участвуют в рассмотрении судами гражданских дел.  
Прокуратура города Барановичи является государственным органом с соответствующей структурой и полномочиями должностных лиц, которые позволяют выполнять задачи по осуществлению прокурорского надзора в определенном законом порядке.  
 
2.2 Общий надзор за соблюдением законодательства 
 
Предмет надзора за исполнением законодательства – точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. 
Задачами надзора за соблюдением законодательства являются: 
1) обеспечение соблюдения прав и свобод граждан, 
2) обеспечение законности правовых актов, 
3) обеспечение исполнения законодательства в сфере экономики и экологии, социальной сфере, 
4) предупреждение правонарушений. 
Согласно ст. 27 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» при осуществлении надзора за исполнением законодательства прокурор в пределах своей компетенции имеет право: 
беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения входить в помещения и на другие объекты государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей; 
требовать от руководителей и иных должностных лиц государственных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей предоставления принятых этими лицами (органами) постановлений, приказов, решений, распоряжений, статистических и иных сведений и других необходимых материалов, выделения специалистов для дачи в установленном порядке заключений, проведения проверок, ревизий и экспертиз; 
вызывать должностных лиц и иных граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и требовать объяснений об обстоятельствах, связанных с нарушением законодательства; 
использовать на безвозмездной основе средства связи, информационные системы, банки данных и архивные документы государственных органов, иных организаций и граждан, за исключением средств связи, информационных систем, банков данных и архивных документов организаций и граждан, пользующихся в соответствии с международными договорами Республики Беларусь дипломатическим иммунитетом; 
проверять законность административного задержания граждан и применения к ним административных взысканий; 
осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательными актами. 
При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает следующие меры прокурорского реагирования: 
опротестовывает правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, отменяет их; 
освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию; 
дает письменные указания по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательными актами, и направляет их органам, ведущим административный процесс; 
в установленном порядке вносит представления, выносит предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими государственными органами и иными организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями; 
вносит в порядке, установленном законодательными актами, предложение о роспуске местного представительного органа в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства; 
обращается в случаях, предусмотренных законодательными актами, в суд с заявлениями (исками) в защиту прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественных и государственных интересов; 
составляет протоколы об административных правонарушениях; 
выносит постановления о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальной ответственности; 
выносит в случаях, предусмотренных законодательными актами, постановления о выселении в административном порядке; 
выносит постановления о возбуждении уголовного дела [14]. 
Важнейшей мерой прокурорского реагирования на нарушения законодательства является издание актов прокурорского надзора, к которым относятся: представление, предписание, протест, постановление, официальное предупреждение. 
Представление – акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям. 
Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок со дня поступления представления должны быть приняты соответствующие меры по выполнению содержащихся в нем требований. В этот же срок прокурору или его заместителю должно быть сообщено в письменной форме о мерах, принятых по исполнению представления (ст. 38 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь») [14] 
Представление должно содержать: 
1) название документа, 
2) орган, должностное лицо, которому оно вносится,  
3) источник информации о нарушениях, 
4) характеристика нарушений закона и анализ их причин,  
5) требования прокурора об их устранении,  
6) указания порядка и сроков рассмотрения представления. 
Протест – акт прокурорского надзора, который приносят прокурор или его заместитель на противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 39 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь») [14]. 
В ходе прохождения практики я составлял проект протеста на постановление административной комиссии при Барановичском горисполкоме (Приложение А). Этот протест содержит описание нарушения, допущенного при вынесении постановления о наложении административного взыскания с указанием нарушенных норм права. Также протест содержит требование об отмене незаконного правового акта. Протест направляется в суд Барановичского района и города Барановичи.  
Постановление – акт прокурорского надзора, содержащий в зависимости от характера нарушения законодательства мотивированное решение прокурора или его заместителя о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности. О результатах рассмотрения постановления сообщается прокурору или его заместителю в письменной форме (ст. 40 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь») [14]. 
Наиболее часто постановления выносятся в рамках уголовного процесса (Приложения Е, Ж, И). 
Предписание – акт прокурорского надзора об устранении нарушений законодательства, выносимый прокурором или его заместителем в случае нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественным и государственным интересам, если оно не будет немедленно устранено. Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору или его заместителю (ст. 41 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь») [14] 
Во время практики я анализировал предписание об устранении нарушений банковского законодательства (Приложение Б) и предписание об устранении нарушений гражданского законодательства (Приложение В). В первом предписании содержится указание на нарушение требований ст. 137 Банковского кодекса Республики Беларусь 2000 г, которая устанавливает обязанность кредитополучателя вернуть сумму кредита и проценты [1]. 
Основанием для издания второго предписания стало нарушение субъектом хозяйствования ст. 476 Гражданского кодекса Республики Беларусь об уплате цены за поставленный товар [2]. 
Официальное предупреждение – акт прокурорского надзора о недопустимости повторного совершения должностным лицом, иным гражданином правонарушений, влекущих за собой ответственность, установленную законодательными актами, либо подготовки к совершению ими противоправных действий, объявляемый таким должностному лицу, иному гражданину в целях предупреждения совершения ими правонарушений (ст. 42 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь») [14] 
Содержание официального предупреждения: 
1) необходимые реквизиты, 
2) изложение фактических обстоятельств, 
3) источники информации, 
4) сущность предупреждения с указанием на правовые последствия неисполнения законных требований. 
Осуществляя общий надзор за соблюдением законодательства, прокурор способствует поддержанию законности в нашем государстве. 
 
2.3 Проверка законности и обоснованности отказа в возбуждении уголовного дела и прекращении дела об административном правонарушении 
 
Прокурор Барановичского района осуществляет надзор за законностью возбуждения уголовного дела, а также за законностью и обоснованностью принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела. 
Осуществляя надзор за законностью возбуждения уголовного дела, прокурор вправе: 
1) продлить срок разрешения заявления или сообщения по материалам, находящимся в органе дознания или у прокурора, в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 173 УПК; 
2) отменить постановление органа дознания или следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и направить материалы для проведения дополнительной проверки; 
3) отменить постановление органа дознания или следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и возбудить уголовное дело; 
4) отменить постановление органа дознания или следователя о возбуждении уголовного дела и отказать в возбуждении уголовного дела;  
5) отменить постановление органа дознания или следователя о возбуждении уголовного дела и направить материалы для проведения проверки по заявлению или сообщению о преступлении; 
6) отменить постановление органа дознания или следователя о возбуждении уголовного дела и прекратить производство по уголовному делу, если по нему уже произведены следственные действия. 
В ходе прохождения практики я анализировал постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока рассмотрения материалов проверки для принятия решения (Приложение Г). При невозможности принять решение в срок до 3 суток (в отдельных случаях – до 10 суток) этот срок может быть продлен начальником следственного подразделения, а по материалам, находящимся в органе дознания или у прокурора, – прокурором до одного месяца (ч. 3 ст. 173 УПК) [19]. 
Для продления срока проверки прокурору направляется указанное постановление, которое рассматривается помощником прокурора. Данное постановление должно содержать все реквизиты, предусмотренные для процессуальных документов, а также обоснование необходимости продления срока проверки (проведение следственных действий, получение заключения эксперта, выяснение всех обстоятельств произошедшего), а также точный срок продления рассмотрения материалов проверки. 
После проверки законности и обоснованности продления срока рассмотрения материалов проверки помощником прокурора, прокурор Барановичского района продлевает указанный срок либо отказывает в его продлении. 
Преступления нарушают общественный порядок и нормальную жизнедеятельность общества, поэтому надзор за законностью и обоснованностью отказа в возбуждении уголовного дела – одна из важнейших составляющих прокурорского надзора. 
Во время прохождения практики я анализировал материалы об отказе в возбуждении уголовного дела. Согласно ч. 2 ст. 178 УПК копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов направляется заявителю и прокурору. Помощник прокурора рассматривает такой материал и проверяет, все ли обстоятельства случившегося установлены, соответствует ли квалификация деяния реально имевшему место событию.  
При согласии с принятым решением помощник прокурора передает материалы проверки прокурору, который ставит визу согласования. После этого в соответствии с приказом Генерального прокурора от 17.06.2011 г. № 27 «О мерах по совершенствованию надзора за соблюдением законодательства органами предварительного расследования» прокурор направляет уведомление о возможности обжалования отказа в возбуждении уголовного дела вышестоящему прокурору всем заинтересованным лицам. 
В случае несогласия с принятым решением помощник прокурора готовит проект постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и направлении материала для проведения дополнительной проверки (Приложение Д). Данное постановление должно содержать обоснование незаконности и (или) необоснованности решения об отказе в возбуждении уголовного дела и меры, необходимые для устранения нарушений. 
Анализ изученных мной материалов проверки, по результатам которых было отказано в возбуждении уголовного дела, показывает, что самым распространенными основаниями являются: отсутствие состава преступления (ч. 1 ст. 178 УПК) и дело является делом частного обвинения, например ст. 153 УК (возбуждается в порядке ст. 426 УПК) [19; 20]. 
В соответствии с ч. 5 ст. 26 УПК прокурор вправе возбудить уголовное дело о преступлениях, указанных в ч. 2 и 4 ст. 26 УПК, и при отсутствии заявления лица, пострадавшего от преступления, если они затрагивают существенные интересы государства и общества или совершены в отношении лица, находящегося в служебной или иной зависимости от обвиняемого либо по иным причинам не способного самостоятельно защищать свои права и законные интересы [19]. 
УПК предусматривает, что если из поступившего заявления или сообщения усматриваются нарушения политических, трудовых, жилищных, семейных и иных прав граждан, а также нарушения законных интересов организаций, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, то одновременно с отказом в возбуждении уголовного дела заинтересованным лицам должны быть разъяснены право и порядок обращения в суд для восстановления нарушенных прав и интересов в порядке гражданского судопроизводства (ч. 4 ст. 178 УПК) [19]. 
В период прохождения практики я также анализировал материалы о прекращении дел об административных правонарушениях. 
Большинство дел были связаны с совершением правонарушений, предусмотренных ст. 9.1, 9.3, 17.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях 2003 г. (далее – КоАП) [4].  
Основания для прекращения дел об административных правонарушениях: 
1) отсутствие в деянии состава административного правонарушения; 
2) отсутствие заявления потерпевшего или его законного представителя, либо примирение потерпевшего с физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс, либо отказ потерпевшего от освидетельствования по административному правонарушению, предусмотренному статьей 9.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; 
3) недоказанность виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения; 
4) примирение с потерпевшим (ст. 9.6 ПИКоАП) [16]; 
5) неустановление лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, в сроки, установленные ПИКоАП (ст. 10.26 ПИКоАП) [16]. 
Помощник прокурора при поступлении к нему материалов о прекращении дел об административных правонарушениях проверяет законность и обоснованность принятого решения. Если он с ним соглашается, то ставит визу «согласовано», если нет – готовит проект постановления об отмене постановления о прекращении дела об административном правонарушении и передает его на разрешение прокурора Барановичского района. 
Таким образом, в прокуратуре Барановичского района осуществляется должный надзор за возбуждением и отказом в возбуждении уголовных дел, а также прекращении дел об административных правонарушениях. Это позволяет выполнять задачи уголовного и административного процессов и бороться с преступностью на должном уровне. 
 
2.4 Полномочия прокурора при производстве предварительного расследования 
 
В соответствии с ч. 5 ст. 34 УПК, осуществляя надзор за соблюдением законности при производстве предварительного следствия и дознания, прокурор уполномочен: 
1) письменно истребовать от нижестоящего прокурора, следователя и органа дознания для проверки уголовные дела, материалы, а также проверять уголовные дела, материалы; 
2) изымать от органа дознания и передавать органу предварительного следствия любое уголовное дело в соответствии с подследственностью, определенной ст. 182 УПК; 
3) лично производить отдельные следственные и другие процессуальные действия при санкционировании применения меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя, а также предварительное следствие в полном объеме в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела; 
4) поручать по возбужденному и принятому к своему производству уголовному делу предварительное следствие группе прокуроров, а по согласованию с начальниками соответствующих следственных подразделений – группе следователей, возглавлять эту следственную группу; 
5) отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, начальника следственного подразделения, следователя, органа дознания и лица, производящего дознание, за исключением постановлений, указанных в ч. 5 ст. 35 и ч. 6 ст. 38 УПК, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, начальника органа дознания; 
6) давать нижестоящему прокурору, органу дознания и лицу, производящему дознание, обязательные для исполнения письменные указания о производстве следственных, иных процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, а также о применении мер по обеспечению безопасности; 
7) применять, изменять или отменять меры пресечения по уголовным делам, находящимся в производстве у нижестоящего прокурора, продлевать срок содержания под стражей, домашнего ареста, срок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении и срок предварительного расследования; 
8) прекращать производство по уголовному делу в случаях и по основаниям, предусмотренным УПК; 
9) разрешать отводы и самоотводы; 
10) разрешать жалобы на решения и действия нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и лица, производящего дознание, за исключением жалоб, рассмотрение которых отнесено законом к компетенции суда; 
11) выносить требование начальнику следственного подразделения, органу дознания об устранении нарушений законодательства, допущенных органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем в ходе дознания, предварительного следствия; 
12) отстранять нижестоящего прокурора от производства предварительного следствия с передачей дела другому прокурору или в орган предварительного следствия, если им были допущены нарушения законности при его расследовании, либо принять уголовное дело к своему производству и производить предварительное следствие лично; 
13) обращаться в соответствующие органы с представлением о лишении иммунитета от уголовного преследования лиц, им пользующихся, если эти лица подлежат привлечению по уголовному делу в качестве обвиняемых по находящемуся в его производстве уголовному делу; 
14) санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; проведение обыска, осмотра жилища или иного законного владения; наложение ареста на имущество, находящееся в жилище и ином законном владении, на почтово-телеграфные и иные отправления и их выемку, выемку документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну; прослушивание и запись переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров; извлечение трупа из места захоронения (эксгумация); помещение подозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в психиатрический стационар;  
15) возвращать уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю со своими письменными указаниями, обязательными для исполнения, о производстве дополнительных следственных и других процессуальных действий в случаях и порядке, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 264 УПК, а также при отмене постановления о прекращении предварительного расследования; 
16) направлять уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю для производства дополнительно предварительного расследования в случае передачи судом уголовного дела при постановлении оправдательного приговора за недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления, если лицо, совершившее преступление, остается неустановленным, либо для производства предварительного расследования в случае передачи судом уголовного дела, выделенного в отдельное производство в связи с оправданием обвиняемого по отдельным пунктам обвинения за недоказанностью участия в совершении преступления или при оправдании одного из нескольких обвиняемых за недоказанностью участия в совершении преступления; 
17) направлять уголовное дело в суд; 
18) использовать другие полномочия, предоставленные ему УПК [19]. 
Прокурор вправе возбудить уголовное дело, об этом выносится мотивированное постановление (Приложение Е). В установочной части постановления описываются обстоятельства деяния, в резолютивной части указывается решение о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица по определенной статье УК, а также сведения о направлении дела для производства предварительного следствия. С данным постановлением под подпись должен быть ознакомлен подозреваемый. 
Прокурор (его заместители) также обладают правом отменять незаконные и необоснованные постановления начальника следственного подразделения, следователя, органа дознания и лица, производящего дознание. В ходе прохождения практики я изучал постановление об отмене постановления о приостановлении предварительного расследования, возобновлении предварительного расследования и установлении срока расследования (Приложение Ж).  
В установочной части этого постановления содержится указание на необоснованность принятого решения, а также мероприятия, которые необходимо провести. В резолютивной части содержится решение об отмене вынесенного органом, ведущим уголовный процесс, постановления и устанавливается срок проведения расследования.  
Прокурор вправе давать органу дознания и лицу, производящему дознание, обязательные для исполнения письменные указания о производстве следственных, иных процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, а также о применении мер по обеспечению безопасности. Об этом составляется документ «Указания» (Приложение З) 
Прокурор или его заместитель обязаны по поступившему к ним уголовному делу в срок не более 5 суток, а по сложным и многоэпизодным уголовным делам – не более 15 суток принять одно из следующих решений: 
1) направить уголовное дело в суд, согласившись с постановлением следователя.  
2) прекратить предварительное расследование уголовного дела в отношении всех обвиняемых и в полном объеме по основаниям, предусмотренным ст. 250 УПК; 
3) возвратить уголовное дело следователю со своими письменными указаниями для производства дополнительно предварительного расследования, а также для предъявления нового обвинения в случае необходимости его дополнения, изменения на более тяжкое или на существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от первоначального обвинения либо для составления нового постановления, если составленное по делу не соответствует требованиям ст. 260 УПК.  
В период практики я анализировал постановление о возвращении уголовного дела для производства дополнительного предварительного следствия (Приложение И). В установочной части постановления указываются недостатки при производстве предварительного следствия и способы их устранения, в резолютивной – решение о возвращении дела для производства дополнительного расследования. 
Таким образом, полномочия прокурора позволяют его контролировать ход предварительного расследования и своевременно реагировать на нарушения законодательства. 
 
2.5 Участие прокурора в рассмотрении дел судами. Предъявление исков в защиту прав и законных интересов граждан и организаций 
 
В соответствии с ч. 1 ст. 293 УПК по всем делам публичного и частно-публичного обвинения, а также по делам частного обвинения, возбужденным прокурором, участие государственного обвинителя в судебном разбирательстве уголовного дела обязательно, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 455 УПК [19]. 
При судебном разбирательстве уголовного дела прокурор как государственный обвинитель вправе заявлять отводы и ходатайства; высказывать мнения по поводу действий других участников уголовного процесса, а также по вопросам, разрешаемым судом; представлять суду доказательства; давать органу предварительного следствия обязательные для него поручения по обеспечению представления суду доказательств; применять меры процессуального принуждения для обеспечения представления суду доказательств; участвовать в судебном исследовании доказательств уголовного дела; изменять, дополнять и предъявлять новое обвинение; отказаться от обвинения; протестовать против действий другой стороны; возражать против необоснованных или представляющихся ему неправильными по другим основаниям действий председательствующего; требовать внесения в протокол судебного заседания возражений на указанные действия и записей об обстоятельствах, которые, по его мнению, должны быть отмечены; пользоваться другими полномочиями, предусмотренными УПК (ч. 6 ст. 34 УПК) [19]. 
Во время прохождения практики я присутствовал в судебном заседании по рассмотрению уголовного дела и анализировал деятельность помощника прокурора по поддержанию государственного обвинения. 
Государственный обвинитель оглашает обвинение, представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим во время судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении обвиняемому наказания. 
Государственный обвинитель участвует в судебном заседании и его главная задача – на основе представленных доказательств убедить суд в виновности обвиняемого. 
После окончания судебного следствия суд переходит к прениям сторон. В своей речи государственный обвинитель анализирует доказательства, подводит итог судебного следствия, называет отягчающие и смягчающие вину обвиняемого обстоятельства, предлагает, какое наказание назначить обвиняемому. 
Прокурор также принимает участие в рассмотрении судами гражданских дел, в т. ч. возбужденных по его заявлению. Ст. 81 ГПК предусматривает, что прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением о возбуждении гражданского дела, подведомственного суду, если это необходимо для защиты прав и охраняемых законом интересов Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, а также юридических лиц и граждан [3]. 
В ходе прохождения практики я составлял и анализировал исковое заявление о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула. Данное заявление составляется по общим правилам, установленным ГПК, делается ссылка на нарушение законодательства и указывается, каким образом было выявлено это нарушение. Исковое заявление подписывается прокурором, участие которого в рассмотрение дела является обязательным на основании ст. 241 Трудового кодекса Республики Беларусь 1999 г. (далее – ТК) [17]. 
Кроме того, участие прокурора в разбирательстве гражданского дела обязательно: 
1) в случаях, когда дело возбуждено по заявлению прокурора, а также когда необходимость участия прокурора в данном деле признана судом; 
2) в иных случаях, предусмотренных ГПК и другими актами законодательства (ст. 83 ГПК) [3]. 
Так, ч. 2 ст. 80 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье 1999 г. (далее – КоБС) устанавливает обязательное участие прокурора при рассмотрении дела о лишении родительских прав [5]. 
Во время прохождения производственной практики я присутствовал в судебном заседании при рассмотрении дела о лишении родительских прав с участием помощника прокурора г. Барановичи. В ст. 80 КоБС установлены основания лишения родительских прав [5]. В указанном деле основаниями для лишения родительских прав являлись: уклонение от воспитания и содержания ребенка и аморальный образ жизни родителя. 
В п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 сентября 2002 г. № 7 «О судебной практике по делам о лишении родительских прав» родители могут быть лишены родительских прав по основаниям, предусмотренным в ч. 1 ст. 80 КоБС, если установлено их виновное поведение. Данный перечень оснований является исчерпывающим. Каждое из них является самостоятельным для предъявления иска о лишении родителей или одного из них родительских прав. Однако это не исключает предъявления иска к одному или обоим родителям по нескольким основаниям [15]. Поэтому задача помощника прокурора заключалась в помощи суду в установлении всех фактов, свидетельствующих о необходимости лишения родительских прав либо об отказе в иске. 
В прениях сторон помощник прокурора высказывал мнение о решении, которое должен принять суд. Суд вынес решение о лишении отца ребенка родительских прав 
В соответствии со ст. 66 ХПК прокурор при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции предъявляет в хозяйственный суд иск (заявление) в целях защиты государственных и общественных интересов, а также в целях защиты интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц с их согласия [20]. 
Во время практики я анализировал и оказывал помощь в составлении заявления о возбуждении приказного производства. Особенностью данного заявления является обязательное согласие субъекта хозяйствования и указание на общественный либо государственный интерес, который защищается прокурором. Указанное заявление подписывается прокурором и направляется в хозяйственный суд по правилам подсудности. Суд по результатам рассмотрения заявления выносит определение о судебном приказе. 
Прокурор вправе принести протест на незаконное или необоснованное решение суда по гражданскому делу. Это право ему предоставлено ст. 399 ГПК, которая предусматривает, что прокурор или заместитель прокурора приносит протест на решение суда независимо от того, участвовал ли он в данном деле; помощники прокуроров, прокуроры структурных подразделений органов прокуратуры могут приносить протесты на решение только по делам, в рассмотрении которых они участвовали [3]. 
Во время прохождения производственной практики я анализировал кассационный протест на решение суда по гражданскому делу. 
Кассационный протест подается в суд, вынесший решение, но адресуется вышестоящему суду и должен удовлетворять требованиям, предъявляемым к процессуальному документу, а также содержать: 
1) указание на решение, которое обжалуется или опротестовывается, и наименование суда, вынесшего решение; 
2) обоснование неправильности решения, а также просьбу лица, подающего протест; 
3) указания об оспариваемой сумме по имущественным делам; 
4) перечень прилагаемых к жалобе или протесту письменных материалов. 
Кассационный протест подписывается прокурором (ст. 409 ГПК) [3]. 
Особое внимание в протесте должно уделяться нарушению норм материального и (или) процессуального права, т. е. основаниям отмены решения суда. Кассационный протест – предпосылка для кассационного производства и вынесения в дальнейшем обоснованного решения суда. 
Предоставление прокурору права обращаться за судебной защитой и восстановлением нарушенных прав и законных интересов позволяет обеспечить существование в Республике Беларусь правового государства с соответствующими механизмами реализации прав. 
 
2.6 Надзор за соблюдением законодательства о несовершеннолетних  
 
Основными задачами надзора за соблюдением законодательства о несовершеннолетних являются: 
1) повышения уровня и эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,  
2) совершенствование и оптимизация прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав несовершеннолетних и молодежи, 
3) разработка и осуществление совместно с другими государственными органами и общественными объединениями согласованных мер по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи и охране их прав. 
В ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства о несовершеннолетних прокурор применяет общие акты реагирования на нарушения законодательства. Во время практики я анализировал предписание об устранении нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 
Деятельность прокурора в этой сфере направлена на выполнение всеми органами и должностными лицами основных задачам деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: 
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение их причин и условий; 
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; 
социально-психологическая реабилитация несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении; 
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений (ч. 1 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 31.05.2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») [9]. 
В главе 2 указанного закона определены основные направления деятельности органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В Приложении Н содержится требование о выполнении одним из таких органов своих обязанностей и указаны конкретные меры по устранению нарушений закона. 
Одной из важнейших составляющих надзора за соблюдением законодательства о несовершеннолетних является надзор за правильным применением норм Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет № 18). 
В соответствии с ч. 1 п. 8 Декрета № 18 родители обязаны возмещать расходы по содержанию детей в случае: 
отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних; 
отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав; 
лишения их родительских прав; 
нахождения их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей; 
отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста [11]. 
Помощники прокурора осуществляют надзор за исполнением закона при возмещении расходов, затраченных государством на содержание детей, анализируют судебную практику, направляют заявления в порядке приказного производства в суд.  
Пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 19.12.2008 г. № 13 «О практике взыскания судами расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении» предусматривает, что при рассмотрении исков (заявлений) о взыскании расходов суд (судья) обязан проверить, действительно ли ребенок находится на государственном обеспечении, причины, по которым он остался без попечения родителей и относятся ли родители к обязанным лицам [13].  
Поэтому прокуратура осуществляет комплексный надзор за точным и единообразным применением норм закона судом, особенно при исполнении судебных актов, выносит представления о совершенствовании деятельности судебных органов. 
Дети зачастую самостоятельно не могут защитить свои права и законные интересы, поэтому деятельность прокурора направлена на защиту и охрану детства в любой сфере жизнедеятельности.  
 
2.7 Работа с обращениями граждан и юридических лиц 
 
Прокуратура г. Барановичи осуществляет работу с обращениями граждан и юридических лиц на основании Закона Республики Беларусь от 18.06.2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц»). 
В соответствии со ст. 1 Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» обращение – индивидуальные или коллективные заявление, предложение, жалоба, изложенные в письменной, электронной или устной форме [7]. 
Обращение, поступившее в прокуратуру г. Барановичи регистрируется независимо от формы его поступления. Заявление рассматривается в течение пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее 1 месяца, если иной срок не установлен законодательными актами (ст. 17 Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц») [7]. 
При рассмотрении обращений граждан составляется статистическая карточка, которая содержит все сведения об обращении (Приложение О). 
Письменные ответы на письменные обращения излагаются на языке обращения, должны быть обоснованными и мотивированными (при необходимости – со ссылками на нормы актов законодательства), содержать конкретные формулировки, опровергающие или подтверждающие доводы заявителей. 
В письменных ответах на жалобы в отношении действий (бездействия) организаций, индивидуальных предпринимателей и их работников должны содержаться анализ и оценка указанных действий (бездействия), информация о принятых мерах в случае признания жалоб обоснованными. 
В случае, если в письменных ответах на письменные обращения содержатся решения о полном или частичном отказе в удовлетворении обращений либо об оставлении обращений без рассмотрения по существу, в таких ответах указывается порядок их обжалования. 
Особое внимание в органах прокуратуры уделяется заявлениям о преступлениях и других правонарушениях. Эти заявления рассматриваются в безотлагательном порядке и по ним принимаются решения, в т. ч. об издании актов прокурорского надзора. 
Прокурор г. Барановичи (его заместители) и помощники прокурора организуют личный прием граждан в порядке ст. 6 Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц». График приема вывешивается на доске информации и является обязательным для всех прокурорских работников.  
За нарушение порядка рассмотрения обращений организации, их должностные лица, индивидуальные предприниматели и их работники несут ответственность в соответствии с законодательными актами (ст. 26 Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц») [7]. 
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» прокурор осуществляет надзор за исполнением требований законодательства, регулирующего порядок рассмотрения должностными лицами обращений граждан и организаций. 
Прокурор принимает меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, привлечению нарушителей к установленной законодательными актами ответственности [14]. 
Особое внимание в прокуратуре г. Барановичи уделяется надзору за исполнением всеми государственными органами и организациями, их должностными лицами требований Указа Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц», который устанавливает дифференциацию в полномочиях по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц [12]. 
Качественная работа с обращениями граждан и юридических лиц в органах прокуратуры позволяет прокурору своевременно реагировать на нарушения законодательства и принимать эффективные меры для их устранения.

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
Прокурорский надзор — один из важнейших методов обеспечения законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства в нашей стране, поскольку законность – неотъемлемый, если не основной атрибут. 
Деятельность сотрудников прокуратуры охватывает соблюдение законности практически во всех сферах и областях права. Это и уголовное, и гражданское, и хозяйственное, и уголовно-исполнительное, и уголовно-процессуальное, и многие другие отрасли законодательства. 
В ходе практики были изучены все поставленные задачи, а именно: правовые основы деятельности органов прокуратуры; порядок осуществления органами прокуратуры надзора за исполнением законодательства физическими лицами и организациями; порядок осуществления органами прокуратуры надзора за исполнением законодательства органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; порядок осуществления органами прокуратуры надзора за исполнением законодательства в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом (судьёй); порядок осуществления органами прокуратуры надзора за законностью и обоснованностью решений, приговоров, определений и постановлений судов по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также соблюдением законодательства при их исполнении; подержание актов прокурорского надзора: протеста, представления, постановления, письменного предписания и официального предупреждения. 
Также после прохождения практики имеются навыки по составлению проектов представления, постановления, письменного предписания, официального предупреждения, кассационных протестов, заявлений о возбуждении гражданского дела в порядке, предусмотренном ст.81 ГПК Республики Беларусь.  
В целом производственная практика прошла успешно и продуктивно: я узнал много нового и нужного о функционировании нашей правовой системы, а главное – почерпнул знания о применении белорусского законодательства на практике. Считаю, что условия, созданные мне руководством прокуратуры Барановичского района, полностью соответствуют требованиям программы по прохождению производственной практики, что позволило мне ближе узнать структуру и задачи деятельности органов прокуратуры, изучить законодательство в данной отрасли, что нашло отражение в данном отчете. 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 
1. Банковский кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 25 окт. 2000 г., № 451-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 14.06.2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой инфор. Респ. Беларусь. – Минск, 2012. 
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 03.07.2011 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой инфор. Респ. Беларусь. – Минск, 2012. 
3. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 11 янв. 1999 г., № 238-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 07.01.2012 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой инфор. Респ. Беларусь. – Минск, 2012. 
4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях : Кодекс Респ. Беларусь, 21 апр. 2003 г., № 194-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.07.2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой инфор. Респ. Беларусь. – Минск, 2012. 
5. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье : Кодекс Респ. Белар

 


Информация о работе Отчет по практике в прокуратуре Барановичского района