Отчет по практике в Управлении по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области города Тюмень

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 16:22, отчет по практике

Краткое описание

Целью преддипломной практики является - проведение анализа деятельности Управления по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области и выявление проблем в структуре и работе, а также нахождение путей их решения. Данная цель обусловила постановку следующих задач: Исследовать структуру и полномочия Управления по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области
Провести анализ нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность Управления по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области

Содержание

ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…2

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОВЫХ СУДЕЙ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
История создания мировых судей в РФ…………………………….3

1.2. Структура и полномочия Управления по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области..................................5

1.3. Анализ нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность Управления по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области …………………………………………………......19

1.4. Основные показатели, характеризующие деятельность мировых судей ……………………………………………………………………….29

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОВЫХ СУДЕЙ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1.Анализ деятельности Управления по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области города Тюмени………………….32

2.2. Порядок, основания и правовые последствия привлечения должностных лиц к ответственности за превышение полномочий или иные правонарушения ………………………………………………….…38

2.3. Порядок рассмотрения материалов и сообщений граждан и суть появления организационных проблем……………………………………40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………50

Вложенные файлы: 1 файл

ОТЧЕТ2.doc

— 3.34 Мб (Скачать файл)

Таким образом, мировые судьи, составляющие 24% от судейского сообщества районного мирового уровня, рассматривают основную массу гражданских дел и дел об административных правонарушениях (70 000 против 13 000 у районных судей).

Большое количество судебных дел, находящихся в производстве мировых судей, влияют на качество и сроки рассмотрения дел,  а главное - судьи и сотрудники их аппарата физических не могут осуществлять контроль за исполнением судебных решений, кроме этого несовершенное законодательство, особенно КоАП РФ, когда дела об административных правонарушениях в отсутствии мирового судьи не вправе рассматривать федеральный районный суд, приводит к тому, что административные дела, из-за нарушения двухмесячного срока, установленного для их разрешения, вообще не рассматриваются.

Нормативной базой деятельности мировых судей ( а именно в Тюменской области) выступают следующие нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 30.12.2008);

2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) «О судебной системе Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996);

3. Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 22.07.2008) «О мировых судьях в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 11.11.1998);

4. Федеральный закон от 29.12.1999 № 218-ФЗ (ред. от 03.12.2008) «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 24.11.1999);

5. Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 15.02.2002);

6. Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 25.12.2008) «О статусе судей в Российской Федерации»;

7. Закон Тюменской области от 06.05.2000 N 179 (ред. от 01.03.2011) "О мировых судьях в Тюменской области" (принят Тюменской областной Думой 25.04.2000);

8. Постановление Совета судей РФ от 15 мая 2008 г. N 219 "О правовой регламентации должности мирового судьи и совершенствовании статуса сотрудников его аппарата";     

9. Указ Президента РФ от 29 мая 2006 г. N 530 "Об использовании Государственного герба Российской Федерации на бланках и печатях мировых судей в Российской Федерации".

  Также Инструкция по судебному делопроизводству на судебном участке определяет и устанавливает единую систему организации и порядок ведения судебного делопроизводства на судебных участках мировых судей Российской Федерации, предусматривая учет и ведение документооборота судебного участка, единые требования к оформлению процессуальных и иных документов, обеспечение оптимального порядка передачи и движения процессуальных и иных документов в структурах судебных участков, порядок текущего хранения судебных дел, документации и передачи их в архив. Создание мировых судов как одного из элементов судебной системы России впервые было предусмотрено Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". В соответствии с частью 2 статьи 4 этого Закона в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. Статья 28 этого же Закона в общих чертах определила основные положения деятельности мировых судей: мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции, а полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации. Во исполнение требования этой нормы 17 декабря 1998 года был принят Федеральный закон N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (далее - Закон), детально регламентирующий их деятельность и правовой статус.

Создание дополнительного звена (мировых судей) в судебной системе обусловлено необходимостью упрощения процедур и оперативности рассмотрения дел, подсудных мировому судье. Так, в статье 154 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) устанавливается сокращенный срок рассмотрения и разрешения гражданских дел мировым судьей - до истечения месяца со дня принятия заявления к производству (вместо общего срока - до истечения двух месяцев). Главой 41 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) установлен иной (упрощенный) по сравнению с общим порядок производства по уголовным делам, подсудным мировому судье. В частности, статья 321 УПК РФ предусматривает срок начала судебного разбирательства не ранее трех и не позднее 14 суток со дня поступления в суд заявления или уголовного дела (общий срок - не позднее 14 суток).

Мировые судьи  являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему РФ. Какие же споры полномочен рассматривать мировой судья и в разрешении каких ситуаций он сможет помочь? В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона  мировой судья рассматривает в первой инстанции восемь разновидностей дел, которые условно можно разделить на три группы: 1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью 1 статьи 31 УПК РФ; 2) гражданско-правовые споры: дела о выдаче судебного приказа; споры о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей; иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей; дела об определении порядка пользования имуществом; 3) дела об административных правонарушениях.

Говоря о первой группе дел, разрешаемых мировым судьей, стоит отметить, что в части 1 статьи 31 УПК РФ предусмотрен довольно большой перечень статей Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), фактически отвечающих требованиям подсудности мирового судьи, но исключенных законодателем из его компетенции. Как отмечает С.А. Разумов (Комментари к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Юристъ, 2004 г.), вошедшие в перечень составы преступлений требуют от судьи большего опыта, профессионализма и связаны с более значительными временными затратами для рассмотрения дела, нежели те, которые установлены для производства у мирового судьи. Например, убийство в состоянии аффекта (ч. 1 ст. 107 УК РФ) требует исследования психического состояния лица, совершившего данное деяние, детальной проверки неправомерного поведения со стороны потерпевшего. В этом случае, в частности, не исключены повторное назначение экспертизы, вызов дополнительных свидетелей, изучение мнения специалиста. Указанные обстоятельства могут исследоваться в течение достаточно длительного времени. Институт же  мировых судей создан прежде всего для более оперативного рассмотрения дел, не представляющих большой общественной опасности.

При анализе второй группы дел, подсудных мировому судье, также надо учитывать некоторые особенности, например при выдаче мировым судьей судебного приказа. Понятие судебного приказа раскрывается в статье 121 ГПК РФ. Судебный приказ - судебное постановление, вынесенное судьей единолично (без судебного разбирательства и вызова должника и кредитора) на основании заявления (кредитора) о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника. При вынесении судебного приказа необходимо учитывать требования, предусмотренные статьей 122 ГПК РФ.

Судебный приказ выдается, если:

требование основано на нотариально удостоверенной сделке;

требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;

требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;

требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;

требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;

требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;

требование органа внутренних дел, подразделения судебных приставов о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника и его имущества, или ребенка, отобранного у должника по решению суда, а также расходов, связанных с хранением арестованного имущества, изъятого у должника, и хранением имущества должника, выселенного из занимаемого им жилого помещения.

К третьей группе дел, рассматриваемых мировым судьей, относятся дела об административных правонарушениях. В статье 23.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации приведен перечень правонарушений, подсудных мировому судье. Например, самовольная добыча янтаря, уничтожение или повреждение чужого имущества, ведение археологических разведок или раскопок без разрешения, мелкое хищение, нарушение законодательства о банках и банковской деятельности и другие.

Также отметим, что федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела (пункт 1.1 ст. Закона). Все судебные дела и корреспонденция, поступающие как по почте, так и поданные (доставленные) непосредственно судье, принимаются, а также отправляются по назначению секретарем судебного участка или работником отдела делопроизводства, ответственным за данный участок работы.

Лицо, подающее исковое заявление и другие материалы на личном приеме может представить дополнительную копию вышеуказанного документа, на которой по его просьбе ставится дата и указывается фамилия лица, принявшего документы, после чего копия возвращается заявителю.

Исковые материалы и заявления, поступившие по почте, после регистрации в журнале учета входящей корреспонденции, не позднее следующего рабочего дня передаются под расписку в указанном журнале мировому судье.

Не позднее пяти дней после передачи судье материалы и заявления должны быть возвращены в отдел делопроизводства для оформления. На принятое к производству гражданское дело оформляется учетно-статистическая карточка. В журнале учета входящей корреспонденции (журнале учета заявлений до принятия их судьями к своему производству) делаются отметки о движении заявления (об отказе в принятии, о возвращении заявления, оставлении без движения).

 

2.2. Порядок, основания и правовые последствия привлечения должностных лиц к ответственности за превышение полномочий или иные правонарушения

 

Ответственность судей является важной гарантией обеспечения законности и реализации задач правосудия для целей поддержания правового государства. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации» установлены требования к судье, которые он обязан соблюдать в профессиональной и внеслужебной деятельности. В свою очередь ст. 121 данного Закона предусматривает дисциплинарную ответственность судей в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи за нарушение норм Закона о статусе судей, а также положений Кодекса судейской этики.

Согласно уголовному законодательству превышение должностных полномочий и злоупотребление ими квалифицируются как преступления должностных лиц против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Однако данные преступления совершают не только гражданские служащие, но и иные представители власти. С учетом особого положения последних преступления, совершаемые ими, затрагивающие интересы государства, выделены в отдельную главу УК РФ. Пленум Верховного Суда РФ издал Постановление от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (далее -- Постановление Пленума ВС РФ N 19), в котором разъяснен порядок привлечения должностных лиц к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий и злоупотребление ими.

Уголовная ответственность за превышение должностных полномочий и злоупотребление ими определена в ст. ст. 285, 286 УК РФ.

Дисциплинарная ответственность судей регулируется ст. 12.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", в которой указывается, что дисциплинарное взыскание может быть наложено за совершение "дисциплинарного проступка (нарушение норм настоящего Закона, а также положений Кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей)"; а в ст. 11 главы 4 Кодекса судейской этики дисциплинарный проступок определяется путем обратной ссылки (нарушение норм Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и положений настоящего Кодекса). В Кодексе судейской этики регламентировано поведение судьи путем изложения общих требований, предъявляемых к поведению судьи (глава 1), правил поведения судьи при осуществлении профессиональной деятельности (глава 2), правил поведения судьи во внеслужебной деятельности (глава 3). Но несмотря на это, на наш взгляд, явно недостаточна нормативная регламентация понятий "правонарушение", "дисциплинарный проступок" для объективного решения вопроса о привлечении судьи к ответственности. Также не восполняет пробел в обычном понимании нормативного регулирования ответственности и закрепление в ст. 3 "Требования, предъявляемые к судье" Закона "О статусе судей в Российской Федерации" некоторых запретов и стандартов должного поведения, а также указание в ч. 5 ст. 8.1 данного Закона о том, что судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в случае непредставления сведений или недостоверности сведений о доходах.

 

2.3. Порядок рассмотрения материалов и сообщений граждан и суть появления организационных проблем

 

Исковые заявления, материалы, ходатайства, жалобы адресованные мировому судье соответствующего судебного участка подаются через помощников мировых судей в установленные часы приема, либо направляются по почте заказным письмом с уведомлением.

Поступившие в адрес мирового судьи документы регистрируются в журнале учета входящей корреспонденции. На данных документах проставляется дата принятия, входящий номер. По просьбе обращающегося лица на копии поступившего документа, помощник мирового судьи соответствующего судебного участка проставляет дату принятия, входящий номер, указывая знак Л/П - личный прием, свою фамилию и должность. Лицо, обратившееся в суд, после приема его документов, проставляет свою роспись в соответствующей графе журнала учета входящей корреспонденции, принятой на личном приеме.

Поступившие на личном приеме документы незамедлительно передаются мировому судье соответствующего участка.

Исковые заявления, материалы, ходатайства, жалобы, поступившие в адрес мирового судьи, регистрируется в день поступления в журнале учета входящей корреспонденции, и не позднее следующего рабочего дня передается мировому судье соответствующего судебного участка.

Исковое заявление подается в письменной форме. В исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;

4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;

8) перечень прилагаемых к заявлению документов.

Исковое заявление обязательно подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.

В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.

Информация о работе Отчет по практике в Управлении по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области города Тюмень