Отчет по практике в Управлении по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области города Тюмень

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 16:22, отчет по практике

Краткое описание

Целью преддипломной практики является - проведение анализа деятельности Управления по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области и выявление проблем в структуре и работе, а также нахождение путей их решения. Данная цель обусловила постановку следующих задач: Исследовать структуру и полномочия Управления по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области
Провести анализ нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность Управления по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области

Содержание

ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…2

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОВЫХ СУДЕЙ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
История создания мировых судей в РФ…………………………….3

1.2. Структура и полномочия Управления по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области..................................5

1.3. Анализ нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность Управления по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области …………………………………………………......19

1.4. Основные показатели, характеризующие деятельность мировых судей ……………………………………………………………………….29

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОВЫХ СУДЕЙ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1.Анализ деятельности Управления по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области города Тюмени………………….32

2.2. Порядок, основания и правовые последствия привлечения должностных лиц к ответственности за превышение полномочий или иные правонарушения ………………………………………………….…38

2.3. Порядок рассмотрения материалов и сообщений граждан и суть появления организационных проблем……………………………………40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………50

Вложенные файлы: 1 файл

ОТЧЕТ2.doc

— 3.34 Мб (Скачать файл)

     Назначение на должность мирового судьи связано с рядом устанавливаемых законом ограничений гражданских прав. Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую, а также другую оплачиваемую деятельность, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

      Компетенция мирового судьи определяется статьей 3 Федерального закона “О мировых судьях в Российской Федерации”. Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы. В Законе перечислены гражданские дела, которые также рассматриваются мировыми судьями. Это дела о выдаче судебного приказа, имущественные споры при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления, а также дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом. Мировыми судьями рассматриваются споры, возникающие из семейно-правовых отношений, в том числе дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества. Споры о расторжении брака подведомственны мировым судьям в том случае, когда между супругами отсутствует спор о детях. Закон специально оговаривает, что исключением из общего правила являются дела об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка. Они рассматриваются федеральными судами общей юрисдикции.

     Федеральный закон относит к компетенции мировых судей дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе, и дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мировых судей Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

     Мировой судья осуществляет свою деятельность в пределах своего судебного участка. Он рассматривает уголовные дела о преступлениях, совершенных в границах участка, и гражданские дела граждан, которые проживают на этом участке. В Тюменской области в настоящее время создано 59 судебных участков. По одному - в границах Абатского, Армизонского, Аромашевского, Бердюжского, Вагайского, Викуловского, Голышмановского, Исетского, Казанского, Нижнетавдинского, Омутинского, Сладковского, Сорокинского, Тобольского, Уватского, Упоровского, Юргинского, Ялуторовского, Ярковского районов и города Ялуторовска. По два - в границах Заводоуковского, Ишимского районов и города Ишима. В границах Тюменского района создано четыре судебных участка, в городе Тобольске - пять. Город Тюмень разделен на 25 судебных участков.

     Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции. Этот вид юстиции не предполагает участие в процессе судебных заседателей. Рассмотрение дел мировым судьей осуществляется в соответствии с общими правилами судопроизводства, которыми руководствуются все судьи судов общей юрисдикции.

     На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные федеральными законами “О статусе судей в Российской Федерации”, “О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации”, иными федеральными законами.

     Дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты мировых судей могут быть установлены отдельным законом Тюменской области. Однако к настоящему времени такого нормативного акта нет.

     Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям является районный суд, действующий на территории соответствующего района. В настоящее время Уставный суд Тюменской области не создан. Возможность его образования предусмотрена Законом “Об областном суде Тюменской области” от 23.01.98 № 141. Однако 13.01.2001 он приостановлен до внесения новой редакции закона.

     Возможность создания конституционных или уставных судов в субъектах Российской Федерации получила свое правовое закрепление в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. “О судебной системе Российской Федерации”. В соответствии со статьей 4 данного Закона к судам субъектов Российской Федерации отнесены конституционные (уставные) суды, созданные в порядке, предусмотренном законодательством конкретного субъекта Российской Федерации. Согласно статье 27 Закона конституционный (уставный) суд может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия его законов и нормативных правовых актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Российской Федерации. Создание конституционных (уставных) судов в субъектах Федерации обусловлено объективной необходимостью. Это важный шаг на пути реализации основных законов - конституций и уставов - субъектов Российской Федерации. Конституционные (уставные) суды создаются как органы судебной власти республик, краев и областей, охраняющие их конституции и уставы, обеспечивающие их исполнение и соответствие им нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления. Создание данного звена судебной системы позволит реализовать закрепленный в Конституции Российской Федерации 1993 года принцип федерализма в построении системы органов судебной власти.

     Несмотря на то, что с принятием данного Закона органы конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации получили правовую основу, к настоящему времени органы конституционной юстиции созданы и функционируют только в 13 субъектах Федерации из 89. Большинство из них были образованы еще до 1996 года. Это Кабардино-Балкарская Республика, Республика Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Карелия, Коми, Саха (Якутия), Марий Эл, Свердловская область. Возможность создания уставных судов закреплена в уставах Красноярского края, Амурской, Кемеровской, Московской, Воронежской, Пермской, Свердловской, Томской, Челябинской и нашей области. В Иркутской области создана и функционирует Уставная палата, в Ставропольском крае предусмотрено образование Согласительной палаты. Эти органы по своей природе ближе к органам конституционного надзора, чем к уставным судам.

     Федеральное законодательство не регулирует порядок и принципы формирования органов конституционной юстиции субъектов Федерации, а также процедурные вопросы их деятельности. Каждая республика, край или область имеют свой закон о конституционном или уставном суде. Вместе с тем анализ этих нормативных актов позволяет выделить общие принципы формирования и деятельности органов конституционной юстиции субъектов Федерации.

     Решающую роль в формировании конституционных (уставных) судов играют органы законодательной власти субъекта Федерации. Обычно именно они назначают судей. В Бурятии, например, Народный Хурал Республики назначает и председателя Конституционного суда. В Дагестане и Туве представительные органы не только назначают, но и освобождают судей конституционных судов.

     Законодательство субъектов Федерации устанавливает особые требования к лицам, избираемым или назначаемым на должность судей конституционных (уставных) судов. Они должны быть гражданами Российской Федерации не моложе 30 лет, постоянно проживающими на территории конкретного субъекта Федерации. Устанавливается предельный возраст для  пребывания в должности судьи. В различных регионах он различен. Большинство субъектов установило предельный возраст судей конституционных судов в 65 лет. В Бурятии и Тыве, к примеру, судья Конституционного суда должен сложить полномочия в 60 лет, а в  Карелии предельный возраст - 70 лет.

 

 

 

 

 

    1. Основные показатели, характеризующие деятельность мировых судей

 

Начиная с 2003г. мировые судьи и работники аппарата судов проходят повышение квалификации в центре учебно-методической работы. Работа в этом направлении дает положительные результаты.

По результатам статистических данных начиная с 2003 года значительно улучшилось качество рассмотрения дел мировыми судьями. Процент утверждаемости  обжалованных решений мировых судей в среднем по области  вырос по уголовным делам с 41% до 97%, а по гражданским с 57% до 98%.

Несмотря на выросшую в значительной мере нагрузку по рассмотренным делам процент дел, рассмотренных с нарушением срока, остается небольшим. Однако проблема снижения нагрузки на мировых судей может быть решена только увеличением числа мировых судей в области.

Нагрузка на мировых судей по разрешению всех категорий дел возросла с 2001 г. по 2010 г. более чем в пять раз.

В 2001 г. каждый мировой судья в среднем рассматривал в месяц 39,2 дела, в 2002 г. - 67,3 дела, в 2003г. - 71 дело, в 2004 г. - 101,1 дела, а в 2005 г.  125 дел.

В истекшем году каждый мировой судья в среднем ежедневно разрешал 5,7 дела всех категорий. Но у нас есть такие судебные участки, на которые нагрузки по рассмотрению дел являются запредельными (г. Ялуторовск, г. Ишим, Уватский, Голышмановский, Заводоуковский районы, некоторые судебные участки г. Тобольска, г. Тюмени и Тюменского района).

В 2009 г. в сравнении с федеральными районными (городскими) судами области мировыми судьями разрешено 36% уголовных дел, 67% гражданских и 98% дел об административных правонарушениях, при численности по штату мировых судей 60 человек, против 187 по штату федеральных судей районного звена.

Таким образом, мировые судьи, составляющие 24% от судейского сообщества районного мирового уровня, рассматривают основную массу гражданских дел и дел об административных правонарушениях (70 000 против 13 000 у районных судей).

Большое количество судебных дел, находящихся в производстве мировых судей, влияют на качество и сроки рассмотрения дел,  а главное - судьи и сотрудники их аппарата физических не могут осуществлять контроль за исполнением судебных решений, кроме этого несовершенное законодательство, особенно КоАП РФ, когда дела об административных правонарушениях в отсутствии мирового судьи не вправе рассматривать федеральный районный суд, приводит к тому, что административные дела, из-за нарушения двухмесячного срока, установленного для их разрешения, вообще не рассматриваются.

Руководством областного суда и управления по обеспечению деятельности мировых судей ежегодно организуется семинары мировых судей Тюменской области.

В случае временного отсутствия мирового в том районе или городе, где имеется несколько судебных участков, замену организует председатель районного (городского) суда, а где один судебный участок - замена проводится приказом председателя областного суда.

При многих положительных моментах деятельности мировой юстиции области перед ней стоит ряд проблем, которые могут быть решены на федеральном и региональном уровне.

В частности, имеется настоятельная необходимость в увеличении количества мировых судей на 15-20 штатных единиц, данный вопрос может быть разрешен с вступлением в силу федерального закона об увеличении количества судебных участков.

На следующей схеме представлена динамика нагрузки на мировых судей Тюменской области:

 Таким образом можно выделить следующие показатели, характеризующие деятельность мировых судей: количество рассмотренных дел; качество рассмотрения, то есть процент утверждаемости  обжалованных решений; процент дел, рассмотренных с нарушением срока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОВЫХ СУДЕЙ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1.Анализ деятельности Управления по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области города Тюмени

Начиная с 2003г. мировые судьи и работники аппарата судов проходят повышение квалификации в центре учебно-методической работы. Работа в этом направлении дает положительные результаты.

По результатам статистических данных начиная с 2003 года значительно улучшилось качество рассмотрения дел мировыми судьями. Процент утверждаемости  обжалованных решений мировых судей в среднем по области  вырос по уголовным делам с 41% до 97%, а по гражданским с 57% до 98%.

Несмотря на выросшую в значительной мере нагрузку по рассмотренным делам процент дел, рассмотренных с нарушением срока, остается небольшим. Однако проблема снижения нагрузки на мировых судей может быть решена только увеличением числа мировых судей в области.

Нагрузка на мировых судей по разрешению всех категорий дел возросла с 2001 г. по 2010 г. более чем в пять раз.

В 2001 г. каждый мировой судья в среднем рассматривал в месяц 39,2 дела, в 2002 г. - 67,3 дела, в 2003г. - 71 дело, в 2004 г. - 101,1 дела, а в 2005 г.  125 дел.

В истекшем году каждый мировой судья в среднем ежедневно разрешал 5,7 дела всех категорий. Но у нас есть такие судебные участки, на которые нагрузки по рассмотрению дел являются запредельными (г. Ялуторовск, г. Ишим, Уватский, Голышмановский, Заводоуковский районы, некоторые судебные участки г. Тобольска, г. Тюмени и Тюменского района).

В 2009 г. в сравнении с федеральными районными (городскими) судами области мировыми судьями разрешено 36% уголовных дел, 67% гражданских и 98% дел об административных правонарушениях, при численности по штату мировых судей 60 человек, против 187 по штату федеральных судей районного звена.

Информация о работе Отчет по практике в Управлении по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области города Тюмень