Особенности защиты прав потребителей в договоре розничной купле-продаже

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 08:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследовать особенности защиты прав потребителей в договоре розничной купле-продаже
Задачи:
1) Рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи;
2) Исследовать особенности содержание договора розничной купли-продажи,
3) Рассмотреть вопросы защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Общие теоретические положения о договоре розничной купли-продже
1.1. Понятие договора розничной купли-продажи и его особенности………...9
1.2. Права и обязанности сторон по договору розничной купли–продажи….15
2. Особенности защиты прав потребителей потребителей по договору розничной купли-продажи в г. Хабаровске
2.1 Формы защиты прав потребителей по договору в г.Хабаровске…………35
2.2 Способы защиты прав потребителей по договору в г Хабаровске……….43
2.3 Государственная защита прав потребителей в г.Хабаровске……………..49
2.4 Надзор в сфере защиты прав потребителей в г. Хабаровске……………...53
Заключение……………………………………..…………………………….…62
Библиографический список ……………………..……………………………66

Вложенные файлы: 1 файл

диплом -2 — копия.docx

— 81.96 Кб (Скачать файл)

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Кроме того, особые требования к объему и способам предоставления покупателям информации о товаре установлены целым рядом иных федеральных законов.

Так, в силу ст. 18 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» на этикетках или ярлыках либо на листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов с учетом видов пищевых продуктов должна быть размещена на русском языке информация о пищевой ценности (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов); о назначении и об условиях применения (в отношении продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок); о способах и об условиях изготовления готовых блюд (в отношении концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов); об условиях хранения (в отношении пищевых продуктов, для которых установлены требования к условиям их хранения); о дате изготовления и дате упаковки пищевых продуктов.

Дополнительные требования к предоставлению покупателю информации о товаре устанавливаются подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом о защите прав потребителей. Например, Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. № 481 утвержден Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, а Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1222 определен Перечень видов товаров, на которые распространяется требование о содержании информации о классе энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках.

Основная обязанность продавца по договору розничной купли - продажи, как и по всякому договору купли - продажи, состоит в передаче покупателю приобретаемых им товаров. Передаваемые покупателю товары должны соответствовать требованиям, предъявляемым к их качеству, комплектности и в необходимых случаях - быть в определенном наборе (комплект товаров), в надлежащей таре и упаковке, со всеми относящимися к товару документами и принадлежностями.

Гражданский кодекс РФ и Закон о защите прав потребителей предусматривают для отношений купли-продажи две разновидности обмена товаров: 1) обмен качественного товара (ст. 502 ГК РФ и ст. 25 Закона о защите прав потребителей); 2) обмен некачественного товара (его замена) в соответствии с правилами ст. 503 ГК РФ и ст. 18 Закона о защите прав потребителей.

В ст. 502 ГК РФ закрепляется право покупателя на обмен качественного товара и механизм его реализации. Указанное право представляет собой возможность потребителя обменять приобретенный товар с соблюдением следующих правил (эти правила отвечают на вопросы о том, какой товар меняется, какой невозможно обменять, когда, где и на что его можно обменять, чем доказывается факт его покупки):

  1. товар должен быть непродовольственным;
  2. обмен должен производиться в течение 14 дней (это срок обращения покупателя, т.е. срок осуществления права) с момента передачи товара покупателю (продавец может увеличить этот срок);
  3. обмен производится к месте покупки или в иных местах, специально объявленных продавцом (информация об этом должна быть доведена до сведения потребителя);
  4. товар меняется на аналогичный товар, но других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации с перерасчетом (в случае разницы в цене) или без такового;
  5. товар не должен быть в употреблении, должны сохраниться его потребительские свойства;
  6. должны иметься доказательства приобретения товара у данного продавца (любые доказательства, которые допускает закон, в том числе и свидетельские показания);
  7. товар не должен включаться в специальный перечень товаров, которые не подлежат обмену.[3]

Вместо реализации указанного права на обмен товара при условии, что необходимые для обмена товар у продавца отсутствует, покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму. Такое альтернативное право реализуется с соблюдением всех обозначенных выше правил, касающихся обмена товара, за исключением четвертого.

Рассмотренные правила ст. 502 ГК РФ конкретизируются и детализируются в ст. 25 Закона о защите прав потребителей. Во-первых, уточнено правило о сроке осуществления права на обмен – в течение 14 дней, не считая дня его покупки. Во-вторых, в Законе о защите прав потребителей детализируется указанное выше пятое правило – должны быть сохранены товарный вид обмениваемою товара, пломбы, фабричные ярлыки. В-третьих, также детализировано отмеченное шестое правило – у потребителя должен иметься товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Вместе с тем отсутствие у потребителя такого документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. В-четвертых, установлено, что перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утверждается Правительством РФ. В настоящее время действует Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55.[3] Так, в этот Перечень, в частности, включены: товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми, лекарственные препараты); предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары); парфюмерно-косметические товары и др. В-пятых, детализировано право на возврат товара и получение за него денежных средств. При условии, что аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потреби гель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Такое требование потребителя подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара. Однако по соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.

В ст. 25 Закона о защите прав потребителей содержится по крайней мере одно противоречащее ст. 502 ГК РФ правило. Согласно п. 1 ст. 25 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе обменивать товар надлежащего качества при условии, что данный товар не подходит потребителю по определенным параметрам(форма, размер и проч.). В то же время в ГК РФ такого условия не содержится. По сути, оно ограничивает права потребителя по сравнению с ГК РФ. Поэтому, как представляется, отмеченное положение Закона о защите прав потребителей не действует на основании ст. 3 ГК РФ и в силу п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7, а применяются соответствующие положения ст. 502 ГК РФ.[1]

В ст. 503 ГК РФ определяются правовые последствия продажи покупателю по договору розничной купли-продажи товаров ненадлежащего качества. Такие последствия порождают соответствующие права покупателя (его права требования). Указанная статья устанавливает набор данных прав и основу механизма их реализации.

Согласно п. 6 ст. 503 ГК РФ предписания, содержащиеся в этой статье, носят общий характер. В законах о защите прав потребителей могут содержаться и иные специальные правила, касающиеся прав покупателя при продаже ему товара ненадлежащего качества. С учетом изложенного следует различать две ситуации:

1) покупатель не является потребителем (определение потребителя ем. в  преамбуле Закона о защите  прав потребителей), и это означает  применение к возникшим отношениям  ст. 503 ГК РФ;

2) покупатель является потребителем, и тогда определение правовых  последствий продажи некачественного  товара и механизма их применения  производится по специальным  правилам.

Во втором случае приоритет отдается тем нормам, которые содержатся в законах о защите прав потребителей. В настоящее время Закон о защите прав потребителей содержит отдельную ст. 18, специально посвященную правам потребителя при обнаружении в товаре недостатков. Положения этой статьи конкретизируются в дальнейшем в других статьях гл. 2 Закона о защите прав потребителей «Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям».

В п. 1 ст. 503 ГК РФ закрепляется основа механизма реализации правовых последствии продажи товаров с недостатками. Данный механизм включает в себя в качестве основного элемента установление специальных субъективных прав покупателей (прав требования), которые он может реализовать в случае приобретения товара ненадлежащего качества. Так, покупатель вправе потребовать замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара.

Указанные четыре права покупателя существуют как альтернативные – он может заявить только одно из названных требований. В этой связи в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 отмечено, что в случае продажи товара ненадлежащего качества право выбора вида требований, которые в соответствии со ст. 503 ГК РФ и п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей могут быть предъявлены к продавцу при продаже товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, принадлежит потребителю. Однако если покупатель выбрал одно из указанных прав для реализации, то наряду с ним можно в соответствии с ГК РФ и Законом о защите прав потребителей заявить и иные требования – о возмещении убытков (ст. 15 ГК), о компенсации морального вреда (ст. 15 Закона о защите прав потребителей) и др.[1]

Для случаев продажи некачественных товаров отдельных видов п. 2 и 3 ст. 503 ГК РФ предусматривают особенности правовых последствий. Названные особенности выражены прежде всего в наборе тех прав требования, которые покупатель может предъявить той или иной ситуации, а также в специфике реализации этих прав требования. Так, специальную группу товаров составляют те, свойства которых не позволяют устранять недостатки. В рамках открытого перечня данных товаров ГК РФ называет, в частности, продовольственные товары и товары бытовой химии. При обнаружении недостатков указанного товара покупатель вправе потребовать:

  1. замены такого товара товаром надлежащего качества или
  2. соразмерного уменьшения покупной цены.

Также специальный набор прав установлен ГК РФ применительно к некачественному технически сложному товару. Вообще к технически сложным товарам отнесены тс, которые указаны в особом перечне. В настоящее время на основании ст. 18 Закона о защите прав потребителей действует Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997г. № 575 . В него включены восемь наименований товаров: 1) автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним; 2) мотоциклы, мотороллеры; 3) снегоходы; 4) катера, яхты, лодочные моторы; 5) холодильники и морозильники; 6) стиральные машины автоматические; 7) персональные компьютеры с основными периферийными устройствами: 8) тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мото культиваторы. Как видно, не все товары, относящиеся по своим физическим свойствам к технически сложным, включены в данный перечень.

В отношении названных технически сложных товаров ненадлежащего качества покупатель вправе: 1) потребовать замены товара или 2) отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае лили, существенного нарушения требований к его качеству. Квалификация нарушения как существенного осуществляется по п. 2 ст. 475 ГК РФ, а также па основании определения «существенный недостаток», содержащегося в преамбуле Закона о защите прав потребителей. Все иные требования из набора п. 1 ст. 503 ГК РФ в отношении технически сложных товаров ненадлежащего качества покупатель может заявить при наличии любого недостатка — как незначительного, гак и существенного.

Правила ст. 503 ГК РФ о заявлении требований в отношении некачественных технически сложных товаров различаются в ст. 18 Закона о защите нрав потребителей. Согласно п. 1 указанной статьи те требования потребителя в отношении недоброкачественных технически сложных товаров, которые касаются отказа от исполнения договора, а также требования об обмене подлежат удовлетворению: 1) при наличии любых недостатков — в течение 15 дней со дня передачи потребителю товара; 2) по истечении указанного срока — только при определенных юридических фактах в одном из следующих случаев: а) обнаружение существенного недостатка товара; б) нарушение установленных Законом о защите прав потребителей сроков устранения недостатков товара; в) невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Иные требования потребителя в отношении указанных товаров удовлетворяются при любых недостатках, что следует из сопоставления содержания абз. 8 и предыдущих абзацев п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей.[1]

В п. 4 и 5 ст. 503 ГК РФ в качестве одного из возможных последствий продажи некачественного товара сформулированы особенности осуществления права покупателя на отказ от исполнения договора розничной купли-продажи. По общему правилу покупатель может осуществить такой отказ при любом недостатке товара (как незначительном, так и существенном), причем право на отказ осуществляется вместо реализации иных прав покупателя, установленных в п. 1 и 2 ст. 503 ГК РФ. Однако это не касается технически сложных товаров, в отношении которых право покупателя на отказ от исполнения договора осуществляется по указанным выше предписаниям п. 3 ст. 503 ГК РФ.

Возврат некачественного товара производится за счет продавца. Это положение является частным проявлением общего принципа, которому должны подчиняться отношения сторон при нарушении договоров с участием потребителей, – покупатель по договору розничной купли-продажи не должен нести негативных имущественных последствий нарушения его прав.

Для отношений розничной купли-продажи с участием потребителей правила ст. 503 ГК РФ развиваются и детализируются в ст. 18 Закона о защите прав потребителей, а также в других статьях гл. 2 этого Закона, где закрепляются иные элементы механизма реализации правовых последствий продажи некачественных товаров: определяется круг субъектов, которым потребитель может предъявлять свои требования; устанавливаются дополнительные права потребителя; обязанности контрагентов потребителей, корреспондирующие правам потребителя; сроки осуществления потребителями своих прав требования и сроки исполнения контрагентами потребителей своих обязанностей; специальные меры гражданско-правовой ответственности в форме законной неустойки, особенности расчетов между сторонами.[2]

Информация о работе Особенности защиты прав потребителей в договоре розничной купле-продаже