Организация адвокатской деятельности и адвокатуры в Белоруссии и в некоторых странах СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 06:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть адвокатуру, ее систему, а также изучить основную адвокатскую деятельность Республики Беларусь и стран СНГ. Определенная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть развитие адвокатуры Республики Беларусь;
- дать понятие адвокатской деятельности, адвокатуре;
- охарактеризовать адвокатуру, как самостоятельную организацию;
- рассмотреть функцию адвокатуры - осуществление юридической помощи физическим и юридическим лицам;

Содержание

Введение………………………………...……………………………………………3
1 Понятие, задачи и основные направления развития адвокатуры в Белоруссии…………………………………………………………………….……..5
1.1 Образование и развитие адвокатуры в Республике Беларусь……….....5
1.2 Задачи адвокатуры, виды юридической помощи, оказываемой адвокатами……………………………………………………………….……..…….8
2 Организация адвокатской деятельности и адвокатуры в Белоруссии и в некоторых странах СНГ………………………………………………………..…..12
2.1 Организационные формы деятельности адвокатуры в Республике Беларусь…………………..…………………………………………………………12
2.2 Оказание юридической помощи физическим и юридически лицам коллегиями адвокатов Республики Беларусь………………………………….….16
2.3 Сравнительно-правовой анализ организации адвокатуры в некоторых странах СНГ…………………………………………………………………….…..21
Заключение………………………………………………………………...………..31
Список использованной литературы……………………………………………...33
Список сокращений………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. Адвакатура и адвокатсая деятельность.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Адвокатское учреждение - это организация, основным видом деятельности которой является предоставление юридической помощи. Адвокатские учреждения могут создаваться на основе любых видов собственности и организационно-правовых форм. Учредителем адвокатского учреждения может быть любое юридическое и физическое лицо [25,c.32].

Адвокатскому учреждению разрешается осуществлять адвокатскую  деятельность при условии, если в нем работает хотя бы один адвокат. Руководителем адвокатского учреждения может быть только адвокат [26, c.17].

Наиболее интересным примером является положение ст. 26 закона РА из которого следует что,  «для организации своей деятельности адвокат может избрать любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Республики Армения».

Как в РФ двухступенчатое  деление органов самоуправления есть в РБ (регулируется главой 7 закона РБ).

 Органами адвокатского  самоуправления в Республике Беларусь являются съезд адвокатов и коллегии адвокатов, Съезд адвокатов является высшим органом, Совет Республиканской коллегии адвокатов является коллегиальным исполнительным органом управления, Ревизионная комиссия Республиканской коллегии адвокатов создается для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью коллегий адвокатов.

В РА существует только Палата адвокатов Республики Армения.

Органами палаты адвокатов  являются: Общее собрание палаты адвокатов, Совет палаты адвокатов, дисциплинарная комиссия палаты адвокатов, квалификационная комиссия палаты адвокатов.

В РМ адвокаты образуют Коллегию адвокатов, где Конгресс является высшим органом Коллегии адвокатов (ст. 32 Закона РМ), Совет Коллегии адвокатов –  исполнительным  органом, так же в эту систему входит Комиссия по этике и дисциплине и ревизионная комиссия.

Во всех проанализированных законах  труд адвокатов оплачивается из средств, поступающих за оказанную юридическую помощь от клиентов, и в отличие от Белоруссии регулируется отдельными статьями в законе.

В Законе Республики Казахстан  отдельная статья посвящена порядку  освобождения лиц от оплаты юридической помощи (ст. 6 Закона РК), «оплата юридической помощи, оказываемой адвокатами в случаях, предусмотренных настоящей статьей, производится за счет средств, соответственно, коллегии адвокатов, адвокатской конторы» (п. 4 ст. 6 Закона РК), схожие положения предусмотрены ст. 7 Закона Туркменистана.  «При отсутствии у гражданина средств юридическая помощь и защита обеспечиваются ему за счет государства. Порядок и условия оказания бесплатной юридической помощи и защиты определяются Правительством Кыргызской Республики» (ст. 26 Закона КР). В остальных Законах это общая фраза о неплатежеспособности лица и возмещение расходов за счет государства.

 «Адвокаты  могут создавать общественные  объединения адвокатов в порядке,  установленном законом» (ст. 4 Закона  РУз.), о том же  говориться в  Законе РБ в ст. 39 и Законе  РА в ст. 16.

«Объединение  адвокатов в профессиональные общественные организации производится в соответствии с положениями Гражданского кодекса Кыргызской Республики, Закона Кыргызской Республики «Об общественных объединениях» и другого законодательства Кыргызской Республики (ст. 4 КР).

Анализ законодательства об адвокатуре некоторых стран СНГ показал, что существуют различные подходы к определению понятий, что есть существенные противоречия в законах, не решены многие основополагающие вопросы.

В некоторых странах  законы об адвокатуре давно устарели и многие из них на пути нового реформирования. Выбирая анализируемые страны, могу сказать, что ряд стран вслед за нами приняли новый закон, например Республика Армения (2004 г.), Республика Молдавия (2002 г.),  где то адвокатская деятельность до сих пор регулируется старыми законами (Узбекистан – 1999 г., Киргизия – 1997 г., Узбекистан – 1992 г., Таджикистан – 1994 г.), где то уже приняты новые, например, в  Туркменистане (2010 г.) Республике Беларусь (2011 г.), а в Украине одобрен проект нового закона.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, адвокатура - это добровольное объединение юристов, оказывающих правовую помощь на профессиональной основе гражданам и организациям, всем, кто в этом нуждается. Закон «Об адвокатуре в Республике Беларусь», принятый Верховным Советом 15 июня 1993 г., определяет адвокатуру как независимый правовой институт, призванный в соответствии с Конституцией осуществлять профессиональную правозащитную деятельность. Адвокатура - негосударственная и некоммерческая организация, а самоуправляемая юридическая организация. Она содействует защите прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, укреплению законности и правопорядка, нравственно-правовому воспитанию населения. Слово «адвокатура», как и многие другие юридические термины, происходит от латинского слова «advocare», что означает приглашать, призывать; «advocatus»- выступающий в защиту другого, поверенный в судебных делах консультант в области права.

Одним из конституционных  прав граждан является право на юридическую  помощь, в том числе пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств. Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.

Детальный анализ организации  адвокатуры в  Республике Беларусь показал, что уже сегодня многие положения Закона не отвечают современным требованиям рынка юридических услуг. Например:

Все юристы, самостоятельно и независимо практикующие на территории Республике Беларусь, должны иметь статус адвоката.

Адвокатура стремительно развивающийся институт и мы должны следовать примеру некоторых стран СНГ и государств дальнего зарубежья, где предусмотрено множество форм адвокатских образований и даже право выбора адвокатом любой организационно правовой формы, предусмотренной законодательством конкретной страны. У нас следует  предусмотреть новые формы осуществления адвокатской деятельности, не  разрушать или существенно изменять то, что уже существует, но нужно предусмотреть новые формы, которые отвечают современным требованиям развития рынка и бизнеса, а уж члены адвокатского сообщества сами  выберут для себя наиболее приемлемый вариант, осуществлять свою деятельность коллективно (совместно) или индивидуально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

Нормативно-правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года. (Публикуется с учетом поправок, внесенных законами Российской федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ)/ / Российская газета. – Федеральный выпуск № 4831 от 21 января 2009 г.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ с изменениями от 19.03.2010 № 7-П // Собрание Законодательства РФ от 19.03.10. №7
  3. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный, научно-практический)/ Под ред. М.А. Викут. М.: Проспект, 2009. – 913 с.
  4. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 с изменениями от 28.11.2009 № 303-ФЗ // Собрание Законодательства РФ от  02.05.2010
  5. Федеральный закон РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ (с изм., согл. ФЗ от 28.10.2003 № 134-ФЗ) // Собрание Законодательства РФ от 28.10.2003
  6. Закон Республики Беларусь от 15.06.1993 г. № 2406 «Об адвокатуре» // Юридическая справочно-информационная автоматизированная система «ЮСИАС» - 2009г.
  7. Декрет Президента Республики Беларусь от 03.05.1997 г. № 12 «О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь» // Юридическая справочно-информационная автоматизированная система «ЮСИАС» - 2009г.

 

 

Научно-методическая литература

 

  1. Бибило В.Н. Судоустройство в Республике Беларусь.- Минск: Право, 2007.-302 с.
  2. Колбасин Д.А. Гражданское право Республики Беларусь. Особенная часть: Практ. Пособие. - Мн.: Молодежное научное общество, 2007.- 547с.
  3. Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор [Текст]. - М.: Высшее образование, 2009. - 512 с.
  4. Власов А.А. Гражданское процессуальное право [Текст]. - М.: ТК Велби, 2008. - 608 с.
  5. Гражданский процесс Белоруссии [Текст] / Под. ред. М.А. Викут. М.:Право, 2009. - 480 с.
  6. Гражданский процесс: Учебник [Текст] / под ред. проф. В.В. Ярков. - М.: Волтерс Клувер, 2007.- 516 с.
  7. Ушаков О. В. Участие адвоката в гражданском процессе [Текст]. - М.: Юристь, 2007. - 431 с.
  8. Иванова К.И., Камецецкая М.С. Адвокатура [Текст]. - М.: Палеолит, 2009. - 288 с.
  9. Алехина С.А, Шакарян М.С. Адвокатура[Текст]. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 612 с.
  10. Судоустройство: Учебник / А.А. Данилевич, Л.Л. Зайцева, И.И. Мартинович, Е.К. Острога, А.В. Солтанович; Под ред. А.А. Данилевича, И. И. Мартинович. - Мн.: Амалфея, 2006. – 480 с.
  11. Похмелкин В. Участие адвоката в рассмотрении гражданских дел – юридический атавизм// Российская юстиция. 2009. - № 5. - С. 6-13.
  12. Абрамов Д., Беркович Е. Предъявление прокурором заявлений в интересах неопределенного круга лиц// Российская юстиция. 2008. -№ 9. - С. 38-44.
  13. Викторов И. Участие прокурора и защиты в гражданском процессе по защите трудовых прав граждан в РБ// Фемида. - 2010. - № 8. - С. 28-35.
  14. Журбин Б. Практика нового ГПК: успехи и проблемы. // Юрист.- 2010. № 48.
  15. Амирбеков К. Общий надзор в условиях реформирования судопроизводства // Законность.- 2009. - №. 9
  16. Михалева Н. А., Конституционное право зарубежных стран СНГ. Учеб. пособие - М. : Юристъ , 2009.- С.47
  17. Погоняйло Г. П.  В Беларуси принят новый закон об адвокатуре // Фемида,2009,№11.- С.27
  18. Хван Л.Б., Адвокатура Узбекистана //  Журнал российского права, 2009, № 3.- С. 32
  19. Хван Л.Б. Некоторые вопросы регулирования адвокатской практики: сравнительно-правовой анализ законодательства стран СНГ //Журнал российского права, 2009, №3.- С. 17
  20. Перевалов В. Д., Теория государства и права Учебник.- М.: Норма, 2008.- C. 231

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список сокращений

 

Употребляемые сокращения:

Республика Армения-РА;

Республика Беларусь-РБ;

Республика Казахстан-РК;

Кыргызская Республика-КР;

Республика Молдова-РМ;

Республика Узбекистан-РУз;

Республика Таджикистан-РТ;

Туркменистан-Турк

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Приложение А

 

Задачи адвокатуры:

1) оказание квалифицированной  юридической помощи физическим  и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов. Эта помощь, оказывается, по всем отраслям права и во всех судах, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами;

2) участие в разъяснении  законодательства и правовом  воспитании граждан. Оно выражается  в чтении адвокатами лекций, проведении  бесед и «круглых столов» на  правовые темы перед населением, выступлениях с докладами на  научно-практических семинарах и конференциях юристов, в средствах массовой информации;

3) служение принципам  законности, справедливости и гуманизма.  Адвокат защищает только законные  интересы лица, обратившегося к  нему за юридической помощью,  и использует для этого лишь средства и способы, предусмотренные законом. Представляя одну из сторон в правовом споре, в уголовном или гражданском процессе, адвокат обеспечивает состязательность правосудия, что является необходимым условием для принятия справедливого решения. Адвокат оказывает юридическую помощь любому лицу независимо от его правового статуса (подозреваемому, обвиняемому, осужденному) и тяжести совершенного преступления или иного правонарушения.

 




Информация о работе Организация адвокатской деятельности и адвокатуры в Белоруссии и в некоторых странах СНГ