Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 06:25, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть адвокатуру, ее систему, а также изучить основную адвокатскую деятельность Республики Беларусь и стран СНГ. Определенная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть развитие адвокатуры Республики Беларусь;
- дать понятие адвокатской деятельности, адвокатуре;
- охарактеризовать адвокатуру, как самостоятельную организацию;
- рассмотреть функцию адвокатуры - осуществление юридической помощи физическим и юридическим лицам;
Введение………………………………...……………………………………………3
1 Понятие, задачи и основные направления развития адвокатуры в Белоруссии…………………………………………………………………….……..5
1.1 Образование и развитие адвокатуры в Республике Беларусь……….....5
1.2 Задачи адвокатуры, виды юридической помощи, оказываемой адвокатами……………………………………………………………….……..…….8
2 Организация адвокатской деятельности и адвокатуры в Белоруссии и в некоторых странах СНГ………………………………………………………..…..12
2.1 Организационные формы деятельности адвокатуры в Республике Беларусь…………………..…………………………………………………………12
2.2 Оказание юридической помощи физическим и юридически лицам коллегиями адвокатов Республики Беларусь………………………………….….16
2.3 Сравнительно-правовой анализ организации адвокатуры в некоторых странах СНГ…………………………………………………………………….…..21
Заключение………………………………………………………………...………..31
Список использованной литературы……………………………………………...33
Список сокращений………………………………………………………………...
Адвокатура сотрудничает с другими общественными объединениями юристов, иными общественными объединениями граждан.
Министерство юстиции Республики Беларусь наделено полномочиями, позволяющими направлять и контролировать деятельность Республиканской коллегии адвокатов: издает нормативные акты, обязательные для исполнения Республиканской коллегией адвокатов, ее органами и адвокатскими объединениями; приостанавливает решения Президиума Республиканской коллегии адвокатов, не соответствующие законодательству, и вносит представление об их отмене; утверждает разработанные и принятые Президиумом Республиканской коллегии адвокатов типовые уставы адвокатских объединений, правила внутреннего трудового распорядка и профессиональной этики, методические рекомендации, Положение о Республиканской коллегии адвокатов; оказывает содействие в материально-техническом, информационно-правовом, нормативном обеспечении деятельности Республиканской коллегии адвокатов; участвует в материально-техническом обеспечении мероприятий по повышению квалификации адвокатов, проводимых Республиканской коллегией; вносит предложения Председателю Республиканской коллегии адвокатов об освобождении от должности руководителей адвокатских объединений и юридических консультаций за недостатки и упущения в работе; вносит представления Президиуму Республиканской коллегии адвокатов об освобождении от должности Председателя и заместителя Председателя Республиканской коллегии адвокатов в случае нарушения ими законодательства, профессиональной этики или в других случаях, свидетельствующих о невозможности исполнения ими своих обязанностей [24, c.12].
2.3 Сравнительно-правовой анализ организации адвокатуры в некоторых странах СНГ
Сравнительно-правовой метод изучения адвокатуры включает в себя сопоставление сходных объектов познания. Например, традиционных и новообразованных коллегий адвокатов.
Сравнительное правоведение - это отрасль (раздел) правоведения (юридической науки), изучающая правовые системы различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, их основных принципов и категорий. Использование данного метода способствует более глубокому пониманию исследуемого материала[27, c.77] .
Адвокатура как правовой институт в любом государстве призвана содействовать утверждению единства теории и практики применения права, усилению правовой защищенности прав и свобод, гарантированных законами. Являясь объектом многих научно-практических исследований, проблема повышения роли адвокатуры в оказании юридической помощи сегодня не может быть сведена лишь к процессуальному положению адвоката в суде. Она гораздо многограннее и сложнее, а значит, нуждается во всестороннем обсуждении.
Опыт России и других стран Содружества Независимых Государств (СНГ) ценен, так же как и опыт так называемых стран традиционной демократии (Великобритании, США, Франции и др.).
К организационным принципам построения адвокатуры мы относим: добровольность профессионального объединения; самоуправление адвокатуры и ее независимость от государственных органов; равенство прав входящих в ассоциацию адвокатов; право адвоката выполнять поручения клиентов на всей территории страны независимо от его вхождения в конкретное региональное объединение и др.
Советская адвокатура строилась на этих принципах и законодательство об адвокатуре союзных республик, а затем - суверенных государств СНГ формировалось на тех же принципах, которые нашли ныне отражение в законах об адвокатуре Украины, Казахстана, Узбекистана, принятых в 90-х годах [23, c.47].
Проведем сравнительно-правовой анализ законодательных актов ряда стран СНГ (Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и Молдавии), регулирующих деятельность адвокатуры, уделю внимание лишь некоторым, интересным, на мой взгляд, аспектам организации адвокатуры, регулирование которых в каждой республике носит своеобразный, отличительный характер.
Конституции России и других стран СНГ в основном декларируют право на профессиональную юридическую помощь, но есть Республики, в которых статус адвокатуры конституционно закреплен, например, в Конституции Республики Узбекистана в ст. 116 «…Для оказания юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям действует адвокатура. Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законом»; в Конституции Туркменистана «Юридическую помощь гражданам и организациям оказывают адвокаты и другие лица (ст. 106 КТ); а в Конституции Республики Таджикистан прямо говориться о том, что «организация и порядок деятельности адвокатуры и другие формы оказания юридической помощи определяются конституционным законом» (ст. 92 КРТ).
Проанализирую более подробно следующие НПА: Закон Республики Армения «Об адвокатуре» от 13 января 2005 года №HO-29; Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» от 30 декабря 2011 года №334-З; Закон Республики Казахстан « Об адвокатской деятельности» от 5 декабря 1997 года N 195-1; Закон Кыргызской Республики «Об адвокатской деятельности» от 21 октября 1999 года № 114; Закон Республики Молдова «об адвокатуре» от 19 июня 2002 года N 1260-XV; Закон Республики Узбекистан «Об адвокатуре» от 27 декабря 1996 года N 349-I; Закон Республики Таджикистан « Об адвокатуре» от 4 ноября 1995 года №161; Закон Туркменистана «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Туркменистане» от 1 июля 2010 года.
Не все анализируемые законодательные акты дали определение понятию «адвокатская деятельность», в законах РМ, РК и РУз., например, лишь определяются назначение задачи адвокатуры как института гражданского общества, призванного обеспечить оказание на профессиональной основе квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и законных интересов, а также обеспечения доступа к правосудию (ст. 1 Закона РМ); призванного содействовать реализации гарантированного государством и закрепленного Конституцией РК права человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение квалифицированной юридической помощи (ст.1 Закона РК).
В Армении адвокатская деятельность определена как «вид правозащитной деятельности», направленной на осуществление не запрещенными законом средствами и способами интересов, преследуемых получателем юридической помощи (ст.4 Закона РА). В Белоруссии адвокатская деятельность - это «юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе адвокатами в порядке, предусмотренном настоящим Законом, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, а также государству (далее, если не предусмотрено иное, - клиенты) в целях осуществления и защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию» (ст. 1 Закона РБ). В Туркменистане «адвокатской деятельностью является профессиональная юридическая помощь адвоката, оказываемая в порядке, установленном законом, в целях защиты прав и свобод человека, законных интересов юридических лиц, содействия обеспечению и укреплению законности в обществе» (п.2 ст. 1 Закона Турк). В Кыргызстане адвокатская деятельность определена как «деятельность адвоката по оказанию квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов» (ст.2 Закона КР). Закон Республики Таджикистан дает более краткое определение адвокатской деятельности как деятельность адвокатов по оказанию юридической помощи (ст. 2 Закона РТ).
Принципы организации и деятельности адвокатуры в этих странах различны. Принцип независимости единственный из всех провозглашен во всех исследуемых законах. А принцип законности не закреплен только в законе КР. Такие принципы как самоуправляемость и равноправие адвокатов встречаются только в законе РА, а принципы соблюдение адвокатской тайны и использования всех не запрещенных законодательством средств и способов защиты прав только в законах РБ и РК. Принцип обеспечения и гарантии права на защиту отсутствуют в законах РА и РК, а принципа соблюдения Правил профессиональной этики нет в законах РА и РМ и т.д. Принцип недопустимости вмешательства в профессиональную деятельность адвокатов со стороны государственных органов присутствует только в законах РБ, РК и Турк. В Узбекистане и вовсе «адвокатура осуществляет свою деятельность на основе верховенства закона, независимости и других демократических принципах» (ст. 4 Закона РУз).
По новому Закону Республики Беларусь, деятельность адвокатуры полностью подчинена Минюсту по всем существенным вопросам организационной деятельности. Значительное расширение компетенции Министерства юстиции по вопросам управления адвокатурой. И в этом случае сложно рассуждать об общем руководстве деятельностью этого независимого института в государстве. Полномочия Министерства юстиции упоминаются 37 раз в 19-ти статьях из 55-и этого Закона. Даже по объему можно сделать вывод, что ни одного шага адвокаты не могут сделать без недремлющего контролирующего ока Министерства юстиции.
При такой ситуации, говорить о сохранении независимости адвокатуры вообще невозможно. Полномочия Минюста простираются, начиная с избрания председателя Республиканской коллегии адвокатов с согласия Министерства, и кончая правом приостанавливать решения общих собраний, введением временных управляющих коллегиями адвокатов, включением в рабочие органы съездов адвокатов представителей Минюста, иной мелочной опекой, вплоть до установления Минюстом форм адвокатского удостоверения, порядка его выдачи и т.п.
Разработчик ранее действующего Закона «Об адвокатуре» Г. П. Погоняйло комментируя новый Закон высказал мнение о том что, Министерство юстиции, используя свое право на издание нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность адвокатуры, непременно присвоит себе еще ряд компетенций - оно не ограничено в данном случае ничем. Возможно, это будет утверждение правил профессиональной этики адвокатов, всевозможных положений, инструкций и правил по текущим вопросам их деятельности [24,c.27].
В этом случае, независимости и вовсе нет, получается закон сам себе противоречит, и вообще при более подробном изучение Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» мне стало ясно, что большинство им недовольно, так как законом не разрешены многие проблемы организации и деятельности адвокатуры, которые не могут быть восполнены соответствующими уставами, правилами, положениями, инструкциями и т.п.
К понятию «адвоката» в законодательстве стран СНГ ток же различный подход. Например, в законе Республики Армении «адвокатом считается лицо, получившее в порядке, установленном настоящим Законом, лицензию на осуществление адвокатской деятельности, являющееся членом палаты адвокатов и принявшее присягу. Адвокат считается независимым консультантом по правовым вопросам» (ст. 17 закона РА), во всех остальных адвокатом может быть только гражданин той или иной республики.
Адвокатом в Республике Беларусь как мы уже рассматривали может быть физическое лицо, являющееся гражданином Республики Беларусь, имеющее высшее юридическое образование, прошедшее в установленных настоящим Законом случаях стажировку и сдавшее квалификационный экзамен, получившее специальное разрешение (лицензию) на осуществление адвокатской деятельности (далее, если не предусмотрено иное, - лицензия) и являющееся членом территориальной коллегии адвокатов» (ст. 7 закона РБ). Адвокатом может быть гражданин Республики Молдова, обладающий полной дееспособностью, имеющий диплом лиценциата права, с безупречной репутацией, прошедший профессиональную стажировку и сдавший квалификационный экзамен (п. 2 ст.8 закона РМ). В этих случаях прямо в понятии говорится о стажировке, адвокатская деятельность во всех республиках является лицензируемым видом деятельности и поэтому стажировка ее неотъемлемая часть. Так в ст. 28 закона РА «лицензию на адвокатскую деятельность может получить лицо, имеющее высшее юридическое образование или научную степень по юридической специальности и не менее чем двухгодичный трудовой стаж по юридической специальности»; в законе РБ п. 2 ст. 9 «имеющий стаж работы по специальности не менее трех лет, в том числе в качестве помощника адвоката, проходит стажировку у адвоката юридической консультации, адвокатского бюро либо у адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально, по направлению территориальной коллегии адвокатов от трех до шести месяцев, а претендент, не имеющий трехлетнего стажа работы по специальности, - от шести месяцев до одного года»; «лицензия выдается при условии прохождения аттестации лицам, прошедшим стажировку сроком от трех месяцев до одного года в коллегии адвокатов» (п.2 ст. 9 закона РК); в КР необходимо иметь «опыт юридической работы не менее одного года или имеющие опыт работы в качестве помощника адвоката не менее одного года» (ст. 8 закона КР); до одного года срок профессиональной стажировки предусмотрен законом РМ (ст. 10). А вот в «Туркменистане адвокатом может быть гражданин Туркменистана, постоянно проживающий в Туркменистане, имеющий высшее юридическое образование, обладающий статусом адвоката» (п. 1 ст. 8 закона Турк.)
К осуществлению адвокатской деятельности не допускается лица признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, а так же осужденные за совершение умышленного преступления, и их судимость не погашена или не снята, исключение предусмотрено законом РМ в связи с тем что там предъявляются особые требования к безупречной репутации, и исходя из положений пп. а п. 3 ст. 8 лицо таким требованиям не отвечает если, оно было ранее осуждено за умышленные тяжкие преступления независимо от погашения судимости. За исключением закона РА препятствием также является увольнение из правоохранительных и других государственных органов по компрометирующим обстоятельствам. Законом РБ и Туркмении так же предусмотрено, что лицо исключенной из коллегии адвокатов также не может заниматься этим видом деятельности (ст. 8 закона РБ); похожее встречает в законе РМ, если лицо «ранее было исключено из адвокатуры или лишено лицензии на оказание юридической помощи по компрометирующим основаниям» (пп. с п. 3 ст. 8 закона РМ) ему будет отказано в удовлетворении заявления о выдаче лицензии.
Формы адвокатских образований в этих странных СНГ так же различны.
В соответствии с п.2
ст. 29 закона РБ «адвокаты вправе осуществлять
адвокатскую деятельность в адвокатском
образовании в форме
Такие формы как индивидуальное адвокатское бюро и объединенное адвокатское бюро предусмотрены п.1 ст.26 закона РМ. Объединенное адвокатское бюро учреждается двумя или более адвокатами (учредители бюро). Адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность самостоятельно. Объединенное адвокатское бюро является юридическим лицом. В индивидуальном адвокатском бюро осуществляет деятельность один адвокат (учредитель бюро).
В ст. 32 предусмотрены специализированные адвокатские образования - это юридические консультации и адвокатские бюро, специализирующиеся в соответствующих отраслях права и (или) направлениях деятельности. Интересно, что в п. 2 этой же статьи «особенности порядка создания и деятельности отдельных специализированных адвокатских образований могут устанавливаться актами Президента Республики Беларусь» здесь вновь можно наблюдать вмешательство государства.
Закон РК в ст. 19 предусматривает, что адвокат вправе осуществлять свою деятельность через юридическую консультацию либо учредить самостоятельно или совместно с другими адвокатами адвокатскую контору, а также индивидуально без регистрации юридического лица.
Адвокат в Кыргызской Республики «может осуществлять адвокатскую деятельность через адвокатские учреждения или как индивидуальную предпринимательскую деятельность» (ст.19 закона КР). Адвокатские учреждения являются юридическими лицами.