Организация адвокатской деятельности и адвокатуры в Белоруссии и в некоторых странах СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 06:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть адвокатуру, ее систему, а также изучить основную адвокатскую деятельность Республики Беларусь и стран СНГ. Определенная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть развитие адвокатуры Республики Беларусь;
- дать понятие адвокатской деятельности, адвокатуре;
- охарактеризовать адвокатуру, как самостоятельную организацию;
- рассмотреть функцию адвокатуры - осуществление юридической помощи физическим и юридическим лицам;

Содержание

Введение………………………………...……………………………………………3
1 Понятие, задачи и основные направления развития адвокатуры в Белоруссии…………………………………………………………………….……..5
1.1 Образование и развитие адвокатуры в Республике Беларусь……….....5
1.2 Задачи адвокатуры, виды юридической помощи, оказываемой адвокатами……………………………………………………………….……..…….8
2 Организация адвокатской деятельности и адвокатуры в Белоруссии и в некоторых странах СНГ………………………………………………………..…..12
2.1 Организационные формы деятельности адвокатуры в Республике Беларусь…………………..…………………………………………………………12
2.2 Оказание юридической помощи физическим и юридически лицам коллегиями адвокатов Республики Беларусь………………………………….….16
2.3 Сравнительно-правовой анализ организации адвокатуры в некоторых странах СНГ…………………………………………………………………….…..21
Заключение………………………………………………………………...………..31
Список использованной литературы……………………………………………...33
Список сокращений………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. Адвакатура и адвокатсая деятельность.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………...……………………………………………3

1 Понятие, задачи и основные направления развития адвокатуры в Белоруссии…………………………………………………………………….……..5

1.1 Образование и развитие  адвокатуры в Республике Беларусь……….....5

1.2 Задачи адвокатуры, виды юридической помощи, оказываемой адвокатами……………………………………………………………….……..…….8

2 Организация адвокатской  деятельности и адвокатуры в  Белоруссии и в некоторых странах  СНГ………………………………………………………..…..12

2.1 Организационные формы деятельности адвокатуры в Республике Беларусь…………………..…………………………………………………………12

2.2 Оказание юридической помощи  физическим и юридически лицам  коллегиями адвокатов Республики  Беларусь………………………………….….16

2.3 Сравнительно-правовой  анализ организации адвокатуры  в некоторых странах СНГ…………………………………………………………………….…..21

Заключение………………………………………………………………...………..31

Список использованной литературы……………………………………………...33

Список сокращений………………………………………………………………...36

Приложение А ………………………………………………………………….…..37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Адвокатура - профессиональная, самоуправляемая организация, созданная для оказания юридической помощи гражданам и организациям. Она не является правоохранительным органом.

На смену цеховой  и государственной организации  защиты и представительства приходит адвокатура как самоуправляемая организация лиц свободной профессии. Раньше всех адвокатура в таком виде возникла во Франции.

Теперь, когда в Республике Беларусь провозглашено строительство  правового государства, принимаются  законы, которые восстанавливают  значение института адвокатуры. Таковым, несомненно, является закон Республики Беларусь «Об адвокатуре». Он позволяет сказать, что права, свободы и законные интересы человека и гражданина из во многом декларативных положений превращаются в нормы высшей юридической силы. В условиях трансформации законодательства будет нелишним вспомнить об истории развития адвокатуры, чтобы учесть положительный опыт ее развития.

В последние годы активно  формируется рынок предоставления квалифицированной правовой помощи. Однако того количества профессиональных юристов, которое действует сегодня на территории как стран СНГ так и в Республике Беларусь, явно недостаточно для обеспечения граждан и организаций юридической помощью.

Таким образом, актуальность данной работы заключается в необходимости изучения адвокатуры, как профессиональной, самоуправляемой организации, созданной для оказания юридической помощи гражданам и организациям. Изучение данной темы также позволяет узнать, что адвокатура не является правоохранительным органом, однако деятельность адвокатуры имеет большое значение для защиты нарушенных прав и свобод граждан и интересов организаций.

Цель данной работы - рассмотреть адвокатуру, ее систему, а также изучить основную адвокатскую деятельность Республики Беларусь и стран СНГ. Определенная цель предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть  развитие адвокатуры Республики  Беларусь;

- дать понятие  адвокатской деятельности, адвокатуре;

- охарактеризовать  адвокатуру, как самостоятельную  организацию;

- рассмотреть  функцию адвокатуры - осуществление юридической помощи физическим и юридическим лицам;

- изучить и дать сравнительную характеристику адвокатской деятельности Республики Беларусь и стран СНГ;

Объектом исследования данной работы является - адвокатура, как  профессиональная, самоуправляемая организация, созданная для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам.

Правовой базой  выполненной работы стала Конституция Республики Беларусь и Российской Федерации, а также законы Республики Беларусь касающиеся темы.

Структура данной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

1 Понятие, задачи и основные направления развития адвокатуры в Белоруссии

 

1.1 Образование и развитие адвокатуры в Республике Беларусь

 

Адвокатура - это добровольное объединение юристов, оказывающих правовую помощь на профессиональной основе гражданам и организациям, всем, кто в этом нуждается.

Закон «Об адвокатуре в Республике Беларусь», принятый Верховным  Советом 15 июня 1993 г., определяет адвокатуру как независимый правовой институт, призванный в соответствии с Конституцией осуществлять профессиональную правозащитную деятельность [6, c.7].

Адвокатура - негосударственная и некоммерческая организация, а самоуправляемая юридическая организация. Она содействует защите прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, укреплению законности и правопорядка, нравственно-правовому воспитанию населения [8. с. 89].

Многовековую историю  имеет адвокатура и в Беларуси. Она начинается с XVI столетия, когда этот институт получил законодательное оформление. В Статутах Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг. достаточно подробно регламентировался правовой статус «прокураторов» (так именовались в то время адвокаты), их права, обязанности, правила этики, случаи бесплатного оказания адвокатской помощи и др. В Северо-западном крае Российского государства адвокатура была учреждена Судебными уставами 1864 г. и являлась самоуправляемой организацией лиц свободной профессии. В 1874 г. вводится институт частных поверенных, не имевших корпоративной организации. В начальный период своего развития адвокатура Российского государства получила небывалый расцвет. Появилась целая плеяда выдающихся адвокатов, обладавших ярким талантом красноречия. Среди них следует назвать нашего земляка В.Д. Спасовича (1829-1906 гг.), которого по праву называли «королем» адвокатуры, одним из лучших адвокатов Европы.

26 июня 1922 г. III сессия ЦИК БССР утвердила Положение об адвокатуре БССР. В его развитие 26 июля 1922 г. Наркомюст БССР издал Положение о коллегии защитников, регламентировавшее организацию и деятельность коллегий защитников в республике. Последующие изменения в организации адвокатуры связаны с изменениями в административно-территориальном делении и преобразованиями в судебной системе и судопроизводстве республики и направлены на установление более тесной связи коллегии защитников с местными органами власти и судами, на улучшение обеспечения населения правовой помощью.

Положением о судоустройстве БССР 1925 г. вместо ранее существовавшей одной коллегии защитников создавались коллегии защитников при окружных судах. Одновременно при Наркомате юстиции БССР действовало Всебелорусское объединение защитников, высшим органом которого являлся Всебелорусский съезд членов коллегии защитников, а исполнительным - его президиум. Просуществовав 14 лет (с 1924 по 1938 г.), центральный исполнительный орган Всебелорусского объединения защитников много сделал для организационного укрепления адвокатуры, повышения ее авторитета, роста численного и качественного состава коллегий защитников, привлечения к адвокатской профессии женщин. До Февральской революции 1917 г. женщины в адвокатуру не допускались. Поэтому в первые годы советской власти женщин-адвокатов было единицы. С организацией коллегий защитников и созданием благоприятных условий для получения образования количество женщин-адвокатов начинает с каждым годом возрастать.

В 1928 г. в БССР, как и  в других союзных республиках, был  проведен переход на коллективные формы  работы. Дальнейшее развитие организационные формы адвокатской деятельности получили в Положении об адвокатуре СССР (1939 г.)2. Создаются областные коллегии адвокатов. Республиканское объединение защитников упразднялось. Повышаются требования при приеме в коллегии адвокатов. Развиваются принципы самоуправления адвокатских объединений. Вместе с тем усиливается государственное руководство адвокатурой, которое осуществляют Наркомат юстиции СССР и Наркомат юстиции БССР и его управления на местах. Административный контроль судов заменялся прямым административным контролем органов юстиции, вплоть до отмены ими постановлений органов адвокатского самоуправления. В 30-е г. серьезно обсуждался вопрос о ликвидации адвокатуры. Социальный престиж адвокатуры находится в прямой зависимости от положения личности в целом. Законы СССР от 1 декабря 1934 г. и 14 сентября 1937 г. не допускали участия адвоката-защитника по делам о террористических организациях и актах, о вредительстве и диверсиях. Судебные процессы нередко превращались в судебную расправу с инакомыслящими, оппозицией [15. с. 91].

15 июня 1961 г. в БССР  принимается Положение об адвокатуре, предусматривавшее организацию  республиканской коллегии адвокатов  со съездом адвокатов БССР. Однако  такая организационная структура  адвокатуры просуществовала недолго, до 1965 г., когда республиканская коллегия адвокатов и ее съезд были упразднены по причине дублирования деятельности органов самоуправления областных коллегий адвокатов. Существенным рубежом в развитии советской адвокатуры, в том числе и адвокатуры в БССР, явилось принятие Конституции СССР 1977 г. и Конституции БССР 1978 г., в которых впервые на высшем юридическом уровне закреплялось правовое положение коллегий адвокатов. 30 ноября 1979 г. был принят Закон СССР «Об адвокатуре в СССР» и 21 мая 1981 г. - Положение об адвокатуре в БССР.

Новый этап в развитии адвокатуры в Беларуси начался с  принятия Верховным Советом 15 июня 1993 г. Закона «Об адвокатуре». Реализуя идеи, заложенные в Концепции судебно-правовой реформы, правовой акт учел отечественный и мировой опыт, достижения правовой мысли, потребности общества в расширении и качественном улучшении правозащитной деятельности в условиях перехода к рыночным отношениям и демократическому правовому государству. Следует подчеркнуть, что Беларусь первая из стран СНГ приняла демократический закон о реформировании адвокатуры на основе принципов, отвечающих международно-правовым стандартам. Закон значительно повысил требования к лицам, допускаемым к адвокатской деятельности, создал правовую основу для развития в стране наряду с коллегиями адвокатов новых организационных форм частной адвокатской деятельности (фирм, бюро, контор). Новеллами этого закона являются также введение института помощника адвоката, закрепление гарантий адвокатской деятельности и т.д.

В целях создания надлежащих условий для реализации каждым гражданином  права на юридическую помощь и  в соответствии со ст. 101 Конституции 3 мая 1997 г. Президентом Республики Беларусь был издан Декрет «О некоторых  мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь», внесший существенные изменения и дополнения в правовое регулирование организации и деятельности адвокатуры в нашей республике. 6 июля 1998 г. был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь об адвокатуре». Названные нормативные акты усилили государственный контроль за формированием адвокатского корпуса и деятельностью адвокатуры, предусмотрели образование Республиканской коллегии адвокатов, а также осуществление адвокатской деятельности только членами областных и Минской городской коллегий адвокатов. Они содержат и ряд других новых положений, которые будут рассмотрены ниже.

 

1.2 Задачи адвокатуры, виды юридической помощи, оказываемой адвокатами

 

Адвокатура - профессиональная, самоуправляемая организация, созданная для оказания юридической помощи гражданам и организациям. Она не является правоохранительным органом, не обладает правом государственного принуждения к лицам, допустившим нарушение закона, ее действия и решения не носят общеобязательный характер, однако деятельность адвокатуры имеет большое значение для защиты нарушенных прав и свобод граждан, интересов организаций [16, c.33].

Адвокатура  является профессиональным сообществом  адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

Адвокатура в Республике Беларусь - это объединение юристов, имеющих специальное разрешение (лицензию) на занятие адвокатской деятельностью и оказывающих на профессиональной основе квалифицированную юридическую помощь [17. с. 65].

Основные виды юридической  помощи, оказываемой адвокатами:

1) Дача консультаций  и разъяснений по юридическим  вопросам, устные и письменные  справки по законодательству. 2) Составление  заявлений, жалоб и других документов  правового характера.3) Осуществление  представительства в судах и  других органах и организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях. Граждане могут вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие гражданина не лишает его права иметь по делу представителя. Дела юридических лиц ведут в суде их органы либо их представители (ст. 70 ГПК).4) Участие в предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков. [12, c.68].

Участие защитника в  производстве по уголовному делу обязательно, если подозреваемый или обвиняемый (ч. 1 ст. 45 УПК): сам ходатайствует об этом; является несовершеннолетним; не владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу, либо неграмотен; в силу своих физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять право на защиту; подозревается или обвиняется в совершении особо тяжкого преступления; между их интересами имеются противоречия или хотя бы один из них имеет защитника. В этих случаях орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор и суд направляют требование о выделении адвоката для ведения защиты по назначению в коллегию адвокатов (юридическую консультацию), которые обязаны незамедлительно, не позднее 24 часов с момента обращения, выделить адвоката для осуществления защиты подозреваемого, обвиняемого. В этом случае расходы по оплате труда адвоката относятся на счет государственного бюджета. В уголовном деле адвокат может представлять интересы потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, осуществляя все процессуальные права указанных лиц, кроме прав, не отделимых от их личности (например, дачи показаний и др.). В подтверждение своих полномочий защитника и представителя адвокат представляет органу, ведущему уголовный процесс, документ, указывающий на принадлежность к адвокатуре (удостоверение) и ордер юридической консультации на право участия в уголовном деле.

Информация о работе Организация адвокатской деятельности и адвокатуры в Белоруссии и в некоторых странах СНГ