Место и роль гражданского правосудия в системе механизмов охраны и защиты прав человека и гражданина в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 23:39, курсовая работа

Краткое описание

Для России с ошеломляющей историей, свободы человека всегда была той проблемой, которой является основой общественного развития. Конституция Российской Федерации за многолетнюю историю впервые является высшей ценностью права и свободы человека. Это одна высшая ценность, все другие общественные ценности по отношению к ней занимают другой уровень, и не могут ей возражать.
Есть такой момент даже традиция, связанная с правами человека с западным образом жизни. Поэтому они иногда воспринимаются, как нечто “не наше” и в национальном, и в социально-экономическом плане.

Содержание

Введение
1.Теоретические аспекты защита прав человека и гражданина
1.1. Защита прав человека и гражданина: понятие, признаки, способы
1.2. Судебная защита прав человека и гражданина
2.Система механизма охраны и защиты прав человека и гражданина в РФ
2.1. Административная защита прав человека и гражданина
2.2. Самозащита прав человека и гражданина
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 74.21 Кб (Скачать файл)

 

 

1.Теоретические  аспекты защита прав человека  и гражданина

 

1.1. Защита прав человека  и гражданина: понятие, признаки, способы

 

Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина рассматривается как в широком, так и в узком понимании. В узком смысле механизм защиты прав и свобод человека и гражданина означает совокупность применяемых гарантий защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина, с помощью которого раскрывается процесс осуществления такой деятельности. Механизм защиты предполагает возможность самому защитить свои права и свободы с помощью форм и методов защиты, где под формами понимаются условия для защиты нарушенных прав, а под методами - средства и способы воздействия.

Б.Л. Железнов в механизме государственной защиты прав и свобод человека и гражданина выделяет:

) соответствующие  нормы конституционного, административного, уголовного, гражданского, трудового, семейного, экологического и других  отраслей права. При этом нормы  других отраслей права вытекают  из норм конституционного права  и сами нормы конституционного  права, закрепляющие статус человека и гражданина, реализуются через нормы других правовых отраслей;

) регулируемые  нормами права общественные отношения  в сфере государственной защиты  прав и свобод. Такие отношения  существуют практически во всех  сферах жизни общества. Они формируются  между индивидом, общественными  объединениями, с одной стороны, и государством - с другой;

) гарантии  прав человека и гражданина.

В широком смысле механизм защиты прав человека и гражданина состоит из следующих элементов:

- правовых норм, установивших права человека и гражданина;

- юридических фактов, являющихся основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений;

- правовых отношений - «выступающих как средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права)»;

- деятельности субъектов правозащитной деятельности, в том числе органов государственной власти, неправительственных организаций и управомоченного лица по защите своих прав и свобод;

- применение данными лицами определенных методов защиты;

- социальной, в том числе юридической ответственности, к которой привлекаются лица, нарушившие права и свободы человека и гражданина.

Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина в узком смысле является комплексом применяемых гарантий защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

Механизм защиты прав имеет следующее действие: субъект правозащитной деятельности, находясь в определенных правовых условиях (форма защиты), применяет то или иное установленное средство или способ защиты (метод защиты).

Отметим, что существует четыре уровня защиты прав и четыре вида гарантий. Критерием отграничения в данном случае является территория применения:

международные гарантии;

внутригосударственные (национальные) гарантии;

региональные гарантии прав человека и гражданина, обеспечивающие реализацию прав на территории региона;

местные гарантии, применяемые на уровне муниципального образования.

Таким образом, определим механизм защиты прав человека и гражданина, как систему определенных средств и способов защиты, с помощью которых субъекты правозащитной деятельности осуществляют защиту нарушенных прав, находясь в определенной жизненной ситуации.

Классическая правовая доктрина традиционно разделяет государство и гражданское общество как различные явления. Государство символизирует публичное пространство, гражданское общество - деполитизированное производство свободы, основу которого составляют экономика свободного рынка и человек как единица социального измерения. В практике современных цивилизованных стран классические границы между государством и гражданским обществом «трансформируются во взаимопроникающие, гибридные институты, которые не могут быть однозначно определены как коллективные или общественные».

Для человека смысл таких правоотношений заключается в получении защиты своих прав, а для государства - в обязанности оказать такую защиту. Одновременно человек и государство определяют круг конституционных обязанностей человека (гражданина), а государство в целях соблюдения правопорядка, в законных формах исполняет эти обязанности. человек остается свободным. Человек остается свободным, но за пределами своих выполненных обязанностей и в рамках охраняемых государством прав.

Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и способов своей защиты. К их числу относятся:

- конституционно-судебный механизм (конституционные суды);

- судебная защита (суды общей юрисдикции);

- административные действия органов исполнительной власти;

- законная самозащита человеком своих прав;

- международно-правовой механизм.

Далее мы подробно рассмотрим судебную, административную защиту и самозащиту прав человека и гражданина.

 

 

1.2. Судебная защита прав человека и гражданина

 

Судебная защита прав и свобод гражданина осуществляется в соответствии с нормами внутригосударственного законодательства, а также международных договоров Российской Федерации.

Статьи 18 и 46 Конституции особую роль выделяет судам в защите прав и свобод граждан. Так каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав человека, если все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты использованы.

В Российской Федерации в настоящее время развит курс на возможное расширение норм судебной защиты прав граждан, а также совершенствованию процессуального законодательства в области защиты. Суды каждый год рассматривают большое количество дел, вытекающих из административно-правовых отношений или касающиеся административно-правовых споров. И с каждым годом количество таких дел растет. Очень велика роль Конституционного Суда Российской Федерации как органа, разрешающего дела о конституционности правовых актов, в том числе непосредственно касающихся прав, свобод и обязанностей граждан.

Рассмотрение дел о правах человека имеют определенную сложность, поскольку речь идет о правах индивида.

По мнению И.И. Лукашук, «обеспечение независимости суда при применении норм о правах человека в конкретных делах не только является необходимым условием реальности этих судов, но и содействует определенной «деполитизации» суда».

Конституция РФ закрепляет признанные в мировом сообществе гарантии, имеющие значение принципов демократического правосудия. Гарантии правосудия - это гарантии свободы личности, отсюда вытекает необходимость конституционного уровня закрепления этих гарантий.

Конституция устанавливает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Право на юридическую помощь, которое означает, что каждый, кто нуждается в юридической помощи, может получить ее, обратившись к адвокату.

Право на защиту «производно от права на свободу, т. к. смысл защиты состоит достижении свободы человека. Отсюда скрупулезное и детальное регулирование этого права для того, чтобы дать человеку максимум возможностей отстоять свою правоту».

Статья 52 Конституции РФ гарантирует защиту потерпевшему в вопросе нарушения прав, связанных с «злоупотреблением власти». Данная норма означает возможность судебного обжалования действий должностного лица, которые, не являясь преступлением, нарушают закон. Закрепляя различные права потерпевшего в уголовном, административном и гражданском процессе, государство создает действенный механизм судебного обеспечения прав человека и гражданина.

В современном мире очень часто происходят изменения в законах, которые меняются в сторону усиления или ослабления ответственности за какие-либо деяния. Но это приводит к опасности того, что человек, совершивший правонарушение, спустя некоторое время может быть привлечен к ответственности по закону, который не действовал в момент совершения правонарушения. И чтобы такого не происходило, Конституция РФ (ст. 54) закрепила гарантию: закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Таким образом, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Однако, если принимается закон, отменяющий или смягчающий ответственность, то обратная сила закона признается. В данном случае конституционная гарантия устанавливает: если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Эти правила действия закона во времени имеют силу для всех отраслей права Они закреплены нормами уголовного, гражданского, трудового, административного и другого законодательства Российской Федерации.

Как показывает практика, количество незаконных действий и решений государственных органов и их должностных лиц велико. Зачастую нарушаются наиболее важные права граждан, которым трудно добиться защиты, поскольку их возможности далеко не равны с возможностями государства, его органов и должностных лиц. Поэтому обеспечение гражданам равенства в судебном споре с государством и судебной защиты от нарушений их прав и свобод от действий и решений государственных органов - одна из важнейших задач суда.

Итак, в соответствии со ст. 46 Конституции и Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями каждый гражданин вправе обратиться в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы. Под защитой суда находят как основные (конституционные), так и отраслевые права человека и гражданина. В суд можно обратиться не только за защитой прав, которые предоставлены гражданину Конституцией и Законом, но и подзаконными нормативными актами.

Право на судебную защиту имеет каждое физическое лицо, в том числе и недееспособное, которое может защищать свои права в суде через представителя или родителя, иного законного представителя. Однако в связи с расширением права на судебную защиту возникают дела, по которым в суд с жалобами на действия органов власти обращаются группы граждан, круг которых чаще всего невозможно определить. Такие дела также подведомственны суду и должны разрешаться, как и дела по жалобам отдельных граждан на действия (акты), имеющие индивидуальное значение, в зависимости от законности или незаконности последних.

Объектом обжалования в суд могут быть решения, действия, бездействие. Под решением надо понимать как нормативные, так и правоприменительные акты. В частности, можно обжаловать законы, указы Президента России, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, лишь в случаях, когда тот или иной нормативный акт, по мнению гражданина, в конкретной ситуации нарушил его права и свободы. Решения в форме правоприменительных актов принимают вид приказов, распоряжений, приговоров и т.д. Могут быть обжалованы как единичные, так и коллегиальные действия (решения). В суд могут быть обжалованы действия (решения), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия для осуществления прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-нибудь обязанность;

гражданин незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

В жалобе должно быть четко указано, в чем гражданин видит неправомерность направленных против него решений или действий. Превышение должностным лицом или органом государства полномочий служит основанием для обжалования, если это повлекло нарушение прав гражданина. Объектом обжалования могут быть решения и действия органов и должностных лиц законодательной, исполнительной и судебной властей.

В суд могут быть также обжалованы отказ соответствующих органов в выдаче визы на выезд за границу, решение государственных органов или органов местного самоуправления об установлении ограничений на вывоз товаров за пределы административно-территориальной единицы (и даже за пределы субъекта Федерации), об установлении дополнительных пошлин и сборов, решения о наложении штрафов, возмездном изъятии либо конфискации предмета, явившиеся орудием административного правонарушения, и т.д. В том числе могут быть обжалованы в суд и решения общих собраний жилищно-строительных кооперативов, акционерных обществ, профсоюзных организаций и т.п., а также их органов управления и должностных лиц, нарушающие, в частности, экономические права и свободы граждан. К неполноте действующего законодательства в указанной сфере следует отнести тот факт, что по букве федерального закона об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, субъектом права обжалования обозначены только граждане, в то время как иностранцы и лица без гражданства не упомянуты в качестве возможных истцов.

В соответствии с российским законодательством жалоба может подаваться в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод, по его усмотрению, в суд по месту нахождения органа (должностного лица), действия которого оспариваются, или по месту жительства гражданина. Жалобы рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства. Дело рассматривается судом в коллегиальном составе, но с согласия лица, подавшего жалобу, может быть рассмотрено судьей единолично. Законность совершения обжалуемых действий должна проверяться судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных по делу доказательств. Признав обжалуемое действие законным, суд отказывает в удовлетворении жалобы. В случае признания обжалуемых действий неправомерными выносится решение об удовлетворении жалобы и суд обязывает ответчика устранить допущенное нарушение, восстановить нарушенные права и свободы гражданина, отменить примененные к нему меры ответственности. В случае причинения неправомерными действиями государственных органов, общественных организаций и должностных лиц материального ущерба он может быть возмещен заинтересованному лицу при наличии спора путем предъявления иска. Решение суда обязательно для всех органов государства и должностных лиц.

Информация о работе Место и роль гражданского правосудия в системе механизмов охраны и защиты прав человека и гражданина в РФ