Место и роль гражданского правосудия в системе механизмов охраны и защиты прав человека и гражданина в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 23:39, курсовая работа

Краткое описание

Для России с ошеломляющей историей, свободы человека всегда была той проблемой, которой является основой общественного развития. Конституция Российской Федерации за многолетнюю историю впервые является высшей ценностью права и свободы человека. Это одна высшая ценность, все другие общественные ценности по отношению к ней занимают другой уровень, и не могут ей возражать.
Есть такой момент даже традиция, связанная с правами человека с западным образом жизни. Поэтому они иногда воспринимаются, как нечто “не наше” и в национальном, и в социально-экономическом плане.

Содержание

Введение
1.Теоретические аспекты защита прав человека и гражданина
1.1. Защита прав человека и гражданина: понятие, признаки, способы
1.2. Судебная защита прав человека и гражданина
2.Система механизма охраны и защиты прав человека и гражданина в РФ
2.1. Административная защита прав человека и гражданина
2.2. Самозащита прав человека и гражданина
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 74.21 Кб (Скачать файл)

Право на судебную защиту имеет каждое физическое лицо, в том числе и недееспособное, которое может защищать свои права в суде через представителя или родителя, иного законного представителя. Однако в связи с расширением права на судебную защиту возникают дела, по которым в суд с жалобами на действия органов власти обращаются группы граждан, круг которых чаще всего невозможно определить. Такие дела также подведомственны суду и должны разрешаться, как и дела по жалобам отдельных граждан на действия (акты), имеющие индивидуальное значение, в зависимости от законности или незаконности последних.

Объектом обжалования в суд могут быть решения, действия, бездействие. Под решением надо понимать как нормативные, так и правоприменительные акты. В частности, можно обжаловать законы, указы Президента России, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, лишь в случаях, когда тот или иной нормативный акт, по мнению гражданина, в конкретной ситуации нарушил его права и свободы. Решения в форме правоприменительных актов принимают вид приказов, распоряжений, приговоров и т.д. Могут быть обжалованы как единичные, так и коллегиальные действия (решения). В суд могут быть обжалованы действия (решения), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия для осуществления прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-нибудь обязанность;

гражданин незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

В жалобе должно быть четко указано, в чем гражданин видит неправомерность направленных против него решений или действий. Превышение должностным лицом или органом государства полномочий служит основанием для обжалования, если это повлекло нарушение прав гражданина. Объектом обжалования могут быть решения и действия органов и должностных лиц законодательной, исполнительной и судебной властей.

В суд могут быть также обжалованы отказ соответствующих органов в выдаче визы на выезд за границу, решение государственных органов или органов местного самоуправления об установлении ограничений на вывоз товаров за пределы административно-территориальной единицы (и даже за пределы субъекта Федерации), об установлении дополнительных пошлин и сборов, решения о наложении штрафов, возмездном изъятии либо конфискации предмета, явившиеся орудием административного правонарушения, и т.д. В том числе могут быть обжалованы в суд и решения общих собраний жилищно-строительных кооперативов, акционерных обществ, профсоюзных организаций и т.п., а также их органов управления и должностных лиц, нарушающие, в частности, экономические права и свободы граждан. К неполноте действующего законодательства в указанной сфере следует отнести тот факт, что по букве федерального закона об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, субъектом права обжалования обозначены только граждане, в то время как иностранцы и лица без гражданства не упомянуты в качестве возможных истцов.

В соответствии с российским законодательством жалоба может подаваться в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод, по его усмотрению, в суд по месту нахождения органа (должностного лица), действия которого оспариваются, или по месту жительства гражданина. Жалобы рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства. Дело рассматривается судом в коллегиальном составе, но с согласия лица, подавшего жалобу, может быть рассмотрено судьей единолично. Законность совершения обжалуемых действий должна проверяться судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных по делу доказательств. Признав обжалуемое действие законным, суд отказывает в удовлетворении жалобы. В случае признания обжалуемых действий неправомерными выносится решение об удовлетворении жалобы и суд обязывает ответчика устранить допущенное нарушение, восстановить нарушенные права и свободы гражданина, отменить примененные к нему меры ответственности. В случае причинения неправомерными действиями государственных органов, общественных организаций и должностных лиц материального ущерба он может быть возмещен заинтересованному лицу при наличии спора путем предъявления иска. Решение суда обязательно для всех органов государства и должностных лиц.

Конституционный Суд Российской Федерации является одним из действенных средств защиты основных прав и свобод личности. Статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» закрепляет защиту конституционных прав и свобод личности как одно из главных направлений в деятельности.

Проверка конституционности законов в связи с жалобами на нарушение основных прав и свобод законами занимает значительное место в деятельности Конституционного Суда. За период 2009-2011 гг. в Конституционный Суд поступило около 58 тыс. обращений. Из них жалоб граждан, групп граждан и организаций - более 57,8 тыс., запросов и ходатайств государственных органов - 135. Наибольшее число обращений касалось вопросов защиты конституционных прав и свобод граждан - свыше 13,9 тыс. (в том числе охраны трудовых прав - около 1,2 тыс., охраны жилищных прав - более 3,1 тыс., социальной защиты - свыше 6,7 тыс.); конституционного права (организации публичной власти) - около 0,7 тыс.; гражданского права и процесса - свыше 12,5 тыс.; уголовного права и процесса - более 20 тыс.; хозяйственного, финансового и налогового права, арбитражной практики - свыше 1,6 тыс.

С точки зрения интересов конкретного гражданина проверка конституционности закона по жалобе на нарушение его конституционных прав и свобод выглядит наиболее действенным средством. Она начинается по инициативе гражданина, в качестве заявителя он приобретает ряд процессуальных прав, вступает в наиболее тесное соприкосновение с Конституционным Судом. Заявитель в данном случае непосредственно заинтересован как в устранении неопределенности в вопросе о конституционности рассматриваемого закона, так и в лишении его юридической силы в части, нарушающей права и свободы личности.

Административное судопроизводство предусмотрено статьей 118 Конституции РФ в качестве самостоятельной формы отправления судебной власти, однако до сих пор оно не введено унифицированным нормативным правовым актом.

Пункт «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов отнес как административное законодательство, так и административно-процессуальное законодательство, которые являются источниками соответствующих отраслей права.

На современном этапе проводимой административной реформы активно рассматриваются проблемы создания условий для реализации права граждан на судебную защиту, а также усиления роли судов в разрешении споров граждан с органами публичной власти. Вопрос о создании административных судов в Российской Федерации обсуждается уже несколько десятилетий. 16 ноября 2006 г. Пленум Верховного Суда РФ принимает Постановление №55 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

Внесенный в Государственную Думу РФ проект Федерального закона РФ «Кодекс административного судопроизводства» является серьезным шагом на пути становления административного судопроизводства и на реализацию судебной реформы в части создания административного судопроизводства в России.

Предложенная Верховным Судом Российской Федерации концепция административного судопроизводства не была поддержана в дальнейшем, ввиду необходимости больших финансовых затрат.

Таким образом, в действующем законодательстве отсутствует единая процедура рассмотрения судами дел, вытекающих из административных правоотношений. Также, в законодательстве до сих пор отсутствует понятие административного судопроизводства. В силу этого, административные дела подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, и средством правовой защиты выступает заявление (жалоба).

В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее по тексту - УПК РФ) в главе «Принципы судопроизводства» предусмотрена защита конституционных прав и свобод человека и гражданина, таких как презумпция невиновности, неприкосновенность личности, уважение чести и достоинства личности, осуществление правосудия только судом, обеспечение обвиняемому, подозреваемому права на защиту и другие. Назначением уголовного судопроизводства является как защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, так и защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Отныне только у суда есть право принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста; о продлении меры пресечения в виде заключения под стражей; о наложении ареста на корреспонденцию и выемке ее в учреждениях связи; о наложении ареста на имущество; о временном отстранении обвиняемого от должности; о контроле и записи телефонных и иных переговоров и т.д.

Также в УПК РФ появилось право на реабилитацию - на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление трудовых, жилищных, пенсионных и иных прав. Как сказано в кодексе, вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме. А прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному.

УПК РФ устанавливает целую систему мер, предусматривающих защиту прав и свобод граждан. В первую очередь к ним относится деятельность органов прокуратуры как органов надзора за законностью, которые в необходимых случаях при обращении к ним граждан и организаций принимают соответствующие сигналы-жалобы и начинают действовать. Другим таким инструментом являются суды.

На сегодняшний день проблема нарушения конституционных прав человека и гражданина в сфере судопроизводства остается нерешенной.

Так, в 2012 году доля жалоб Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, связанных с проблемами нарушения конституционных прав человека в области судопроизводства составила 24,9%. В группе жалоб, посвященных соблюдению гражданских прав, преобладающими являлись жалобы с просьбами оказать содействие в пересмотре приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу. Их доля в этой группе составила более 35%. Следующими по численности в 2012 году стали жалобы по вопросам судопроизводства, обоснованности привлечения к уголовной ответственности, отказа в возбуждении уголовного дела, нарушений исполнительного производства, сроков содержания под стражей и другие.

Можно сформулировать следующее определение конституционного права на судебную защиту прав и свобод, раскрывающее его содержание: конституционное право на судебную защиту представляет собой гарантированную Конституцией РФ и обеспеченную государством универсальную возможность каждого восстановить свои нарушенные или оспариваемые права и свободы путем обращения в суд в целях вынесения и исполнения судебного решения, а также предотвратить необоснованное и незаконное ограничение конституционных прав и свобод в законодательно закрепленной процедуре судебного разбирательства, которая характеризуется отсутствием инициативы защищаемого субъекта.

      Конституция Российской Федерации впервые за всю историю признает высшей ценностью права и свободы человека. Это единственная высшая ценность, все остальные общественные ценности по отношению к ней занимают иной уровень, и не могут ей противоречить.

          Поэтому в Конституции Российской Федерации 1993 года, впервые за многовековую историю России, сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Права и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. ст. 2 и 17 Конституции Российской Федерации).

Конституционное обязанности Российского государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека ‑ есть выражение сущности нового конституционного строя России, строя, в котором учредительная власть принадлежит суверену ‑ многонациональному народу.

Права человека предполагает ориентацию на их обеспечение всех государственных органов, а общества ‑ на исполнение контроля за тем, как эти права снабжаются властью. Декларирование прав человека направлено, таким образом, на то, чтобы именно они стали главной целью функционирования власти и существования общества. Однако предоставление прав и свобод человека и гражданина еще не является гарантией соблюдения оных.

   В  настоящее время зачастую права и свободы, как граждан, так и юридических лиц нарушаются или оспариваются, создаются препятствия к их осуществлению. В связи с этим возникает нужда их защищать. Среди юридических мер обеспечения прав и свобод, защита прав и свобод человека и гражданина занимает доминирующее место. К их числу, в первую

очередь, относятся: конституционно-судебные механизмы (деятельность Конституционного Суда Российской Федерации ‑ ч. 4 ст. 125 Конституции Российской Федерации); судебная защита (деятельность судов общей юрисдикции по защите прав и свобод человека ‑ ст. 46 Конституции Российской Федерации); действия органов исполнительной власти по защите прав человека (ст. ст. 2 и 18 Конституции); законодательная деятельность представительных органов власти Российской Федерации и ее субъектов (ст. ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации); юрисдикционная роль института Президента в России, как конституционного гаранта прав и свобод человека и гражданина (ст.80 Конституции РФ). Однако именно суды, судебная власть, могут и должны обеспечивать (и обеспечивают) максимальную защиту прав и свобод человека и гражданина в этот сложный период перехода всего нашего общества от авторитарного общества к демократическому, который, к тому же, сопровождается резким сломом старых командно-административных экономических отношений и восстановлением рыночных. При этом происходит глобальный передел собственности, который не может происходить без конфликтов между различными сторонами и, к сожалению, проходит с большими нарушениями.В связи с чем резко возрастает роль гражданского судопроизводства, которое должно обеспечить максимально полную защиту законных прав и интересов участников гражданских правоотношений. Поэтому растет интерес к гражданскому судопроизводству, его особенностям и основным принципам, обеспечивающим осуществление справедливого правосудия.

Но, так как рамки курсовой не позволяют в полной мере раскрыть эти особенности, то более подробно в данной работе я остановлюсь на принципах осуществления правосудия в порядке гражданского судопроизводства.

Информация о работе Место и роль гражданского правосудия в системе механизмов охраны и защиты прав человека и гражданина в РФ