Медиация и третейское производство как процедуры урегулирования спора в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Мировое соглашение являлось одним из традиционных способов урегулирования спорных гражданско-правовых отношений и активно применялось в отечественной правоприменительной практике на протяжении длительного времени. В настоящее время действующим законодательством Российской Федерации предусматривается возможность урегулирования спорного правоотношения путём заключения мирового соглашения в гражданском процессе, что обусловлено переходом от следственного цивилистического процесса к состязательному, расширением как автономии воли сторон, так и принципа диспозитивности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВАI. Общая характеристика мирового соглашения и иных процедур урегулирования спора в Российском праве…………………………………….5
1. Развитие правового регулирования института мирового соглашения в России……………………………………………………………………………..5
2.Понятие мирового соглашения и его особенности…………………………6
3. Практика применения института мирового соглашения в современном гражданском процессе…………………………………………………………..9
ГЛАВА II. Медиация и третейское производство как процедуры урегулирования спора в Российской Федерации……………………………...13
1. Понятие и особенности процедуры медиации…………………………….13
2. Применение процедуры медиации в России. Характерные особенности медиации в России……………………………………………………………...20
3. Третейское производство. Понятие, сущность, применения в России……24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 68.22 Кб (Скачать файл)

Основанием для обращения в третейский суд является третейское соглашение между сторонами. Стороны договариваются, что при возникновении споров они обращаются в конкретный третейский суд либо создадут третейский суд для решения конкретного спора. Если нет третейского соглашения между сторонами, значит, спор разрешает государственный суд. Выбор суда диктуется усмотрением сторон. 
     Однако надо отметить, что не все споры могут разрешаться третейскими судами. Например, административные споры, споры между предпринимателем и государством не могут разрешаться третейскими судами. Третейскими судами могут разрешаться только гражданско-правовые споры, то есть споры между предпринимателями. Государство может участвовать в третейском споре в качестве участника гражданского правоотношения, например, когда оно выступает в качестве продавца или покупателя. Но такие случаи бывают крайне редко.

Третейский суд при улаживании спора может подвести стороны к мировому соглашению. Если стороны его достигают, третейский суд может не выносить решения по существу спора, а утвердить мировое соглашение сторон. Причем третейский суд так же, как и государственный, должен проверить, нет ли нарушений закона и не затрагивает ли это мировое соглашение интересы третьих лиц. Все зависит от того, что собой представляют стороны и что собой представляет третейский суд. Стороны - это уровень их деловой культуры и доверия друг к другу. А третейский суд - это уровень его профессионального авторитета и надежности.

Третейский судья должен обладать высокими профессиональными качествами, он должен быть честным, объективным и беспристрастным, независимым от сторон, и, главное, он не должен быть прямо или косвенно заинтересован в исходе дела. Получается, что требования к третейским судьям такие же, как к государственным. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда. Третейским судьей не может быть лицо, не обладающее полной дееспособностью либо находящееся под опекой или попечительством, лицо, имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности. Третейским судьей не может быть также лицо, полномочия которого в качестве судьи, нотариуса, следователя или другого работника правоохранительных органов были прекращены из-за совершения проступков, несовместимых с профессиональной деятельностью. Действующие судьи по Закону о статусе судей тоже не могут быть третейскими судьями.

Естественно, при третейском разбирательстве всегда есть определенные расходы. Статья 15 закона эти расходы перечисляет. Первое - гонорар судье. Второе - все расходы, понесенные третейским судом в связи с разбирательством. Сколько их, из чего они складываются - определяет сам суд. Правилами действующего постоянного третейского суда может быть определено, что эти расходы несут стороны, но может быть установлено, что эти расходы третейский суд берет на себя. Точнее, не он на себя берет, а та организация, при которой он постоянно функционирует. Оплата зависит от правил данного конкретного третейского суда. Что касается гонорара, то он, конечно, всегда выплачивается сторонами. 
      Распределение расходов между сторонами происходит либо по правилам постоянно действующего третейского суда, либо по соглашению. Если соглашения нет, то обычно расходы распределяются между сторонами равномерно. Но в то же время может быть установлено правило, в соответствии с которым расходы возлагаются на неправую сторону. Но могут быть и иные правила, установленные соглашением сторон.

Решение третейского суда вступает в силу, как только оно вынесено. Потому что по общим правилам обжалованию оно не подлежит в отличие от решения государственного суда. Оно может быть оспорено, но только по совершенно определенным основаниям. Оно не может быть оспорено только потому, что сторона не согласна с решением. В законе сказано, что третейский суд может установить срок для исполнения, а если третейский суд не установил срока исполнения, значит, оно подлежит исполнению немедленно.

Основания для отмены или оспаривания решения третейского суда установлены в законе очень четко и их совсем немного. В принципе государственный, в частности, арбитражный суд, не имеет права проверять правильность решения третейского суда, таково общее правило. Но если в третейском соглашении не оговорено, что решение третейского суда является окончательным, тогда его решение может оспариваться в государственном суде. Но государственный суд может отменить решение третейского суда только по основаниям, указанным в законе. Сторона, подавшая заявление об отмене решения третейского суда, должна доказать, что третейское соглашение является недействительным. Например, в том случае, если сторона подписала третейское соглашение под влиянием насилия или угрозы, исходящей от другой стороны, если третейский суд вышел за рамки третейского соглашения, то есть рассмотрел спор, который в соответствии с третейским соглашением он рассматривать не имел права, если состав третейского суда был составлен с нарушением третейского закона. Еще решение можно оспорить, когда сторона, против которой принято третейское решение, не была должным образом уведомлена об избрании третейских судей или о времени и месте заседания третейского суда, либо по другим причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения. Решение оспаривается, если компетентный суд установит, что спор, рассмотренный третейским судом, в соответствии с федеральным законом не может быть предметом третейского разбирательства. И последнее основание - если решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права.

Если одна из сторон, против которой вынесено решение третейского суда, уклоняется от исполнения, то возможно принудительное исполнение. Сторона, в пользу которой вынесено решение, имеет право обратиться в арбитражный суд, действующий по месту нахождения третейского суда. Арбитражный суд выдает исполнительный лист для исполнения решения третейского суда. При рассмотрении вопроса об исполнении решения третейского суда действуют те же правила, что и при оспаривании. Государственный суд не имеет права, решая вопрос о принудительном исполнении, пересматривать решение третейского суда. Есть статья 46, которая устанавливает основания для отказа выдачи исполнительного листа. Они те же, что и при оспаривании. Во всех остальных случаях суд должен вынести определение о выдаче исполнительного листа, и тогда решение третейского суда будет исполнено так же, как решение государственного суда, то есть в принудительном порядке. Заинтересованная сторона обратится к судебным приставам, и они обеспечат выполнение решения.

Третейский суд разрешает в принципе споры так же, как и государственный. Он руководствуется законом, международными актами и договором сторон. Если соглашение или договор закону не противоречат, то они приобретают силу закона. Таким образом суд руководствуется и законом, и договором.

Закон "О третейских судах в РФ" создает перспективы их развития. Во-первых, существование государственных судов не исключает третейского разбирательства, а наоборот, допускает его. Во-вторых, государственные суды содействуют третейскому разбирательству. Государственные суды могут, например, обеспечивать исполнение будущих решений третейского суда, скажем, арестовать имущество должника. Третейский суд, если он посчитает такую меру необходимой, обращается в государственный суд, и государственный суд, если нет законных препятствий, обязан это сделать. Существование и популярность третейских судов будет зависеть от того, насколько профессионально и беспристрастно они будут разрешать споры.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мировое соглашение представляет собой обычное гражданско-правовое соглашение, которым стороны прекращают судебный спор и устанавливают новые права либо обязанности. Достижение мирового соглашения способствует примирению сторон, тогда как судебный приговор только усугубит отношения между истцом и ответчиком, и к тому же так у суда будет больше времени для разрешения более важных дел, где примирение по каким-либо причинам невозможно.

Несмотря на очевидные преимущества мирового соглашения, оно все же редко применяется в России в связи с неосведомленностью о нем. Причем практическая работа по защите прав граждан и юридических лиц показывает, что неведение о наличии института мирового соглашения, который можно применить на стадии исполнительного производства, среди сторон исполнительного производства – это только полбеды. О возможности мирового соглашения зачастую не знает сам судебный пристав, работающий по исполнительному производству. А если и знает, то поверхностно, и потому применить его не умеет. Но до применения мирового соглашения дело, как правило, не доходит ввиду того, что никто примирение не инициирует.

Причины, по которым мировое соглашение не заключается, делятся на две группы:

причины, связанные с правовыми с проблемами, и причины, не связанные с правовыми проблемами.

В последние годы суды сильно перегружены огромным количеством рассматриваемых дел. И ситуация не изменится, пока не будут устранены различные проблемы, мешающие сторонам договариваться мирно. И хотя были внесены значительные поправки в АПК РФ, оптимизирующие судебный процесс, мировое урегулирование споров станет применяться чаще только в том случае, когда люди узнают о нем более подробно и осознают необходимость его применения.

Непонимание правовой природы мирового соглашения как основной причины, препятствующей сторонам заключить мир, долгое время обсуждается многими авторами. Не существует единого понимания этой природы точно так же, как и не существует единого определения мирового соглашения. Каждый автор предлагает свой подход, считая его наиболее правильным и подходящим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (в ред. от 20.04.2008) // Бюллетень международных договоров. – 2008. – № 3. – Ст. 123.
  2. Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 г. (в ред. от 20.09.2012)  -  М. : Юрист,  2012.  - 48 с.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301;  2014.  -  № 13. – Ст. 1324.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 27. - Ст. 3285;  2014.  -  № 15. – Ст. 1562.
  5. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 21.07.2014). // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №46. - Ст. 4532; 2014. - № 45. – Ст. 456.
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.06.2014). // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552;  2014. - № 541. – Ст. 2314.
  7. Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О третейских судах в Российской Федерации" (24 июля 2002 г.)
  8. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) : федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ (в ред. От 21.11.2011) // Собрание законодательств РФ. – 2011. - № 35. – Ст. 7896; 2014. - № 8. – Ст. 147.
  9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // "Российская газета" от 10, 13 августа 1996 г.
  10. Треушников М.К. Гражданский процесс / под ред. М.К. Треушникова  - М.: Инфа,2012. – 254 с.
  11. Садикова М.А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / под.  ред. О. Н. Садикова. - М.: Инфра, 2012. – 450 с.
  12. Тихомиров М. Ю. Практическое пособие для работодателей и работников : учебное пособие / М.Ю. Тихомиров. – Москва : Изд-во Проспект, 2010. – 208 с.
  13. Андреева Л. А. Третейское производство в России : учебное пособие  / Л.А. Андреева. – Москва : Изд-во Стрела, 2012. –  89 с.
  14. Пиляева В. В. Гражданское право: юридические конструкции, понятия, схемы, таблицы  :  учебное пособие  /  В. В. Пиляева. – Москва : Изд-во Проспект,  2013. – 87 с. 
  15. Брагинский М. И. Гражданский процесс :  практическое пособие  /  М. И. Брагинский. – Москва  :  Проспект, 2011. –  58с.
  16. Витрянский В. В. Мировое соглашение  - понятие и его сущность : учебное пособие /  В. В. Витрянский. – Москва  :  Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. – 2012. –  132-142 с.
  17. Завидов Б. Д. Договорное право России  : учебное пособие / Б. Д. Завидов. – Москва  :  Лига Разум – 2008. – 528 с.
  18. Кабалкин А.А. Медиатор как посредник урегулирования спора : учебное пособие / А. А. Кабалкин. – Москва  :  Проспект – 2009. – 458 с.
  19. Груздев В. В. Истечение срока действия договора  : учебное пособие /  В.В. Груздев. – Москва  :  Проспект – 2011. – 368 с.
  20. Евстифеева Т.И Гражданские процессуальные правоотношения : Монография / Т.И. Евстигнеев – Саратов :  СГСЭУ – 2012. – 116 с.

 

  1. Сергеев А. П. Гражданское право  :  учебное пособие / А. А. Кабалкин. – Москва  :  Проспект – 2010. – 286 с.

Информация о работе Медиация и третейское производство как процедуры урегулирования спора в Российской Федерации