Медиация и третейское производство как процедуры урегулирования спора в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Мировое соглашение являлось одним из традиционных способов урегулирования спорных гражданско-правовых отношений и активно применялось в отечественной правоприменительной практике на протяжении длительного времени. В настоящее время действующим законодательством Российской Федерации предусматривается возможность урегулирования спорного правоотношения путём заключения мирового соглашения в гражданском процессе, что обусловлено переходом от следственного цивилистического процесса к состязательному, расширением как автономии воли сторон, так и принципа диспозитивности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВАI. Общая характеристика мирового соглашения и иных процедур урегулирования спора в Российском праве…………………………………….5
1. Развитие правового регулирования института мирового соглашения в России……………………………………………………………………………..5
2.Понятие мирового соглашения и его особенности…………………………6
3. Практика применения института мирового соглашения в современном гражданском процессе…………………………………………………………..9
ГЛАВА II. Медиация и третейское производство как процедуры урегулирования спора в Российской Федерации……………………………...13
1. Понятие и особенности процедуры медиации…………………………….13
2. Применение процедуры медиации в России. Характерные особенности медиации в России……………………………………………………………...20
3. Третейское производство. Понятие, сущность, применения в России……24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 68.22 Кб (Скачать файл)

Данный законопроект был принят Государственной Думой РФ 7 июля 2010 года и 14 июля 2010г. одобрен Советом Федерации. Настоящий Федеральный закон вступил в действие 1 января 2011 года.

Закон направлен на урегулирование процедуры медиации в тех сферах, где имеется спор о праве. Процедура медиации используется только в случае, когда есть соглашение сторон о применении процедуры медиации, заключенное сторонами до возникновения спора или после его возникновения. Соглашением о проведении процедуры медиации, в частности, определяются предмет спора, медиатор (медиаторы) или организация, осуществляющая оказание услуг по проведению процедуры медиации, порядок проведения процедуры медиации, условия участия сторон в оплате расходов, связанных с проведением процедуры медиации, сроки проведения процедуры медиации.

Исполнение медиативного соглашения, достигнутого в результате проведения процедуры медиации, осуществляется на основе принципов добровольности и добросовестности. При этом медиативное соглашение, достигнутое в рамках судебного или третейского разбирательства, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения по правилам, установленным процессуальным законодательством.

Предметом правового регулирования являются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением их участниками предпринимательской деятельности, а также из трудовых и семейных правоотношений. В законопроекте есть одно важное ограничение: процедура медиации не может применяться в гражданских, трудовых, семейных отношениях, если результаты урегулирования спора могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы (например, споры в рамках производства по делам о несостоятельности (банкротстве). Это необходимо для того, чтобы максимально учесть интересы указанных третьих лиц и общества в целом, не допустить ограничения права граждан на защиту.

Условно процедуру медиации можно разделить на внесудебную, досудебную и судебную. Процедура медиации может проводиться:

1) во внесудебном порядке - в случае, когда у спорящих  сторон возникают затруднения  в урегулировании спора, а обращаться в суд у них намерения нет;

2) в досудебном порядке - в случаях, предусмотренных законопроектом, или на основании внесенной  в договор или в иное юридически  обязательное соглашение, заключенное  между участниками спора, медиативной  оговорки о необходимости урегулирования  разногласий путем применения  процедуры медиации;

3) в рамках судебного  процесса - в случае, когда стороны  имеют право на любой стадии  судебного разбирательства прервать  процесс и обратиться к процедуре  медиации, а на суд возлагается  обязанность предложить сторонам  использовать процедуру медиации.

Процедура медиации проводится в несколько этапов:

- организация процесса  переговоров;

- изложение позиций сторон;

- выявление основного  интереса сторон;

- поиск истинных интересов  сторон и их возможных крайних  позиций;

- выработка совместного  решения (поиск и комбинация альтернатив);

- достижение договоренности;

- подписание мирового  соглашения.

В каждом конкретном случае медиация сугубо индивидуальная работа, а не деятельность ограниченная рамками некоего шаблона. Частный опыт медиации по конкретному случаю нельзя считать общеприменимым: опыт, приобретенный участниками одной процедуры медиации, неприменим к иному даже и аналогичному случаю.

Процесс развития медиации как альтернативного способа разрешения конфликтных ситуаций необратим и Россия в данном вопросе не является исключением. Для более благоприятного развития медиации необходимо предоставить гражданам, бизнесу, предпринимателям и юридическому сообществу информацию о медиации, обеспечить ее правильное понимание и тех положительных моментов, которые она предоставляет. Сегодня формируется совершенно новый для нашей страны институт, который, по мнению экспертов, сможет в перспективе изменить моральный климат в стране. Люди, которые расходятся во взглядах, начнут разговаривать друг с другом, пусть и с чужой помощью. Введение в практику осуществления примирительных процедур будет способствовать поддержанию конструктивного делового сотрудничества, гармонизации социальных отношений. Как никогда сегодня актуальны слова, произнесенные Авраамом Линкольном: «Избегайте судиться. Убедите вашего соперника прийти к компромиссу. Обратите его внимание на то, что номинальная победа в суде – это часто реальное поражение в расходах и трате времени». Вступивший в действие с 1 января 2011г. Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» способствует развитию медиации в России, внося соответствующие изменения в действующее российское законодательство.

  1. Применение процедуры медиации в России

Активно процесс интеграции медиации в России начал развиваться с 2004-2005 годов. Перемены, происходившие в российском обществе с начала 1990-х годов, потребовали радикальных изменений и в правовой системе, при этом именно на правовую систему и правовое сознание граждан все еще долгое время оказывали влияние стереотипы, приобретенные в годы советской власти. Одним из таких проявлений было отсутствие правовой грамотности, неумение и нежелание использовать судебную систему как инструмент защиты своих прав. Наряду с правовым невежеством большое влияние оказывало и недоверие граждан к государству и его институтам, а также неверие в свои возможности с точки зрения социального влияния укоренившееся в эпоху правления коммунистической партии.

За последние 20 лет Россия совершила прорыв, сформировав правовые

институты, отвечающие потребностям и требованиям развивающейся рыночной экономики. Российские граждане, включившись в рыночные отношения, постепенно стали все больше прибегать к судебной защите. Уже к началу 2000-х годов в России проблема перегрузки судебной системы стала вполне реальной. Одним из следствий этого явилась проблема сохранения качества правосудия. Руководство страны одним из приоритетов выбрало формирование основ правового государства и развитие институтов гражданского общества.

Для успешной интеграции медиации, обеспечения высокого качества медиативных услуг (что очень важно, особенно на этапе формирования нового института, когда непрофессиональные действия могут поставить его под угрозу дискредитации в глазах общественности) в России продолжается совместная работа государства, общественных институтов и юридического сообщества по формированию информированного спроса на медиацию и компетентного ее предложения. Ведется работа с предпринимательским сообществом, с другими профессиональными и

социальными группами. Наряду с этим активные действия предпринимаются по интеграции медиации в образовательно-воспитательную систему с целью воспитания культуры конструктивного поведения в конфликте уже со школьной скамьи. Формируется профессиональное сообщество российских медиаторов. Утверждена в установленном Правительством РФ порядке Программа подготовки медиаторов, предусматривающая также постоянное совершенствование профессиональной компетентности. Согласно Закону о медиации, профессиональные медиаторы могут объединяться в саморегулируемые организации (СРО), что создаст условия для формирования единой согласованной политики дальнейшего развития нового института и механизм регулирования медиативной деятельности, позволяющий, одновременно избежав чрезмерного участия государства, иметь возможность контролировать качество предоставляемых медиативных услуг. В связи с этим было принято решение о создании Некоммерческого Партнерства «Российская организация медиаторов» (НП «РОМ»), на базе которого и будет формироваться механизм саморегулирования медиативной деятельности в России.

Наделение сторон возможностью и правом контролировать не только

содержание принимаемого решения, но и процесс его поиска и выработки — ключевая особенность медиации. Именно эта черта выделяет медиацию как особый институт из системы способов разрешения конфликтов. Медиация в России, тяготеющая к содействующей (фасилитативной) модели, в полной мере следует принципу наделения силой, властью, влиянием сторон (еmpowerment). Модель, закрепленная Законом о медиации, ориентирована на то, что сами стороны являются «собственниками» конфликта и, соответственно, «хозяевами» процесса его разрешения. Роль медиатора в процедуре разрешения возникшего разногласия особенна: он не вправе принимать никаких решений по существу спора и даже, согласно Закону о медиации, не имеет права предлагать сторонам какие-либо варианты разрешения конфликта (статья 12 Закона).

 Сила и эффективность  такого понимания медиации выражается «прежде всего в том, что участвующий в переговорах посредник не выносит какого-либо собственного решения. Он не стоит над сторонами как власть, он лишь своим опытом, знаниями, умением разрешать конфликты помогает сторонам выработать позицию, которая устраивала бы обе стороны и в той или иной степени соответствовала интересам спорящих сторон»1

Из этого содержания вытекают и другие характерные свойства медиации, многие из которых являются существенным преимуществом данной процедуры в российских условиях. К таковым можно отнести, например, высокий уровень свободы для сторон во всем, что касается организационных деталей проведения процедуры (место, время), а также формы изложения материала. Такая гибкость медиации существенно отличает ее от традиционного судебного процесса, связанного с обязательными требованиями о месте и времени судебных заседаний, порядке представления доказательств, форме выступлений и обращений к суду и т.д.  Хотя в России участие в судебном разбирательстве не столь дорого, как в западных странах, однако сохраняющийся неизменным принцип «выигрыш-проигрыш» и риск потерять по итогам дела все неизбежно будут приводить спорящие стороны к мысли о попытке урегулировать разногласия с помощью медиации. Проблема сроков судебного рассмотрения в России, как признают и сами судьи, стоит не менее остро, чем за рубежом. Быстрота, неформализованность процедуры

медиации в этом отношении выгодно отличает ее от суда.

Наконец, главная проблема любого судебного решения — его исполняемость. Этот вопрос в России крайне актуален, и Федеральная служба судебных приставов, занимающаяся вопросами исполнения решений судов, буквально завалена работой. Процент неисполненных судебных решений в России достаточно высок. Принцип наделения сторон правом контроля за содержанием и процессом поиска решений в

медиации — это один из возможных выходов из сложной ситуации с низкими показателями исполнения судебных решений. Мировая практика свидетельствует о том что от 80-90% медиативных соглашений исполняются сторонами добровольно.  Сам Закон о медиации не предусматривает использование медиации до возникновения спора, конфликтной ситуации, однако он и не запрещает применение медиации как превентивной меры. Между тем предотвращение конфликта гораздо менее затратно и более эффективно, чем его последующее урегулирование. Под предотвращением мы понимаем не избегание, уклонение от столкновения интересов, не попытку скрыть существующие проблемы. Предотвратить спор в данном случае означает не допустить его деструктивного воздействия на человеческие отношения, сохранив при этом и использовав, положительный потенциал ситуации (который состоит в осознании и понимании накопившихся сложностей и необходимости поиска путей к формированию качественно новых, соответствующих изменившимся условиям

паттернов взаимодействия). Медиация не является панацеей, хотя на волне роста ее популярности все чаще (и Россия не является исключением) доносятся голоса тех, кто идеализирует этот метод, считая, что медиация способна заменить чуть ли не все прочие способы социального взаимодействия. Разумеется, это не так. Медиация, будучи действительно очень полезной и эффективной формой разрешения споров, совмещающей в себе такие кажущиеся несовместимыми качества, как гуманизм и прагматизм, имеет границы применимости. Медиация будет активно развиваться и находить применение в обществе, где есть сильная независимая устойчивая судебная система.  Так как какие бы способы разрешения споров мы не применяли для нас опорой

является уверенность в существовании судебной системы способной обеспечить доступ к справедливости в самых сложных ситуациях. Соответственно совершенствование и укрепление судебной системы в России само по себе является и залогом успешного развития медиации как института.

3.Третейское производство. Понятие, сущность, применения в России.

Третейское разбирательство может использоваться для разрешения споров между обычными гражданами - не предпринимателями, но в принципе третейское разбирательство чаще всего используется коммерсантами в спорах между собой. Это форма разрешения споров очень мягкая, демократичная. Здесь должны присутствовать прежде всего нравственное начало, порядочность, взаимное доверие и доверие к третейскому судье. Это порядок разрешения споров между джентльменами. Обращаясь к человеку, которому обе стороны доверяют, они договариваются, что его решение они примут и исполнят добровольно. Когда решение выносит государственный суд, конфликт может продолжаться в случае, если, например, проигравшая сторона, не исполнила решения. И тогда начинается принудительное исполнение. Решение третейского суда тоже может быть принудительно исполнено, но это исключение из правил. Оно должно и обычно исполняется добровольно. 
Третейские суды нужны хотя бы потому, что они разгружают государственные суды, которые перегружены, и способствуют более быстрому разбирательству споров, а также иногда и удешевлению процедуры. Это конфиденциальный способ разрешения споров, тогда как разбирательство в государственных судах ведется публично. В мировой практике третейские суды широко используются при разрешении споров по международным сделкам. Существуют авторитетные третейские суды, которые во многих странах называют коммерческим арбитражем или международным коммерческим арбитражем.

Третейское разбирательство - это все-таки хотя и альтернативная, но форма разрешения споров. Основная форма - это государственные суды. Они руководствуются законом. Деятельность третейского суда тоже регулируется законом, потому что он выносит важные решения. 
      Кроме того, третейское разбирательство не должно быть односторонним, оно должно быть построено так, чтобы права и интересы обеих спорящих сторон в одинаковой степени признавались и обеспечивались. Во всех странах, где есть третейское разбирательство, оно обязательно регламентируется законом. Нельзя сказать, что до принятия этого закона деятельность третейских судов не регламентировалась. Действовало Временное положение о третейских судах. Оно было принято Верховным Советом в 1992 году тогда, когда был принят первый Арбитражный процессуальный кодекс. Временное положение было составлено очень быстро, мы полагали, что оно будет краткосрочным, но оно проработало десять лет. В законе учтен опыт работы третейских судов, учтены рекомендации ООН, международные конвенции, в которых мы участвуем. Но у нас есть еще принятый в 1993 году Закон о международном коммерческом арбитраже. Он продолжает действовать, и принятие закона о третейских судах не влечет его отмену. 
      Международный коммерческий арбитраж-это тоже третейский суд, который используется для разрешения споров между юридическими лицами различных стран. Есть постоянно действующие третейские суды и третейские суды, которые создаются сторонами только для разрешения конкретного спора. Закон распространяется и на те, и на другие. В целом третейское разбирательство регулируется законом. Стало быть государством. Но это регулирование сводится к установлению исходных, основных положений, касающихся требований к судьям, порядка отвода третейского судьи, процедуры третейского разбирательства и т.д. Вот эти исходные положения как раз и содержатся в законе, но это не значит, что третейское разбирательство регулируется исключительно законом. 
     Кроме закона существуют уставы или положения о третейских судах. Кроме того, третейское разбирательство в значительной степени регулируется усмотрением сторон. Когда такой суд создается для разрешения конкретного спора, то стороны сами устанавливают процедуру его разрешения. Для того чтобы создать постоянный суд, нужно три элемента. Во-первых, требуется решение о его создании. Третейские суды могут создаваться при торговых палатах, при биржах и при других организациях, которые являются юридическими лицами. Они не могут создаваться государственными структурами. Дальше должно быть утверждено положение, устав или регламент суда. И наконец, должен быть утвержден список судей.

Информация о работе Медиация и третейское производство как процедуры урегулирования спора в Российской Федерации