Контрольная работа по "Прокурорскому надзору"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 09:18, контрольная работа

Краткое описание

Под прокурорским надзором понимают деятельность специально уполномоченных должностных лиц (прокуроров) по выявлению нарушений закона и принятию мер, направленных на их устранение, в том числе таких мер, как привлечение к уголовной ответственности и уголовное преследование. Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в Российской Федерации рассматривается как одна из самостоятельных форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление принципов социальной справедливости. Важно отметить, что прокурорский надзор рассматривается как одна из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан.

Содержание

Введение
Принципы организации и деятельности прокуратуры……………6
2. Система, структура и организация органов прокуратуры………..9
3. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу………………………………………………………………………14
4. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу…………………….21
Заключени
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Прокурорский надзор КР.docx

— 49.08 Кб (Скачать файл)

 

МОУ ВПО «Институт  права и экономики»

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

 

 

 

Контрольная работа

по прокурорскому надзору

(вариант 6)

 

 

 

 

                                                                                  Выполнила: студентка

                    юридического факультета

                                                                                  Группы ЮЗС – 10 – 1

                                                                                         Перова Т.В.

                                                                                  Проверил: к.ю.н Абрамов В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Липецк, 2012

Содержание

 

Введение

    1. Принципы организации и деятельности прокуратуры……………6

2. Система, структура и организация органов прокуратуры………..9

3. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу………………………………………………………………………14

4. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу…………………….21

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

Под прокурорским надзором понимают деятельность специально уполномоченных должностных лиц (прокуроров) по выявлению  нарушений закона и принятию мер, направленных на их устранение, в том  числе таких мер, как привлечение  к уголовной ответственности  и уголовное преследование.

Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением  законов в Российской Федерации  рассматривается как одна из самостоятельных  форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач  по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление  принципов социальной справедливости. Важно отметить, что прокурорский надзор рассматривается как одна из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов  граждан.

Нормативным источником для  деятельности органов прокуратуры  до 1992 года являлся во всех союзных  республиках общесоюзный закон  о прокуратуре СССР, в союзных  республиках в силу строгой централизации  органов прокуратуры не было своих  республиканских законов о прокуратуре. С принятием Закона Российской Федерации  «О прокуратуре Российской Федерации» (1992 г.) Генеральная прокуратура Российской Федерации и подчиненные ей прокуратуры  приобрели ряд прерогатив, ранее  им не свойственных. Практическая необходимость  принятия этого Закона обусловлена  и тем, что в условиях катастрофического  роста преступности в РФ.

Конституция РФ и Закон  «О прокуратуре Российской Федерации» содержат основополагающие принципы организации  и деятельности органов прокуратуры, содержание актов прокурорского  реагирования на установленные нарушения, а также средств прокурорского  воздействия как на устранение, так  и на предупреждение нарушений закона, дана классификация этих процессуальных документов, предъявляемые к ним требования и необходимые реквизиты.

Закон «О прокуратуре Российской Федерации» сохранил традиционно сложившиеся  отрасли прокурорского надзора  и основные направления деятельности органов прокуратуры, тем не менее  каждое из них претерпело определенную трансформацию.

Надзорная деятельность - одно из основных направлений деятельности прокуратуры, сводящееся к надзору  за точным и единообразным исполнением  законов. Надзор имеет своей целью  обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов  общества и государства.

Сущность прокурорского  надзора состоит в действиях  прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений  законов государственными и общественными  образованиями. Прокуратура осуществляет также надзор за исполнением указов Президента РФ.

Прокурорский надзор ограничен  сферой действия законодательства и  не распространяется на исполнение актов  местных органов власти, ведомственных  приказов, инструкций, иных норм.

Использование слова «надзор», а не «контроль» в понятии «прокурорский  надзор» подчеркивает организационную независимость прокуратуры от поднадзорных органов.

Объектом надзора являются все граждане и большинство государственных  органов и должностных лиц, а  также все общественные объединения. Объектом прокурорского надзора  не могут быть высшие представительные и исполнительные органы и соответствующие  должностные лица Российской Федерации  и республик в ее составе. Не могут  быть объектом прокурорского надзора  и суды.

Прокурорский надзор осуществляется по основным отраслям. Отрасль - это  предусмотренное законом направление  надзорной деятельности прокуратуры, имеющее свой объект надзора и отличающееся спецификой правомочий, методов и форм работы.

 

 

1. Принципы организации и деятельности прокуратуры

Принципы организации  и деятельности прокуратуры РФ - это закрепленные в Конституции  РФ и в других законах основополагающие требования, которые выражают политическое и государственное назначение прокуратуры, определяют задачи и полномочия прокуроров, а также содержание и характер правовых средств и методов по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением  законов в государстве, а также  содержат признаки и качества, определяющие отличие органов прокуратуры  от иных государственных органов, в  том числе и от правоохранительных.

Соблюдение установленных  законодателем принципов позволяет  прокуратуре успешно выполнять  стоящие перед ней задачи по осуществлению  надзора за точным и единообразным  исполнением законов в государстве.

К числу принципов прокурорского  надзора относятся положения, которые  основаны на Конституции РФ и Конституциях республик в составе РФ, возводят органы прокуратуры в ранг независимого государственного органа с предоставлением  ему необходимых полномочий для  успешного устранения нарушений  закона, от кого бы таковые ни исходили.

Принципы не следует смешивать  с условиями и порядком выполнения прокурорами своих функций. Условия  и порядок выполнения прокурорами  своих функций относительно принципов  организации и деятельности прокуратуры  всегда носят подчиненный характер. Закрепленные в законах принципы организации и деятельности прокуратуры  тесно связаны между собой  и взаимообусловлены. Их нельзя отрывать друг от друга. Только комплексное их понимание и проведение в жизнь  обеспечат деятельность прокурора, отвечающую требованиям Конституции  РФ и других законов государства.

Осуществляя надзор в конкретных отраслях права, прокурор должен учитывать  такие принципы правосудия как независимость  судей и подчинение их только закону, право подсудимого на защиту, презумпция невиновности, состязательность, гласность, устность и непосредственность процесса, неизменность состава судей и т.д. Если прокурор не будет соблюдать эти принципы, он допустит нарушение служебного долга как блюститель законности, стоящий на охране прав и законных интересов участников судебного разбирательства.

Основополагающие принципы организации и деятельности органов  прокуратуры:

· надзор прокурора не только за точным, но и за единообразным  исполнением законов;

· единство и централизация  органов прокуратуры;

· независимость их от местных  органов власти.

Органы прокуратуры:

- составляют единую и централизованную систему - прокуратуру РФ, возглавляемую Генеральным прокурором РФ, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим;

- они действуют на основе законности, в соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик в ее составе, иными законами и подзаконными актами;

- осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям;

- принимают меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, к восстановлению нарушенных прав и законных интересов государства, его органов власти и управления и привлечению виновных к установленной законом ответственности;

- взаимодействуют с местными органами самоуправления, другими государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами, опираются на активную помощь граждан в деле укрепления законности и правопорядка1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Система, структура и организация органов прокуратуры

 

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 129) и Законом «О прокуратуре  РФ» (ст. 10) органы прокуратуры составляют единую, строго централизованную систему  с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим, а все вместе взятые - Генеральному прокурору РФ. Прокуратура  как государственный орган строится в соответствии с административным и федеративно-государственным устройством  страны, установленным Конституцией РФ. Возглавляет систему органов  прокуратуры, с присущими только ему полномочиями, Генеральный прокурор РФ, назначаемый на эту должность  Советом Федерации по постановлению  президента Российской Федерации. Его  полномочия определены Конституцией РФ, Законом «О прокуратуре РФ», а  также законодательством по различным  отраслям права (уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным, трудовым, исправительно-трудовым и т.д.).

В целях оперативного руководства  деятельностью органов прокуратуры  образована генеральная прокуратура  РФ, представляющая собою достаточно мощных государственный аппарат, который  не только осуществляет руководство  нижестоящими прокуратурами, но и принимает  на себя непосредственное исполнение особо важных, наиболее ответственных  функций по осуществлению надзора  за точным и единообразным исполнением  законов в государстве, а также  производство раскрытия и расследования  особо опасных преступлений, расследование  уголовных дел особой сложности  или особого общественного значения.

В соответствии со ст.10 Закона «О прокуратуре РФ» систему органов  прокуратуры помимо Генеральной  прокуратуры РФ составляют прокуратуры  республик в составе РФ, прокуратуры  краев, областей, городов Москвы и  Санкт-Петербурга, действующих на правах областных прокуратур, прокуратуры  автономной области, автономных округов, городов и районов.

Генеральный прокурор может  создавать прокуратуры районов  с подчинением их прокурору города. В крупных городах, таких как  Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Нижний Новгород, Ростов, Екатеринбург и другие есть по несколько районов, в каждом из которых имеется прокуратура. Прокуратура этих городов как  самостоятельное подразделение  входит структурно в прокуратуру  края, области или города. Прокурор города главным образом осуществляет организационные функции, не подменяя при этом прокурора области или  края по осуществлению ими функций  процессуального характера.

В систему органов прокуратуры  входят также военные, транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору  за исполнением законов в исправительно-трудовых учреждениях, природоохранные прокуратуры, прокуратуры воинских частей. Территориальные, а также указанные выше специализированные прокуратуры в своей совокупности и составляют стройную систему органов  прокуратуры.

Переходя к рассмотрению структуры различных ее звеньев, необходимо отметить, что действующая  структура Генеральной прокуратуры  РФ определена Законом «О прокуратуре  РФ». Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор. Он имеет первого заместителя  и заместителей. Распределение обязанностей между ними осуществляется Генеральным  прокурором.

В Генеральной прокуратуре  образуется коллегия, как совещательный  орган при Генеральном прокуроре, в составе Генерального прокурора (председатель коллегии), его первого  заместителя и заместителей (по должности), других работников органов прокуратуры. К их числу относятся, главным  образом, руководители ведущих управлений и отделов. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором РФ.

В Генеральной прокуратуре  РФ имеются управления и отделы по традиционно сложившимся отраслям и направлениям деятельности органов  прокуратуры: общий надзор, надзор в  стадии производства дознания и предварительного следствия, надзор в уголовном и гражданском судопроизводстве, а также надзор в стадии исполнения приговоров, определений и постановлений судов.

В соответствии со ст. 14 Закона «О прокуратуре РФ» прокуратуру  республики в составе РФ, прокуратуру  края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа, приравненные к ним прокуратуры  возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным  прокурором РФ.

Информация о работе Контрольная работа по "Прокурорскому надзору"