Контрольная работа по "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 07:01, контрольная работа

Краткое описание

Прокуратура - это государственный орган, основным назначением которого является надзор за правильным и точным исполнением законов на всей территории РФ, в том числе и органами, ведущими борьбу с преступностью. Прокуратура в системе правоохранительных органов является своеобразным связывающим звеном между органами предварительного следствия и органами судебной власти (судами общей юрисдикции и военными судами). Прокуроры утверждают обвинительные заключения по делам, производство по которым вели органы предварительного расследования и поддерживают по ним обвинение в судебном разбирательстве.

Содержание

Глава 1. Теоретический вопрос………………………………………………………...2
Компетенция прокуратуры………………………………………………………2
Разграничение между видами прокуратур……………………………………...4
Глава 2. Задачи…………………………………………………………………………...7
Задача №1…………………………………………………………………………7
Задача№2………………………………………………………………………….7
Список использованной литературы…………………………………………………10

Вложенные файлы: 1 файл

контр работа версия 2.docx

— 35.71 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Глава 1. Теоретический вопрос………………………………………………………...2

    1. Компетенция прокуратуры………………………………………………………2
    2. Разграничение между видами прокуратур……………………………………...4

Глава 2. Задачи…………………………………………………………………………...7

    1. Задача №1…………………………………………………………………………7
    2. Задача№2………………………………………………………………………….7

Список  использованной литературы…………………………………………………10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретический вопрос. 

Компетенция прокуратуры. 

     Прокуратура - это государственный орган, основным назначением которого является надзор за правильным и точным исполнением  законов на всей территории РФ, в  том числе и органами, ведущими борьбу с преступностью. Прокуратура  в системе правоохранительных органов  является своеобразным связывающим  звеном между органами предварительного следствия и органами судебной власти (судами общей юрисдикции и военными судами). Прокуроры утверждают обвинительные  заключения по делам, производство по которым вели органы предварительного расследования и поддерживают по ним обвинение в судебном разбирательстве. Кроме того, прокуратура как правоохранительный орган осуществляет надзор за исполнением  законов местными представительными  органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами и т.д.

     Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему прокурорских органов и  учреждений.

     В соответствии с Федеральным законом  «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура в целях обеспечения  верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и  государства осуществляет:

  • надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  • координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
  • надзор за исполнением судебных решений судебными приставами
  • право опротестовывать приговоры, определения и постановления судов.1

     Кроме того, в соответствии с процессуальным законодательством прокуроры участвуют  в рассмотрении дел судами, опротестовывают  противоречащие законам решения; прокуратура  принимает также участие в  правотворческой деятельности.

     Прокурорский  надзор представляет собой одну из самостоятельных форм государственной  деятельности наряду с другими ветвями  власти — представительной (законодательной), исполнительной и судебной. На это обстоятельство прямо указывает закон «О прокуратуре РФ». Органы прокуратуры осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от Российской Федерации законами (п. 2 ст. 4 Закона).

     Для прокурорского надзора характерны следующие черты:

     Во-первых, в отличие от контролирующих органов, которые наблюдают «не только с точки зрения законности, но и  с точки зрения целесообразности...», прокуратура «не судит о целесообразности.., а только единую законность оберегает».

     Прокуратура, как известно, никакими административными  функциями не обладает, поэтому не вмешивается непосредственно в  оперативно-хозяйственную и организаторскую  деятельность органов, за законностью  действий которых она осуществляет надзор, и. наконец, не подвергает деятельность и акты соответствующих органов  государственного управления оценке с  точки зрения сиюминутной целесообразности, а лишь осуществляет надзор за тем, чтобы государственные органы, общественные организации, должностные лица и  граждане не нарушали закон.

     Вскрыв  нарушение, прокуратура сама его  не устраняет, а передает дело на рассмотрение суда либо соответствующего государственного органа. Таким образом, позитивным содержанием  деятельности прокуратуры по осуществлению  надзора является реализация прокурорских полномочий по:

     1) предупреждению нарушений закона;

     2) выявлению допущенных нарушений  закона;

     3) устранению выявленных нарушений;

     4) принятию мер по привлечению  к ответственности лиц, виновных  в нарушении закона (уголовной,  административной, материальной и  другим видам ответственности). Во-вторых, существенным отличием прокурорского  надзора является то, что он  осуществляется от имени федерального  государства, поэтому имеет самые  широкие границы, распространяется  на все федеральные министерства  и ведомства, представительные (законодательные)  и исполнительные органы государственной  власти субъектов Российской  Федерации, органы местного самоуправления.

     Таким образом, прокуратура ввиду специфики  своей деятельности и структуры  объединяет усилия контролирующих органов; местных, региональных и центральных, а также деятельность органов исполнительной власти федеральных и региональных, поскольку прокурор осуществляет надзор за исполнением всех законов, действующих на территории России. И это особенно важно, когда в стране резко увеличилось количество субъектов законотворчества. В этих условиях ни одна иерархическая структура («вертикаль») органов исполнительной власти не может оптимально функционировать при наличии только контроля вышестоящих органов за исполнением законов нижестоящими учреждениями. Такой контроль дополняется надзором за соответствием законам деятельности, а также правовых актов каждого звена данной структуры, осуществляемым соответствующим по уровню органом единой централизованной прокурорской системы. Взаимодействие ведомственного контроля и прокурорского надзора остается надежным средством обеспечения законности в стране. Прокуратуру в известной мере можно рассматривать как системообразующее, саморегулируемое ядро государственного контроля. Надзирая в пределах своей компетенции за исполнением законов контролирующими органами, она консолидирует и активизирует их деятельность, способствует преодолению местнических и ведомственных влияний на них, воздействия криминальных структур, их очищению (в том числе и путем привлечения к уголовной ответственности) от недобросовестных и коррумпированных чиновников. 
 
 
 

Разграничение между видами прокуратур. 

     Деятельность  прокуратуры осуществляется ее различными структурными подразделениями, объединенными  в единую, централизованную систему. Система органов прокуратуры  строится, во-первых, на основе их единства и централизации, во-вторых, с учетом национально-государственного устройства и административно-территориального деления России, в-третьих, — специфики  исполнения законов в деятельности отдельных органов либо народнохозяйственных структур (в Вооруженных Силах, на транспорте, в подразделениях мест лишения свободы, нужд экологии).2

     В законе «О прокуратуре РФ» (ст. 11) определено, что «систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная  прокуратуpa Российской Федерации, прокуратуры  субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные  учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов  и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.3

     Образование, реорганизация и упразднение  органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции  осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации». Вместе с тем  с учетом единства системы прокуратуры  Закон устанавливает и такое  принципиальное условие: «Создание  и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры  Российской Федерации, не допускаются» (ст. 11).

     Систему органов прокуратуры возглавляют  Генеральный прокурор Российской Федерации, который руководит деятельностью  органов прокуратуры и осуществляет контроль за работой подчиненных  ему прокуроров. Генеральный прокурор РФ непосредственно руководит деятельностью  прокуроров субъектов Российской Федерации, а через них и деятельностью  всех нижестоящих прокуроров — районов, городских и соответствующих  им прокуроров. Таким образом, система  территориальных органов прокуратуры  является трехзвенной.

     Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя  и заместителей, назначаемых на должность  и освобождаемых от должности  Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению  Генерального прокурора Российской Федерации. В Генеральной прокуратуре  образуется коллегия в составе Генерального прокурора (председатель), его первого  заместителя, заместителей и других руководящих работников органов  прокуратуры Российской Федерации, назначаемых Генеральным прокурором.

     Коллегия—это  совещательный орган, где обсуждаются  важнейшие проблемы деятельности прокуратуры: отчеты о работе структурных подразделений, результаты проверок работы нижестоящих  прокурорских звеньев, кадровые вопросы. На коллегии Генеральной прокуратуры  РФ в соответствии с процессуальным законодательством (ч. 2 ст. 97 УПК) обсуждается  также вопрос о продлении срока  содержания под стражей обвиняемого  свыше одного года.

     В Генеральной прокуратуре Российской Федерации функционируют главные  управления, управления и отделы. Начальники главных управлений, управлений и  отделов являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками Генерального прокурора. Генеральный прокурор РФ имеет также  советников и помощников по особым поручениям. В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются  должности старших прокуроров и  прокуроров, старших прокуроров-криминалистов  и прокуроров-криминалистов, а также  старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников. Все указанные должностные лица Генеральной прокуратуры назначаются на должности и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

     Каждое  подразделение Прокуратуры РФ ведает определенной отраслью надзора в  масштабе страны, руководит, направляет и контролирует указанную сферу  деятельности нижестоящих органов  прокуратуры. Поэтому обязанности  между оперативными работниками  соответствующих подразделений  строятся по зонально-предметному принципу. Зональные прокуратуры осуществляют контроль за деятельностью нижестоящих  прокуратур путем проверок с выездами на места.4

     В состав Генеральной прокуратуры  Российской Федерации входит на правах структурного подразделения Главная  военная прокуратура, возглавляемая  заместителем Генерального прокурора  Российской Федерации — Главным  военным прокурором. Особо подчеркнем, что это не самостоятельная, автономная прокуратура, а именно структурное  подразделение единой Генеральной  прокуратуры Российской Федерации. Поэтому законодатель признал необходимым  все правовые особенности организации  и обеспечения деятельности военной  прокуратуры отразить в едином законе «О прокуратуре РФ» в качестве одного из его разделов. «Главный военный  прокурор и подчиненные ему прокуроры, — сказано в ст. 47 Закона, — обладают в пределах своей компетенции полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом, и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации».

     В субъектах Федерации действуют  прокуратуры, возглавляемые прокурорами, назначенными на должность сроком на пять лет Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с представительными (законодательными) органами государственной власти соответствующих  субъектов Российской Федерации. Прокуроры  субъектов Федерации имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых  Генеральным прокурором РФ. В прокуратурах субъектов Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратурах (транспортных и природоохранных) образуются коллегии в составе прокурора, возглавляющего прокуратуру (председатель), его первого заместителя и  заместителей, а также других работников органов прокуратуры.

     В названных прокуратурах функционируют  управления и отделы. Начальники этих подразделений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками прокурора субъектов  РФ, им назначаются на должность  и освобождаются от должности.5 Первичным звеном прокурорской системы являются прокуратуры города и района и приравненные к ним прокуратуры.

Информация о работе Контрольная работа по "Прокурорский надзор"