Контрольная работа по "Прокурорскому надзору"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 09:18, контрольная работа

Краткое описание

Под прокурорским надзором понимают деятельность специально уполномоченных должностных лиц (прокуроров) по выявлению нарушений закона и принятию мер, направленных на их устранение, в том числе таких мер, как привлечение к уголовной ответственности и уголовное преследование. Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в Российской Федерации рассматривается как одна из самостоятельных форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление принципов социальной справедливости. Важно отметить, что прокурорский надзор рассматривается как одна из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан.

Содержание

Введение
Принципы организации и деятельности прокуратуры……………6
2. Система, структура и организация органов прокуратуры………..9
3. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу………………………………………………………………………14
4. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу…………………….21
Заключени
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Прокурорский надзор КР.docx

— 49.08 Кб (Скачать файл)

В прокуратуре республики в составе РФ, прокуратуре края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, приравненных к  ним прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора, возглавляющего прокуратуру (председатель), его первого  заместителя и заместителей (по должности) и других работников органов прокуратуры. Коллегии могут быть образованы в  прокуратурах автономных округов. Персональный состав коллегий утверждается соответствующими прокурорами.

В прокуратуре республики в составе РФ, прокуратуре края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономного  округа, приравненных к ним прокуратурах образуются управления и отделы, начальники и заместители начальников которых  назначаются на должность и освобождаются  от нее прокурорами, возглавляющими эти прокуратуры, и являются соответственно их старшими помощниками и помощниками. В названных прокуратурах имеются  старшие прокуроры и прокуроры  управлений и отделов, следователи  по особо важным делам и старшие  следователи, которые назначаются  на должность и освобождаются  от нее соответствующими прокурорами. Прокуроры республик в составе РФ, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут иметь помощников по особым поручениям.

Прокуратуру города и района, приравненные к ним прокуратуры  возглавляют соответствующие прокуроры. В прокуратуре имеются первый заместитель, заместители, старшие  помощники и помощники прокуроров, старшие следователи и следователи, а в прокуратурах городов - следователи  по особо важным делам, назначаемые  на должность и освобождаемые  от нее прокурорами соответствующих  республик в составе РФ, края, области, автономной области, автономного  округа (ст. 15 Закона о прокуратуре).

Как было указано выше, к  числу специализированных прокуратур относятся: органы военной прокуратуры, транспортные прокуратуры, прокуратуры  по надзору за исполнением законов  в исправительно-трудовых учреждениях, природоохранные прокуратуры и  прокуратуры воинских частей. Генеральному прокурору РФ предоставлено Законом  право создавать специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей и районов (ст. 10). В этих целях Генеральный прокурор использует имеющийся в его распоряжении специальный резерв штатной численности  и средств материального и  технического обеспечения.

Специализированные прокуратуры  строятся по общим для органов  прокуратуры принципам: они руководствуются  теми же законами, что и территориальные  прокуратуры; перед ними стоят общие  для всех органов прокуратуры  задачи; они используют те же средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона “Российская Юстиция”, № 6 , М-2006 г..

В целях устранения, а  главное, предупреждения нарушения  закона и норм уголовного процесса, охраны прав и законных интересов  граждан прокурору в сфере  уголовного судопроизводства предоставлены  весьма существенные полномочия. Они  значительно расширены в связи  с принятием Закона «Об оперативно-розыскной  деятельности в РФ». В такой отрасли  прокурорского надзора, как надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, полномочия прокуроров носят властно-распорядительный характер. Прокурор может быстро, без проволочек устранить любое нарушение закона.

Полномочия прокурора  в этой стадии процесса сформулированы в УПК, в Законе «О прокуратуре  РФ», в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ. Эти полномочия неоднородны  по своему содержанию и назначению, но подчинены единой цели - обеспечению  законности в стадии дознания и предварительного следствия.

Прежде всего прокурор выступает как орган надзора  за исполнением законов. Обладая  властно-распорядительными полномочиями, он вправе отменить или изменить любое  решение или акт органов расследования, отстранить лицо, производящее расследование, от дальнейшего производства по делу, передать уголовное дело другому  следователю или принять его  к своему производству, избрать, изменить или отменить избранную следователем меру пресечения в отношении обвиняемого  и т. д.

С другой стороны, являясь  участником уголовно-процессуальной деятельности, прокурор вправе возбудить уголовное  дело, санкционировать арест, обыск, выемку почтово-телеграфной корреспонденции, отстранение обвиняемого от занимаемой должности и т. д. Прокурор вправе также участвовать в выполнении следователем любого процессуального  действия или самостоятельно расследовать преступление.

Наконец, прокурор наделен  функциями административного характера  относительно следственного аппарата органов прокуратуры. Как должностное  лицо, возглавляющее орган прокуратуры, прокурор вправе применить к подчиненному ему следователю меры поощрения  и взыскания, отстранить его от производства расследования конкретного уголовного дела или освободить от занимаемой должности и т. д.

 

 

 

             3. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

 

Надзор за исполнением  законов администрациями органов  и учреждений, исполняющих наказание  и применяющих назначаемые судом  меры принудительного характера, администрациями  мест содержания задержанных и заключенных  под стражу выделен в ст. 1 Закона о прокуратуре в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры.

Выделение надзора за исполнением  законов администрациями органов  и учреждений, исполняющих наказание  и назначаемые судом меры принудительного  характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под  стражу в самостоятельное направление  обусловлено важностью обеспечения  прав и свобод граждан, отбывающих наказание, а также лиц, подозреваемых и  обвиняемых в совершении преступлений, в случае их задержания или заключения под стражу. Лица, задержанные, арестованные, ограниченные и лишенные свободы  имеют меньше возможности предпринимать  доступные всем гражданам меры для  защиты своих прав и интересов  поэтому надзорная деятельность прокурора выступает в качестве гарантии их охраны.

Гарантией предупреждения и  своевременного устранения нарушений  прав и интересов задержанных, арестованных и осужденных, лиц, находящихся по решению суда в психиатрических  стационарах, является проведение прокурором проверок в учреждениях и органах, где они содержатся, систематически, независимо от наличия данных о нарушениях законности.

Администрации органов и  учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного  характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под  стражу обязаны выполнять постановления  и требования прокурора относительно соблюдения правил отбывания наказания  и порядка содержания под стражей, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством, Федеральным законом  от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под  стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и  иными законодательными актами. Нарушения  законности устраняются сразу после  их обнаружения.

Задачи рассматриваемого направления прокурорского надзора  определены в приказе Генерального прокурора РФ от 5 августа 2003г. «Об  организации прокурорского надзора  за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в  следственных изоляторах». Прокурорам предписывается при проверках состояния  законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах особое внимание обращать на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению  к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и  органов, исполняющих уголовные  наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение  гуманных условий содержания, соответствующих  минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.

Требуется организовать жесткий  контроль за фактическим устранением  выявленных нарушений законности, не оставлять без реагирования факты  неисполнения администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов предписание прокурора.

Прокурорский надзор должен быть направлен на то, чтобы содержание задержанных и арестованных лиц  в исправительных и иных учреждениях  и органах, исполняющих наказание, и меры принудительного характера, назначаемые судом, осуществлялось в соответствии с предусмотренными основаниями и соблюдением установленного порядка, условий содержания, обеспечения прав и обязанностей этих лиц.

Ст. 32 Закона о прокуратуре  определяет предмет надзора. К нему относятся: во-первых, законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание, и меры принудительного  характера, назначаемые судом; во-вторых, соблюдение установленных законодательством  Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам  принудительного характера, порядка  и условий их содержания; в-третьих, законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Под законностью нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных, иных органах и учреждениях, исполняющих  наказание, и меры принудительного  характера, назначаемые судом, в  более широком смысле следует  понимать: законность помещения в  эти места, учреждения и органы; законность содержания в них; соблюдение сроков содержания; законность освобождения.

В указанные места, учреждения и органы могут помещаться лишь те лица, в отношении которых имеется  соответствующий документ (протокол, постановление, приговор), причем каждая категория лиц должна помещаться лишь в определенные именно для его содержания место, учреждение либо орган.

Отнесение к предмету прокурорского  надзора соблюдения прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных лиц, подвергнутых мерам  принудительного характера, свидетельствует  об усилении в современных условиях правозащитной функции прокуратуры. Эти лица остаются гражданами РФ и  наделены правами и обязанностями, предусмотренными Конституцией РФ, с  отдельными ограничениями, строго регламентированными  законодательством.

Составной частью предмета прокурорского надзора является соблюдение обязанностей задержанными, заключенными под стражу, осужденными  и лицами, подвергнутыми мерам  принудительного характера.

Основные обязанности  лиц, находящихся в местах содержания задержанных и местах предварительного заключения, предусмотрены ст. 36 Федерального закона «О содержании под стражей  подозреваемых и обвиняемых в  совершении преступлений».

Основные обязанности  осужденных определены в ст. 11 УИК  РФ. На них возлагается исполнять  установленные законодательством  России обязанности граждан РФ, соблюдать  принятые в обществе нравственные нормы  поведения, требования санитарии и  гигиены. Осужденные обязаны также  неуклонно соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания  наказаний и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Порядок исполнения обязанностей этих лиц, вытекающих из требований законов, регламентированы в ведомственных  нормативных актах, основными из которых являются Правила внутреннего  распорядка соответствующих учреждений. В них, например, предусмотрено, что  осужденные обязаны соблюдать распорядок дня, установленный в учреждении, бережно относиться к имуществу  и т.д. Следует иметь в виду и такой нормативный акт, как  Положение об отряде осужденных исправительного  учреждения, утвержденный Приказом Министерства юстиции РФ от 30 декабря 2005 г. № 259.

При осуществлении надзора  прокурор определяет не только законность действий задержанных и арестованных относительно соблюдения правил, определяющих порядок и условия их содержания, но и законность действий администрации, обеспечивающей соблюдение законодательства о порядке и условиях содержания.

Прокурор не должен упускать из виду и вопросы соблюдения законности при исполнении наказаний, не связанных  с изоляцией осужденного от общества.

Одним из таких новых видов  наказаний уголовно-исполнительное законодательство (разд. II, гл. 8, ст. 47 - 60 УИК РФ) предусматривает ограничение свободы. Местами отбывания ограничения свободы являются исправительные центры, администрация которых обеспечивает соблюдение порядка и условий отбывания наказания. В предмет прокурорского надзора входит также законность действий администрации организаций, в которых работают осужденные к ограничению свободы (ст. 55 - 56).

Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных работ предусмотрен в разд. II, гл. 7, ст. 39 - 46 УИК РФ. В соответствии со ст. 22 УИК РФ. Исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. Исполнение приговора осужденных к исправительным работам обеспечивается уголовно исполнительными инспекциями. Прокурор осуществляет также надзор за законностью действий администрациями организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам.

Информация о работе Контрольная работа по "Прокурорскому надзору"