Контрольная работа по "Гражданскому процессу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 16:16, контрольная работа

Краткое описание

Задания к контрольной работе:
1. Подведомственность гражданских дел.
2. Производство в апелляционной инстанции.
3. Изучив тему «Пересмотр судебных решений и определений в порядке надзора», составьте схемы – «Полномочия суда надзорной инстанции», «Основные требования, предъявляемые к надзорной жалобе, представлению прокурора».
4. Задача.
Супруги Герасимовы с двумя малолетними детьми по договору найма занимают двухкомнатную квартиру. Администрация районного Совета предъявила в суде иск к Герасимову о выселении его семьи с занимаемой жилой площади и переселении в другое жилое помещение в связи со сносом дома, в котором они проживают. В исковом заявлении в качестве ответчика был указан только наниматель квартиры — Герасимов.
Определите стороны по делу, не имеется ли соучастия? Охарактеризуйте основания, виды соучастия, права и обязанности соучастников.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа 3-12 псз Бураевой Айгуль по гражданскому процессу.docx

— 116.94 Кб (Скачать файл)

Альтернативная подведомственность. Спор правового характера может  быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в  административном порядке, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение  к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного  лица или определяется соглашением  сторон, выраженным как в отдельном  документе, так и в тексте гражданско-правового  договора (контракте).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 80 Семейного  кодекса РФ родители вправе заключить  соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов). Оно заключается в письменной форме, подлежит нотариальному удостоверению  и имеет силу исполнительного  листа (ст. ст. 99 - 100 Семейного кодекса  РФ). Родитель может избрать и  судебный порядок взыскания алиментов, если соглашение не заключено.

Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных  лиц могут быть обжалованы в вышестоящую  избирательную комиссию или в  суд. Предварительное обращение  в вышестоящую избирательную  комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам. Для передачи спора третейскому суду требуется  волеизъявление не одной стороны, а  двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому  суду в определенной форме.

Законом предусмотрены требования к форме соглашения о передаче спора третейскому суду. Оно должно быть заключено обязательно в  письменной форме, в виде отдельного третейского соглашения либо в виде третейской оговорки в договоре. Соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств связи, обеспечивающих фиксирование такого соглашения (ст. ст. 5, 7 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», принятого 21 июня 2002 г.). Стороны могут аннулировать соглашение о передаче спора третейскому суду только по взаимному согласию. Не допускается односторонний отказ от соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда.

Условная подведомственность. Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории  споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает  в качестве необходимого условия  их подведомственности суду. Для условной подведомственности характерно, чтобы  требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа. Так, индивидуальные трудовые споры рассматриваются  комиссиями по трудовым спорам и судами. Порядок образования комиссий по трудовым спорам, их компетенция, срок обращения в комиссию по трудовым спорам, порядок рассмотрения спора  регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. ст. 384 - 389). Порядок разрешения коллективных трудовых споров также  состоит из ряда этапов (ст. 401 Трудового  кодекса РФ).

Обязательный внесудебный  порядок рассмотрения и разрешения споров установлен в случаях предъявления требования о возмещении вреда, причиненного здоровью, если в качестве стороны  в обязательстве из причинения вреда  выступает работодатель, который  несет ответственность за вред, причиненный  здоровью рабочих, служащих, членов колхозов и других кооперативов, гражданам, работающим по гражданско-правовым договорам подряда  и поручения, трудовым увечьем, происшедшим как на территории работодателя, так и за ее пределами, а также во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем.

Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров предусмотрен Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации от 24 декабря 2002 г. (ст. 120), ФЗ «О связи» от 18 июня 2003 г. (ст. 55), Кодексом внутреннего водного  транспорта, принятого 7 февраля 2001 г. (ст. ст. 161, 162).

Подведомственность дел, определяемая по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных  между собой требований, из которых  одни подведомственны суду, а другие - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей  юрисдикции, если их разделение невозможно. Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований. В ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье Кодекса РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрисдикции.Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Судебная подведомственность гражданских дел: понятие и значение

Анализ законодательства позволяет сформулировать несколько  общих правил подведомственности дел.

Суды общей юрисдикции согласно ст. 22 ГПК РФ рассматривают  и разрешают исковые дела с  участием граждан, организаций, органов  государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, иностранных лиц, международных организаций о  защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических  и иных правоотношений, которые не носят по общему правилу экономический  характер, за изъятиями, установленными федеральным законом.

Кроме того, суды рассматривают  и разрешают:

- дела по указанным  в ст. 122 ГПК РФ требованиям,  разрешаемые в порядке приказного  производства;

- дела, возникающие из  публичных правоотношений и указанные  в ст. 245 ГПК РФ;

- дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК РФ;

- дела об оспаривании  решений третейских судов и  о выдаче исполнительных листов  на принудительное исполнение  решений третейских судов (гл. 46 и 47 ГПК РФ);

- дела о признании и  приведении в исполнение решений  иностранных судов и иностранных  арбитражных решений (гл. 45 ГПК  РФ).

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных  организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

В то же время в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими  федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела из гражданских  правоотношений, когда одной из сторон является гражданин, не имеющий статус индивидуального предпринимателя, дела, отнесенные к специальной подведомственности арбитражного суда (ст. 33 АПК РФ), например дела о несостоятельности.

Для определения, какой суд - общей юрисдикции или арбитражный - компетентен разрешить конкретный спор, необходимо выяснить, обладает ли участвующий в нем гражданин статусом индивидуального предпринимателя и связан ли возникший спор с предпринимательской деятельностью.

Первое обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной  регистрации в качестве индивидуального  предпринимателя, а второе - путем  выяснения цели, которую преследовал  гражданин, вступая в гражданское  правоотношение. Если им преследовалась цель систематического получения прибыли (п. 1 ст. 2 ГК РФ), спор следует считать  связанным с предпринимательской  деятельностью и, следовательно, подведомственным арбитражному суду.

Если же у гражданина - индивидуального предпринимателя  такая цель отсутствовала, когда  он в гражданском обороте выступал, например, как потребитель по договору купли-продажи, компетентным разрешить  возникший спор следует признать суд общей юрисдикции.

Экономические споры, возникающие  из гражданских правоотношений в  процессе предпринимательской и  иной экономической деятельности, между  организациями, гражданами, осуществляющими  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального  предпринимателя, подведомственны  арбитражным судам.

В изъятие из этого правила  некоторые гражданско-правовые споры  между организациями подведомственны  судам общей юрисдикции, например по субъектному составу. Кроме того, в отдельных случаях взыскание  с организации может быть произведено  в бесспорном порядке. Вместе с тем  решение, принятое в административном порядке, может быть в дальнейшем обжаловано в арбитражный суд (ст. 11 ГК РФ).

Дела по спорам между государственными органами, органами местного самоуправления, а также между ними и различными коммерческими и некоммерческими  организациями, возникающие из публичных  правоотношений, в том числе финансовых, налоговых, бюджетных, государственно-правовых отношений, разрешаются различными органами судебной власти в соответствии с установленной законом подведомственностью  каждого из судов. Данное правило  вытекает из анализа ст. 22 ГПК РФ, ст. 29 АПК РФ, Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», административного, бюджетного и иного законодательства.

Общественные организации  и их органы, а также третейские суды, арбитражи вправе разрешать  лишь те споры о праве, которые  соответствующими законодательными актами прямо отнесены к их ведению, и  лишь при соблюдении условий, указанных  в этих актах.

Законодатель, последовательно  проводя идею расширения судебной подведомственности гражданских дел, в ГК РФ устанавливает, что даже в тех сравнительно немногочисленных случаях, когда в соответствии с  законом защита гражданских прав осуществляется в административном порядке, решение административного  органа может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11). В таких случаях вводится смешанная подведомственность.

В ст. 22 ГПК РФ определена подведомственность гражданских дел  судам, которая, кроме того, делает отсылку  к ст. 122 («Требования, по которым  выдается судебный приказ»), ст. 245 («Дела, вытекающие из публичных правоотношений») и ст. 262 («Дела, рассматриваемые судом  в порядке особого производства»).

Ст. 22 ГПК РФ устанавливает  предметную компетенцию судов общей  юрисдикции в гражданском процессе и отграничивает тем самым  их компетенцию от других органов, разрешающих  юридические дела, а также от компетенции  судов общей юрисдикции в сфере  уголовного судопроизводства и производства в этих судах по делам об административных правоотношениях.

В итоге в настоящее  время к подведомственности судов  общей юрисдикции относятся, в частности, дела:

- по спорам, возникающим  из семейных и трудовых отношений;

- по спорам, возникающим  из гражданских, кооперативных,  земельных отношений, отношений  по использованию природных ресурсов  и охране окружающей среды,  если хотя бы одной из сторон  является гражданин, кроме споров, возникающих в связи с осуществлением  гражданами-предпринимателями предпринимательской деятельности, отнесенных к компетенции арбитражных судов;

- возникающие из государственно-правовых, административно-правовых, налоговых  и других отношений, основанных  на началах власти и подчинения, если одной из сторон является  гражданин (кроме дел, связанных  с осуществлением предпринимательской  деятельности);

- об оспаривании гражданами  решений и действий (бездействия)  государственных органов, органов  местного самоуправления и должностных  лиц, нарушающих права и свободы  человека;

- об оспаривании гражданами  нормативных актов, кроме тех,  проверка конституционности которых  отнесена к исключительной компетенции  Конституционного Суда;

- об оспаривании прокурорами  в пределах своей компетенции  правовых актов, касающихся неопределенного  круга лиц и нарушающих права  и свободы граждан;

- по спорам общественных  и религиозных организаций (объединений)  с органами государственной власти  и должностными лицами, а также  по спорам этих организаций  между собой;

- о защите деловой репутации  и возмещении морального вреда;

- об оспаривании отказов  в регистрации средств массовой  информации и в выдаче им  лицензий, а также об оспаривании  решений об аннулировании лицензий, выданных средствам массовой  информации, о прекращении или  приостановлении деятельности средств  массовой информации;

- об оспаривании отказов  в регистрации общественных и  религиозных организаций (объединений)  и о прекращении или приостановлении  их деятельности;

- о признании незаконными  решений и действий государственных  органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, избирательных  комиссий и должностных лиц  по назначению, организации и  проведению референдумов, выборов  в органы государственной власти  и местного самоуправления, а  также о признании недействительными  результатов референдумов и выборов.

Институт подведомственности юридических дел, таким образом, решает задачу разграничения компетенции  органов, наделенных правом разрешать  юридические дела.

Специалисты в области  гражданского процесса отмечают, что  понятие «подведомственность» употребляется  в различных смыслах:

- во-первых, как относимость  споров о праве, нуждающихся  в государственно-властном разрешении, а также иных дел к ведению  различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов;

- во-вторых, в качестве  правового института, т.е. совокупности  юридических норм, расположенных  в различных отраслевых нормативных  актах, содержащих ту или иную  форму защиты права;

- в-третьих, как предметная  компетенция судов общей юрисдикции, арбитражных судов, органов нотариата,  органов по рассмотрению и  разрешению трудовых споров и  иных правовых вопросов;

Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому процессу"