Конституция Приднестровской Молдавской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что становление конституционализма – крупнейшее событие всемирной истории цивилизации, связанное с эпохой крушения феодального миропорядка и революционной заменой абсолютистских режимов республиканскими. С конца XVIII в. идеи конституционализма приобретают нарастающее влияние на мировой конституционный процесс.
Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие и складывающиеся на разных этапах развития конституционного права.
Объектом исследования является совокупность теоретических взглядов, концепций и точек зрения, составляющих систему знаний об основных исторических этапах становления конституционализма.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...........3
Глава 1. Дореволюционное конституционное (государственное) право……...5
Глава 2. Тоталитарное конституционное (государственное) право………….11
2.1. Первые декреты советского государства, имеющие конституционное значение………………………………………………………………………….13
2.2. Конституции советского периода и Российской Федерации……………16
Глава 3. Демократическое конституционное право……………..……………24
Глава 4. Конституция Приднестровской Молдавской Республики………….28
Заключение……………………………………………………………………....35
Библиография (список используемой литературы)…………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

кур. КП лена.doc

— 339.50 Кб (Скачать файл)

4. Рассматриваемые конституции  впервые утверждались, в отличие  от прежних, как конституции построенного  социализма. В них уже закреплялись  все главные экономические основы социализма.

5. В конституциях этого  этапа четко выделены основные  государственно-правовые институты, на объективных основах систематизированы конституционные нормы. 30

6. В Конституции РСФСР 1937 года более развернуто, чем  в прежних, закреплены принципы  ее вхождения в Союз ССР. Включена  норма о том, что вне пределов  прав Союза ССР РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права.

7. Значительно полнее, чем  в прежних конституциях, в Конституции  РСФСР 1937 года отражено ее собственное  федеративное устройство. 

Последующее развитие конституционной системы бывшего СССР осуществлялось в связи с принятием новой Конституции СССР в 1977 году. На ее основе в 1978 году была принята Конституция в РСФСР, как и конституции в других союзных республиках.

На протяжении своего 15-летнего срока действия Конституция 1978 года претерпевала значительные изменения. Это касалось не только содержания конкретных норм, но и самой сущности Конституции. В ней закреплялся статус РСФСР как союзной республики в составе  СССР, а затем и как независимого государства после распада Союза. В связи с этим данная Конституция была самой нестабильной.31

В первые 10 лет (до начала периода, получившего название «перестройка») вся новая конституционная система СССР, в том числе Конституция РСФСР 1978 года, характеризовалась следующими чертами.

1. Принятие всех конституций  этого периода должно было  отразить новый этап, в который, вступило советское общество  – этап «развитого социализма». В связи с этим в конституциях  как СССР, так и республик было  впервые введено понятие «народ»; именно он был объявлен субъектом, которому принадлежит вся власть. Однако конституции не утрачивали классового характера.32

2. Классовый характер  конституций подчеркивался и  тем, что они еще более откровенно  и прямо отражали роль коммунистической  партии, которая является «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций».

3. В конституциях сохранялась  и классовая ориентированность  демократии, которая именовалась  «социалистической демократией». Однако рамки ее были значительно расширены. Конституции закрепили более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как право на жилище, право на охрану здоровья, и др. Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.

4. Конституция РСФСР вслед  за Конституцией СССР весьма  значительно изменилась структурно. Конституция стала значительно  более объемной и углубила систематизацию конституционных норм по предметному признаку. 5. В Конституции не было предусмотрено утверждение органами РСФСР Конституций АССР; национальные округа были преобразованы в автономные и впервые перечислены; повысился уровень нормативных актов об автономных областях и автономных округах.

6. Конституция 1978 года впервые  в прямой форме установила, что  РСФСР является суверенным государством. 

Реформирование Конституции, начавшееся в 1989 году, шло по линии постепенного изменения прежде всего ее сущностных черт.33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Демократическое конституционное право.

С конца 1980-х гг. в Советском Союзе начался процесс реформ (перестройка), который затронул и сферу государственного права. Этот процесс был связан с именем М. С. Горбачева. Наиболее важным шагом было разрушение монополии КПСС на руководство обществом и государством.

Государственно-правовые реформы начались с создания органов народного представительства (Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР). Эта двухзвенная система на первом этапе имела прогрессивное значение, ибо позволила создать начала свободного парламентаризма. Съезд, однако, по своей структуре был организацией корпоративного типа, в нем по заранее утвержденной квоте были представлены КПСС, профсоюзы, комсомол, другие общественные организации. Но все же он выявил демократический потенциал страны, выдвинул плеяде решительных борцов за демократические перемены (А. Д. Сахаров, Б. Н. Ельцин, А. Н. Яковлев, Г. X. Попов, А. А. Собчак, Ю. А. Афанасьев и др.). Съезд народных депутатов избрал Президентом СССР М. С. Горбачева.34

 В 1990 г. I Съездом народных депутатов РСФСР было принято решение о разработке новой Конституции, создана Конституционная комиссия для подготовки проекта Основного Закона.

Начался процесс расширения прав союзных республик. В апреле 1990 г. был провозглашен суверенитет РСФСР, а 12 июня1991 г. впервые всенародно избран ее Президент — Б. Н. Ельцин. Августовский путч 1991 г., организованный сторонниками возврата к прошлому, закончился провалом, он дал толчок суверенизации всех союзных республик, сорвав подписание подготовленного проекта договора о конфедеративном союзе этих республик. Произошел распад СССР на 15 независимых государств.

Большинство из них, включая Россию, позже образовали Содружество Независимых Государств (СНГ).

После провозглашения России суверенным государством в соответствии с волей народа была проведена демократизация ряда институтов конституционного права. В Конституции России и республик были исключены слова «советский», «социалистический». Был введен институт президентства, учреждены двухпалатный Верховный Совет и Конституционный Суд. Избирательная система приобрела демократический характер, расширились права местных органов власти.35

В 1992—1993 гг. между Президентом и Верховным Советом стали назревать серьезные разногласия, которые завершились острым конституционным кризисом. 21 сентября 1993 г. Президент издал Указ, которым приостановил деятельность Верховного Совета и объявил о проведении новых выборов.

3 октября произошли трагические события, связанные с применением силы обеими сторонами, после чего 12 декабря 1993 г. были назначены референдум по проекту новой Конституции РФ и выборы депутатов Государственной Думы и Совета Федерации.36

12 декабря 1993 г. впервые в истории России всенародным голосованием принимается новая Конституция (в конституционном референдуме приняло участие более 54 % граждан России, имеющих право на участие в референдуме, из них более 58 % проголосовали за принятие вынесенного на голосование проекта). На голосование был вынесен согласованный проект Основного Закона – Конституционное совещание рассмотрело и обобщило тысячи предложений от различных органов государственной власти, политических сил, регионов, граждан, ученых, отечественных и зарубежных экспертов.

Именно с принятия новой Конституции РФ начался новый этап в постсоветском развитии российского конституционализма, на основе Конституции 1993 г. формируются новые правовая система и конституционная модель государства. Этим завершился конституционный кризис, а в стране установилась новая форма правления.

Новая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием и вступила в силу с момента опубликования результатов всенародного голосования – 25 декабря 1993 г. 37

Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.38

С принятием новой конституции завершился советский период развития нашей государственности. Закрепляя основы конституционного строя, Конституция РФ определяет Российскую Федерацию Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, в котором:

1) человек, его права и  свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2);

2) носителем суверенитета  и единственным источником власти  является многонациональный народ  России (ч. 1 ст. 3);

3) социальная политика  направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7);

4) признаются и защищаются  равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы  собственности (ч. 2 ст. 8);

5) государственная власть  осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10);

6) признается и гарантируется  местное самоуправление (ст. 12);

7) признается идеологическое  и политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может  устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13);

8) общепризнанные принципы  и нормы международного права  и международные договоры Российской  Федерации – составная часть  ее правовой системы (ч. 4 ст. 15).39

Конституция Р Ф имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 15).

Глава 4. Конституция  Приднестровской Молдавской Республики.

2 сентября 1990 г. II Чрезвычайный съезд депутатов всех уровней Приднестровья в Тирасполе провозгласил Приднестровскую Молдавскую ССР (ПМССР), в состав которой вошли Григориопольский, Дубоссарский, Рыбницкий, Слободзейский районы, города Бендеры, Дубоссары, Рыбница и Тирасполь. Столицей Приднестровской МССР стал город Тирасполь.

8 декабря 1990г. на второй  сессии Верховного Совета ПМССР  был принят Декрет о государственной  власти в новой редакции и  Декларация о суверенитете, в  которых излагались основные принципы осуществления государственной власти и управления и которые легли в основу будущей Конституции Приднестровской Молдавской Республики. Декларация провзглашала суверенитет ПМССР, утверждала разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, устанавливала территориальные пределы республики.40

25 августа 1991г. на сессии  Верховного Совета ПМССР была  принята Декларация о независимости  Приднестровской Молдавской Советской  Социалистической Республики, в  которой в частности говорилось; «Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика провозглашается независимым государством».41

Первая конституция Приднестровья была принята 2 сентября 1991 года на IV съезде Советов депутатов всех уровней. По ней республика провозглашалась суверенным и независимым государством в составе Союза ССР (Приднестровская Молдавская ССР). В ней воспроизводилась советская система органов государственной власти.

10 октября 1991г. Верховный  Совет ПМССР принял Постановление  «О подготовке и проведении  референдума». В нем предписывалось  провести референдум по вопросу  о независимости республики в червертом квартале 1991г., а Комитету Верховного Совета по вопросам законодательства, законности и правопорядка, Комиссии по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан предлагалось в срок до 20 октября 1991г. внести на утверждение Верховного Совета проект Закона «О референдуме в Приднестровской МССР».42

22 октября 1991г. Верховный  Совет ПМССР принял два закона: «О выборах Президента Приднестровской  Молдавской ССР» и «О всенародном  голосовании (референдуме)».

Тем же днем, 22 октября, Верховный Совет ПМССР преобразовал единую Центральную избирательную комиссию в Центральную республиканскую комиссию для голосования по выборам Президента.

5 ноября 1991г. Верховный Совет, учитывая предложения приднестровцев  о  необходимости переименования  республики, постановил внести изменения в название Приднестровской МССР и впредь именовать ее «Приднестровская Молдавская Республика».

Новая Конституция ПМР была принята на референдуме 24 декабря 1995 года, за неё проголосовало 82% избирателей. 24 декабря считается Днём Конституции ПМР.43

В соответствии с новой Конституцией в ПМР устанавливалась парламентско-президентская республика. Президент представлял на утверждение Верховному Совету структуру Правительства ПМР, по согласованию с Верховным Советом формировал Правительство, вносил изменения в его состав, освобождал от должности членов Правительства Приднестровской Молдавской Республики.

Президент являлся главой государства, руководил системой органов государственного управления, руководил внешней политикой государства, являлся Главнокомандующим Вооруженных Сил, принимал меры по обеспечению общественного порядка, безопасности граждан и государственного строя ПМР.44

Информация о работе Конституция Приднестровской Молдавской Республики