Конституция Приднестровской Молдавской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что становление конституционализма – крупнейшее событие всемирной истории цивилизации, связанное с эпохой крушения феодального миропорядка и революционной заменой абсолютистских режимов республиканскими. С конца XVIII в. идеи конституционализма приобретают нарастающее влияние на мировой конституционный процесс.
Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие и складывающиеся на разных этапах развития конституционного права.
Объектом исследования является совокупность теоретических взглядов, концепций и точек зрения, составляющих систему знаний об основных исторических этапах становления конституционализма.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...........3
Глава 1. Дореволюционное конституционное (государственное) право……...5
Глава 2. Тоталитарное конституционное (государственное) право………….11
2.1. Первые декреты советского государства, имеющие конституционное значение………………………………………………………………………….13
2.2. Конституции советского периода и Российской Федерации……………16
Глава 3. Демократическое конституционное право……………..……………24
Глава 4. Конституция Приднестровской Молдавской Республики………….28
Заключение……………………………………………………………………....35
Библиография (список используемой литературы)…………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

кур. КП лена.doc

— 339.50 Кб (Скачать файл)

О государственном праве собственно России можно говорить только относительно периода до 1922 г., т.е. до создания СССР. После этого Россия фактически управлялась союзными органами и законами, – всем вершил союзный ЦК ВКП(б), а затем ЦК КПСС. Вслед за принятием союзных конституций 1936 г. и 1977 г. были приняты и слепки для РСФСР 1937 г. и 1978 г., объявившие Россию суверенным государством и создавшие свою систему органов власти и управления, а также судов. Но практически они были жестко встроены в централизованную систему власти унитарного государства.13

Большевики быстро разделались с политическими партиями, они были запрещены, а их лидеры репрессированы или расстреляны. Претензия РКП на монопольное руководство обществом и государством была сформулирована на VIII съезде (март 1919 г.). 14

Произошли сращивание партийной и государственной власти и ее полная централизация. Формальным являлся новый советский федерализм, легший в основу государственного устройства СССР после его образования в 1922 г. Россия продолжала оставаться федеративным государством. В ней не было равноправных субъектов, а были образованы, наряду с обычным административно-территориальным делением, отдельные автономные республики и автономные области, создавшие видимость национальной государственности. 15

Модификации государственного права в годы правления Н. С. Хрущева и Л. И. Брежнева не затронули его сути. Государственно-правовые институты, несмотря на некоторую демократизацию, по-прежнему лишь оформляли власть коммунистической партии, игнорировали приоритет человека, его права и свободы.

В 1975 г. после долгих, но безуспешных попыток найти удобные для себя формулировки Л. И. Брежнев подписал Хельсинкский документ с его «третьей корзиной», в котором провозглашалась незыблемость общепризнанных демократических прав и свобод человека. И хотя этот документ так и не обрел реальной силы в стране, демократическая общественность почувствовала международную поддержку.16

Общественное мнение в этот период еще не обрело силы, чтобы заставить власти дать народу права и свободы, но добилось многого, и прежде всего дискредитации сталинского тезиса о мнимой свободе при социализме и несвободе при капитализме, который стал восприниматься наоборот, овладевая массами. Это был главный сдвиг, подготовивший перестройку. Исчерпав все свои идеологические ресурсы, социалистическая демократия так и не смогла уйти от тоталитаризма, дать народу права и свободы, которые давно имели граждане, живущие в условиях «загнивающего» капитализма.17

 

2.1. Первые декреты  советского государства, имеющие  конституционное значение.

II Всероссийский съезд  рабочих и солдатских депутатов  принял 7 ноября  1917 г. обращение "Рабочим, солдатам и крестьянам», в котором провозгласил программу социальных и демократических преобразований, прежде всего: демократический мир всем народам; безвозмездную передачу помещичьих, удельных и монастырских земель в распоряжение крестьянских комитетов; рабочий контроль над производством; обеспечение всем нациям, населяющим Россию, подлинного права на самоопределение.18

Съезд принял специальное обращение "О полноте власти Советов" и постановил, что вся власть на местах переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Декретом от 8 ноября 1917 г. "Об учреждении Совета Народных Комиссаров" съезд образовал для управления страной рабочее и крестьянское правительство, установив одновременно, что контроль за деятельностью народных комиссаров и право их смещения принадлежит Всероссийскому съезду рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его ЦИКу.

Декретом II Всероссийского съезда "О земле" отменялась помещичья собственность на землю немедленно и без всякого выкупа; признавались самыми справедливыми путями решения земельного вопроса отмена, раз и навсегда, частной собственности на землю и обращение ее во всенародное состояние; переход всех недр земли, руды, нефти, угля и т.д. в исключительное пользование государства. Тем самым в декрете была заложена существенная часть предпосылок нового конституционного строя России.19

В декрете "О мире" II Всероссийский съезд заложил основы внешнеполитической деятельности советского государства, базирующейся - если исходить из текста - на миролюбии, неприменении насилия и самоопределении наций в решении национального вопроса, отмене тайной дипломатии, пролетарском интернационализме и солидарности рабочих всех стран в борьбе за дело мира и освобождение "трудящихся и эксплуатируемых масс населения от всякого рабства и всякой эксплуатации".

Конституционное значение имели и многие последующие декреты советской власти, предшествовавшие первой российской Конституции. Их можно разделить на четыре группы.20

Первая - акты, направленные на создание экономических основ нового строя. Это, в частности, "Положение о рабочем контроле", принятое ВЦИК 27 ноября 1917 г.; декрет ВЦИК "О национализации банков" от 27 декабря 1917 г.; "О социализации земли" от 9 февраля 1918 г.; декреты СНК "О национализации внешней торговли" от 22 апреля 1918 г.; "О национализации крупнейших предприятий горной, металлургической, металлообрабатывающей, текстильной и других ведущих отраслей промышленности" от 28 июля 1918 г. и др.

Второй группой декретов были заложены основы национально-государственного строительства. Это, в частности, принятая СНК 15 ноября 1917 г. "Декларация прав народов России", обращение СНК "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока" от 3 декабря 1917 г., постановление СНК "О Финляндской республике" от 31 декабря 1917 г., декрет ВЦИК "О флаге Российской Республики" от 8 апреля 1918 г. и др.21

Третья группа декретов посвящалась созданию механизма советского государства: декрет СНК "О порядке утверждения и опубликования законов" от 12 ноября 1917 г., декрет ВЦИК "О праве отзыва делегатов" от 4 декабря 1917 г., декрет СНК "О суде" от 5 декабря 1917 г., декрет ВЦИК "О Высшем Совете Народного Хозяйства" от 14 декабря 1917 г., декрет СНК "О Рабоче-Крестьянской Красной Армии" от 28 января 1918 г. и др.

Четвертой группой декретов власть пыталась установить основы правового положения граждан, организации всей общественной жизни: постановление СНК "О восьмичасовом рабочем дне" от 11 ноября 1917 г., декрет ВЦИК "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" от 23 ноября 1917 г., декрет СНК "О печати" от 9 ноября 1917 г., декрет ВЦИК "О гражданском браке, детях и о ведении книг актов состояния" от 31 декабря 1917 г., декрет СНК "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" от 2 февраля 1918 г., декрет ВЦИК "О праве убежища" от 28 марта 1918 г., декрет ВЦИК "О приобретении прав российского гражданства" от 1 апреля 1918 г. и др.

По форме национально-государственного устройства было принято коренное решение. "Декларацией" Советская Российская Республика учреждалась как федерация советских национальных республик на основе свободного союза свободных наций. Государство стало называться РСФСР. В резолюции от 28 января 1918 г. "О федеральных учреждениях Российской Республики" съезд закрепил всю систему высших и местных органов государственной власти страны.22

Таким образом, декреты конституционного значения, появившиеся в первые месяцы советской власти, отражали то видение образа новой системы, с которым пришли к власти руководители новых социальных сил.

 

2.2. Конституции  Российской Федерации.

Декреты советской власти проводились в жизнь. Но власть хорошо понимала, что ее полноценное законное оформление должно выражаться в принятии конституции.

В истории Российской Федерации насчитывается пять конституций – соответственно 1918,1925,1937,1978 годов и ныне действующая Конституция 1993 года.23

Сроки действия конституций РСФСР составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что говорит, учитывая сложный исторический путь развития России, в целом об относительной стабильности конституций.

Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и совершенствование прежних.24

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов утвердил первую советскую Конституцию. Конституция РСФСР 1918 года имела следующие особенности:

1. Она как первая Конституция  не опиралась на принцип преемственности  конституционного развития, определяла  основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами и  первыми декретами советской власти.

2. Из всех советских  конституций она была в наибольшей  степени идеологизирована, имела  открыто классовый характер. РСФСР  лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые эти лица или группы лиц использовали в ущерб интересам социалистической революции.

3. Конституция 1918года отличалась  от последующих конституций РСФСР  также значительным числом программных  положений, определяя во многих  своих статьях цели, на достижение которых будет направлена Конституция.

4. К специфическим чертам  Конституции 1918 года относится то, что ее нормы и положения  выходят за рамки внутригосударственного  регулирования. Она включает установления, ориентированные на все мировое сообщество, причем установления чисто политического характера.  5. Следует указать и на такую особенность Конституции 1918 года, как открытое признание применения насилия для утверждения принципов нового, социалистического строя. Эта черта не характерна для последующих советских конституций.

6. С точки зрения юридической  техники, Конституция 1918 года была  в значительной своей власти  несовершенной, что объяснялось  и объективными факторами. Отсутствие  субъектов Федерации не позволяло  выделить соответствующий раздел в Конституции. Не мог быть в обобщенном виде представлен и раздел об основах общественного строя, поскольку последний еще только закладывался.25

Все отмеченные особенности Конституции 1918 года характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существовавшие до переворота или революции.

Причиной замены Конституции 1918 года Конституцией РСФСР 1925 года явились объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 года.26 Последняя закрепляла, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции». Поэтому в постановлении XII Всероссийского съезда Советов, утвердившего текст Конституции 1925 года, он назван «измененным текстом Конституции».

В отличие от Конституции 1918 года Конституция 1925 года не включила в свой текст Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, однако записала, что исходит из основных ее положений и воспроизводила многие из них.27

Оставаясь открыто классовой, Конституция 1925 года существенно смягчила формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества. Она стала юридически более строгой, без общих политических положений, присущих Конституции 1918 года.28

То новое, что характеризует содержание Конституции 1925 года, заключается в следующем.

1. В ней отражен факт  вхождения РСФСР в Союз ССР. В ней не было также закреплено  сохранение за РСФСР права  выхода из состава Союза ССР.

2. В связи с появлением  субъектов РСФСР в ее Конституцию  были  включены положения, определяющие их статус и полномочия Федерации в отношении них.

Последующее конституционное развитие РСФСР уже напрямую связывалось с принятием новых, союзных конституций. Причем шел процесс все большего совпадения структуры и содержания конституций республик и Конституции СССР и создания почти единообразного текста конституций всех союзных республик.

Принятие Конституции РСФСР 1937г. было следствием введения в действие Конституции СССР 1936 года. Обновление всей конституционной системы Союза объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов, что привело к значительному расширению социалистической демократии.

Конституции этого этапа и Союза, и РСФСР, а также других союзных республик отличаются следующими чертами:29

1. Они сохранили, как и  прежние, классовую сущность, воплощали  диктатуру пролетариата. Однако  форма выражения этой сущности  изменилась. В связи с ликвидацией  эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде.

2. В конституции впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан, включавшие широкий спектр этих прав и обязанностей. В частности, впервые было закреплено право на труд.

3. О сохранении классовой  сущности всех конституций рассматриваемого  этапа свидетельствует закрепление руководящей роли коммунистической партии, тогда именовавшейся ВКП(б).

Информация о работе Конституция Приднестровской Молдавской Республики