Конституционный контроль в России: понятие и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности конституционного контроля.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть процесс становления конституционного контроля в Российской Федерации;
сформулировать понятие «конституционный контроль»;
выявить правовую природу и отличительные признаки Конституционного Суда Российской Федерации;
рассмотреть основные задачи и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации;

Содержание

Введение
Конституционный контроль в России: понятие и значение
Становление системы конституционного контроля в России
Понятие и значение конституционного контроля
Конституционный контроль Российской Федерации на современном этапе
Юридическая природа и отличительные признаки конституционного суда Российской Федерации
Основные задачи и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
Проблемы и перспективы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционный контроль в россии.docx

— 46.48 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

  1. Конституционный контроль в России: понятие и значение
    1. Становление системы конституционного контроля в России
    2. Понятие и значение конституционного контроля
  2. Конституционный контроль Российской Федерации на современном этапе
    1. Юридическая природа и отличительные признаки конституционного суда Российской Федерации
    2. Основные задачи и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
  3. Проблемы и перспективы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конституционный контроль находится в центре всей системы контроля за законностью. Это обусловливается, прежде всего, тем особым местом, которое занимает конституция в жизни общества; будучи его главным политическим, правовым документом, конституция закрепляет важнейшие стороны социально-экономической, политической системы, организации государства, определяет основные права, свободы и обязанности граждан.

 Ее действие распространяется  на всю систему общественных  отношений, она составляет юридическую  базу для всего законодательства, является ядром всей правовой  системы.

Деятельность государственных органов, должностных лиц, общественных организации, граждан, нормативные акты должны четко соответствовать конституции.

Без этого невозможно правовое государство. Добиться же такого положения можно лишь при наличии эффективной системы конституционного контроля, обеспечивающей точное, последовательное проведение в жизнь конституции, усиливающей ее роль как основного закона страны и выступающей в качестве главнейшего гаранта защиты конституционных прав и свобод граждан.

От ее эффективности, в конечном счете, зависит деятельность в области контроля за законностью в целом.

Актуальность темы исследования данной работы состоит в том, что соблюдение положений Конституции и эффективный контроль за этим процессом — важная гарантия реализации  правовых начал в государстве и обществе.

Объектом исследования является система надзора за соблюдением законодательства.

Предметом исследования является конституционный контроль Российской Федерации.

Цель исследования – изучить особенности конституционного контроля.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть процесс становления конституционного контроля в Российской Федерации;
  2. сформулировать понятие «конституционный контроль»;
  3. выявить правовую природу и отличительные признаки Конституционного Суда Российской Федерации;
  4. рассмотреть основные задачи и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации;
  5. выявить проблемы и определить перспективы деятельности Конституционного Суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Конституционный контроль в России: понятие и значение

1.1 Становление конституционного контроля в России

Судьба конституционного контроля в России была не простой. До 1918 г. вопрос о конституционном контроле даже не поднимался, поскольку как таковой Конституции не было.

Интерес к проблеме конституционного контроля возник после образования СССР, когда потребовалось привести к единому знаменателю законодательство союзных республик, входивших в СССР.

Органом, на который Конституцией СССР 1924 г. была возложена функция контроля, за соблюдением норм Конституции, стал Верховный Суд СССР. В этих целях указанный суд тщательно изучал все правовые акты союзного уровня, копии которых ему в обязательном порядке посылались.

 За первые пять лет  его сотрудниками было изучено 24 тыс. актов. Но с начала 30-х гг. прошлого столетия активность Верховного Суда в связи с изменением политической обстановки, а также вследствие субъективных причин в области конституционного контроля значительно упала, а затем и полностью исчезла.

Только начиная с конца 60-х гг. прошлого века в советском правоведении начала обсуждаться идея независимого органа конституционного контроля, но воплотилась она в реальность лишь в период «горбачевской перестройки».

К середине 1989 г. стали предприниматься конкретные шаги по возрождению контроля за соблюдением Конституции СССР. В результате был создан Комитет конституционного надзора СССР — квазисудебный орган, неразрывно связанный с парламентом.

В декабре 1989 г. был принят общесоюзный Закон «О конституционном надзоре в СССР», на основании которого был избран первый состав Комитета конституционного надзора в составе председателя и 25 членов, в том числе по одному от каждой союзной республики, сроком на 10 лет. Комитет функционировал менее двух лет. Его решения в области конституционной защиты прав человека были впоследствии высоко оценены юристами и общественностью.

Комитет конституционного надзора:

- прекратил практику издания секретных нормативных правовых актов, влияющих на права граждан;

- постановил, что прописка ограничивает право на свободу передвижений граждан;

- признал, что принудительное лечение лиц от алкоголизма и наркомании нарушает фундаментальные нормы, и др.

Однако многие решения Комитета так и остались не выполненными до конца 1991 г., когда он прекратил свое существование.

Образование Комитета конституционного надзора стимулировало создание своего органа по защите Конституции в России. 15 декабря 1990 г. в Конституцию РСФСР были включены положения о создании Конституционного Суда РФ, затем был принят подробный (89 статей) закон о Конституционном Суде от 12 июля 1991 г. За два года (с ноября 1991 г. по октябрь 1993 г.) суд принял ряд решений, имевших большое общественное значение.

Среди них: решения о конституционности Указа Президента РФ о прекращении деятельности КПСС; о защите прав работников прокуратуры, вкладчиков Сбербанка, нанимателей жилых помещений и др.

В то же время несудебная деятельность некоторых судей Конституционного Суда РФ получила не­однозначную оценку в обществе.

В первый период своей деятельности в 1992—1993 гг. Конституционным Судом РФ было рассмотрено 27 дел, из них 19 — по ходатайствам о проверке конституционности правовых актов, а 8 — по индивидуальным жалобам граждан.

После принятия на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, а затем и Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» количественный состав и полномочия Конституционного Суда РФ претерпели значительные изменения. Вместо имевшихся 13 в его состав вошли уже 19 судей, т.е. необходимо было доизбрать еще шесть новых членов Конституционного Суда РФ.

Процесс этот оказался непростым в связи с тем, что Совет Федерации отклонил многих представленных ему Президентом РФ кандидатов. Завершилось избрание судей Конституционного Суда РФ только в феврале 1995 г.

С этого момента реформированный Конституционный Суд РФ получил возможность возобновить свои заседания и приступить к осуществлению своей непосредственной функции конституционного контроля.

Основными целями Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» являются:

- конкретизация статуса  Конституционного Суда РФ и  установление правил конституционного  судопроизводства как самостоятельного  вида судопроизводства;

- развитие гарантий, препятствующих превращению данного судебного органа в элемент политического влияния;

- повышение роли Конституционного Суда РФ в защите прав и свобод граждан;

- совершенствование структуры и организации деятельности суда, направленное на повышение его эффективности;

- расширение коллегиальных  начал в деятельности Конституционного Суда РФ.

Усовершенствованная структура Конституционного Суда РФ позволила ему уже в первый год его деятельности с февраля 1995 г. рассмотреть 23 дела.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» была предусмотрена возможность создания конституционных (уставных) судов в субъектах РФ.

Они учреждаются для рассмотрения вопросов соответствия законов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкова­ния данной конституции (устава). Система этих судов не подчиняется Конституционному Суду РФ и финансируется за счет средств бюджета субъекта РФ.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ в настоящее время определяются Конституцией РФ — ст. 125 и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

1.2 Понятие и значение конституционного контроля

В теории права понятие «конституционный контроль» непосредственно связывается с наличием конституции, сохранением конституционно закрепленных норм и принципов, обеспечивающих установленный баланс полномочий высших органов власти.

Важное значение имеет решение проблемы обеспечения конституционных гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина. Главная миссия конституционного контроля заключается в обеспечении верховенства и стабильности конституции, сохранении конституционного разделения властей и гарантировании защиты конституционно закрепленных прав и свобод человека.

Понятие «конституционного контроля» часто употребляется в одном смысле с понятием «конституционный надзор», хотя контроль и надзор – термины не идентичные. Под контролем обычно понимают право какого-то органа проверять деятельность вплоть до отмены актов другого, подконтрольного органа.

Надзор сводится к наблюдению, позволяющему указать на ненадлежащей принятый или незаконный акт, который поднадзорный орган должен изменить или отменить сам. Для конституционной юстиции больше подходит термин «контроль», что, однако, не означает подчинения ей законодательных и исполнительных органов».[2]

Действительно, конституционный контроль, являясь специфической функцией обеспечения верховенства конституции, не может быть основной функцией органов, наделенных полномочиями по принятию правовых актов.

Он выступает в сфере сдержек и противовесов, и главной его задачей являются обнаружение, оценка и восстановление нарушенного равновесия. Введение государством в свою правовую систему конституционного правосудия указывает на то, что государство предпочитает предоставить полномочия по принятию решений о конституционно правовых вопросах специализированным учреждениям, стоящим как бы над обычными суда – ми. Ведь очевидно, что решение таких вопросов может оказаться не под силу обычным судам.

Специфика судебной власти по сравнению с законодательной и исполнительной заключается в её относительной стабильности и нейтральности, поэтому именно орган конституционного правосудия и есть основной орган конституционного контроля.

«Институт конституционного контроля есть власть, предоставленная лицам, в него назначенным, контролировать и в случае необходимости санкционировать соответствие конституции актов, принятых публичными властями и особенно законов, вотированных представителями избранными суверенным народом.

Роль конституционного суда в политическом процессе громадна. В то же время конституционный суд призван решать исключительно вопросы права, и ни при каких обстоятельствах не должен отдавать предпочтение политической целесообразности, пытаться оценивать, чьи бы то ни было практические действия вне их правовых форм.

Конституционный суд выступает не просто в роли арбитра политических властей и политических решений, но и в качестве гаранта экзистенциальных прав организованного в государство социального союза. Причем эта функция конституционного суда не является проистекающей из воли какого-либо института власти, а непосредственно возлагается на конституционный суд правом, высшим законом государства – конституцией.[3]

Конституционный контроль является средством обеспечения стабильности государства и общества в условиях последовательного и непрерывного развития.

Эта роль осуществляется посредством проверки, выявления, констатации и устранения несоответствий нормативных актов конституции, в ходе которых органы конституционного контроля вправе отменять обнаруженные несоответствия.

Институт конституционного контроля как орган государственной власти, обладая всеми характерными чертами последнего, тем не менее имеет особую правовую природу.

Во-первых, это орган правосудия, специализирующийся на решении конституционно-правовых вопросов. Последние представляют собой, прежде всего конституционно-правовые споры: именно толкование и применение конституции, а также вопрос о полномочиях образуют подлинное ядро этих споров.

Информация о работе Конституционный контроль в России: понятие и значение