Понятие налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:40, реферат

Краткое описание

Налоговый контроль является одним из важнейших элементов налоговой системы и составляет основу государственного управления в сфере налогообложения. Именно в рамках налогового контроля непосредственно реализуются государственные интересы в области государственных финансов, бюджета и налогов.
Официальное определение налогового контроля закреплено в пункте 1 статьи 82 НК РФ, согласно которому под налоговым контролем понимается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

к понятию налогового контроля.docx

— 46.79 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ

 

1.1. Назначение  налогового контроля в РФ

 

Налоговый контроль является одним из важнейших элементов  налоговой системы и составляет основу государственного управления в  сфере налогообложения. Именно в  рамках налогового контроля непосредственно  реализуются государственные интересы в области государственных финансов, бюджета и налогов.

Официальное определение  налогового контроля закреплено в пункте 1 статьи 82 НК РФ, согласно которому под  налоговым контролем понимается деятельность уполномоченных органов  по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Контроль за соблюдением законодательства позволяет, прежде всего,  устранять недостатки в функционировании объектов управления и оценивать дисциплину исполнения законодательных актов. Кроме того, контроль за соблюдением законодательства позволяет судить о том, насколько эффективно само правовое регулирование в той или иной сфере управления, о том, какие изменения следует внести в нормативные акты для повышения степени их исполнения, о том, насколько нормы правовых актов соответствуют сущности и закономерностям развития регулируемых общественных отношений.1 То же самое можно сказать и о налоговом контроле. Налоговый контроль позволяет выявить недостатки в системе налогообложения, оценить уровень налоговой дисциплины и налоговой культуры всех участников налоговых правоотношений, а также определить приоритетные направления совершенствования системы налогообложения.

В этой связи необходимо отметить, что налоговый контроль осуществляется не только в отношении граждан и их объединений, но и в отношении государственных органов, а также органов местного самоуправления, которые также являются подконтрольными субъектами, выступая в отношениях по налоговому контролю в качестве юридических лиц. Также необходимо отметить, что налоговый контроль является составной частью финансового контроля и представляет собой разновидность финансовой деятельности государства. Помимо налогового контроля, можно назвать такие виды финансового контроля, как бюджетный, банковский, валютный, таможенный и др.

В процессе осуществления  налогового контроля проверяется реализация такого важного направления финансовой деятельности государства, как сбор доходов, идущих на формирование денежных фондов, входящих в состав финансовой системы государства.2 Именно в связи с этим налоговый контроль специалисты относят к общегосударственному финансовому контролю.3

Налоговый контроль обладает общими признаками государственного контроля. Кроме того, налоговый контроль имеет  также специфические черты. В  этих специфических чертах отражаются его сущность и его отличие  от других видов государственного контроля. Данные специфические признаки налогового контроля получили отражение в самом  понятии налогового контроля, которое, как было отмечено выше, закреплено в пункте 1 статьи 82 НК РФ. Среди таких  признаков необходимо назвать следующие:

1. Налоговый контроль - это деятельность государственных органов, которая заключается в проведении определенных организационных мероприятий, исходя из целей и задач этих органов.

Как правило, эта деятельность осуществляется налоговыми органами в  трех направлениях:

а)   сбор информации о  проверяемом субъекте, осуществляемый в формах, установленных статьей 82 НК РФ;

б)  оценка собранной информации, например, в акте камеральной или  выездной налоговой проверки;

в) реагирование на полученную информацию, например, путем вынесения  соответствующего решения.

2. Налоговый контроль  осуществляется специально уполномоченными  на то государственными органами - налоговыми органами.

На налоговые органы возложены  многообразные функции в различных  отраслях государственного управления, однако функция налогового контроля для налоговых органов является основной.

Определение налоговых органов  дано в пункте 1 статьи 30 НК РФ, согласно которому налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за:

- соблюдением законодательства  о налогах и сборах;

- за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью  уплаты (перечисления) в бюджетную  систему РФ налогов и сборов;

- а в случаях, предусмотренных  законодательством РФ, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью  уплаты (перечисления) в бюджетную  систему РФ иных обязательных  платежей.

В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и  надзору в области налогов  и сборов, и его территориальные  органы.

Налоговым органом в РФ является ФНС России. Полномочия ФНС  России закреплены в НК РФ, Положении  о ФНС России, утвержденном Постановлением Правительства РФ в 2004 году.

Отдельными полномочиями налогового органа наделена ФТС России (по налогам и сборам при перемещении  товаров, работ, услуг через таможенную границу РФ), что закреплено в  НК РФ, ТК РФ, Положении о ФТС России.

3. Налоговый контроль  представляет собой контроль за деятельностью налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, а также иных субъектов, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности в сфере налоговых отношений. Это также закреплено в пункте 1 статьи 82 НК РФ.

 Контрольная деятельность  налоговых органов в сфере  налогообложения касается не  только налогоплательщиков, обязанных  точно и своевременно исполнять  налоговые обязательства, но и  всех других лиц, участвующих  в сложных и многообразных  операциях по организации и  осуществлению налогообложения  (налоговых агентов, банков, свидетелей, экспертов, понятых, специалистов, переводчиков), а также собственных  органов (прежде всего налоговых).

Отдельные обязанности НК РФ в целях налогового контроля предусматривает  и в отношении органов юстиции, адвокатских палат, органов опеки  и попечительства, нотариусов, например, в области учета налогоплательщиков.

4. Налоговый контроль  осуществляется в порядке, установленном  законом.     Этот порядок  определен Главой 14 НК РФ. Данной  главой определены:

- формы и методы налогового  контроля (например, учет, проверки);

- порядок организации  проведения налоговых проверок (например, обязательное составление и утверждение  плана выездных налоговых проверок  уполномоченным на то должностным  лицом;

- порядок проведения налоговых  проверок;

- круг полномочий всех  участников данных правоотношений;

- порядок принятия решений  по результатам проведенных контрольных  мероприятий и т.д.

Кроме того, отдельные вопросы  налогового контроля содержатся в подзаконных  актах. Например, формы налоговых  деклараций и порядок их заполнения утверждаются приказами Министерства финансов РФ. Порядок взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками утверждается приказами ФНС России.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что деятельность по осуществлению налогового контроля регулируется НК РФ и иными принятыми  в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

5. Налоговый контроль  осуществляется в целях обеспечения  соблюдения законодательства о  налогах и сборах. Для осуществления  этой общей цели налоговые  органы наделены соответствующими  принудительными полномочиями, например, правом применять налоговую и  административную ответственность.

С учетом изложенного можно  определить налоговый контроль как  особый вид государственного контроля (надзора) в сфере налогообложения, который реализуется в деятельности компетентных государственных органов (налоговых органов – ФНС и  ФТС России), и который направлен  на обеспечение правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налоговых платежей в бюджетную  систему, а также на обеспечение  выполнения иных обязанностей, установленных  законодательством о налогах  и сборах.

Далее перейдем к содержанию налогового контроля.

Налоговый контроль в РФ, исходя из анализа Главы 14 НК РФ, включает в себя:

- проверки выполнения  налогоплательщиками налоговых  обязательств;

- проверки применения  налоговых льгот;

- проверки полноты и  своевременности учета налогоплательщиков  и объектов налогообложения;

- выявление налоговых  правонарушений;

- пресечение и предупреждение  правонарушений в налоговой сфере.4

Как любая управленческая деятельность, налоговый контроль осуществляется на базе следующих принципов:

- принципа законности;

- принципа планирования мероприятий  налогового контроля;

- принципа соблюдения налоговой  тайны (специального режима доступа  к сведениям о налогоплательщиках, плательщиках сборов и налоговых  агентах, полученным должностными  лицами уполномоченных контрольных  органов);

- принципа последовательности  проведения мероприятий налогового  контроля;

- принципа документального оформления  установленных фактов, действий  и событий; 

- принципа недопустимости причинения  ущерба проверяемой организации  или физическому лицу при проведении  налогового контроля.5

Реализация указанных  принципов налогового контроля не только обеспечивает результативность контрольных  мероприятий налоговых органов, но и являются в значительной степени  определяющим фактором повышения уровня собираемости налогов и сборов в  бюджетную систему государства.

    1. Основные виды, формы и методы налогового контроля

на современном этапе

 

Как следует из Главы 14 НК РФ «Налоговый контроль», налоговый  контроль осуществляется в различных  формах, применяются различные методы налогового контроля.

Все эти формы и методы налогового контроля можно классифицировать следующим образом.

1. По месту проведения  контрольных мероприятий выделяют  налоговый контроль:  

- по месту расположения  налогоплательщика, т.е. выездной;

- по месту нахождения  налогового органа, т.е. камеральный.

При этом в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 89 НК РФ, в  случае, если у налогоплательщика  отсутствует возможность представить помещение для проведения выездной налоговой проверки, такая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

2. По степени осуществления  контрольных мероприятий выделяют  непосредственный налоговый контроль  и опосредованный. В первом случае  контрольные мероприятия проводятся  по месту нахождения налогоплательщика  либо по месту ведения им  предпринимательской деятельности. Кроме того, при непосредственном  налоговом контроле налоговые  органы как проверяющие исследуют  первичную документацию, относящуюся  к налоговому учету. Это осуществляется, как правило, при проведении  выездной налоговой проверки.

Для опосредованного налогового контроля, напротив, характерно то, что  проверяющие (т.е. налоговые органы) и проверяемый субъект не вступают в непосредственный контакт. Помимо этого, проверяющие имеют дело в основном с отчетной документацией.6

3. По времени проведения  контрольных мероприятий налоговый  контроль в теории налогового  права дифференцируется как предварительный,  текущий, последовательный.7

Предварительный налоговый  контроль осуществляется до совершения какой-либо деятельности, влекущей в  последующем возникновение налоговых  обязательств. Задача предварительного контроля состоит в том, чтобы  предотвратить и не допустить  возможных нарушений законодательства о налогах и сборах. Таким образом, предварительный контроль начинает действовать еще до возникновения  у налогоплательщика обязанности  по уплате налога. Формой предварительного налогового контроля является учет налогоплательщиков, направленный на обеспечение контроля их последующей деятельности.

Текущий налоговый контроль осуществляется в процессе производства какой-либо финансовой деятельности. В  ходе этого контроля выясняется вопрос, является ли проводимая операция законной. Задача текущего контроля заключается  в пресечении нарушений законодательства о налогах и сборах. Некоторые  авторы рассматривают текущий налоговый  контроль довольно широко - как общий надзор за соблюдением налоговой дисциплины в стране.8

 Последующий налоговый  контроль осуществляется после  завершения налогового (отчетного)  периода либо после истечения  иного срока, отведенного для  исполнения той или иной обязанности,  установленной законодательством  о налогах сборах. Иными словами,  в рамках последующего контроля  проверяются уже совершенные  хозяйственные операции. Такой контроль  всегда имеет ретроспективный  характер. В ходе его выясняется  вопрос о том, была ли налоговая  обязанность выполнена, имело  ли место нарушение законодательства  о налогах и сборах.

Информация о работе Понятие налогового контроля