Конституционный контроль в России: понятие и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности конституционного контроля.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть процесс становления конституционного контроля в Российской Федерации;
сформулировать понятие «конституционный контроль»;
выявить правовую природу и отличительные признаки Конституционного Суда Российской Федерации;
рассмотреть основные задачи и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации;

Содержание

Введение
Конституционный контроль в России: понятие и значение
Становление системы конституционного контроля в России
Понятие и значение конституционного контроля
Конституционный контроль Российской Федерации на современном этапе
Юридическая природа и отличительные признаки конституционного суда Российской Федерации
Основные задачи и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
Проблемы и перспективы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционный контроль в россии.docx

— 46.48 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Проблемы и перспективы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Можно выделить следующие проблемные вопросы деятельности Конституционного Суда на современном этапе:

1) Исполнение вынесенных  решений. Это - проблема не Конституционного  Суда только и не закона  в целом, это - проблема российского  общества, политической и правовой  культуры.

Субъект правоотношений, который игнорирует и не исполняет решения Конституционного Суда, сам становится юридически и политически ничтожным. Недостаточное уважение к решениям Конституционного Суда связано с отсутствием в российском законодательстве конкретных мер юридической ответственности за их неисполнение.

Существующие административно-правовые и уголовно-правовые санкции, установленные за неисполнение постановлений иных судов в данном случае, как показывает опыт, недостаточно эффективны.

2) Целесообразность уточнить  полномочия Суда, в том числе - возвратить суду право самому  инициировать процедуру рассмотрения  вопроса в Конституционном Суде  по строго ограниченной категории  дел, связанных с защитой основ конституционного строя.

Такой подход полностью вписывается в проведение судебной реформы, основные контуры которой очерчены Президентом Российской Федерации в его Послании Федеральному Собранию.

3) Целесообразность прописать  в законе вертикаль конституционного  правосудия, которая не может  быть властной, но и не может  копировать судебную вертикаль  судов общей юрисдикции.

Она уже востребована теоретиками права и государственного строительства - в связи с постепенным процессом формирования конституционных и уставных судов субъектов Федерации.

 

4) Необходимость воссоздать  практику направления ежегодных  посланий Конституционного Суда  Федеральному Собранию. Эта практика  возобновлялась, потом вновь заглохла.

5) Необходимо разрешить, в ближайшее время, вопросы разграничения  компетенции между тремя ветвями  судебной власти, чтобы суды общей  юрисдикции получили обоснованную  законодательную базу по норм контролю, а норм контроль - это система сбалансированного взаимодействия, которая не позволяет ни одной ветви власти выходить за пределы Конституции страны.

6) Из требований Конституции  вытекает и необходимость создания  административных судов. Актуальность  дел, вытекающих из административно-правовых  отношений, очевидна, и значимость  административных судов еще и тем обусловлена сегодня в России, что проходит реформа государственной власти.

Нужна и специальная процедура рассмотрения административных дел, т.е. необходимо принятие Административно-процессуального кодекса.

Это вытекает прямо из требований Конституции о том, что правосудие в Российской Федерации осуществляется в том числе и посредством административного судопроизводства.

7) Конституционная защита  социальных прав. Это пенсии и  их размеры, невыплата заработной  платы, жилищные проблемы, вопросы здравоохранения.

Решение всех этих проблем зависит или от экономических возможностей государства или просто от плохой организации дела.

Конституцией Российской Федерации Россия провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, достойное существование всем его гражданам и общественное согласие в стране.

Стратегическая цель социального государства - обеспечение права каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости и иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Вместе с тем принципы социального государства в нынешних условиях во многом остаются программой на будущее, провозглашенными целями развития. Именно на сферу социально-экономических прав (трудовых, жилищных, права на социальное обеспечение и социальные льготы, на социальное страхование) приходится значительное число нарушений прав человека.

Наиболее распространенными являются нарушения по вопросам оплаты труда; возмещения вреда, причиненного здоровью работников на производстве; трудового договора (контракта), приема и увольнения; рабочего времени и времени отдыха; труда женщин; трудовой дисциплины; труда молодежи; коллективных договоров.

Распространенный характер приобрели подмена трудовых отношений гражданско-правовыми, необоснованное расширение различных форм натуральной оплаты труда, принудительный перевод работников на неполное рабочее время и другие.

8) Проблемным вопросом  также является то, что суды  общей юрисдикции и арбитражные  суды обращаются в Конституционный  Суд только в том случае, если  имеется сомнение в вопросе  о соответствии или несоответствии  закона, подлежащего применению  при разрешении ими дела, Конституции Российской Федерации.

В том случае, если у судей в процессе рассмотрения дела сложилась твердая уверенность в том, что закон, который должен быть применен, противоречит федеральной Конституции, они не применяют его и руководствуются при вынесении решения исключительно Основным Законом.

Однако, вопрос о соответствии или несоответствии закона Конституции Российской Федерации подведомственен только Конституционному Суду, который в свою очередь не проверяет законность и обоснованность решений общих судов. Это утверждение прямо закреплено в Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 125) и неоднократно подтверждалось в постановлениях самого Суда.

Отказ от применения в конкретном деле закона, неконституционного с точки зрения суда, без обращения в связи с этим в федеральный орган конституционного контроля противоречит конституционным положениям о единообразном действии законов на всей территории Российской Федерации, поскольку вероятно противоречивое толкование различными судами конституционных норм.

9) В конституционном судопроизводстве  бремя доказывания лежит не  только на сторонах процесса, значительную часть работы в  этой сфере проводит сам Суд, что определяется спецификой  спора.

Зачастую заявитель не обладает теми познаниями в области права, которые необходимы для оценки конституционности оспоренных им положений закона. Это обусловливает роль его представителей при рассмотрении дела в судебном заседании и особые требования, предъявляемые Федеральным Законом о Конституционном Суде РФ к их квалификации.

Однако иногда даже профессиональные адвокаты не обладают квалификацией, необходимой для оказания правовой помощи гражданину при защите нарушенных прав в Конституционном Суде.

Поэтому необходима специализация адвокатов в области конституционного права, консолидация наиболее подготовленных из них вокруг Конституционного Суда и тесное взаимодействие с ним.

 

11) Процесс формирования  системы права неизбежно влечет  появление законов и иных нормативных  актов, по-разному регулирующих одноименные  общественные отношения.

Конституционный Суд РФ, разрешая возникающие противоречия между нормативными актами, фактически во многих случаях создает новые нормы права, то есть занимается правотворчеством.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотрев процесс становления конституционного контроля в российской Федерации было выяснено, что Конституционный контроль в Российской Федерации самостоятельная сфера государственно-властной деятельности.

Доминирующее положение в системе институтов конституционного контроля в Российской Федерации занимает судебный конституционный контроль.

В Российской Федерации функции конституционного контроля и надзора возложены на Конституционный суд.

Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный контроль служит стимулом к постоянному совершенствованию системы государственной власти и гармонизации непрестанно меняющихся общественных отношений.

Важной особенностью юридической природы Конституционного Суда Российской Федерации является то, что он должен не только применять Конституцию и право, но и «находить» право.

В правовой системе России официальное толкование Конституции согласно статье 125 предоставлено только и исключительно Конституционному Суду Российской Федерации.

Конституционные суды являются не только судебными, но и такими конституционными органами, которым предоставлено право осуществлять контроль за деятельностью законодательной и исполнительной властью.

Основные полномочия Конституционного Суда:

- разрешение дел о соответствии Конституции РФ;

- разрешение споров о компетенции между разными органами государства;

- проверка конституционности законов; толкование Конституции РФ;

- законодательная инициатива по вопросам своего ведения.

Также были рассмотрены основные проблемы системы конституционного контроля в российской Федерации.

Проанализировав данные проблемы, можно сделать выводы. Так в российском законодательстве необходимо закрепить конкретные меры юридической ответственности за неисполнение решений Конституционного Суда.

 Также необходимо уточнить  полномочия Суда, в том числе - возвратить суду право самому  инициировать процедуру рассмотрения  вопроса в Конституционном Суде  по строго ограниченной категории  дел, связанных с защитой основ  конституционного строя.

 

 


Информация о работе Конституционный контроль в России: понятие и значение