Избирательное право и избирательные системы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение избирательного права в России. Для этого я рассмотрю такие аспекты, как основы избирательного права, будут рассмотрены принципы избирательного права, виды избирательных систем, будет проведено соотношение понятий избирательное право и избирательные системы.
Также я рассмотрю сам избирательный процесс, содержание и значение принципов выборов, основные этапы подготовки и проведения выборов, ответственность за нарушение избирательного законодательства, современные избирательные технологии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Избирательное право и избирательные системы в РФ………………5
1.1.Понятие выборов и избирательного права…………………………………….5
1.2.Принципы избирательного права (избирательной системы)…………………9
1.3.Избирательные системы и их виды…………………………………………….15
Глава 2. Основные стадии избирательного процесса…………………………19
2.1. Назначение выборов……………………………………………………………19
2.2. Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков…………….…..22
2.3. Избирательные комиссии и порядок их формирования……………….……..28
2.4. Выдвижение и регистрация кандидатов………………………………….……32
2.5. Предвыборная агитация………………………………………………………...35
2.6. Порядок проведения голосования, подсчет голосов, опубликование итогов голосования и выборов………………………………………………………….…..38
2.7. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан……………….45
Глава 3. Современные избирательные технологии…………………………....49
Заключение…………………………………………………………………………...58
Библиографический список …………………………………………………..…….61

Вложенные файлы: 1 файл

Den_Surka_2.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

Хотелось бы отметить, что "негативные кампании” являются частым, но отнюдь не обязательным элементом любой избирательной кампании. Политические партии и деятели нередко отказываются от ведения негативных кампаний. Основным соображением в этом случае выступает опасение, что общественное мнение отнесется к использованию контрпропаганды негативно и это нанесет ущерб самим ее инициаторам (к сожалению, в России это редкость).

____________________

37 См.: Болдырев, С. Н.   Избирательные технологии в политике как средство юридической техники .Гуманитар. и соц.-экон. науки.  2010. № 4. –С. 138–142.

Нынешнее засилье "грязных” методов в российских кампаниях – временное явление, которое неизбежно будет входить  в приемлемые рамки по мере того, как избиратели поднаберутся опыта. Этот процесс можно ускорить, если регулярно и подробно доводить до широкой общественности все "грязные” приемы, которые были использованы в каждой крупной кампании. К сожалению, таких примеров разоблачения можно набрать очень немного. Обычно пресса идет по обратному пути: по поводу каждых крупных выборов широко сообщается, что "были использованы самые грязные технологии”, но что это были за технологии, как и кто их применил – об этом говорится очень редко. В результате подобного "разоблачения” тенденция применения "грязных” технологий только усиливается. Причина такой позиции СМИ достаточно банальна, хотя и прискорбна: значительная часть прессы сама замешана в применении "грязных” технологий.

Поэтому можно  больше надеяться на процесс самоочищения избирательных технологий благодаря царящей в этой сфере конкуренции. В последнее время такая тенденция обозначилась достаточно ясно: политтехнологи, оказавшиеся на разных сторонах баррикады в конкретной избирательной кампании, очень профессионально разоблачают в СМИ все фокусы, которые выкидывает противоположная сторона.

Наиболее грязные  методы в избирательных кампаниях  связаны с использованием административного  ресурса (таких методов, как подкуп, дезинформация, нарушение свободы  агитации, подтасовка результатов выборов может применить только власть). Можно выделить три способа использования административного ресурса:

1. Прямое административное давление на избирателей, включая подкуп, угрозы и подтасовку результатов голосования;

2. давление на конкурентов во всех возможных формах: информационная блокада, отстранение от выборов, уголовное преследование и т.д.;

3. использование административного ресурса для эффективного проведения собственной избирательной кампании кандидата (партии) власти.

Необходимо  отметить, что использование "административного ресурса” является отличительной (национальной) особенностью российского избирательного процесса, который наиболее серьезным образом может влиять на итоги выборов. И пока что борьба с этим феноменом дает мало результатов.

Довольно часто утверждают, что "грязные” технологии – это технологии обмана избирателей. Собственно, все избирательные технологии есть в той или иной степени технологии манипуляции избирателями. Сама природа избирательных технологий такова, что далеко не всегда возможно отделить "абсолютно честные” методы от "несколько сомнительных”, а последние – от откровенно нечестных. Обычно между "чистыми” и "грязными” технологиями лежит область неких "серых” технологий, которые одни люди склонны причислять к "грязным”, а другие – к "чистым”. Причем размер и характер этой "серой” зоны зависит от менталитета избирателей конкретного региона и страны в целом. В какой-то мере избирательные технологии оказываются "чистыми” или "грязными” ровно в такой степени, в какой это допускает общество. Сказанное не является попыткой оправдать применение "грязных” технологий, просто провести четкую и однозначную грань между честными и нечестными методами ведения избирательной кампании затруднительно – как и границу между добром и злом.

Одновременно необходимо учитывать, что "спецтехнологии” не являются одним универсальным приемом, не сводятся к нескольким волшебным методам, которые позволяют достичь запланированного результата. "Спецтехнологии” воздействия на общественное мнение требуют правильного владения ими, привлечения квалифицированных специалистов. Более того, неправильное их использование может повлечь результаты, обратные запланированным.

Важнейшим вопросом является законность применения такого рода технологий. Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что по критерию законности/незаконности использование технологий, направленных на разрушение положительного и создание отрицательного имиджа, является законным методом агитации во время предвыборных кампаний. С точки зрения закона (ст. 2 п. 4, ст. 48 Федерального закона "Об основных гарантиях …”) агитация, имеющая целью голосовать против тех или иных кандидатов, является легитимным и законным видом предвыборной агитации. Принципиальным является и то, что распространение любых сведений о кандидате, которые характеризуют его в глазах избирателей негативно, однако соответствуют действительности, не является нарушением. По критерию этичности/неэтичности использование различных форм "спецтехнологий” нередко может являться неэтичным, а сторона, приобретающая такой имидж, нередко обрекает себя на поражение в избирательной кампании.

Так что "грязные” технологии и "незаконные” технологии далеко не совпадают. Некоторые действия кандидата могут отступать от буквы закона, но оставаться вполне честными по отношению к избирателям. И наоборот, иногда формальное применение буквы закона следует рассматривать как "грязную” технологию.

Практика показывает, что практически в каждой из российских избирательных кампаний (как федерального, так и регионального уровня) мы все чаще сталкиваемся с теми или иными формами использования "спецтехнологий”. Однако было бы заблуждением считать, что негативные кампании в большей степени свойственны России, чем другим странам. В таких странах, как Великобритания, США в особенности, а также целом ряде других, "спецтехнологии” и "контрпропаганда” являются постоянным элементом выборов. Несмотря на гипертрофированную в настоящее время роль административного ресурса и "грязных” технологий, эти явления носят временный характер (через это проходили все страны со свободными выборами). Полностью это неприятное явление не исчезнет никогда. Однако со временем его роль будет неизбежно снижаться, эффективность "грязных” технологий будет, по мере приобретения российскими избирателями опыта, постепенно сходить не нет и даже становиться отрицательной.

Однако выборы проводятся в настоящем времени, поэтому противодействие негативным избирательным технологиям (как  и вообще нарушениям избирательных  прав) необходимо осуществлять уже  сегодня. Причем такое противодействие должно строиться не столько на запрете их применения, сколько на снижении их эффективности – уменьшении доли избирателей, проголосовавших не в соответствии со своей волей из-за заблуждения о кандидате. Поэтому совершенствование избирательного законодательства должно идти по пути все более тщательной регламентации отдельных избирательных процедур, "перекрытия” существующих в избирательном законе лазеек для недобросовестного использования избирательных прав, норм законодательства (например, возможность регистрации "двойников”). Однако необходимо отметить, что сейчас большое распространение на практике получили такие избирательные технологии, в основе которых лежит глубокое знание психологии человека (тщательно составленные тексты листовок, особым образом подобранные фотографии кандидатов и т.д.). Эти технологии абсолютно законны, но не всегда этичны, и именно на них кандидаты делают ставку в последнее время. И, к сожалению, именно эти спецметоды искоренить при помощи закона нельзя, так как психология не поддается законодательной регламентации. Единственный приемлемый способ борьбы с ними – повышение политической культуры и активности избирателей.38

 

 

 

_____________________

38 См.: Конституционное право: Учебник, отв.ред. Козлов А.Е.,М., 1996.С.272

Заключение

Избирательное право - один из важнейших институтов современного конституционного права, реализация норм которого является главнейшим условием становления, развития и укрепления демократических элементов в  жизни общества.

Опыт проведения президентских и парламентских избирательных кампаний определил необходимость политики правового реформирования российской избирательной системы на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном. Причин тому несколько: несовершенство современного российского избирательного законодательства; недостатки мажоритарной избирательной системы на парламентских выборах; необходимость государственного признания социальной ценности демократического воспроизводства государственной власти в рамках правовой институционализации адекватной избирательной системы; противоречивость российского избирательного законодательства, порождающая недоверие к выборам. А ведь состояние современной избирательной системы в Российской Федерации всегда влияло на политическую ситуацию и, как следствие, на стабильность государственной власти. На современном этапе развития избирательного законодательства России необходимо отметить, что в рамках законодательных инициатив Президента РФ избирательное право становится все более актуальным и приоритетным.

Немало избирательных  споров порождает и недостаточный  уровень правовой культуры избирателей  и организаторов выборов. Многие споры просто не возникли бы, если бы некоторые кандидаты лучше разбирались  в избирательном законодательстве. Низкая правовая культура участников избирательного процесса в определенной степени обусловлена тем, что избирательные правоотношения в России находятся на стадии становления. Им пока не достает зрелости, они еще не успели достаточно прочно сформироваться. Поэтому повышение правовой культуры участников избирательного процесса позволит гармонизировать избирательные правоотношения, что сократит количество спорных, конфликтных ситуаций.

Другой немаловажной проблемой является постоянные нарушения  в избирательном процессе, то есть подкуп избирателей отдельными кандидатами, неравная борьба среди кандидатов в  период проведения избирательной кампании, подтасовка результатов выборов  и другие.

Проанализировав проблемы современного российского избирательного права, стоит отметить необходимость дальнейшего реформирования избирательной системы России. Однако несомненно, что подходить к реформированию избирательных отношений необходимо максимально обдуманно и взвешенно, опираясь на выявленные эмпирическим путем тенденции демократического развертывания российской избирательной системы, избегая «революционных» скачков в развитии электорального законодательства. В развитии правовой культуры населения огромную роль играют средства массовой информации, которым необходимо постоянно включать в свою работу ролики и передачи, разъясняющие важность избирательного права по отношению к каждому гражданину. Кроме того следует улучшить работу правоохранительных органов, путем совершенствования подзаконных актов контролирующих ведомств этих органов.

Подводя итог, следует  еще раз подчеркнуть, что реализация избирательных прав граждан сопряжена  с рядом трудностей политического, социально-экономического, юридического характера. Объективной реальностью стало появление новых, часто скрытых и трудно преодолеваемых нарушений этих прав, которые выражаются как в их умалении, так и в создании препятствий для их использования, невыполнении конституционных и законодательно установленных обязанностей, корреспондирующих избирательным правам. Реализация гражданами РФ своих избирательных прав является опорой законности выборов в Российской Федерации.

Знание своих  прав, способность их реализовать, при  необходимости защищать и отстаивать являются составляющей принципов равного и прямого голосования. Необходимо осознавать степень значимости избирательных прав российских граждан в качестве единственного легитимного средства, обеспечивающего воспроизводство электоральных основ государственной и муниципальной власти.

Одними из основных задач правовой политики сегодня  являются дальнейшая демократизация действующей  избирательной системы России и  определение путей ее совершенствования  в целях обеспечения наиболее полной реализации и защиты избирательных прав граждан и, в конечном итоге, власти всего народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

Нормативно-правовые акты:

  • Конституция Российской Федерации. ч.3 ст. 32(Принята на Всенародном референдуме) (поправки от 30.12.2008)
  • Федеральный закон  об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, от 12 июня 2002, N 67-ФЗ
  • Федеральный закон РФ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» Рос. газ. - 16 январь 2003.
  • Федеральный закон РФ от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». СЗ РФ. - 2002. - №51.

Использованная  литература:

  • Авакьян С.А. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2007.
  • Анисимов Л.Н. Конституционное право России. - Учебное пособие -2006.-168с.
  • Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. – М.: НОРМА, 2007. – 784 с.
  • Боер А. А., Е. И. Сергеева, А. А. Смоляков Конституционное право России (учебное пособие) С-Петербург, 2007. -56с.
  • Болдырев, С. Н.   Избирательные технологии в политике как средство юридической техники .Гуманитар. и соц.-экон. науки.  2010. № 4. –С.356.
  • Воробьев Н.И., Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учеб. пособие. – Тамбов: изд-во ТГТ, 2005.
  • Дмитриев Ю.А., Исраэлян В.Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации.- Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. - 864 с
  • Ерыгин А.А., Корнев В.Н., Федулов В.И. Избирательное право России: Учебное пособие. - Белгород: ООНИ и РИД БелЮИ МВД России, 2004. -182 с. 
  • Иванченко А.В. «Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика». – М.: Изд-во «Весь мир», 1996.
  • Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Отв. ред. А.А. Вешняков. М.: Изд-во НОРМА, 2003г. С.816.
  • Козлова Е.И.,Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник.- 3-е.изд.-М.: Юристъ,2003.С.360
  • Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Кулушева, М.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник - 2-е изд.-М:Юрайт.2010.
  • Конституционное право: Учебник, отв.ред. Козлов А.Е.,М., 1996.
  • Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право России. – М.: Книжный, мир, 2006.С
  • Панкратов В. Основы избирательного права и основной закон страны. Российская юстиция. 2003. № 12.
  • Постников А.Е. Избирательное право России. М., 1996.С.102
  • Руденко В. Право на участие в референдуме: тенденции развития современного российского законодательства. Сравнительное конституционное обозрение. 2004. № 3. - С. 145-152.
  • Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: учебник. – М.: МарТ, 2008.С.297
  • Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: учебник. – М.: МарТ, 2008.
  • Червонюк В.И. Конституционное право России: Учебное пособие.- М.:ИНФА-М,2003.-С.245-246

Информация о работе Избирательное право и избирательные системы в РФ