Избирательное право и избирательные системы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение избирательного права в России. Для этого я рассмотрю такие аспекты, как основы избирательного права, будут рассмотрены принципы избирательного права, виды избирательных систем, будет проведено соотношение понятий избирательное право и избирательные системы.
Также я рассмотрю сам избирательный процесс, содержание и значение принципов выборов, основные этапы подготовки и проведения выборов, ответственность за нарушение избирательного законодательства, современные избирательные технологии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Избирательное право и избирательные системы в РФ………………5
1.1.Понятие выборов и избирательного права…………………………………….5
1.2.Принципы избирательного права (избирательной системы)…………………9
1.3.Избирательные системы и их виды…………………………………………….15
Глава 2. Основные стадии избирательного процесса…………………………19
2.1. Назначение выборов……………………………………………………………19
2.2. Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков…………….…..22
2.3. Избирательные комиссии и порядок их формирования……………….……..28
2.4. Выдвижение и регистрация кандидатов………………………………….……32
2.5. Предвыборная агитация………………………………………………………...35
2.6. Порядок проведения голосования, подсчет голосов, опубликование итогов голосования и выборов………………………………………………………….…..38
2.7. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан……………….45
Глава 3. Современные избирательные технологии…………………………....49
Заключение…………………………………………………………………………...58
Библиографический список …………………………………………………..…….61

Вложенные файлы: 1 файл

Den_Surka_2.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

Глава 2. Основные стадии избирательного процесса

2.1. Назначение выборов

Назначение  выборов является первой стадией любого избирательного процесса. Сущность назначения выборов заключается в установлении даты голосования. Институт назначения выборов выступает гарантией своевременного проведения и обеспечивает, таким образом, принцип периодичности проведения выборов.

Для стадии назначения выборов  характерны следующие существенные моменты:

1) выборы органов и депутатов являются   обязательными  и проводятся в сроки, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Такие сроки  могут устанавливаться различным  образом. Возможно установление твердой даты проведения выборов (например, выборы депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области проводятся в последнее воскресенье марта того года, в котором истекают полномочия Законодательного Собрания прежнего созыва). Срок проведения выборов может устанавливаться в зависимости от истечения полномочий выборного органа (например, днем выборов Президента РФ является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент РФ). В региональном законодательстве содержится также такой способ установления срока проведения выборов, когда определяется период (интервал) между датой назначения выборов и датой голосования.

В случае досрочного прекращения полномочий органа или  депутатов выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого

прекращения полномочий. Голосование должно быть проведено  не позднее чем через 180 дней и  не ранее чем через 70 дней со дня  понятия решения о назначении выборов. Решение о назначении выборов  должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или соответствующая часть депутатов коллегиального органа;

2) выборы назначаются уполномоченным   на то органом в соответствии со сроками, установленными соответствующими правовыми актами. Так, выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом РФ, а выборы Президента РФ - Советом Федерации. В большинстве субъектов Российской Федерации выборы всех региональных органов государственной власти назначает законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, реже применяется взаимное назначение выборов органов двух ветвей власти. Выборы органов местного самоуправления могут назначаться либо законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, либо представительным органом местного самоуправления;

3) голосование может быть назначено только на календарный  выходной (но не праздничный) день;

4) в случаях, если уполномоченный на то орган (должностное лица) не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении выборным органом или депутатами исполнения своих полномочий, а также при отсутствии уполномоченного на то органа (должностного лица) выборы проводятся соответствующей избирательной комиссией в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий органа или депутатов, а при досрочном прекращении полномочий - не позднее чем через 180 дней со дня досрочного прекращения полномочий органа или депутатов;

5) в случаях, если уполномоченный на то орган (должностное лицо) либо соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы органов или депутатов, а также если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в установленном законом порядке, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединении (блоков), органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, формируемая Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;

6) в случае, если срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления истек или полномочия были досрочно прекращены, а соответствующий закон субъекта Российской Федерации о выборах отсутствует либо не может быть применен вследствие установленного судом его несоответствия Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, соответствие которым является обязательным для проведения соответствующих выборов, то эти выборы проводятся непосредственно на основе Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». При этом закон субъекта Российской Федерации применяется в части, не противоречащей этим федеральным законам.12

 

 

 

 

 

 

 

____________________

12 См.: Постников А.Е. Избирательное право России. М., 1996.С.102

2.2. Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков

Все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным  правом, подлежат регистрации (учету). Основанием, для регистрации (учета) избирателей является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, который устанавливается органами регистрационного учета населения согласно федеральному закону, регулирующему порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.13

Регистрация (учет) избирателей, участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей, участников референдума на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по

_____________________

13 См.: Ерыгин А.А., Корнев В.Н., Федулов В.И. Избирательное право России: Учебное пособие. - Белгород: ООНИ и РИД БелЮИ МВД России, 2004. С.182 .

месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.14

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны оказывать необходимое содействие органам местного самоуправления и избирательным комиссиям при регистрации (учете) избирателей и уточнении сведений о зарегистрированных избирателях.

Все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, включаются в списки избирателей. В списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления в соответствии с международными договорами Российской Федерации включаются также иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы.

Список  избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой муниципального образования. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой муниципального образования по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Эти сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов.15

Основанием  для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей  на конкретном избирательном участке  является его проживание на

____________________

14 См.: ч.2 ст.16 Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федераци, от 12 июня 2002, N 67-ФЗ

15 См.: Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Кулушева, М.А. Конституционное право Российской  Федерации: учебник - 2-е изд.-М:Юрайт.2010. С.177

территории  этого избирательного участка, определяемое в соответствии с федеральным  законом, устанавливающим право  граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации может быть включен  в список избирателей только на одном  избирательном участке. Основания  и порядок составления списков  избирателей устанавливаются в  соответствующих федеральных законах и нормативных правовых актах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Список избирателей  представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 20 дней до дня  выборов.16

Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов – немедленно.

Вносить изменения в списки избирателей после окончания голосования и

_____________________

16 См.: Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов /Отв. ред. А.А. Вешняков. М.: Изд-во НОРМА, 2003г. С.404.

начала подсчета голосов избирателей запрещается.

В Российской Федерации  используется территориальный принцип  организации выборов. Это означает, что выборы производятся по избирательным  округам.17

Избирательный округ – территория, образуемая и установленном законодательством порядке для проведения выборов, от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).18

Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 19), избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня голосования.

При проведении выборов в Российской Федерации  избирательные  округа образовываются при соблюдении следующих требований:

- примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях – не

____________________

17 См.: Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Кулушева, М.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник - 2-е изд.-М:Юрайт.2010.С.176

18 См.: п.30 ст.2 Федеральный закон  об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федераци, от 12 июня 2002, N 67-ФЗ

более 15 процентов; при образовании избирательных  округов на территориях компактного  проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы представительства в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может превышать указанные пределы, но не более чем на 30 процентов;

- избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

При соблюдении указанных требований об образовании  избирательных округов учитывается административно-территориальное деление субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.

Для проведения голосования и подсчета голосов  избирателей создаются избирательные участки. Они образуются главой муниципального образования по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, чтобы создать максимальные удобства для избирателей из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня голосования. Границы избирательных участков не должны пересекать границу избирательных округов.

В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных  и отдаленных районах, на судах, находящихся  в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях – не позднее чем за пять дней до дня выборов такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации при этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам.

Информация о работе Избирательное право и избирательные системы в РФ