Избирательное право и избирательные системы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение избирательного права в России. Для этого я рассмотрю такие аспекты, как основы избирательного права, будут рассмотрены принципы избирательного права, виды избирательных систем, будет проведено соотношение понятий избирательное право и избирательные системы.
Также я рассмотрю сам избирательный процесс, содержание и значение принципов выборов, основные этапы подготовки и проведения выборов, ответственность за нарушение избирательного законодательства, современные избирательные технологии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Избирательное право и избирательные системы в РФ………………5
1.1.Понятие выборов и избирательного права…………………………………….5
1.2.Принципы избирательного права (избирательной системы)…………………9
1.3.Избирательные системы и их виды…………………………………………….15
Глава 2. Основные стадии избирательного процесса…………………………19
2.1. Назначение выборов……………………………………………………………19
2.2. Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков…………….…..22
2.3. Избирательные комиссии и порядок их формирования……………….……..28
2.4. Выдвижение и регистрация кандидатов………………………………….……32
2.5. Предвыборная агитация………………………………………………………...35
2.6. Порядок проведения голосования, подсчет голосов, опубликование итогов голосования и выборов………………………………………………………….…..38
2.7. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан……………….45
Глава 3. Современные избирательные технологии…………………………....49
Заключение…………………………………………………………………………...58
Библиографический список …………………………………………………..…….61

Вложенные файлы: 1 файл

Den_Surka_2.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

Списки избирательных  участков с указанием их границ и  номеров, мест нахождения участковых избирательных  комиссий должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня голосования.19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________

19 См.: Авакьян С.А. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2007. С.284

2.3. Избирательные комиссии и порядок их формирования

Избирательная комиссия - коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.20

Избирательные комиссии в  Российской  Федерации  обеспечивают  реализацию  и защиту избирательных прав  граждан,  осуществляют  подготовку  и проведение выборов.

         Центральная избирательная комиссия Российской  Федерации  действует на  постоянной  основе  и  является  юридическим  лицом.  Она   осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам  в соответствии с  существующим  законодательством,  а  также  по   проведению   референдума Российской Федерации.

         Срок полномочий Центральной избирательной комиссии -  4  года.  Она состоит из 15 членов, которые назначаются  (по  5  человек)  Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом Российской Федерации.

         Центральная избирательная комиссия (ЦИК) совместно с избирательными комиссиями  субъектов  Российской   Федерации   осуществляет   контроль   за соблюдением  избирательных  прав  граждан;  организует   общегосударственную систему  регистрации   избирателей;   осуществляет   меры   по   организации однообразной  системы   подведения   итогов   голосования   и   установление результатов выборов.

Она распределяет выделенные из  федерального  бюджета  средства  на финансовое обеспечение подготовки  и  проведения  выборов,  контролирует  их целевое использование;  оказывает  методическую,  организационно-техническую помощь избирательным комиссиям.

      _________________

20 См.: п.21 ст.2 Федеральный закон  об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федераци, от 12 июня 2002, N 67-ФЗ

При проведении выборов так же образуются следующие  виды комиссий:

1)Избирательные комиссии субъектов РФ (ИКС). Формируется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ (половина членов) и высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ – половина членов). Осуществляет контроль за деятельностью нижестоящих избирательных комиссий в данном субъекте РФ, проводит выборы в федеральные органы государственной власти на территории данного субъекта РФ, организует и проводит выборы в органы государственной власти данного субъекта РФ.

2)Избирательные комиссии муниципальных образований (ИКМО). Может быть юридическим лицом (если такое положение предусмотрено уставом соответствующего муниципального образования). Полномочия ИКМО могут возлагаться на соответствующую территориальную комиссию. Формирование ИКМО (на 4 года) осуществляется представительным органом местного самоуправления.

3)Окружные избирательные комиссии (ОИК). Формируются в случаях, предусмотренных законом, не являются юридическими лицами, их полномочия могут возлагаться на иные избирательные комиссии. ОИК формируется соответствующей ИКС. ОИК организует и проводит выборы на территории соответствующего избирательного округа, осуществляет контроль за деятельностью участковых комиссий на территории данного избирательного округа, определяет результаты выборов на территории соответствующего избирательного округа. Срок полномочий ОИК истекает в день официального опубликования решения о назначении следующих выборов соответствующего уровня.

4)Территориальные (районные, городские и другие) комиссии (ТК). Является постоянно действующим органом, ее члены (5–9 человек) назначаются соответствующей ИКС. ТК организует и проводит выборы на соответствующей территории, осуществляет контроль за деятельностью нижестоящих избирательных комиссий.

5)Участковые комиссии (УК). Формируется соответствующей вышестоящей избирательной комиссией. Обеспечивает процесс голосования избирателей, подсчета их голосов на соответствующем избирательном участке. Создаются только на период подготовки и проведения голосования. Члены УК непосредственно подсчитывают бюллетени. Если нет жалоб на ее действия, полномочия участковой комиссии прекращаются через 10 дней после официального опубликования результатов соответствующих выборов.21

Формирование  избирательных комиссий  субъектов  Российской Федерации осуществляется  законодательными   (представительными)   и   исполнительными органами  власти  субъектов  Российской  Федерации  на  основе   предложений  общественных  объединений,   выборных   органов   местного   самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства.  При  этом не менее половины членов избирательной комиссии назначается законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В состав избирательной комиссии могут  быть  назначены  от  каждого кандидата по одному члену с правом совещательного голоса. Избирательные комиссии действуют на постоянной  основе  и  являются юридическими  лицами.  Срок  полномочий  избирательных  комиссий  субъектов Российской   Федерации   устанавливается   законами субъектов  Российской Федерации,  но  не  может  быть  более  5  лет  и  менее  срока   полномочий законодательного  органа  государственной  власти  соответствующего  субъекта Российской Федерации.

___________________      

21 См.: Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика». – М.: Изд-во «Весь мир, 1996.С.67

         Деятельность  избирательных  комиссий   осуществляется   гласно   и открыто.  На  заседаниях  избирательной   комиссии   вправе   присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители  избирательных  объединений  и средств массовой информации.22

         Деятельность  избирательных  комиссий  осуществляется   на   основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса. На заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.

Председатель  и секретарь избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов работают в комиссии на постоянной основе. Иные члены избирательной  комиссии  правом решающего голоса могут работать постоянно или  временно по решению комиссии.

В состав избирательных  комиссий не могут входить кандидаты  в депутаты, их доверенные лица, супруги  и близкие родственники кандидатов, лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. Члены избирательной  комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов не могут быть привлечены без согласия прокурора к уголовной ответственности или подвергнуты административному взысканию, налагаемому в судебном порядке.

Решения вышестоящей  избирательной комиссии в пределах ее полномочий являются обязательными для исполнения нижестоящими избирательными комиссиями.23

 

____________________

22 См.: Дмитриев Ю.А., Исраэлян В.Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации.- Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. - 511 с. 

23 См.: Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Кулушева, М.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник - 2-е изд.-М:Юрайт.2010.С.177-178

2.4. Выдвижение и регистрация кандидатов

Право выдвижения и регистрации кандидатов (списка кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства.

Решения о выдвижении кандидата  от избирательного объединения принимаются  соответственно уровню проводимых выборов  на съездах и собраниях избирательных  объединений.

Для совместного участия  в выборах общественные объединения  могут объединяться в избирательные  блоки. Избирательный блок - добровольное объединение двух или более общественных объединений. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения. Входящие в избирательный блок общественные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений.

В поддержку кандидатов (списка кандидатов), выдвинутых от избирательных блоков, собираются подписи избирателей. Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, не может превышать два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. Сбор подписей проводится по месту работы, службы, учебы и жительства.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в  том избирательном округе, где  осуществляется выдвижение кандидатов.

Кандидаты регистрируются соответствующей  избирательной комиссией по представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации принимается избирательной комиссией в установленный законом срок (10 или 5 дней). В случае отказа кандидату немедленно должна быть выдана копия решения комиссии с изложением мотивов.

Кандидат вправе в любое  время снять свою кандидатуру, но не позднее чем за три дня до дня голосования.

В случае, если ко дню голосования в избирательном  округе не останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа  мандатов или равным ему, либо будет  зарегистрирован только один список кандидатов, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на срок не более четырех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий.24

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. 
После регистрации кандидаты не вправе использовать преимущества своего служебного положения.

Кандидаты после  регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной  службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию. Виды, размеры и порядок выплаты компенсации устанавливаются нормативными актами законодательных(представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во время  проведения выборов кандидаты не могут быть уволены по инициативе администрации (работодателя) с работы или без их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в выборах засчитывается

_____________________

24 См.: Воробьев Н.И., Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учеб. пособие. – Тамбов: изд-во ТГТ, 2005. С.203

в общий трудовой стаж по той специальности, по которой  он работал до регистрации кандидатом.

Кандидат после  регистрации не может быть привлечен  без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_____________________

25 См.: Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Кулушева, М.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник - 2-е изд.-М:Юрайт.2010.С. 181

2.5. Предвыборная агитация

Предвыборная  агитация - деятельность граждан Российской  Федерации, кандидатов, избирательных  объединений, избирательных   блоков,  общественных объединений, имеющая целью побудить или  побуждающая избирателей  к  участию в выборах, а  также  к  голосованию  за  тех  или  иных  кандидатов  (списки кандидатов) или против них .26

Предвыборная  агитация может принимать следующие  формы:

а) призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов);

б) выражение  предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, в частности  указание на то, за какого из кандидатов, за какой из списков кандидатов, за какое из избирательных объединений, за какой из избирательных блоков будет голосовать избиратель;

в) описание возможных  последствий избрания или не избрания кандидата (списка кандидатов);

г) распространение  информации с явным преобладанием  сведений о каких-либо кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение  информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением  им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного

____________________

26 См.:ст.2 Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, от 12 июня 2002, N 67-ФЗ

отношения избирателей  к кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, к которым  принадлежит данный кандидат, к избирательному объединению, избирательному блоку, выдвинувшим  кандидата, кандидатов, список кандидатов;

Информация о работе Избирательное право и избирательные системы в РФ