Защита прав потребителей в гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы рассмотреть защиту прав потребителей в гражданском процессе РК.
Задачи:
- раскрыть государственное регулирование защиты прав потребителей: общие понятия в законодательных актах, рассмотреть многоуровневую защиту прав;
- исследовать права потребителей и их защиту в гражданском процессе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
3

1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ………………………………………………………
5
1.1
Общие понятия в законодательных актах……………………………
5
1.2
Многоуровневая система защиты прав потребителя……………….
6

2
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ЗАЩИТА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ……………………………………………………………
9
2.1
Права потребителей предусмотренные в законе РК «О защите прав потребителей»………………………………………………………….
9
2.2
Право на защиту своих прав в гражданском процессе…………….
13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Защита прав потребителей в гражданском процессе.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

2 ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ЗАЩИТА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

 

2.1 Права потребителей  предусмотренные в законе РК «О защите прав потребителей»

 

 

Любой потребитель имеет право на:

1) свободное заключение договоров  на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг);

2) доступ к информации в сфере  защиты прав потребителей;

3) получение информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе);

4) приобретение безопасного товара (работы, услуги);

5) свободный выбор товара (работы, услуги);

6) надлежащее качество товара (работы, услуги);

7) обмен или возврат товара  как надлежащего, так и ненадлежащего  качества;

8) возмещение в полном объеме  убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие  недостатков товара (работы, услуги);

9) получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего  факт приобретения товара (выполнения  работы, оказания услуги);

10) предъявление претензии к  инициатору (организатору) игр по  качеству товара (работы, услуги), переданного (выполненного, оказанного) в виде выигрыша;

11) создание общественных объединений  потребителей;

12) возмещение морального вреда;

13) защиту прав и законных  интересов;

14) осуществление иных прав, предусмотренных  настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

Право потребителя на гарантированный уровень потребления и защиту государством его экономических интересов

Все граждане РК имеют право на получение товаров,  услуг и других благ в ассортименте и объемах, соответствующих гарантированному  уровню потребления.

Защита прав граждан, осуществляется в судебном порядке по иску гражданина или общественной  организации потребителей о неисполнении районными или городскими  исполнительными органами своих обязанностей.

При удовлетворении требования суд выносит решение об исполнении  обязанностей, предусмотренных «О защите прав потребителей», в натуре, а при отсутствии  возможности обеспечить приобретение товаров и услуг в объеме гарантированного  уровня потребления - о выплате денежной компенсации в размере, обеспечивающем  свободное приобретение установленного количества товаров и услуг по сложившимся  в регионе ценам.

Потребитель имеет право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг), по которому одна сторона (продавец) обязуется передать имущество (товар) в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять это имущество (товар) и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Не допускается принуждение потребителя на заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг).

Договор розничной купли - продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не установлено законодательными актами или договором розничной купли - продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.[5]

Договоры розничной купли - продажи, исполняемые при его  совершении, заключаются в устной форме. Договоры  розничной купли - продажи, исполняемые не при их совершении (по предварительным  заказам, при посылочной торговле и в других  случаях), заключаются в установленной для таких договоров письменной форме.

Условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с  правами, установленными Законом или типовым договором, признаются  недействительными. Если в результате применения условий договора потребителю  был причинен ущерб, то этот ущерб должен быть возмещен производителем  (продавцом) в полном объеме.

Потребитель имеет право на возмещение ущерба, причиненного ему  производителем (продавцом), в связи с использованием последним преимуществ  своего положения в производственной, либо торговой деятельности.

Потребитель и работник торгового предприятия имеют равные  права на уважение их чести, достоинства, соблюдения нравственных и этических  норм в процессе торгового обслуживания.

Нарушение личных неимущественных прав потребителя влечет за собой  применение к работнику торгового предприятия мер дисциплинарной,  административной, материальной, а в случаях, предусмотренных законодательством,  и уголовной ответственности.

Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан:

1) предоставить информацию о  товаре (работе, услуге), а также о  продавце (изготовителе, исполнителе) на казахском и русском языках;

2) обеспечить безопасность товара (работы, услуги);

3) обеспечить свободный выбор  товара (работы, услуги);

4) обеспечить надлежащее качество  товара (работы, услуги);

5) обеспечить обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества;

6) возместить в полном объеме  убытки (вред), причиненные жизни, здоровью  и (или) имуществу потребителя вследствие  недостатков товара (работы, услуги);

7) иметь в наличии контрольно-кассовые  машины в порядке и случаях, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан;

8) размещать в местонахождении  контрольно-кассовых машин информацию  на казахском и русском языках о необходимости получения потребителем контрольного (товарного) чека и о его праве обратиться в налоговый орган (с указанием номера телефона соответствующего налогового органа) в случае нарушения порядка применения контрольно-кассовых машин;

9) обеспечить наличие у физического лица, непосредственно осуществляющего деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг), нагрудной карточки (бейджа) с указанием его фамилии, имени и отчества (при его наличии) и соблюдение им санитарных правил и гигиенических нормативов;

10) при продаже товара (выполнении  работы, оказании услуги) выдать  документ, подтверждающий факт приобретения  товара (выполнения работы, оказания  услуги);

11) соблюдать заявленный режим  работы;

12) выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

Продавец (изготовитель) обязан указывать стоимость товара, оформленного ярлыком цен, выставленного во внутренних и внешних витринах торгового объекта, а также обеспечить условия хранения товара.

Изготовитель (исполнитель) обязан указывать стоимость работ и услуг в письменном виде.

Изготовитель обязан устанавливать срок годности, срок хранения товара.[1]

Потребитель имеет право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг).

Не допускается принуждение потребителя на заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг).

Потребитель имеет право на получение полной, достоверной и своевременной информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе). Если предоставление неполной, недостоверной и несвоевременной информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе) повлекло:

- приобретение товара (работы, услуги), не обладающего необходимыми потребителю свойствами, он вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков;

- невозможность использования  приобретенного товара (работы, услуги) по назначению, потребитель вправе  потребовать предоставления в течение трех календарных дней со дня приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги) надлежащей информации. Если информация в указанный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков.

Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при установленных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья и (или) имущества потребителя, окружающей среды. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги), являются обязательными и устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании.

Потребитель имеет право на свободный выбор товара (работы, услуги), не изъятого из гражданского оборота или не ограниченного в обороте, в удобное для него время с учетом режима работы продавца (изготовителя, исполнителя).[1]

При продаже товара по образцу и (или) описанию потребитель имеет право на получение товара, который соответствует образцу и (или) описанию. Договор считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в договоре, если место договором не определено – с момента доставки товара по месту жительства гражданина или месту нахождения юридического лица.

Когда продажа товара производится с использованием автоматов, владелец автоматов обязан довести до покупателей информацию о товаре (наименование, количество, цена за единицу товара и др.), продавец товара путем помещения на автомате или предоставление покупателям иным способом сведений о наименовании продавца, месте его нахождения, режиме работы, а также о действиях, которые необходимо совершить покупателю для получения товара. [5]

Если потребитель при заключении договора поставил в известность продавца (исполнителя) о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), он имеет право на получение товара (работы, услуги) надлежащего качества, пригодного для использования в соответствии с этими целями.

Потребитель имеет право на проверку качества, комплектности, веса, объема, количества, размеров приобретаемого товара (работы, услуги), на проведение в его присутствии проверки свойств или демонстрации правильного и безопасного использования товара, если это не исключено ввиду характера товара.[6, с.278]

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

1) соразмерного уменьшения покупной цены;

2) безвозмездного устранения недостатков  товара.

В случае, когда продавец товара ненадлежащего качества не является его изготовителем, требования, указанные в подпунктах 2), 4) и 5) настоящего пункта, могут быть предъявлены по выбору покупателя к продавцу либо к изготовителю;

3) возмещения своих расходов  на устранение недостатков товара;

4) замены на товар аналогичной  марки (модели, артикула);

5) замены на такой же товар  другой марки (модели, артикула) с  соответствующим перерасчетом покупной цены;

6) расторжения договора и возврата  уплаченной за товар денежной  суммы.

Право на возмещение причиненных убытков остается за потребителем независимо от выбранного им требования, указанного в подпунктах 1) - 6) настоящего пункта.

Право требовать возмещения убытков (вреда), причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потребителем независимо от вины продавца (изготовителя, исполнителя) и от того, состоял ли он с ним в договорных отношениях или нет.

Потребитель имеет право на возмещение убытков (вреда), причиненных его жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), в полном объеме. [1]

 

 

2.2 Право на защиту своих прав в гражданском процессе

 

 

Право на обращение в суд и другие уполномоченные государственные и общественные органы

В целях защиты своих прав и законных интересов граждане имеют  право обращаться по собственной инициативе с претензией к производителю или  продавцу продукции (работ и услуг) ненадлежащего качества, либо реализуемой по  завышенным ценам. В случае отказа устранить нарушения и возместить причиненный  ущерб в добровольном порядке потребитель имеет право обратиться с иском в суд.  При этом цена иска значения не имеет.

Для обеспечения права потребителя на надлежащее качество  продукции, работ и услуг и достоверность информации о них контроль качества  осуществляется специально уполномоченными государственными органами  и др.[7]

Общественные объединения потребителей осуществляют деятельность, направленную на реализацию и защиту прав потребителей.

Общественные объединения потребителей могут объединяться в ассоциации (союзы) в соответствии с законодательством Республики Казахстан об общественных объединениях.[1]

Защита потребителей осуществляется путем:

- признания этих прав;

- восстановления положения, существовавшего  до нарушения права, и  пресечения  действий, нарушающих право;

- присуждения к исполнению обязанностей в натуре;

- прекращения или изменения  правоотношения;

- взыскания с лица, нарушившего  право, причиненных убытков, а в  случаях, предусмотренных Законом  или договором, неустойки (штрафы, пени), а  также иными способами, предусмотренными  Законом.

Информация о работе Защита прав потребителей в гражданском процессе