Государство и право. Их роль в жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 00:48, лекция

Краткое описание

С тех пор как человечество в ходе исторического развития стало на путь регулирования социальных связей (как внутренних, так и внешних), возник вопрос о том, что представляет собой организованное подобным образом сообщество людей. Взгляды на государство и его происхождение менялись в каждую историческую эпоху в зависимости от интересов и потребностей общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_po_pravu.docx

— 141.26 Кб (Скачать файл)

Каждая  из теорий права отражает какую-то грань  его сущности. Право – это одна из форм общественного сознания и социальной регуляции, выраженная в юридических нормах, воплощающихся в системе реально существующих прав и обязанностей участников регулируемых общественных отношений.

Признаки права. Под признаками права понимается ряд отличительных черт, которые выражают его специфику и выделяют право среди других регулятивных образований, например правил этикета, нравственных установок, технических норм, стандартов и т.д.

Основные  признаки права:

1. Право есть результат правотворческой  деятельности исключительно соответствующих  органов государственной власти (парламент, правительство, президент). Негосударственные структуры или  общественные объединения не  имеют таких полномочий.

2. Право  имеет общеобязательный характер  для всех граждан независимо  от идеологических, религиозных,  личностных убеждений, классовой  или социальной принадлежности. Действие права распространяется  на всю территорию государства  (единое правовое пространство).

3. Исполнение  норм права обеспечивается и  гарантируется государством в  лице его компетентных органов,  в том числе с помощью официальных  форм принуждения. Все иные  нормы (например, моральные) могут  лишь поддерживаться государством. Соблюдение гражданами норм морали  государство не обеспечивает  и тем более не вправе применять  меры государственного воздействия  за их несоблюдение.

4. Право  является инструментом государственного  аппарата, позволяющим ему исполнять  свои властные полномочия.

5. Основным  свойством права является нормативность.  Это значит, что право может  быть выражено только в письменной  форме и только в специально  предназначенных для этого официальных  документах, исходящих от уполномоченных  государством органов печати.

Функции права в целом соответствуют функциям государства, но имеют свою специфику. Чаще всего выделяют две функции права: регулятивную и охранительную.

Регулятивная функция заключается в упорядочении общественных отношений. Она подразделяется на подфункции:

1. Регуляция  экономических отношений, связанных  с перераспределением собственности,  ведением хозяйственной и предпринимательской  деятельности.

2. Регуляция  политических отношений в сфере  государственной и общественной  деятельности (юридическая регистрация  партий, общественных объединений,  законодательная регламентация  и контроль избирательных кампаний, референдумов и т.д.). Говоря о  связи права и политики, важно  подчеркнуть, что право является  юридическим обоснованием существующей  в государстве политической власти. Без юридического обоснования  никакая власть существовать  не может. Она становится нелегитимной.

3. Регуляция  социальных отношений представляет  собой государственно-властные предписания,  регулирующие поведение людей  в обществе.

4. Регуляция  мировоззренческих ориентации личности относится к сфере субъективного права.

Охранительная функция права заключается в пресечении и предотвращении противоправного поведения и защите позитивных отношений. Действие этой функции выражается:

а) в определении  запретов;

б) в установлении юридических санкций за возможное  неправомерное поведение;

в) в применении юридических санкций за совершенные  неправомерные деяния

Иногда  выделяют и третью функцию права – воспитательную, или, как ее еще называют, предупредительную. Она осуществляется путем информирования населения о неблагоприятных последствиях, которые могут наступить в случае нарушения норм права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 2.    Норма права и нормативно-правовые акты.

 

2.1. Понятие и признаки нормы права.

2.2. Структура и виды правовых  норм.

2.3. Нормативно-правовые акты,  их  виды. Действия нормативно-правовых  актов во времени и пространстве.

 

 

2.1. Понятие и признаки нормы  права.

Говорить  о праве как способе регуляции  общественных отношений можно лишь тогда, когда право оказывает  реальное воздействие на определенные области этих отношений. Право только тогда право, когда оно действует  и когда его действие приносит результат. По аналогии с тем, как  движение есть способ существования  материи, способом существования права  является его результативное действие в системе общественных отношений. Однако наличие способа существования  не есть еще само существование. В  отличие от материи право не является объективной реальностью. Реальность права субъективна, ибо оно не может существовать вне человеческого  сознания.

Но для  того, чтобы право было воспринято сознанием, оно должно быть материально  оформленным. По аналогии с тем, как  формой существования материи являются пространство и время, так и формой существования (выражения) права являются письменно .оформленные официальные документы, исходящие от государственных органов и содержащие нормы права. Таким образом, форма права – выраженная вовне и закрепленная в законах воля государства (которое в идеале должно быть выразителем воли народа).

Норма права – государственно-властное предписание, общеобязательное правило, направленное на регулирование общественных отношений. Норма – это «первокирпичик» права, атомарная его частица. Процесс формирования правовой нормы состоит из трех стадий:

1. Возникновение правовой идеи. Например, еще в первобытном обществе созрела идея о неприкосновенности личности. Механизм и предпосылки зарождения правовых идей изучает теория права.

2. Формулирование правовой нормы. На этой стадии идет процесс синтеза существующих в общественном сознании правовых идей и поиск средств их формализации, изучение порядка и принципов разработки правовых норм, определение процедуры их принятия и т.д. Образно говоря, это стадия «производства» правовых норм.

3. Введение в действие правовой нормы означает ее активное применение в реальных общественных отношениях с целью их регулирования.

 

2.2. Структура и виды правовых  норм.

 

Структура нормы права – это ее составные части, конструкция которых может быть представлена в виде следующей схемы: «Если..., то..., иначе...». Непосредственно в такой формулировке нормы права могут и не встречаться, но данная внутренняя логическая схема обязательно подразумевается. Составные части нормы права определены следующими терминами: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза – часть правовой нормы, содержащая указания на обстоятельства, при которых следует руководствоваться данной нормой.

Диспозиция – часть правовой нормы, указывающая, каким может или должно быть поведение субъекта права при наличии условий, указанных в гипотезе.

Санкция – часть правовой нормы, в которой указываются меры государственного воздействия, применяемые в случае невыполнения предписаний, содержащихся в диспозиции.

Таким образом, в классическом праве правовая норма  может выглядеть примерно так: если одно лицо по договору займа получило от другого лица денежную сумму, то должник обязан вернуть причитающуюся с него сумму в назначенный срок, иначе дело будет рассматриваться в судебном порядке.

Однако  не всегда в структуре правовой нормы  можно выделить диспозицию или гипотезу. Иногда диспозиция совпадает с гипотезой, но она обязательно содержится в  норме. Смысл и содержание диспозиции в таком случае выводится из контекста  нормы, например, ст.158 Кодекса об административных правонарушениях: «Мелкое хулиганство... влечет наложение штрафа или исправительные работы». Гипотеза: если кто-то нарушает общественный порядок.

Обозначенные части  правовой нормы могут быть простыми, сложными и альтернативными.

Части правовой нормы считаются простыми, если они указывают только на одно условие действия нормы, содержат только одно предписание, как действовать в этих условиях, и предполагают применение только одного вида наказания за невыполнение предписаний.

Части правовой нормы считаются сложными, если они указывают на два и более условия, при которых норма применяется, а также содержат несколько вариантов поведения в указанных условиях и предусматривают наступление двух и более видов наказания одновременно (например, лишение свободы и конфискация имущества).

Части правовой нормы считаются альтернативными, если они дают возможность выбора условий, при которых норма может применяться, а также содержат несколько вариантов поведения на усмотрение лица и предусматривают несколько видов наказания, только одно из которых может быть применено.

Виды норм права определяются по характеру содержащихся в нормах правил поведения. По этому признаку выделяют три вида норм права:

1. Диспозитивные (управомочивающие). Предоставляют участникам отношений определенный объем прав, которыми они при желании могут пользоваться. Например, граждане имеют право на судебную защиту, но законодатель предоставляет им право самим решать возникающие между ними спорные вопросы без обращения в суд.

2. Императивные (обязывающие). Устанавливают для участников общественных отношений непременное требование придерживаться определенного поведения. Ключевыми словами таких норм являются: «должен"», «обязан». Например, ст.57 Конституции РФ: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

3. Запрещающие, т.е. устанавливающие обязанность лица воздержаться от определенных действий или бездействия.

Способы изложения правовых норм.

1. Прямой способ изложения. Суть его в том, что в содержании самой нормы дается подробная характеристика правил поведения, указывается на все обстоятельства, при которых можно совершать те или иные действия, а также дается полный перечень мер воздействия за неисполнение этой нормы. Например, ст.129 Уголовного кодекса РФ «Клевета».

2. Отсылочный способ изложения состоит в том, что содержание статьи полностью не раскрывается, а дается ссылка на другие статьи, конкретизирующие ее требования. Например, ст.258 ГК РФ: «При прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов... общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным ст.252 и 254 настоящего Кодекса».

3. Бланкетный способ изложения. При этом статья представляет собой как бы незаполненный бланк, который «заполняется» при обращении к другим нормативным актам. Статья не отсылает к конкретным нормам и не указывает нормативного акта. Например, ст.22 Трудового Кодекса РФ: «Работодатель имеет право: ... осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами».

 

2.3. Нормативно-правовые акты,  их  виды. Действия нормативно-правовых  актов во времени и пространстве.

 

Содержание  норм права выражается в статьях. Совокупность статей, сгруппированных  по определенным принципам, представляет отдельный нормативно-правовой акт. Термин «акт» в юриспруденции понимается в двух смыслах: 1) как правотворческое действие органов государственной власти; 2) как официальный документ, закрепляющий (устанавливающий) результаты тех или иных действий либо предписывающий, обязывающий или запрещающий совершать те или иные действия. Термин «нормативный» означает, что данный официальный документ (акт) содержит нормы права. Термин «правовой» является синонимом термина «юридический». Поэтому иногда правовой акт называют нормативным юридическим актом.

Нормативно-правовой акт – содержащий юридические нормы официальный документ, который создается в результате правотворческой деятельности государства или всенародного волеизъявления (референдума). Нормативно-правовой акт является основной формой права. Кроме нормативно-правовых актов, формами права являются санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный договор.

Санкционированному обычаю государство придает обязательное значение и соблюдение его гарантирует своей принудительной силой. В настоящее время такая форма права почти не используется.

Судебный прецедент – придание конкретному решению суда обязательного значения. На это решение суда можно ссылаться как на статью закона при решении аналогичных дел. Само слово «прецедент» переводится как «факт, имевший пример в прошлом». Такая форма права широко распространена в Великобритании. В Российской Федерации судебный прецедент не является формой права.

Нормативный договор – это либо международный договор, либо договоры о разграничении предметов ведения между субъектами федерации. Данная форма права больше относится к выполнению внешних функций государства и к организации формы государственного устройства.

Некоторые теоретики права, характеризуя нормы  права, называют их источниками права. Они считают, что государство первично по отношению к праву, а нормативно-правовой акт – результат правотворческой деятельности государства, которое порождает право. Это точка зрения представителей нормативистской теории права. Но если исходить из точки зрения, согласно которой процессы возникновения права и государства происходили одновременно, то можно утверждать, что подлинными источниками права являются не нормы права, а правовые идеи, зарождавшиеся в недрах общественной жизни людей. К источникам права можно отнести традиции, обряды, обычаи, регулировавшие отношения в обществе на ранних этапах развития человечества. Все это дает основание говорить о нормативно-правовых актах как о формах права (т.е. как о чем-то вторичном, производном от чего-то), а не как об источниках права (т.е. как о чем-то первичном, исходном). Хотя в силу сложившейся традиции большинство теоретиков права не делают различий между формами права и источниками права, считая, что это две ипостаси одного и того же.

Информация о работе Государство и право. Их роль в жизни общества